Методическая разработка «Сборник заданий, направленных на формирование умений работать с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения в 4 классе»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник заданий, направленных на формирование умений
работать с текстами художественных произведений
на уроках литературного чтения в 4 классе
Камышлов, 2023
Сборник заданий, направленных на формирование умений работать с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения в 4 классе/ сост. П.А Шестакова. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Руководитель: Красноперова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рецензенты:
Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Калинина М.С., учитель начальных классов МАОУ СОШ «Школа №1» г. Алапаевска.
Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах. Использовать сборник заданий целесообразно использовать как на уроках литературного чтения для организации деятельность обучающихся 4-х классов с текстами художественных произведений, так и при выполнении домашнего задания для формирования конкретных умений работать с текстом.
Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, способствуют формированию умений работать с текстами художественных произведений, вошедших в разделы «Родина», «Страна фантазия» (УМК «Школа России)
©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023
Содержание
Сборник заданий, направленных на формирование умений 1
работать с текстами художественных произведений 1
на уроках литературного чтения в 4 классе 1
Задания к произведению Ивана Саввича Никитина 7
Задания к произведению Спиридона Дмитриевича Дрожжина 12
Задания к произведению Анатолия Владимировича Жигулина 15
Задания к произведению Евгения Серафимовича Ветлистова 18
Задания к произведению Ивана Саввича Никитина 7
Задания к произведению Спиридона Дмитриевича Дрожжина 12
Задания к произведению Анатолия Владимировича Жигулина 16
Задания к произведению Евгения Серафимовича Ветлистова 20
Задания к произведению Кира Булычева 25
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников.
В образовательных стандартах нового поколения чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Оно формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстами художественных произведений, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
На современном этапе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны овладеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанно использовать при анализе текста изученные литературные понятия: жанровое разнообразие произведений; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);овладеть техникой смыслового чтения вслух.
Для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, подготовить обучающихся к целостному восприятию текста и аргументированному ответу на поставленные вопросы, был разработан сборник разнообразных по содержанию и степени сложности заданий, направленных на формирование умений работать с художественными текстами.
Цель разработанного сборника: разработка и систематизация заданий направленных на формирование умений работать с текстами художественных произведений у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения.
Задачи:
-разработка заданий направленных на формирование текстовых умений у обучающихся 4 класса;
-систематизация заданий;
-оформление сборника заданий направленных на формирование текстовых умений у обучающихся 4 класса;
Задания, представленные в сборнике:
-предназначены для организации деятельности обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения при работе с художественными произведениями (УМК «Школа России»);
-разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- объединены общей целью –формирование умений работать с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения в 4 классе;
-направлены на формирование конкретных умений работать с текстом художественного произведения, а именно: 1. умение осваивать художественную идею произведения, 2. умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи, 3. умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме, 4. умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем, 5. умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения, 6. умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
- задания структурированы по ходу изучения художественных произведений;
- являются дополнением к заданиям, представленным в учебнике по литературному чтению.
Основная цель заданий сборника - формирование умений работать с текстом художественных произведений на уроках литературного чтения.
Сборника заданий включает 2 раздела «Родина», «Страна фантазия».
1 Раздел «Родина»:
-И. С Никитин «Русь»;
-С.Д Дрожжин «Родине»;
- А.В Жигулин «О, Родина!»
2 Раздел «Страна фантазия»:
-Е.С Велтистов «Приключения Электроника»
-К. Булычев «Приключения Алисы» (в сокращении)
Раздел «Родина»
Задание | Умение |
1. Найдите в словаре значение слов: «лях», «брань», «недруг», «курган», «кишит», «мурава лугов» (см. Приложение 1) | Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. Пополнение словарного запаса. |
2. Вспомните содержание текста и ответьте на вопросы: - как автор называет нашу Родину? - за что автор любит Русь? | Умение осваивать художественную идею произведения. |
3. Расскажите: - об исторических событиях, изображенных автором стихотворения; - об особенностях месторасположения, природы России, описанных в стихотворении. | |
4. Вспомните, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. | Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. |
5. Прочитайте стихотворение. Подготовьте ответы на вопросы: - какие художественно - выразительные средства использует автор, чтобы описать Русь, передать свое отношение к Родине; - зачем автор использует в тексте обращения, вопросительные и восклицательные предложения. | |
6. Какое настроение автор передает в стихотворении? Докажите свой ответ строчками из стихотворения. | Умение передавать эмоции героев произведения. |
7.Назовите народы, государство, с которым Русь вела спор «на жизнь и на смерть» Кто «кликнул свой народ на брань против недруга»? | Умение целостно воспринимать образ-персонаж. |
8. Как автор называет врагов в своем стихотворении. Найдите и прочитайте эти строки. К какому художественно-выразительному средству они относятся? | Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. |
9. Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. |
10. Продолжите предложение - основная мысль текста — это_____________________ (проверь себя, см. Приложение 1) | Умение осваивать художественную идею произведения. |
11.Прочитайте стихотворение, определите основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения. | |
12. Словесно опишите картины, которые автор изображает в тексте стихотворения, используя художественно - выразительные средства (эпитеты сравнения и т.д. см. Приложение 1): 1) картины природы; 2) сцены сражения; 3) образ родины; | Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. |
13. Дополните данный в стихотворении ряд художественно - выразительных средств своими, передающими ваше отношение к Родине. | Умение формулировать собственное отношение к произведению. |
14. Сравните описание Руси 19в. в стихотворении Н.С. Никитина с изображением древней Руси на полотнах русских живописцев. Подумайте, какие картины могли бы стать иллюстрациями к содержанию стихотворения. Найдите в тексте стихотворения строчки, которые подходят к описанию картин. Зачитайте их. Жданов Владимир Юрьевич "Деревня" Панин Сергей Анатольевич "Святая Русь" А. Бубнов "Бой на Куликовском поле" Всеволод Иванов " В городе русского рода" В.М Васнецов "Бой Пересвета и Челубея" | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Умение переносить текст в картину, иллюстрацию. |
15. С опорой на план произведения, восстановите последовательность изображений в стихотворении Ивана Саввича Никитина «Русь» Дополните события, изображенные на картинах художников, изображением образа Родины своими словами. План: 1. Просторы земли русской. 2. Русь державная, православная. 3. «Черные» дни для Руси. 4. Кликнул князь – поднялася Русь. 5. Русь могучая. | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
16.Прочитайте пословицы. С оотнесите пословицу с содержанием текста стихотворения. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к стихотворению, выразить основную мысль текста, передать отношение автора к Родине. Обоснуйте свой выбор. -Родина – всем матерям мать. -У народа один дом – Родина. -Родина – мать, чужбина – мачеха. -Береги границу, как ока зеницу. -Родная земля и в горсти мила. | Умение работать с пословицами, поговорками. |
17. Подготовьте выразительное чтение понравившейся вам части текста. Обоснуйте свой выбор. | Умение передавать эмоции героев произведения. |
Задание | Умение | ||||||
1. Найдите в словаре (см. Приложение 1) значение слов: молитвенно, чарующий (простор), приветных (деревень). | Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. Пополнение словарного запаса. | ||||||
2. Прослушайте аудиозапись стихотворения. Определите настроение лирического героя. Найдите в тексте опорные слова/ словосочетания, которые подтвердят вашу точку зрения. | Умение целостно воспринимать образ - переживание в лирике, служащий для раскрытия идеи. Умение определять чувства и настроения героев. | ||||||
3. Подумайте, почему автор назвал стихотворение «Родине», а не «Родина» | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. | ||||||
4. Ответьте на вопросы по содержанию текста: - о каком времени года идет речь в стихотворении «Родина»; - где происходят события, о которых говорится в стихотворении; - от какого лица ведется повествование? | Умение осваивать художественную идею произведения. Умение отвечать на вопросы по тексту. | ||||||
5. Найдите в тексте слова, которые автор находит для того, чтобы передать свои чувства, отношение? к Родине? | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. | ||||||
6. С какой интонацией нужно читать первую часть текста? | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. | ||||||
7. Подумайте, какие слова создают особую «атмосферу» стихотворения. Найдите их, обоснуйте свой выбор | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. | ||||||
8.Объясните, как вы понимаете значение слова «Родина»? Найдите значение данного слова в словаре и прочитайте его. Найдите в тексте словосочетание, которое автор использует в значении слова «Родина». Подумайте, с какой целью он употребляет это выражение. | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Умение осваивать художественную идею произведения. Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. Пополнение словарного запаса. | ||||||
9. Расскажите, в чем, по мнению автора, узнается голос Родины? Докажите строчками из текста свою точку зрения | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. | ||||||
10. Опишите с опорой на текст, как автор изображает родную землю? Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых видно, что особенно дорого поэту. | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. | ||||||
11. Разделите стихотворение на две смысловые части, озаглавьте их. Кратко прочитай основные моменты каждой части. | Умение расчленять текст на смысловые части | ||||||
12. Вспомните, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Найдите художественно – изобразительные средства, которые автор использует в своем произведении. Составьте описание образа Родины, используя художественно - выразительные средства. (работа в парах) 1 ряд- эпитеты, 2 ряд- метафоры, 3 ряд- олицетворения. | Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. | ||||||
13. Восстановите последовательность событий в стихотворении. Расположите пункты плана в правильном порядке. -святая и Великая. - простор и леса -голос Родины - бодрое дыхание -труд народа -восторг - на берегу Волги -мощь Родины | Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия, динамику эмоций в лирике. | ||||||
14. Подготовьте, с опорой на текст стихотворения, ответ на вопрос: «Что помог нам узнать и понять автор стихотворения? Зачем произведение, написанное в 19 в., нужно изучать в наше время?» | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. | ||||||
15. Соедините стрелками части пословиц. Составьте предложение и объясните смысл пословиц Подготовьте ответ на вопрос, как эти пословицы соотносятся с текстом стихотворения.
| Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Умение работать с пословицами, поговорками. | ||||||
1 6. Определите основную мысль каждой части, идею стихотворения, авторское отношение к изображаемым событиям. | Умение осваивать художественную идею произведения. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Умение выявлять идейную направленность художественного произведения, | ||||||
17. Определите эмоциональное отношение автора к изображаемым картинам, событиям в каждой части стихотворения. Обоснуйте ответ на вопросы: «С какой интонацией надо читать каждую часть текста? Отчего зависит изменение интонации в тексте. | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Умение передавать эмоционально – оценочное отношение автора к героям произведения, событиям. |
Задание | Умение |
Найдите в словаре значение слов: «трепетный», «жнивье», «утешение», «исцеление». | Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. пополнение словарного запаса. |
Ответьте на вопросы: -какие картины помогают поэту передать образ Родины? -какие чувства испытывает автор, описывая Родину? -почему автор считает, что Родина – его утешение и исцеление? | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Умение отвечать на вопросы по тексту. |
Прочитайте третье четверостишье стихотворения. Ответьте на вопрос: «Чем является Родина для автора?» | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. |
4. Найдите в тексте стихотворения сравнение, которое использует автор для передачи своего настроения. Обоснуйте его роль в тексте. | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. |
5. Найдите в тексте стихотворения А.В Жигулина «О, Родина» слова и выражения, которые создают образ Родины Объясните их значение. | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. Умение определять роль слов в тексте. |
6. Найдите ключевое слово, в котором автор выражает свое отношение к Родине. | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Умение определять отношение автора. |
7. Работа в парах. Обсудите с соседом, как вы понимаете смысл выражения «В неярком блеске». Подумайте, к какому выразительному средству оно относится, зачем автор использует его в своем стихотворении? | Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. |
8. Найдите в тексте произведения ответы на вопросы: -что любит автор? -зачем автор описывает ржавый крест над колокольней и низкий холмик со звездой? -какие выразительные средства, звуки, цвета помогают автору передать образ Родины? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. |
9. Найдите в тексте прилагательные, которые автор использует для описания Родины, выражения своих чувств к ней. Назовите их. Выберите из данных ниже прилагательных те, которыми вы бы дополнили описание Родины, передали свои чувства к ней. Чарующая, мощная, сильная, красивая, великая…. Красивая, страдающая, забытая, несчастная….. | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. |
10. Соотнесите иллюстрации с содержанием стихотворения. (см. Приложение 1) Какая из них наиболее полно передает образ Родины в стихотворении «О, Родина». Обоснуйте свою точку зрения строчками из текста. Приведите свои примеры художественно - выразительных средств, для описания этой иллюстрации. | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Умение соотносить эпизод текста с иллюстрацией, находить соответствия и несоответствия. |
11. Прочитайте стихотворение А.В Жигулина, озаглавьте, каждое из четверостиший произведения. | Умение озаглавливать текст\части текста. |
12. Прочитайте стихотворение. Определите, основную мысль стихотворения. Найдите в тексте художественно - выразительные средства, которые помогают автору раскрыть основную мысль текста. Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст. | Умение осваивать художественную идею произведения. Умение формулировать главную мысль текста, аргументируя ее. Умение воспринимать художественно- выразительные средства языка в соответствии с их функцией. |
13. Прочитайте стихотворение, составьте вопросы по тексту, которые помогут раскрыть образ Родины, передать чувства автора, доказать актуальность текста стихотворения. (работа в парах) | Умение составлять материалы по произведению для взаимопроверки |
1 4. Прочитайте стихотворение, подумайте, почему автор назвал свое стихотворение «О, Родина» Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста. | Умение осваивать художественную идею произведения. Умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы |
Раздел «Страна фантазия»
Задание | Умение | ||||||
1. Найдите в словаре значение слов: контрабас, конгресс, генератор, кибернетики, кибернетика | | ||||||
2. Перечислите главных героев произведения «Приключения Электроника» 3. Назовите фамилию почётного гостя конгресса, приехавшего из Синегорска. 4. Расскажите, какую процедуру нужно было пройти Электронику, когда он вылез из чемодана? | Умение ориентироваться в изучаемом произведении. | ||||||
5. Прочитайте описание города Синегорска в тексте. Продолжите предложение: «Автор вводит описание города для того, чтобы_________________ | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. | ||||||
6. Составьте портрет главного героя произведения Е.С. Велтистова «Приключения Электроника», опираясь на текст произведения (возраст, внешний вид, мимика, рост) | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, как элемент, служащий для раскрытия идеи. | ||||||
7. Найди в тексте слова, которые помогут вам ответить на вопрос: «Чем Электроник похож на обычного мальчика?» Обоснуйте свою точку зрения | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. | ||||||
8. Объясните, как и почему Электроник сбежал от профессора. | Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. | ||||||
9. Прочитайте произведение Е.С. Велтистова «Приключения Электроника». Назовите эпизоды, которые подходят к каждой иллюстрация. Обоснуйте свой ответ примерами из текста. Охарактеризуйте поступок одного из героев, изображённого на иллюстрации. Объясните причину его поведения. | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Умение соотносить эпизод текста с иллюстрацией, находить соответствия и несоответствия. | ||||||
10. Найдите в тексте слова, (стр. 111) которые автор использует для описания действий Электроника. Объясните поступок робота. Как вы думаете, хорошо или плохо поступил профессор Громов по отношению к Электронику? | | ||||||
11. Найдите в тексте слова, (стр. 111) которые автор использует для описания действий Электроника. Объясните поступок робота. Как вы думаете, хорошо или плохо поступил профессор Громов по отношению к Электронику? | Умение давать характеристику главному герою с опорой на текст. | ||||||
12. Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает поведение профессора Громова в начале произведения. Объясните, с чем связаны эти изменения. | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. | ||||||
13. Найдите в тексте слова автора, в которых выражается его отношение к герою. Продолжите предложение: автор однозначно/неоднозначно относится к Электронику, потому что_________ Обоснуйте свою точку зрения. | Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Умение определять отношения автора к герою произведения | ||||||
14. Найдите в тексте рассказа эпизод, который соответствует эпизоду на иллюстрации. Прочитайте его, подготовьте пересказ текста с опорой на иллюстрацию. | Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Умение соотносить иллюстрацию с эпизодом текста. | ||||||
15. Найдите в тексте и проанализируйте эпизоды, в которых рассказывается о поступках героев, их отношениях к друг-другу. Определите авторское отношение к героям, продолжив предложение: А) автору нравится Электроник, потому что_______ Б) автор осуждает профессора Громова потому что______ О боснуйте свою точку зрения. | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. Умение давать характеристику главному герою с опорой на текст. | ||||||
16. Найдите в тексте слова, которые позволяют описать/ составить характеристику главных героев. Заполните таблицу.
| Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. | ||||||
17. | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. | ||||||
18. Определите основную мысль каждой части, идею произведения, авторское отношение к изображаемым событиям. | Умение выделять главную мысль из текста. | ||||||
19. Составьте план текста в правильной последовательности. - Такси! Надо догнать мальчишку в синей курточке, срочно! - Необходимая процедура - ток. - Знакомый номер с генератором запахов. - Тяжелый багаж, напоминающий футляр контрабаса. - Новшества городка - воздушное такси, выросшие дубки. - Приезд в "Дубки" профессора Громова из Синегорска. - Вот и приехали, Электроник! - Ой! Я не хочу! - капризы мальчика? - Профессор заканчивает разговаривать по видеотелефону. - Побег Электроника: подоконник, прыжок со 2-го этажа. - Громов остается наедине с чемоданом. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, картины изображенные автором. | ||||||
20. Прочитайте произведение, подумайте, почему автор назвал его «Приключения Электроника». Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста. | Умение осваивать художественную идею произведения. | ||||||
21. Предложите свой вариант развития необычайных событий, которые могут произойти с Электроником и профессором Громовым. | | ||||||
22. Разделите текст на какие смысловые части. Выделите основную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть словами из текста. Подготовьте пересказ текста по плану. | Умение делить текст на смысловые части. | ||||||
23. Соотнесите пословицу с содержанием рассказа. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к произведению, выразить основную мысль текста, Обоснуйте свой выбор Кто любит науки, тот не знает скуки Терпенье и труд – все перетрут Старый друг, лучше новых двух Мир не без добрых людей | Умение работать с пословицами, поговорками |
Задание | Умение | ||||||||
1. Найдите в словаре слово «фантастика» (см. Приложение 1) Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те, которые не относятся к описанию фантастических событий. Космокатер, огнемет, механик, поющие кусты, магнитофон, барханы, кают-компания, пустыня. 2.Предложите свои необычные фантастические слова, которые вы бы предложили автору для описания событий, героев. | Умение находить в тексте слова и выражения, которые можно использовать в повседневной жизни. | ||||||||
3. Прочитайте произведение Кира Булычёва «Путешествие Алисы». Подумайте на сколько смысловых частей можно разделить произведение. Озаглавьте каждую часть. | Умение видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. Умение составлять план текста. | ||||||||
4. Прочитайте рассказ, определите основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ строчками из произведения. | Умение осваивать художественную идею произведения. Умение выделять главную мысль из текста. | ||||||||
5. Составьте план текста в правильной последовательности. Подготовьте пересказ текста. Мирные кустики и любовь малыша к компоту Усмирительная лейка и полив. Монумент и пышный куст. Поиски кустиков Шествие кустиков с песней. 6.Доктор забыл про кустики. | Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. | ||||||||
6. Докажите примерами из текста что отрывок из повести «Путешествие Алисы» относится к жанру - «приключение», «сказка» | Умение осваивать художественную идею произведения. | ||||||||
7. Найдите в тексте слова, которые помогут вам составить характеристику главных героев. Заполните таблицу
| Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. Умение давать характеристику героям. | ||||||||
8. Составьте характеристику главной героини произведения К. Булычева «Путешествие Алисы», опираясь на текст произведения. Продолжите предложение: автору нравится Алиса, потому что ______________________________________________ | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. | ||||||||
9. Соотнесите слова из текста с героем, который их говорит
10. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие нравственные качества героев раскрывает автор в этих эпизодах?» | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. | ||||||||
11. Найдите в тексте ответ на вопрос: А) о каком секрете из жизни кустиков узнала Алиса? Б) о ком и почему она заботилась больше всех? В) о ком из героев автор говорит: «Разума в нем ни на грош» | Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. | ||||||||
12. Объясните значение этого выражения. Подумайте, почему автор использует его для характеристики героя. | |||||||||
Умение давать характеристику героям. | |||||||||
13. Найдите и прочитайте в тексте эпизод, в котором автор рассказывает: А).о появлении кустиков. Б).о жизни кустиков после того, как Алиса напоила их водой. Выделите слова, которые помогают автору описать героев, передать их эмоции. Подберите и запишите слова, которые передают ваши эмоции, отношение к героям в конкретной ситуации. | Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. | ||||||||
14. Вспомните, что такое синквейн. (При затруднении обратитесь к приложению 1) Составьте синквейн об одном из главных героев (Алиса, профессор Селезнёв) | Умение давать характеристику главным героям с опорой на текст. | ||||||||
15. Назовите героев повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» 2. Вспомните: А) какое название было у корабля; Б) где происходят события; В) чье благозвучное пение услышал механик Зеленый; Г ) на что были похожи кустики по мнению Алисы; | Умение осваивать художественную идею произведения. | ||||||||
16. Соотнесите пословицу с содержанием текста рассказа. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к произведению, выразить основную мысль текста, Обоснуйте свой выбор. А) Где труд, там и счастье. Б) Страху в глаза гляди — не смигни: смигнешь — пропадешь. В) Любишь кататься, люби и саночки возить. Г) Копейка рубль бережет. Д) Вода камень точит. | Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. |
1.Булычев К. «Приключения Алисы» URL:https://www.rusf.ru/kb/stories/puteshestvie_alisy/text-01.htm
2. Велтистов Е.С «Все приключения Электроника – Электроник – мальчик из чемодана» URL: https://azbyka.ru/fiction/vse-prikljuchenija-jelektronika-evgenij-veltistov/2/
3.Воюшина М. П, Чистякова Н. Н, Методическое пособие к учебникам литературное чтение «Издательство «Просвещение», 2021г.
4.Ганихина Н.Н. Формы и методы работы с литературным произведением // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 799-802. URL: https://moluch.ru/archive/77/13342/
5.Гусейнова З.А. Статья «Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом». URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/12/04/metodicheskie-priemy-i-podhody-formirovaniya-umeniya-rabotat-s
6.Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы; Издательство «Просвещение» 2014г.
7.Климанова Л.Ф, Горецкий В. Г. Литературное чтение. 4 класс. Поурочные планы к учебнику- Издательство «Просвещение», 2016г. URL:https://file.11klasov.net/9707-literaturnoe-chtenie-4-klass-pourochnye-plany-k-uchebniku-lf-klimanovoj-vg-goreckogo.html
8.Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г, Виноградова Л.А, Литературное чтение, 4 класс, 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. Носителе. Издательство «Просвещение», 2014г.
9.Никишина Е.В «Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286)
11.Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ» URL: https://infourok.ru/priemi-raboti-s-tekstom-na-urokah-literaturnogo-chteniya-2506733.html
Словарик
Брань – осуждающие, обидные слова; ругань (поел. О том, что на брань можно не обращать внимания) (Толковый словарь С.И Ожегова)
Жнивьё - жнивья, мн. жнивья, ср. 1. Поле, где сжата рожь или другие зерновые хлеба. По жнивью пасется стадо. 2. только ед. Солома, оставшаяся после жатвы на корню (обл.). 3. только ед. Жатва, время жатвы (обл.).
Исцеление - исцеления, ср. (книжн.). Действие по глаг. исцелить-исцелять и исцелиться-исцеляться.
Кишит - копышиться, гомозиться, возиться кучею, толпою, кипеть, шевелиться в мелких частях своих. (Муравейник кишит; черви кишат; народ толпится, кишма кишит; море кишит) (Толковый словарь В.И Даля).
Курган - холм, горка; насыпной холм, (Толковый словарь В.И Даля).
Лях – польские воины.
Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Молитвенно – когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое
Недруг - м. противопол. друг; неприятель, враг, ворог, недоброжелатель, злорадник; супротивник, ненавистник, обидчик, притеснитель, наступник, преследователь, злодей. Другу не дружи, а недругу не мсти, на суде, (Толковый словарь В.И Даля).
Олицетворение - это прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Основная мысль текста – это его вывод, жизненный урок. Можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал произведение?
Полчище - принятая единица для счета войска, огромное войско, (Толковый словарь В.И Даля).
Приветных (деревень) - гостеприимные, рады гостям
Родина - 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. (Толковый словарь С.И Ожегова)
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка - три глагола, описывающие действия
4 строка – фраза несущая определенный смысл
5 строка –синоним по теме синвейна
Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим.
Утешение, - утешения, ср. 1. Действие по глаг. утешить - утешать. Она не утешила меня, да я и не искал утешения. Тургенев. Скажите мне что-н. в утешение. 2. только ед. Предмет, занятие, доставляющие отраду, удовольствие. Мое утешение - книги. Дети - единственное мое утешение. Ниши ко мне, мой ангел, письма твои будут мне утешением. Пушкин.
Фантастика - то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.
Чарующий (простор) - прекрасный, великолепный.
Эпитет – это образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение.
Иллюстрации к произведениям
Ивана Саввича Никитина «Русь» (задание №7)
Рис 1. В.Ю Жданов Рис. 2. С.А Панин "Деревня " "Святая Русь"
Рис. 3. А. Бубнов Рис. 4. В. Иванов
"Бой на Куликовском поле" «В городе русского рода»
Рис.5. В.М Васнецов
" Бой Пересвета и Челубея"
Задание 16
Рис. 1. В. Марков
«Феодоровский собор»
Рис. 2. П. Рыженко
«Битва Пересвета»
Рис. 3. В. Ю Жданов
«Деревня у реки»
Рис. 4. В. Серов
«въезд Александра Невского в Псков после ледового побоища»
Рис. 5 А. Шишкин
«Евпатий Коловрат»
Иллюстрации к произведению
Анатолия Владимировича Жигулина
«О, Родина»
Задание 10
Рис. 1. О.И Молчанов
«Зима»
Рис. 2. С. Курицын
«Деревенские просторы»
Рис. 3. А. Васнецов
«Родина»
Иллюстрации к произведению
Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника»
Задание 7
Ответы к заданиям
Ивана Саввича Никитина «Русь»
Задание 6. Прочитайте стихотворение. Подготовьте ответы на вопросы:
-какие художественно-выразительные средства использует автор, чтобы описать Русь, передать свое отношение к Родине;
Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.
Метафоры: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лед, пожар небес, мурава лугов ковром стелется.
Сравнения: снег что белый пух.
Олицетворения: поднимает грудь море, лед ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.
Задание 8. Продолжите предложение - основная мысль текста – это его вывод, жизненный урок. Можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал произведение?
Задание 11. Дополните данный в стихотворении ряд художественно - выразительных средств своими, передающими ваше отношение к Родине.
Задание 13. Прочитайте пословицы. Соотнесите пословицу с содержанием текста стихотворения. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к стихотворению, выразить основную мысль текста, передать отношение автора к Родине. Обоснуйте свой выбор.
-Родина – мать, чужбина – мачеха.
Задание 16. С опорой на план произведения, восстановите последовательность изображений в стихотворении Ивана Саввича Никитина «Русь». Дополните события, изображенные в картинах художников изображение образа Родины своими?
1. Просторы земли Русской.
2. Русь державная, православная
3) «Черные» дни для Руси.
4) Кликнул князь – поднялася Русь.
5) Русь могучая.
Ответы к заданиям по стихотворению
Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
Задание 3. Найдите в тексте слова, которые автор находит для того, чтобы передать свои чувства, отношение к Родине?
Моя, как хороша, хочу отдохнуть с тобой наедине, мечтаю и пою, великая и святая.
Задание 7. Вспомните, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Найдите художественно – изобразительные средства, которые автор использует в своем произведении. Составьте описание образа Родины, используя художественно - выразительные средства
Эпитеты: Волгою родной, чарующий простор, темные леса, приветных деревень, родимой стороны, свободного труда, названа великой и святой.
Метафоры: взор бросаю, бодро дышится, восторгом наполняешь.
Олицетворения: как хороша ты, твой голос узнаю.
Гипербола: все силы отдает.
Задание 8. Восстановите последовательность событий в рассказе. Расположите
пункты плана в правильном порядке.
1. на берегу Волги
2. Простор и леса
3. Бодрое дыхание
4. Труд народа
5. Восторг
6. Голос Родины
7. Мощь Родины
8. Святая и Великая.
Задание 9. Соедините стрелками части пословиц. Составьте предложение и объясните смысл пословиц.
П одготовьте ответ на вопрос, как эти пословицы соотносятся с текстом стихотворения.
Р одина - мать, | Что человек без песни |
Ч еловек без Родины, | Во сне снится |
На чужбине родная землица | Умей за нее постоять |
Задание 12. Разделите стихотворение на две смысловые части, озаглавьте их.
1) Любовь к Родине
2) Красота Родины
Задание 14. Определите основную мысль каждой части, идею стихотворения, авторское отношение к изображаемым событиям.
Ответы к заданиям по стихотворению
Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!»
Задание 4. Прочитайте стихотворение. Определите, основную мысль стихотворения.
Стихотворение о любви к Родине, о том, что дорого поэту.
Найдите в тексте художественно - выразительные средства, которые помогают автору донести эту мысль до читателя.
Эпитеты: неярком блеске, взором трепетным, рощи белоствольной, синий дым, дали пустой, ржавый крест, низкий холмик
Метафоры: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды
Сравнения: сгорят как жнивье
Метонимия: холмик со звездой
Задание 9. Прочитайте стихотворение А.В Жигулина, озаглавьте, каждое из четверостиший произведения.
1. Любовь к Родине
2. Описание родного края
3. Родина – мое исцеление
Ответы к заданиям по стихотворению Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника»
Задание 5. Восстановите последовательность событий, составив план текста.
Приезд в "Дубки" профессора Громова из Синегорска.
Тяжелый багаж, напоминающий футляр контрабаса.
Знакомый номер с генератором запахов.
Новшества городка - воздушное такси, выросшие дубки.
Громов остается наедине с чемоданом.
- Вот и приехали, Электроник!
Необходимая процедура - ток.
- Ой! Я не хочу! - капризы мальчика?
П рофессор заканчивает разговаривать по видеотелефону.
Побег Электроника: подоконник, прыжок со 2-го этажа.
220 вольт!
- Такси! Надо догнать мальчишку в синей курточке, срочно!
Задание 12. Соотнеси героя с его характеристикой.
Гель Иванович Громов Профессор, талантливый ученый, создатель мальчика-робота.
Сережа Сыроежкин- Беззаботный ученик 7 класса,
Электроник - Робот, способный учиться и развиваться.
Ответы к заданиям по стихотворению
Кира Булычева «Приключение Алисы»
Задание 7. Заполни таблицу. Составь характеристику героев с опорой на текст.
Главные герои | Характеристика |
Алиса | Заводная, умная и любознательная девочка, порой совершающая необдуманные действия. |
Зелёный | меланхоличный мужчина, склонный к грусти, вечно погружён в печаль. |
Отец Алисы | рассудительный человек, биолог, лучший друг Алисы. |
Полосков | Вспыльчивый, молчаливый, деликатный человек. |
Задание 8. Определи, в чем заключается главная мысль рассказа. Выбери пословицы к рассказу. Обоснуй свой выбор.
Страху в глаза гляди — не смигни: смигнешь — пропадешь.
Задание 9. Восстанови в верном порядке пункты плана.
1. Алиса отправляется в космическую экспедицию за редкими животными.
2. Встреча на Луне с Громозекой.
3. Странный доктор Верховцев.
4. Планета Блук. Знакомство с Весельчаком У и Говоруном.
5. Говорун сообщает о вызове помощи в систему Медузы.
6. Планета миражей.
7. Тайна третьей планеты.
З адание 13. Составьте синквейн об одном из главных героев (Алиса, профессор Селизнев)
Селезнев | Алиса |
Умный, тактичный | Умная, добрая |
Беспокоится, изучает, руководит. | Обещает, учится, ошибается |
Экспедиция благополучно завершилась. | Не удалось поймать щуку на золотой самородок |
Отец Алисы | Дочь профессора |