Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области»
Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области»
Автор: Баландина Елена Александровна,
учитель математики и информатики
МКОУ «Берёзовская СОШ»
Челябинская обл, Увельский район
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. К таким методам относятся метод веб-кестов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а так же защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).
Информационно-методические условия реализации основных образовательных программ с учётом комплекса региональных особенностей включают требование укомплектованности ОО печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана. Однако электронные ресурсы, в которых отражены региональные особенности имеются в недостаточном количестве, Интернет-ресурсы не имеют чёткой систематизации. Одним из решений данного противоречия могла бы стать образовательно-информационная навигация в сети Интернет с применением технологии веб-квестов, которая, к сожалению, применяется педагогами крайне редко.
В результате появился информационный продукт «Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области», который позволит учителю осуществлять конструирование предметной линии с учётом НРЭО Челябинской области, а обучающимся самостоятельно изучить особенности Южного Урала, используя Интернет-ресурсы, систематизированных по темам. Сайт «Лабиринты Южного Урала» размещён по адресу: http://obrazovanie20179.wixsite.com/labirint
Новизна инновационного проекта в прикладном плане заключается в создании авторского электронного Интернет-ресурса, не имеющего аналогов в сети Интернет, который по мере реализации будет расширяться в тематическом и содержательном плане.
В основе реализации инновационного проекта лежит метод веб-квеста. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является мультимедийная презентация, буклет, газета, публикация работ обучающихся в виде веб-страниц Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме. Формат урока с использованием веб-квеста ориентирован на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.
Проект является современным средством использования ИКТ-технологий в целях создания урока ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.
Работа с веб-квестами направлена:
- на формирование представлений о Челябинской области как самобытном регионе Российской Федерации, осознании роли региона в жизни страны;
- на формирование представления об историческом, природном и культурном многообразии региона «Южный Урал»;
- на формирование готовности к сохранению природного, исторического и культурного наследия Челябинской области.
Веб-квесты систематизированы по темам. Структура сайта, учебные задачи и ролевые группы представлены в таблице.
Название веб-квеста | Ролевые группы | Учебная задача |
«Лабиринты истории» | Археологи, историки, этнографы | Изучить периоды формирования Древнего Урала, основные события, повлиявшие на развитие Южного Урала, историю заселения Южного Урала. |
«Уральский перекрёсток» | экспедиция 1 экспедиция 2 | Установить где проходят границы между Европой и Азией, между Уралом и Сибирью. |
«У Хозяйки Медной горы» | Геммологи, геологи | Провести исследование геологического развития Урала, установить месторождения полезных ископаемых в Челябинской области |
«Водные лабиринты» | Гидрологи Экологи | Провести исследование водных ресурсов Челябинской области. |
«Лабиринты флоры» | Флористы Экологи | Провести исследование флоры Челябинской области |
«Лабиринты фауны» | Зоологи Энтомологи Орнитологи Ихтиологи | Провести исследование фауны Челябинской области |
«Заповедные тропы Урала» | Экспедиционные отряды по направлениям | Изучить особенности заповедников и национальных парков Челябинской области |
«Лабиринты судеб» | Историки Политики Деятели культуры Учёные Промышленники | Изучить биографию известных земляков, внесших вклад в развитие Челябинской области |
«Опорный край» | Промышленники Военные Мастера | Изучить экономические особенности Челябинской области |
«Лабиринты культуры» | Архитекторы Деятели культуры Историки Уральские мастера | Изучить культуру Южного Урала |
Веб-квесты можно использовать как часть самостоятельной работы на
уроке и во внеурочное время для закрепления знаний, самопроверки.
Каждый веб-квест содержит краткую информацию, вопросы и задания, инструкцию, критерии оценки, ссылки на Интернет-ресурсы.
Результаты веб-квестов могут быть представлены в форме устных сообщений, виртуальной газеты, презентации, буклета.
Для апробации веб-квестов были привлечены обучающиеся 5 - 11 классов МКОУ «Берёзовская СОШ» – всего 50 человек.
Апробация предусматривала несколько этапов:
Тестирование обучающихся с целью выявления их знаний о Челябинской области.
Включение в процесс обучения на уроках информатики и ИКТ, географии, биологии, истории работу с веб-квестами.
Итоговый тест по материалам веб-квестов. Сам тест также размещён на сайте.
В результате реализации проекта обучающиеся расширили свои знания о национальных, региональных и этнокультурных особенностях Челябинской области.
Обучающиеся совершенствовали свои умения:
работать с веб-квестами;
работать с информационными ресурсами;
создавать мультимедийные продукты и сетевые проекты.
Использование сборника образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» даст определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличится объём изучаемого на уроке материала, сформируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения.
Во-вторых, у обучающихся повысится уровень ИКТ-компетентности.
В-третьих - обучающиеся получат более прочные знания и умения по предмету, узнают о национальных, региональных и этнокультурных особенностях Челябинской области.
Проект имеет циклический характер. Использование веб-квестов возможно во всех классах начального, основного и среднего общего образования. По мере расширения в каждом классе зоны ближайшего развития, обучающиеся приобретают новые знания, следовательно, содержание сайта тоже будет расширяться. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий каждого веб-квеста может быть стартом для исследовательской и проектной деятельности, может интегрироваться в другие предметные области.
Таким образом, результаты проекта положительно скажутся на качестве образования обучающихся и их знаниях о родном крае. инновационный проект «Сборник образовательных веб-квестов «Лабиринты Южного Урала» содержательно и методологически соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности. В этом и заключается инновационная идея проекта и его востребованность в реальной педагогической практике.