Урок русского языка во 2 классе «Совершенствование всех приобретенных орфографических и других умений»
№ 27 апреля русский язык
Тема: Совершенствование всех приобретенных орфографических и других умений.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун».
Цель: систематизация и совершенствование всех орфографических и других умений.
Задачи:
Образовательная: закрепить способы решения известных орфографических задач; повторить изученное о составе слова, тренировать в подборе проверочных слов, самостоятельном поиске орфограмм и объяснении их правописания, продолжить формирование основ орфографического самоконтроля;
Развивающая: формировать положительную мотивацию учебной деятельности; развивать умение сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, трудолюбие, аккуратность, формировать умение работать в коллективе.
Формируемые УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
развитие мотивов учебной деятельности
-формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата
-освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
-установления аналогий и причинно - следственных связей
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
-освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Термины и понятия:
1.Безударный гл.в корне слова, проверяемый ударением.
2. Безударный гл.в корне слова, не проверяемый ударением.
3.Парный по глухости- звонкости, стоящий перед парным по глухости- звонкости в слове.
4. Парный по глухости- звонкости, стоящий на конце слова.
5.Удвоенные согласные в корнях слов.
6.Непроизносимые согласные звуки.
7.Написание разделительного ъ и ь знаков.
8.Правописание приставок и предлогов.
9. Строение слова.
Оборудование: презентация, листы для индивидуальной работы, лист самооценки достижений.
ХОД УРОКА
Этап (цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг. Момент. Само- определение. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
- Ребята, подравнялись. -Я хочу сказать вам доброе здравствуйте, а в ответ хочу услышать теплое здравствуйте! Улыбнулись мне, друг другу. А еще у нас в гостях мудрые гости, поприветствуйте их. - Удобно сели, спинки ровные. - я желаю, чтобы вы помогали друг другу. - решали возникающие проблемы вместе - узнали что-то новое - и самое главное, чтобы у вас было хорошее настроение. -итак, устремимся вперед. |
Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. |
2.Постановка учебной задачи, целей урока. Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого |
- Русский язык так богат и интересен. Изучать его увлекательно и сложно. - Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли строителей. -мы попробуем построить фундамент, который будет построен на основе ваших знаний. Если ваши знания прочные и крепкие, то и он получится прочным и крепким. - Доскажите, пожалуйста, словечко А по русскому у нас Очень сложная программа. Мы в словах из разных фраз Ищем дружно... Ответ: Орфограммы - что такое орфограмма? (несколько формулировок) - основой нашего фундамента будет слово орфограмма (открыть на доске) - прочтите тему нашего урока - чтобы урок был успешным, поставьте цели урока РАБОТАТЬ БУДЕМ ПО ПЛАНУ. Работы много, что ж начнём. |
Читают стихи
Определяют, что предстоит: сформулировать тему урока; планировать свою деятельность |
3.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия |
- прочтите изречение на слайде («Зри в корень») - как вы его понимаете? - какое слово вам может быть непонятным? - куда обратимся за помощью? (читаем в толковом словаре) Чинара - что же означает слово «зри» ? -как объясните изречение теперь? - а что означает слово корень? - это слово многозначное. - нас сегодня интересует корень слова и орфограммы корня (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ) |
Отвечают на вопрос, работают с толковым словарем. |
4.Реализация выбранного проекта. Построение способа действия |
-распределите слова на три группы Цветок, хрупкий, солнце, флаг, вечер, сказка, связать, поздний. - по какому принципу разделили? -запишите их в свой инд. лист по рядам. - как проверить безударную гласную в корне, парный по звонкости-глухости, непроизносимый согласный? (полный ответ) - проверим как вы это научились решать? - у каждого из вас на столе индивидуальный лист с заданиями и лист достижений. Найдите задание №1 и выполните его. ( Проверка по слайду) - оцените свою работу в листе достижений напротив задания № 1.(закрасить) № 2. ( открыли несколько кирпичиков фундамента) НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ: - а следующее задание опять связано с согласными, которые иногда играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся в тетрадке. «Засели слова в домик»: Радос?ный, прекрас?ный, опас?ный, доблес?ный, грус?ный, вкус?ный, ненас?ный, мес?ный, кис?нуть. - кто готов дать ответ? Проверка по слайду. Отметка в листе достижений. ФИЗМИНУТКА: Если в слове приставка - вытягиваем руки вперед, если суффикс- ладошки соединяем над головой и приседаем. № 3.УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ - следующий кирпичик отгадайте: Касса, класс, суббота, ванна, Римма, Эмма, Инна, Анна. Что в словах за орфограмма? (открыть карточку) - Давайте вспомним, что мы знаем об этой орфограмме? (корзина знаний) ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ: Весна была ранняя. К дому вела липовая алея. Мы изучаем руский язык. Мальчики играли в хокей. -все ли слова с удвоенными согласными непроверяемые? № 4. ВОССТАНОВИТЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: Хрш, дрг, всл, блт, бгж, грд, втбс. - что это за слова? - Каким общим словом можно их связать? - Когда можно путешествовать? Знакомство со словом каникулы. Открыли кирпичик. |
Делят слова на группы, обозначают корень, доказывают правильность своего суждения, используя алгоритм.
Заселяют слова в домики по сочетаниям
Выполняют физминутку
Отгадывают загадку
Заполняют корзину идей и исправляют ошибки
Составляют словарные слова и обобщают, знакомятся с новым словом. |
-отгадав слова в пропусках, вы узнаете где еще в словах есть орфограммы У корня в недругах представь –ка Есть дама гордая -_________________ А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним. За корнем_______________ Обогрел местечко, Не словом угодил А лишь словечком Река большая Превратиться в речку, Лес – в лесника, А печь – всего лишь в печку. - какие знания помогают сейчас нам писать предлоги и приставки в словах? ( открыть на доске – строение слова ). Это наш еще один кирпичик Работа в парах: - распределите слова в группы по схемам: Разделите слова на три группы в соответствии со схемой. 1) 3)
2) Пробежка, ягодка, дома, ушки, подснежники, уши. -чья пара уже готова? - какую ошибку могут совершить дети при написании приставок? Работа в группах. - разделитесь в группы Группы защищают свой ответ и открывают два кирпичика |
Заполняют пропуски в стихах и открывают карточки
Работают в парах, распределяя слова в группы по составу слова.
Отвечают Объединяются в группы, объясняют свои задания. Защищают свою версию понимания |
|
5.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Организация самостоятельной учебной деятельности с использованием теста. |
Работа с тестом (задание № 7) -А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово. 1. Часть, без которой слово не может существовать Д) суффикс; З) корень; л) окончание. 2. Найди слово с безударной гласной «о»: н) в..лчата; к) вр.. чи; л) ск.. ла 3. Укажи слово, на конце которого согласную надо проверить: о) клён а) плод и) заяц 4. Найди слово, которое можно проверить С) чувство; М) лестница; д) здравствуй; т) солнце 5. Где пишут разделительный твердый знак в словах? о) сразу после приставок; е) в корне; 6. Разбор слова по составу надо начинать с : р) корня; п) приставки; к) окончания. 7. Подчеркни слово, в котором есть приставка. и) (до)бежали; е) (до)дороги -ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока - Мы построили фундамент наших знаний. Какие знания нам понадобились? (Знания орфограмм, умение разбирать слова по составу, различать приставки и предлоги) - У нас осталась одна карточка. Откройте её, пожалуйста. - как вы это понимаете? (впереди ещё много открытий и познаний) - достигли мы целей урока? |
Отвечают на вопросы теста и отгадывают ключевое слово. |
6.Этап рефлексии деятельности Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
-посмотрите свой лист достижений и оцените свою работу на уроке, используя одну из фраз Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! ( прикрепляют огоньки знаний). - как стало светло от ваших знаний. – Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Большое спасибо за это автору замечательного учебника – Марине Сергеевне Соловейчик, словарям. А ребятам – спасибо за урок!!! |
По схеме рассказывают, что знают, узнали, смогли. Делают самооценку в "листке достижений"
|
Сафронова Елена Леонидовна
Сафронова Елена Леонидовна
Алина Яковлевна Корогод