12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Силина Алина Алексеевна18
2

Сборник разноуровневых заданий как средства формирования орфографических умений у обучающихся 2 класса на уроках русского языка

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»












Сборник разноуровневых заданий как средство формирования орфографических умений у обучающихся 2 класса на уроках русского языка

t1685362027aa.png




t1685362027ab.gif

Камышлов, 2023

Сборник разноуровневых заданий как средство формирования орфографических умений у обучающихся 2 класса на уроках русского языка / сост. Силина А.А – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 2023.

Руководитель: Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Рецензент: Краснопёрова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Макеева Л.В., учитель начальных классов первой категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Юшалинская средняя общеобразовательная школа № 25»

Сборник разноуровневых заданий как средства формирования орфографических умений у обучающихся 2 класса на уроках русского языка, предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей «Преподавание в начальных классах». Использовать сборник заданий целесообразно как на урока русского языка для организации деятельности обучающихся 2-х классов, так и при выполнении домашнего задания для формирования орфографических умений.





©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023

























t1685362027ab.gif


Оглавление

Пояснительная записка……………………………….…………………

3

Условные обозначения…………………………………..………………..

6

Задания по теме:


«Что такое текст рассуждение?»………………………………….….........

7

«Общее понятие о предлоге»………………………………………...…………

10

«Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?»…………………………………………………………………..……….

13


«Восстановление деформированных предложений»……………………

17

Список литературы………………………………………………………

20



t1685362027ac.png



























Пояснительная записка


Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, — это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Одним из разделов школьного курса Русского языка является «Орфография» – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое значение придает языковому образованию, которое ориентировано «на овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач».

В качестве одного из предметных результатов, зафиксированных во ФГОС НОО, выступает «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».

В ФОП НОО сказано, что одной из целей изучения русского языка является «использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета».

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме

Использование на уроках русского языка разноуровневых заданий позволит организовать процесс формирования орфографических умений на основе учета индивидуальных особенностей личности младшего школьника и сформированности умений.

К заданиям 1 уровня (в соответствии с классификацией орфографических умений, данной выше) относятся задания, направленные на формирование умения видеть изученные орфограммы. В формулировке задания присутствует требование подчеркнуть в словах изучаемую орфограмму. К примеру, подчеркните в словах удвоенные согласные.

К заданиям 2 уровня относятся задания, направленные на формирование умения применять орфографическое правило. В формулировке задания присутствует требование: спишите, вставляя пропущенные буквы.

К заданиям 3 уровня относятся умения объяснять выбор написания орфограммы в устной или письменной форме. В формулировке задания присутствует следующие требования: «докажи», «объясните». К примеру, объясните, как вы будете выбирать букву для каждого слова.

4 уровень. На данном уровне находятся задания, направленные на формирование умения находить и исправлять ошибки. В формулировке задания присутствуют требование исправить ошибку. К примеру, исправьте ошибки, запишите правильно.

Задания, представленные в сборнике:

Предназначены для организации деятельности обучающихся второго класса на уроках русского языка;

Разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

Направлены на формирование орфографических умений, а именно умения видеть изученные орфограммы, умения применять орфографическое правило, умение объяснять выбор написания устно и графически, умения находить и исправлять ошибки.

Основная цель сборника: подбор, разработка и систематизация разноуровневых заданий, направленных на формирования орфографических навыков у обучающихся 2 класса на уроках русского языка.

Основные задачи:

подбор и разработка разноуровневых заданий, направленных на формирование орфографических умений

систематизация заданий по уровням.

оформление сборника разноуровневых заданий, направленных на формирование орфографических умений.

Сборник заданий включает в себя задания по темам «Что такое текст рассуждение?», «Общее понятие о предлоге», «Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?», «Восстановление деформированных предложений»

t1685362027ad.png







Условные обозначения


Условное обозначение

Расшифровка



t1685362027ae.png



Задание 1 уровня



t1685362027af.jpg



Задание 2 уровня

t1685362027ag.png



Задание 3 уровня



t1685362027ah.jpg



Задание 4 уровня











Тема: «Что такое текст рассуждение?»

1t1685362027ai.png уровень

Прочитайте, определите тип текста. Синим карандашом подчеркните слово с разделительным мягким знаком.

Я очень люблю весну! Во-первых, весной природа просыпается. Набухают почки на деревьях, тает снег. Во-вторых, прилетают птицы с юга и вокруг слышно их пение. В-третьих, весной много праздников -восьмое марта. Вот почему я люблю весну.

t1685362027aj.jpg

2 уровень

Прочитайте. Найдите границы пяти предложений. Запишите любые два предложения обозначая их начало и конец. Вставьте пропущенные орфограммы. Прочитайте ещё раз. Составляют ли предложения текст-рассуждение?

Кто видел цветущую б..рёзу это бывает в мае лист..я берёзы ещё мален..кие, а на концах веток появляются кори…ево-золотые серёжки хороша берёзка в серёжках она вся золотится, как будто в солне…ом д..жде

t1685362027ak.png

3 уровень

Спишите отрывок, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание выделенных слов. Озаглавьте текст. Докажите, что это текст-рассуждение.

Дятел — это л_сной лекарь, потому что они лечат д_рев_я. Б_льшую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, ж_вущими в к_ре и под к_рой д_рев_ев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вр_дителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет ж_ть. Вот почему назыв_ют дятла лесным лекарем.


4t1685362027al.jpg уровень

Определите тип текста. Найдите слова с ошибкой, исправьте и запишите их через запятую.

Мы недавно ездили с классом в цирк. Мене так понравилось. Во-первых, нас встречают ортисты и показывают водное шоу. Во-вторых, выступаюи животные. На шаре танцует слонёнок макс. Хлопает в ладошы тюлен алик. На пони мчатся мартышка аришка и кошка тишка. В-третьих, за просмотром выступления можно было есть вкусный попкорн. Вот почему мне понравилось в цирке.


1t1685362027ai.png уровень

Прочитайте текст. Найдите и выпишите четыре слова с проверяемой согласной.

Наконец-то пришла весна. Прощай, пушистый снег. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, а значит скоро вернуться перелётные птицы. Ласточки рады его тёплым лучам. Они весело щебечут в берёзовой роще. На полянке появляются первые цветы. Я так рада, весне, потому что за весной скоро придёт лето.

t1685362027aj.jpg

2 уровень

Прочитайте. Определите тип текста. Вставьте пропущенные орфограммы.

«Жаворонок»

В конце марта на полях появились ш..рокие проталины. На припёке среди прошлогодней травы сидела пёстрен..кая пти…а с небольшим хохолком на голове. Вдруг она стрелой взмыла в небесную выш..ну. Над полями и дальним лесом весело зазвенела весенняя песня жаворонка



3t1685362027ak.png уровень

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Докажите, что перед вами не текст-рассуждение.

Ра.. р..бята пошли в лес. За ними поб..жал щенок. Вдру.. щенок увид..л ..жа и зала..л. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и уб..жал.

t1685362027al.jpg

4 уровень

Прочитайте текст. Вставьте необходимые по смыслу предлоги. Докажите, что данный текст является текстом-рассуждением. Найдите ошибки в выделенных словах! Запишите текст в исправленном виде. А как думаешь ты, почему нельзя поджигать сухую траву? Запишите два предложения.

Почему весной нельзя поджегать старую траву? Вместе … тровой сгорает плодородный слой зимли.пажаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать … огня тем, чьи дома находятся … траве. Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет!















Тt1685362027ai.png ема: «Общее понятие о предлоге»

1 уровень

Пt1685362027am.png рочитайте. Рядом напишите словосочетания по образцу. Выделите приставку, подчеркните зелёным карандашом предлоги.

(Образец: нагрудная повязка- повязка на грудь)

Нарукавная повязка – ... .

Настенный календарь – ... .

Заработная плата – ... .

Заречная сторона – ... .

Подземный переход – ... .

Довоенные годы – ... .

Подводные камни – ... .

Загородная поездка – ... .

Предрассветный час – ... .

t1685362027aj.jpg

2 уровень

Сt1685362027am.png оставьте и напишите словосочетания, правильно употребляя предлоги. Выделите приставки, предлоги со словом. Выделите синим карандашом безударные гласные. (Образец: дозвониться до друга)

Добрести (до, в)

Выехали (из, с)

Зацепился (за, о)

Выполз (от, из)

Город

село

скатерть

нора








3t1685362027ak.png уровень

Прочитайте текст. Вставьте необходимые по смыслу предлоги Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограммы в выделенных словах.

Гусенич..ка поползла ____ дерево. Ствола __ ветку, __ ветки веточ..ку, __веточ..ки_____ листок. Вынула __ брюшка шелковую ниточ..ку и стала обматываться. Трудилась долго и сделала кокон. Там тепло и темно. ___ коконе Гусенич..ка уснула.

t1685362027al.jpg

4 уровень

Найдите слова с ошибкой, исправьте и запишите слова через запятую. Найдите и выделите предлоги вместе с словом во втором и третьем предложении, а также слова с непроверяемой гласной.

(Образец: На реке)

Сабака – друг человека. Во-первых, она спосает людей в горах, при пажарах. Во-вторых, памогает в работе. Собака может быть постухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ. Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.

t1685362027ai.png

1 уровень

Сt1685362027am.png пишите, раскрывая скобки. Распределите слова на две группы. Слова с приставкой выдели синим карандашом, а слова с предлогом зелёным

(На столе)

(С)бежать (с)горы

(От)резать (от)торта

(От)гадать (за)гадку

(Про)читать (в)газете

(По)ставить (на)стол

(Про)лететь (над)полем


2t1685362027aj.jpg уровень

Спишите, раскрывая скобки. Выделите предлоги. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочное слово. (образец: По берегу)

(По)бледному небу клоч..ями (по)висли м..хнатые облака. В..да (под)к..лесами (за)пенилась и (по)б..жала (через) омут. (Раз)в..рнуласьдуш..стая ч..ш..чка ландыша. Ж..лтел и з..л..тился лист (в)л..су.


3t1685362027ak.png уровень

Прочитайте текст. Вставьте предлоги по смыслу (из, с, с, на). Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните написание выделенных слов.

Пришла шумная весна. Звонко поют птич..и. __ сучка __ сучок скачет рыжая белоч..а. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. __ разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружоч..ами зеленеют коч..и __ бруснич..иком.

t1685362027al.jpg

4 уровень

Спишите. Исправьте ошибки. Вставьте необходимые по смыслу предлоги.

... залатые осенние дни готовились .. отлёту журовлей. Пакружылись ани ... рикой, ... радным болотом. Вот потинулись птицы … далние страны. … востоке покозалась ранняя зорька. Скоро поднимется … рикой висёлое солнце.







Тема «Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?»

1t1685362027ai.png уровень

Озаглавьте текст. Спишите отрывок. Найдите предлоги и выделите простым карандашом. Зелёным карандашом подчеркните орфограммы в первом и в третьем предложении

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?

t1685362027aj.jpg

2 уровень

Разделите слова на две группы. Запишите отдельно существительные с приставками и существительные с предлогами.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник, встретился (по) дороге, (по) дорожник, гриб ( под) берёзкой, (под) берёзовик, цветок распустился (под) снегом, (под) снежник , прогулка (за) город, (за) городная прогулка.

t1685362027ak.png

3 уровень

Прочитайте. Какой предлог или предлоги пропущены в предложении? Объясните свой выбор. Выделенные слова разделите для переноса.

Сидела_____ клетке, распевала _____ дереве, играли _____ беседке, шли ______ тропинке, гуляла ______ подругой, говорили_____ фильме.








4t1685362027al.jpg уровень

Прочитайте. Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно. Объясните написание выделанных слов.

А зои мимозы, у зины розы.

зоя в зины взяла мимозу,

зна до зои закупила розы.

t1685362027ai.png

1 уровень

Причитайте текст. Выделите в тексте предлоги. (Образец: На море)

Хорошо в лесу весной. Ребята идут в лес по тропинке. Молодые листочки появились на деревьях. Птичьи голоса звоном разносятся в лесу.

t1685362027aj.jpg

2 уровень

Прочитайте, раскрывая скобки. Вставьте устно подходящий по смыслу предлог. Разделите выделенные слова для переноса.

Птицы (в,на) клетке ,листики (на,в) ветке ,кошка (на,под) столом ,садик (на,за) углом ,книжка (у,с) подруги ,песенка (о,за) друге , заяц (без, с) хвоста, устный счёт (до,за) ста.

t1685362027ak.png

3 уровень

Прочитайте. Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор. Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги. Вставьте пропущенные буквы, выделите безударную гласную. (Образец: в тени)

1. Дети гуляли … лесу. 2. В..сной птицы летят … юга … север, а осенью - севера … юг. 3. Лебеди л..тели … морем. 4. Хлеб п..кут … муки. 5. Мы ч..тали книгу … животных.





4t1685362027al.jpg уровень

Прочитайте текст. Скажите, правильно ли употреблены предлоги. Исправьте ошибки и запишите текст. Дополните текст двумя предложениями

Стол

Мама накрыла стол красивой скатертью. Лампа висит у стола. Ваза с цветами стоит под столом. За столом стоят чашки. Мама налила на чашки чай.

t1685362027ai.png

1 уровень

Почитайте. Найдите предлог. Подберите к предлогам слова и запишите.

А, к, и, з, на, л, от, м, ро, ту, в,

над, та, ке, под, пу, ор, по, ов.

t1685362027aj.jpg

2 уровень

Сt1685362027an.png пишите, правильно употребляя предлоги и приставки. Выделите приставки и предлоги. Выделите безударную гласную зелёным карандашом. (Образец: на окне).

1) (До) води дело (до) конца. 2) Цветы (под) резали. (под) корень. 3) Тропинка (с) пускалась (с) горы. 4) Ленту (в) плели (в) косу. 5) Лодка (от) плыла (от) берега. 6) Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.

t1685362027ak.png

3 уровень

Вставьте в предложения подходящие по смыслу предлоги и части слова. Выделите предлоги со словами (Образец: на окне). Объясни написание выделенных слов, вставляя пропущенные буквы, если это необходимо.

(в, за) Комар летел комнату. (на, к) Учител.. писал ответ доске. (с, по) Пт..ица летела ветки. (от, за) Корабл.. плыл пристани.



4t1685362027al.jpg уровень

Спишите, исправив ошибки. Напишите два предложения о наступлении весны и возвращении птиц из тёплых стран.

Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их по дорогам. Стали Птицы стайками сабираться. Собрались по кречяли и палители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны.






































Тема: «Восстановление деформированных предложений»


1t1685362027ai.png уровень.

Напиши предложения по порядку. Придумай название для текста. Простым карандашом подчеркните знакомые вам орфограммы.

Малыши играют.

В зеленом парке озеро.

Они увидели Алешу и спрятались.

Там плавает утка с утятами.

t1685362027aj.jpg

2 уровень

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название. Простым карандашом выделите слова на орфограммы жи-ши, ча-ща.

в, птенцы, гнезде, сидят

пищат, громко, они

есть, малыши, хотят

к, мама, ним, летит

она, маленького, несёт, червяка

детей, накормить, птичка, своих, спешит











3t1685362027ak.png уровень

Заполните пропуски в тексте, используя слова для справок. Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните устно написание выделенных слов.

_____________ снег.

Ноч...ю выпал ___________ снег. Он _____________ и ______________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлоп..я. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыл..ца ___________ сугроб. Беру ___________ лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, мален..кий, деревянный, гладкий.

t1685362027al.jpg

4 уровень

Вставьте пропущенные буквы. Исправьте предложения ошибки. Придумайте два предложения.

Мал..чик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной лу..а затопили реку. На тоненьких лист..ях показались ветки. Дети набрали к..стёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.


1t1685362027ai.png уровень

Восстановите деформированный текст. Запишите текст.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

Мальчик сказал правду.

Пришёл отец.

Мальчик разбил дорогую чашку.




2t1685362027aj.jpg уровень

Составьте предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст. Вставьте пропущенные буквы

_________________________________

Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый

На, дл..нная, шерсть, и, пушистая, ней

Кр..сивая, у, мордочка, лисы

Хорош, хвост, особенно

Рыж..ми, на, переливается, со..нце, он, искрами.

t1685362027ak.png

3 уровень

Заполните пропуски в тексте, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните устно написание орфограмм.

____________ перемены в лесу

С приходом _______________ з..мы в лесу всё изменилось. Заснул в ________ норе барсук. Под ______________ кочкой уснула до весны гадюка. _________ куропатка см..нила __________ ___________ одежду на _____________. ____________ ш..бку надел горностай. Только _____________ кончик хвоста выдаёт _______________ зверька.

Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый, з..мний, белый, чёрный, проворный.


4t1685362027al.jpg уровень

Вставьте пропущенные буквы. Исправьте предложения, если в них есть ошибки. Придумайте два-три заголовка к тексту.

_________________________

саду стоит у нас в домик. же там кто живёт? скворец а живёт в домике весёлая птица. голубая крыша у него и длинная ножка. осенью скворец всё поёт, а лето улетает.


Список литературы


Диктанты и изложения по русскому языку URL:https://infourok.ru/diktanty_i_izlozheniya_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa-409665.htm

Природа орфографического навыка URL:https://studbooks.net/1785756/pedagogika/priroda_orfograficheskogo_navyka#:~:text=Русский%20язык%20-%20один%20из,источник%20бесчисленных%20неудач%20и%20огорчений

ФГОС Начальное общее образованиеURL:https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/

Тематические контрольные работы по русскому языку 2 класса URL: https://file.11klasov.net/15147-tematicheskie-kontrolnye-raboty-po-russkomu-jazyku-s-raznourovnevymi-zadanijami-2-klass-v-2-chastjah-ignateva-tv.html

ФОП НОО URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/

















20


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.