Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области»

7
0
Материал опубликован 25 February 2021 в группе

Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области»

Автор: Баландина Елена Александровна,

учитель математики и информатики

МКОУ «Берёзовская СОШ»

Челябинская обл, Увельский район

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. К таким методам относятся метод веб-кестов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а так же защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).

Информационно-методические условия реализации основных образовательных программ с учётом комплекса региональных особенностей включают требование укомплектованности ОО печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана. Однако электронные ресурсы, в которых отражены региональные особенности имеются в недостаточном количестве, Интернет-ресурсы не имеют чёткой систематизации. Одним из решений данного противоречия могла бы стать образовательно-информационная навигация в сети Интернет с применением технологии веб-квестов, которая, к сожалению, применяется педагогами крайне редко.

В результате появился информационный продукт «Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области», который позволит учителю осуществлять конструирование предметной линии с учётом НРЭО Челябинской области, а обучающимся самостоятельно изучить особенности Южного Урала, используя Интернет-ресурсы, систематизированных по темам. Сайт «Лабиринты Южного Урала» размещён по адресу: http://obrazovanie20179.wixsite.com/labirint

Новизна инновационного проекта в прикладном плане заключается в создании авторского электронного Интернет-ресурса, не имеющего аналогов в сети Интернет, который по мере реализации будет расширяться в тематическом и содержательном плане.

В основе реализации инновационного проекта лежит метод веб-квеста. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является мультимедийная презентация, буклет, газета, публикация работ обучающихся в виде веб-страниц Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме. Формат урока с использованием веб-квеста ориентирован на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.

Проект является современным средством использования ИКТ-технологий в целях создания урока ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.

Работа с веб-квестами направлена:

- на формирование представлений о Челябинской области как самобытном регионе Российской Федерации, осознании роли региона в жизни страны;

- на формирование представления об историческом, природном и культурном многообразии региона «Южный Урал»;

- на формирование готовности к сохранению природного, исторического и культурного наследия Челябинской области.

Веб-квесты систематизированы по темам. Структура сайта, учебные задачи и ролевые группы представлены в таблице.

Название

веб-квеста

Ролевые группы


Учебная задача

«Лабиринты истории»

Археологи, историки, этнографы


Изучить периоды формирования Древнего Урала, основные события, повлиявшие на развитие Южного Урала, историю заселения Южного Урала.

«Уральский перекрёсток»

экспедиция 1

экспедиция 2

Установить где проходят границы между Европой и Азией, между Уралом и Сибирью.

«У Хозяйки Медной горы»

Геммологи, геологи

Провести исследование геологического развития Урала, установить месторождения полезных ископаемых в Челябинской области

«Водные лабиринты»

Гидрологи

Экологи

Провести исследование водных ресурсов Челябинской области.

«Лабиринты флоры»

Флористы

Экологи

Провести исследование флоры Челябинской области

«Лабиринты фауны»

Зоологи Энтомологи Орнитологи Ихтиологи

Провести исследование фауны Челябинской области

«Заповедные тропы Урала»

Экспедиционные отряды по направлениям

Изучить особенности заповедников и национальных парков Челябинской области

«Лабиринты судеб»

Историки

Политики

Деятели культуры

Учёные

Промышленники

Изучить биографию известных земляков, внесших вклад в развитие Челябинской области

«Опорный край»

Промышленники

Военные

Мастера

Изучить экономические особенности Челябинской области

«Лабиринты культуры»

Архитекторы

Деятели культуры

Историки

Уральские мастера

Изучить культуру Южного Урала


Веб-квесты можно использовать как часть самостоятельной работы на

уроке и во внеурочное время для закрепления знаний, самопроверки.

Каждый веб-квест содержит краткую информацию, вопросы и задания, инструкцию, критерии оценки, ссылки на Интернет-ресурсы.

Результаты веб-квестов могут быть представлены в форме устных сообщений, виртуальной газеты, презентации, буклета.

Для апробации веб-квестов были привлечены обучающиеся 5 - 11 классов МКОУ «Берёзовская СОШ» – всего 50 человек.

Апробация предусматривала несколько этапов:

Тестирование обучающихся с целью выявления их знаний о Челябинской области.

Включение в процесс обучения на уроках информатики и ИКТ, географии, биологии, истории работу с веб-квестами.

Итоговый тест по материалам веб-квестов. Сам тест также размещён на сайте.

В результате реализации проекта обучающиеся расширили свои знания о национальных, региональных и этнокультурных особенностях Челябинской области.

Обучающиеся совершенствовали свои умения:

работать с веб-квестами;

работать с информационными ресурсами;

создавать мультимедийные продукты и сетевые проекты.

Использование сборника образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» даст определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличится объём изучаемого на уроке материала, сформируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения.

Во-вторых, у обучающихся повысится уровень ИКТ-компетентности.  

В-третьих - обучающиеся получат более прочные знания и умения по предмету, узнают о национальных, региональных и этнокультурных особенностях Челябинской области.

Проект имеет циклический характер. Использование веб-квестов возможно во всех классах начального, основного и среднего общего образования. По мере расширения в каждом классе зоны ближайшего развития, обучающиеся приобретают новые знания, следовательно, содержание сайта тоже будет расширяться. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий каждого веб-квеста может быть стартом для исследовательской и проектной деятельности, может интегрироваться в другие предметные области.

Таким образом, результаты проекта положительно скажутся на качестве образования обучающихся и их знаниях о родном крае. инновационный проект «Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» содержательно и методологически соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности. В этом и заключается инновационная идея проекта и его востребованность в реальной педагогической практике.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.