12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полина Шестакова17
6

"Сборник заданий, направленных на формирование умений работать с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения в 4 классе"


Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Сборник заданий, направленных на формирование умений

работать с текстами художественных произведений

на уроках литературного чтения в 4 классе



t1686670439aa.jpg







Камышлов, 2023

Сборник заданий, направленных на формирование умений работать с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения в 4 классе/ сост. П.А Шестакова. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.


Руководитель: Красноперова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Рецензенты:

Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Калинина М.С., учитель начальных классов МАОУ СОШ «Школа №1» г. Алапаевска.





Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах. Использовать сборник заданий целесообразно использовать как на уроках литературного чтения для организации деятельность обучающихся 4-х классов с текстами художественных произведений, так и при выполнении домашнего задания для формирования конкретных умений работать с текстом.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, способствуют формированию умений работать с текстами художественных произведений, вошедших в разделы «Родина», «Страна фантазия» (УМК «Школа России)












©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023


t1686670439ab.gif


Содержание

Сборник заданий, направленных на формирование умений 1

работать с текстами художественных произведений 1

на уроках литературного чтения в 4 классе 1

Пояснительная записка 4

Задания к произведению Ивана Саввича Никитина 7

«Русь» 7

Задания к произведению Спиридона Дмитриевича Дрожжина 12

«Родине» 12

Задания к произведению Анатолия Владимировича Жигулина 15

«О, Родина!» 15

Задания к произведению Евгения Серафимовича Ветлистова 18

«Приключения электроника» 18

Задания к произведению Кира Булычева 23

«Путешествие Алисы» 23

Список литературы 26

Приложения 27

Пояснительная записка 4

Задания к произведению Ивана Саввича Никитина 7

«Русь» 7

Задания к произведению Спиридона Дмитриевича Дрожжина 12

«Родине» 12

Задания к произведению Анатолия Владимировича Жигулина 16

«О, Родина!» 16

Задания к произведению Евгения Серафимовича Ветлистова 20

«Приключения электроника» 20

Задания к произведению Кира Булычева 25

«Путешествие Алисы» 25

Список литературы 29

Приложения 30










t1686670439ab.gif

t1686670439ac.gif

Пояснительная записка

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников.

В образовательных стандартах нового поколения чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Оно формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстами художественных произведений, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

На современном этапе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны овладеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанно использовать при анализе текста изученные литературные понятия:  жанровое разнообразие произведений; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);овладеть техникой смыслового чтения вслух.

Для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, подготовить обучающихся к целостному восприятию текста и аргументированному ответу на поставленные вопросы, был разработан сборник разнообразных по содержанию и степени сложности заданий, направленных на формирование умений работать с художественными текстами.

Цель разработанного сборника: разработка и систематизация заданий направленных на формирование умений работать с текстами художественных произведений у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения.

Задачи:

-разработка заданий направленных на формирование текстовых умений у обучающихся 4 класса;

-систематизация заданий;

-оформление сборника заданий направленных на формирование текстовых умений у обучающихся 4 класса;

Задания, представленные в сборнике:

-предназначены для организации деятельности обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения при работе с художественными произведениями (УМК «Школа России»);

-разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

- объединены общей целью –формирование умений работать с текстами художественных произведений на уроках литературного чтения в 4 классе;

-направлены на формирование конкретных умений работать с текстом художественного произведения, а именно: 1. умение осваивать художественную идею произведения, 2. умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи, 3. умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме, 4. умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем, 5. умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения, 6. умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

- задания структурированы по ходу изучения художественных произведений;

- являются дополнением к заданиям, представленным в учебнике по литературному чтению.

Основная цель заданий сборника - формирование умений работать с текстом художественных произведений на уроках литературного чтения.

Сборника заданий включает 2 раздела «Родина», «Страна фантазия».

1 Раздел «Родина»:

-И. С Никитин «Русь»;

-С.Д Дрожжин «Родине»;

- А.В Жигулин «О, Родина!»

2 Раздел «Страна фантазия»:

-Е.С Велтистов «Приключения Электроника»

-К. Булычев «Приключения Алисы» (в сокращении)











Раздел «Родина»





t1686670439ad.gif





Задания к произведению Ивана Саввича Никитина «t1686670439ac.gif Русь»

t1686670439ae.png

Задание

Умение

1. Найдите в словаре значение слов: «лях», «брань», «недруг», «курган», «кишит», «мурава лугов» (см. Приложение 1)




Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. Пополнение словарного запаса.

2. Вспомните содержание текста и ответьте на вопросы:

- как автор называет нашу Родину?

- за что автор любит Русь?








Умение осваивать художественную идею произведения.




3. Расскажите:

- об исторических событиях, изображенных автором стихотворения;

- об особенностях месторасположения, природы России, описанных в стихотворении.

4. Вспомните, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.




Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

5. Прочитайте стихотворение. Подготовьте ответы на вопросы:

- какие художественно - выразительные средства использует автор, чтобы описать Русь, передать свое отношение к Родине;

- зачем автор использует в тексте обращения, вопросительные и восклицательные предложения.

6. Какое настроение автор передает в стихотворении? Докажите свой ответ строчками из стихотворения.

Умение передавать эмоции героев произведения.

7.Назовите народы, государство, с которым Русь вела спор «на жизнь и на смерть»

Кто «кликнул свой народ на брань против недруга»?


Умение целостно воспринимать образ-персонаж.

8. Как автор называет врагов в своем стихотворении. Найдите и прочитайте эти строки.

К какому художественно-выразительному средству они относятся?

Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

9. Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний.

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

10. Продолжите предложение - основная мысль текста — это_____________________ (проверь себя, см. Приложение 1)




Умение осваивать художественную идею произведения.


11.Прочитайте стихотворение, определите основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения.

12. Словесно опишите картины, которые автор изображает в тексте стихотворения, используя художественно - выразительные средства (эпитеты сравнения и т.д. см. Приложение 1):

1) картины природы;

2) сцены сражения;

3) образ родины;

Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

13. Дополните данный в стихотворении ряд художественно - выразительных средств своими, передающими ваше отношение к Родине.

Умение формулировать собственное отношение к произведению.

14. Сравните описание Руси 19в. в стихотворении Н.С. Никитина с изображением древней Руси на полотнах русских живописцев.

Подумайте, какие картины могли бы стать иллюстрациями к содержанию стихотворения.

Найдите в тексте стихотворения строчки, которые подходят к описанию картин. Зачитайте их.



t1686670439af.jpg



Жданов Владимир Юрьевич "Деревня"



t1686670439ag.jpgt1686670439ac.gif



Панин Сергей Анатольевич "Святая Русь"



t1686670439ah.jpg



А. Бубнов "Бой на Куликовском поле"



t1686670439ai.jpg



Всеволод Иванов " В городе русского рода"



t1686670439aj.png



В.М Васнецов "Бой Пересвета и Челубея"


Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.



Умение переносить текст в картину, иллюстрацию.

15. С опорой на план произведения, восстановите последовательность изображений в стихотворении Ивана Саввича Никитина «Русь» Дополните события, изображенные на картинах художников, изображением образа Родины своими словами.

План:

1. Просторы земли русской.

2. Русь державная, православная.

3. «Черные» дни для Руси.

4. Кликнул князь – поднялася Русь.

5. Русь могучая.

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

16.Прочитайте пословицы.

Сt1686670439ac.gif оотнесите пословицу с содержанием текста стихотворения. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к стихотворению, выразить основную мысль текста, передать отношение автора к Родине. Обоснуйте свой выбор.

-Родина – всем матерям мать.

-У народа один дом – Родина.

-Родина – мать, чужбина – мачеха.

-Береги границу, как ока зеницу.

-Родная земля и в горсти мила.

Умение работать с пословицами, поговорками.

17. Подготовьте выразительное чтение понравившейся

вам части текста. Обоснуйте свой выбор.

Умение

передавать эмоции героев произведения.

































Задания к произведению Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»

t1686670439ak.jpgt1686670439ac.gif

Задание

Умение

1. Найдите в словаре (см. Приложение 1) значение слов: молитвенно, чарующий (простор), приветных (деревень).

Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. Пополнение словарного запаса.

2. Прослушайте аудиозапись стихотворения. Определите настроение лирического героя. Найдите в тексте опорные слова/ словосочетания, которые подтвердят вашу точку зрения.

Умение целостно воспринимать образ - переживание в лирике, служащий для раскрытия идеи.

Умение определять чувства и настроения героев.

3. Подумайте, почему автор назвал стихотворение «Родине», а не «Родина»

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

4. Ответьте на вопросы по содержанию текста:

- о каком времени года идет речь в стихотворении «Родина»;

- где происходят события, о которых говорится в стихотворении;

- от какого лица ведется повествование?

Умение осваивать художественную идею произведения.

Умение отвечать на вопросы по тексту.

5. Найдите в тексте слова, которые автор находит для того, чтобы передать свои чувства, отношение? к Родине?


Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.


6. С какой интонацией нужно читать первую часть текста?

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.


7. Подумайте, какие слова создают особую «атмосферу» стихотворения. Найдите их, обоснуйте свой выбор

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

8.Объясните, как вы понимаете значение слова «Родина»?

Найдите значение данного слова в словаре и прочитайте его.

Найдите в тексте словосочетание, которое автор использует в значении слова «Родина». Подумайте, с какой целью он употребляет это выражение.

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Умение осваивать художественную идею произведения.

Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. Пополнение словарного запаса.

9. Расскажите, в чем, по мнению автора, узнается голос Родины?

Докажите строчками из текста свою точку зрения


Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

10. Опишите с опорой на текст, как автор изображает родную землю? Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых видно, что особенно дорого поэту.

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

11. Разделите стихотворение на две смысловые части, озаглавьте их. Кратко прочитай основные моменты каждой части.

Умение расчленять текст на смысловые части

12. Вспомните, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Найдите художественно – изобразительные средства, которые автор использует в своем произведении.

Составьте описание образа Родины, используя художественно - выразительные средства. (работа в парах) 1 ряд- эпитеты, 2 ряд- метафоры, 3 ряд- олицетворения.

Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

13. Восстановите последовательность событий в стихотворении.

Расположите пункты плана в правильном порядке.

-святая и Великая.

- простор и леса

-голос Родины

- бодрое дыхание

-труд народа

-восторг

- на берегу Волги

-мощь Родины

Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия, динамику эмоций в лирике.

14. Подготовьте, с опорой на текст стихотворения, ответ на вопрос: «Что помог нам узнать и понять автор стихотворения? Зачем произведение, написанное в 19 в., нужно изучать в наше время?»

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.


15. Соедините стрелками части пословиц. Составьте предложение и объясните смысл пословиц

Подготовьте ответ на вопрос, как эти пословицы соотносятся с текстом стихотворения.

Родина - мать,

Что человек без песни

Человек без Родины,

Во сне снится

На чужбине родная землица

Умей за нее постоять



Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Умение работать с пословицами, поговорками.

1t1686670439ac.gif 6. Определите основную мысль каждой части, идею стихотворения, авторское отношение к изображаемым событиям.

Умение осваивать художественную идею произведения.



Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Умение выявлять идейную направленность художественного произведения,

17. Определите эмоциональное отношение автора к изображаемым картинам, событиям в каждой части стихотворения. Обоснуйте ответ на вопросы: «С какой интонацией надо читать каждую часть текста? Отчего зависит изменение интонации в тексте.



Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Умение передавать эмоционально – оценочное отношение автора к героям произведения, событиям.




Задания к произведению Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!»

t1686670439al.jpg

Задание

Умение

Найдите в словаре значение слов: «трепетный», «жнивье», «утешение», «исцеление».

Умение работать с незнакомыми словами, раскрывать их значение. пополнение словарного запаса.

Ответьте на вопросы:

-какие картины помогают поэту передать образ Родины?

-какие чувства испытывает автор, описывая Родину?

-почему автор считает, что Родина – его утешение и исцеление?

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Умение отвечать на вопросы по тексту.

Прочитайте третье четверостишье стихотворения. Ответьте на вопрос: «Чем является Родина для автора?»

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

4. Найдите в тексте стихотворения сравнение, которое использует автор для передачи своего настроения. Обоснуйте его роль в тексте.

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

5. Найдите в тексте стихотворения А.В Жигулина «О, Родина» слова и выражения, которые создают образ Родины Объясните их значение.

Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

Умение определять роль слов в тексте.

6. Найдите ключевое слово, в котором автор выражает свое отношение к Родине.

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Умение определять отношение автора.

7. Работа в парах. Обсудите с соседом, как вы понимаете смысл выражения «В неярком блеске». Подумайте, к какому выразительному средству оно относится, зачем автор использует его в своем стихотворении?

Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

8. Найдите в тексте произведения ответы на вопросы:

-что любит автор?

-зачем автор описывает ржавый крест над колокольней и низкий холмик со звездой?

-какие выразительные средства, звуки, цвета помогают автору передать образ Родины? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

9. Найдите в тексте прилагательные, которые автор использует для описания Родины, выражения своих чувств к ней. Назовите их.

Выберите из данных ниже прилагательных те, которыми вы бы дополнили описание Родины, передали свои чувства к ней.

Чарующая, мощная, сильная, красивая, великая….

Красивая, страдающая, забытая, несчастная…..

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

10. Соотнесите иллюстрации с содержанием стихотворения. (см. Приложение 1) Какая из них наиболее полно передает образ Родины в стихотворении «О, Родина». Обоснуйте свою точку зрения строчками из текста. Приведите свои примеры художественно - выразительных средств, для описания этой иллюстрации.

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Умение соотносить эпизод текста с иллюстрацией, находить соответствия и несоответствия.


11. Прочитайте стихотворение А.В Жигулина, озаглавьте, каждое из четверостиший произведения.

Умение озаглавливать текст\части текста.

12. Прочитайте стихотворение. Определите, основную мысль стихотворения.





Найдите в тексте художественно - выразительные средства, которые помогают автору раскрыть основную мысль текста.





Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

Умение осваивать художественную идею произведения.



Умение формулировать главную мысль текста, аргументируя ее.





Умение воспринимать художественно- выразительные средства языка в соответствии с их функцией.

13. Прочитайте стихотворение, составьте вопросы по тексту, которые помогут раскрыть образ Родины, передать чувства автора, доказать актуальность текста стихотворения. (работа в парах)

Умение составлять материалы по произведению для взаимопроверки

1t1686670439ac.gif 4. Прочитайте стихотворение, подумайте, почему автор назвал свое стихотворение «О, Родина» Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.

Умение осваивать художественную идею произведения.

Умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы



















Раздел «Страна фантазия»



t1686670439am.gif







Задания к произведению Евгения Серафимовича Ветлистова «Приключения электроника»

t1686670439an.jpg

Задание

Умение

1. Найдите в словаре значение слов: контрабас, конгресс, генератор, кибернетики, кибернетика


2. Перечислите главных героев произведения «Приключения Электроника»

3. Назовите фамилию почётного гостя конгресса, приехавшего из Синегорска.

4. Расскажите, какую процедуру нужно было пройти Электронику, когда он вылез из чемодана?

Умение ориентироваться в изучаемом произведении.
















5. Прочитайте описание города Синегорска в тексте.

Продолжите предложение: «Автор вводит описание города для того, чтобы_________________

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.




6. Составьте портрет главного героя произведения Е.С. Велтистова «Приключения Электроника», опираясь на текст произведения (возраст, внешний вид, мимика, рост)

Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, как элемент, служащий для раскрытия идеи.

7. Найди в тексте слова, которые помогут вам

ответить на вопрос: «Чем Электроник похож на обычного мальчика?» Обоснуйте свою точку зрения

Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

8. Объясните, как и почему Электроник сбежал от профессора.

Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

9. Прочитайте произведение Е.С. Велтистова

«Приключения Электроника». Назовите эпизоды, которые подходят к каждой иллюстрация. Обоснуйте свой ответ примерами из текста.

Охарактеризуйте поступок одного из героев, изображённого на иллюстрации. Объясните причину его поведения.

t1686670439ao.pngt1686670439ap.png

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Умение соотносить эпизод текста с иллюстрацией, находить соответствия и несоответствия.

10. Найдите в тексте слова, (стр. 111) которые автор использует для описания действий Электроника. Объясните поступок робота. Как вы думаете, хорошо или плохо поступил профессор Громов по отношению к Электронику?


11. Найдите в тексте слова, (стр. 111) которые автор использует для описания действий Электроника. Объясните поступок робота. Как вы думаете, хорошо или плохо поступил профессор Громов по отношению к Электронику?

Умение давать характеристику главному герою с опорой на текст.

12. Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает поведение профессора Громова в начале произведения. Объясните, с чем связаны эти изменения.

Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

13. Найдите в тексте слова автора, в которых выражается его отношение к герою.

Продолжите предложение: автор однозначно/неоднозначно относится к Электронику, потому что_________

Обоснуйте свою точку зрения.

Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Умение определять отношения автора к герою произведения

14. Найдите в тексте рассказа эпизод, который соответствует эпизоду на иллюстрации. Прочитайте его, подготовьте пересказ текста с опорой на иллюстрацию.

t1686670439aq.png

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Умение соотносить иллюстрацию с эпизодом текста.

15. Найдите в тексте и проанализируйте эпизоды, в которых рассказывается о поступках героев, их отношениях к друг-другу.

Определите авторское отношение к героям, продолжив предложение:

А) автору нравится Электроник, потому что_______

Б) автор осуждает профессора Громова потому что______

Оt1686670439ac.gif боснуйте свою точку зрения.

Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

Умение давать характеристику главному герою с опорой на текст.

16. Найдите в тексте слова, которые позволяют описать/ составить характеристику главных героев. Заполните таблицу.

Герой

Описание/Характеристика

Гель Иванович Громов


Электроник




Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.



17.

Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.



Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

18. Определите основную мысль каждой части, идею произведения, авторское отношение к изображаемым событиям.

Умение выделять главную мысль из текста.

19. Составьте план текста в правильной последовательности.

- Такси! Надо догнать мальчишку в синей курточке, срочно!

- Необходимая процедура - ток.

- Знакомый номер с генератором запахов.

- Тяжелый багаж, напоминающий футляр контрабаса.

- Новшества городка - воздушное такси, выросшие дубки.

- Приезд в "Дубки" профессора Громова из Синегорска.

- Вот и приехали, Электроник!

- Ой! Я не хочу! - капризы мальчика?

- Профессор заканчивает разговаривать по видеотелефону.

- Побег Электроника: подоконник, прыжок со 2-го этажа.

- Громов остается наедине с чемоданом.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, картины изображенные автором.

























20. Прочитайте произведение, подумайте, почему автор назвал его «Приключения Электроника». Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.

Умение осваивать художественную идею произведения.



21. Предложите свой вариант развития необычайных событий, которые могут произойти с Электроником и профессором Громовым.



22. Разделите текст на какие смысловые части.

Выделите основную мысль каждой части.

Озаглавьте каждую часть словами из текста. Подготовьте пересказ текста по плану.

Умение делить текст на смысловые части.

23. Соотнесите пословицу с содержанием рассказа. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к произведению, выразить основную мысль текста, Обоснуйте свой выбор

Кто любит науки, тот не знает скуки

Терпенье и труд – все перетрут

Старый друг, лучше новых двух

Мир не без добрых людей

Умение работать с пословицами, поговорками































t1686670439ac.gif

Задания к произведению Кира Булычева «Путешествие Алисы»

t1686670439ar.jpg

Задание

Умение

1. Найдите в словаре слово «фантастика» (см. Приложение 1) Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те, которые не относятся к описанию фантастических событий.

Космокатер, огнемет, механик, поющие кусты, магнитофон, барханы, кают-компания, пустыня.

2.Предложите свои необычные фантастические слова, которые вы бы предложили автору для описания событий, героев.

Умение находить в тексте слова и выражения, которые можно использовать в повседневной жизни.

3. Прочитайте произведение Кира Булычёва «Путешествие Алисы». Подумайте на сколько смысловых частей можно разделить произведение. Озаглавьте каждую часть.

Умение видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

Умение составлять план текста.

4. Прочитайте рассказ, определите основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ строчками из произведения.

Умение осваивать художественную идею произведения.

Умение выделять главную мысль из текста.

5. Составьте план текста в правильной последовательности.

Подготовьте пересказ текста.

Мирные кустики и любовь малыша к компоту

Усмирительная лейка и полив.

Монумент и пышный куст.

Поиски кустиков

Шествие кустиков с песней.

6.Доктор забыл про кустики.

Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

6. Докажите примерами из текста что отрывок из повести «Путешествие Алисы» относится к жанру - «приключение», «сказка»

Умение осваивать художественную идею произведения.


7. Найдите в тексте слова, которые помогут вам составить характеристику главных героев. Заполните таблицу



Главные герои

Характеристика

Алиса


Механик Зеленый


Профессор Селезнев




Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

Умение давать характеристику героям.

8. Составьте характеристику главной героини произведения К. Булычева «Путешествие Алисы», опираясь на текст произведения.

Продолжите предложение: автору нравится Алиса, потому что

______________________________________________



Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

9. Соотнесите слова из текста с героем, который их говорит

Герой

Поступок

Алиса

Спасите! Они идут! Нажимал все кнопки тревоги

Зеленый

Ничего особенного. Они маленькие обыкновенные кустики.

Папа Алисы

Сейчас же назад! Они сильные как львы,

10. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие нравственные качества героев раскрывает автор в этих эпизодах?»



Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

11. Найдите в тексте ответ на вопрос:

А) о каком секрете из жизни кустиков узнала Алиса?

Б) о ком и почему она заботилась больше всех?

В) о ком из героев автор говорит: «Разума в нем ни на грош»



Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ - переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

12. Объясните значение этого выражения. Подумайте, почему

автор использует его для характеристики героя.



Умение давать характеристику героям.

13. Найдите и прочитайте в тексте эпизод, в котором автор рассказывает:

А).о появлении кустиков.

Б).о жизни кустиков после того, как Алиса напоила их водой.

Выделите слова, которые помогают автору описать героев, передать их эмоции.

Подберите и запишите слова, которые передают ваши эмоции, отношение к героям в конкретной ситуации.

Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

14. Вспомните, что такое синквейн. (При затруднении обратитесь к приложению 1)

Составьте синквейн об одном из главных героев (Алиса, профессор Селезнёв)

Умение давать характеристику главным героям с опорой на текст.

15. Назовите героев повести Кира Булычева «Путешествие Алисы»

2. Вспомните:

А) какое название было у корабля;

Б) где происходят события;

В) чье благозвучное пение услышал механик Зеленый;

Гt1686670439ac.gif ) на что были похожи кустики по мнению Алисы;

Умение осваивать художественную идею произведения.



16. Соотнесите пословицу с содержанием текста рассказа. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к произведению, выразить основную мысль текста, Обоснуйте свой выбор.

А) Где труд, там и счастье.

Б) Страху в глаза гляди — не смигни: смигнешь — пропадешь.

В) Любишь кататься, люби и саночки возить.

Г) Копейка рубль бережет.

Д) Вода камень точит.



Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

















































Список литературы


1.Булычев К. «Приключения Алисы» URL:https://www.rusf.ru/kb/stories/puteshestvie_alisy/text-01.htm

2. Велтистов Е.С «Все приключения Электроника – Электроник – мальчик из чемодана» URL: https://azbyka.ru/fiction/vse-prikljuchenija-jelektronika-evgenij-veltistov/2/

3.Воюшина М. П, Чистякова Н. Н, Методическое пособие к учебникам литературное чтение «Издательство «Просвещение», 2021г.

4.Ганихина Н.Н. Формы и методы работы с литературным произведением // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 799-802. URL: https://moluch.ru/archive/77/13342/

5.Гусейнова З.А. Статья «Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом». URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/12/04/metodicheskie-priemy-i-podhody-formirovaniya-umeniya-rabotat-s

6.Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы; Издательство «Просвещение» 2014г.

7.Климанова Л.Ф, Горецкий В. Г. Литературное чтение. 4 класс. Поурочные планы к учебнику- Издательство «Просвещение», 2016г. URL:https://file.11klasov.net/9707-literaturnoe-chtenie-4-klass-pourochnye-plany-k-uchebniku-lf-klimanovoj-vg-goreckogo.html

8.Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г, Виноградова Л.А, Литературное чтение, 4 класс, 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. Носителе. Издательство «Просвещение», 2014г.

9.Никишина Е.В «Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286)

11.Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ» URL: https://infourok.ru/priemi-raboti-s-tekstom-na-urokah-literaturnogo-chteniya-2506733.html























Приложения

Словарик

Брань – осуждающие, обидные слова; ругань (поел. О том, что на брань можно не обращать внимания) (Толковый словарь С.И Ожегова)

Жнивьё - жнивья, мн. жнивья, ср. 1. Поле, где сжата рожь или другие зерновые хлеба. По жнивью пасется стадо. 2. только ед. Солома, оставшаяся после жатвы на корню (обл.). 3. только ед. Жатва, время жатвы (обл.).

Исцеление - исцеления, ср. (книжн.). Действие по глаг. исцелить-исцелять и исцелиться-исцеляться.

Кишит - копышиться, гомозиться, возиться кучею, толпою, кипеть, шевелиться в мелких частях своих. (Муравейник кишит; черви кишат; народ толпится, кишма кишит; море кишит) (Толковый словарь В.И Даля).

Курган - холм, горка; насыпной холм, (Толковый словарь В.И Даля).

Лях – польские воины.

Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Молитвенно – когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое

Недруг - м. противопол. друг; неприятель, враг, ворог, недоброжелатель, злорадник; супротивник, ненавистник, обидчик, притеснитель, наступник, преследователь, злодей. Другу не дружи, а недругу не мсти, на суде, (Толковый словарь В.И Даля).

Олицетворение - это прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.

Основная мысль текста это его вывод, жизненный урок. Можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал произведение?

Полчище - принятая единица для счета войска, огромное войско, (Толковый словарь В.И Даля).

Приветных (деревень) - гостеприимные, рады гостям

Родина - 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. (Толковый словарь С.И Ожегова)

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка - три глагола, описывающие действия

4 строка – фраза несущая определенный смысл

5 строка –синоним по теме синвейна

Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим.

Утешение, - утешения, ср. 1. Действие по глаг. утешить - утешать. Она не утешила меня, да я и не искал утешения. Тургенев. Скажите мне что-н. в утешение. 2. только ед. Предмет, занятие, доставляющие отраду, удовольствие. Мое утешение - книги. Дети - единственное мое утешение. Ниши ко мне, мой ангел, письма твои будут мне утешением. Пушкин.

Фантастика -  то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.

Чарующий (простор) - прекрасный, великолепный.

Эпитет – это образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение.

















Иллюстрации к произведениям

Ивана Саввича Никитина «Русь» (задание №7)

t1686670439af.jpg t1686670439as.png

Рис 1. В.Ю Жданов Рис. 2. С.А Панин "Деревня " "Святая Русь"



t1686670439ah.jpg t1686670439at.png

Рис. 3. А. Бубнов Рис. 4. В. Иванов

"Бой на Куликовском поле" «В городе русского рода»

t1686670439aj.png

Рис.5. В.М Васнецов

"t1686670439ac.gif Бой Пересвета и Челубея"





Задание 16

t1686670439au.png

Рис. 1. В. Марков

«Феодоровский собор»


t1686670439av.jpg


Рис. 2. П. Рыженко


«Битва Пересвета»



t1686670439aw.jpg




t1686670439ax.png


Рис. 3. В. Ю Жданов


«Деревня у реки»





t1686670439ay.jpg


Рис. 4. В. Серов


«въезд Александра Невского в Псков после ледового побоища»


Рис. 5 А. Шишкин


«Евпатий Коловрат»



Иллюстрации к произведению

Анатолия Владимировича Жигулина

«О, Родина»

Задание 10


t1686670439az.jpg


Рис. 1. О.И Молчанов


«Зима»



t1686670439ba.jpg


Рис. 2. С. Курицын


«Деревенские просторы»


t1686670439bb.jpg


Рис. 3. А. Васнецов


«Родина»









Иллюстрации к произведению

Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника»

Задание 7

t1686670439bc.png

t1686670439bd.png
















Ответы к заданиям

Ивана Саввича Никитина «Русь»

Задание 6. Прочитайте стихотворение. Подготовьте ответы на вопросы:

-какие художественно-выразительные средства использует автор, чтобы описать Русь, передать свое отношение к Родине;

Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.
Метафоры: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лед, пожар небес, мурава лугов ковром стелется.
Сравнения: снег что белый пух.
Олицетворения: поднимает грудь море, лед ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.

Задание 8. Продолжите предложение - основная мысль текста – это его вывод, жизненный урок. Можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал произведение?

Задание 11. Дополните данный в стихотворении ряд художественно - выразительных средств своими, передающими ваше отношение к Родине.


Задание 13. Прочитайте пословицы. Соотнесите пословицу с содержанием текста стихотворения. Определите, какая из пословиц могла бы стать эпиграфом к стихотворению, выразить основную мысль текста, передать отношение автора к Родине. Обоснуйте свой выбор.

-Родина – мать, чужбина – мачеха.


Задание 16. С опорой на план произведения, восстановите последовательность изображений в стихотворении Ивана Саввича Никитина t1686670439ac.gif «Русь». Дополните события, изображенные в картинах художников изображение образа Родины своими?

1. Просторы земли Русской.

t1686670439be.png


2. Русь державная, православная

t1686670439bf.png



3) «Черные» дни для Руси.

t1686670439bg.jpg

4) Кликнул князь – поднялася Русь.

t1686670439bh.png


5) Русь могучая.

t1686670439bi.jpg



















Ответы к заданиям по стихотворению

Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»

Задание 3. Найдите в тексте слова, которые автор находит для того, чтобы передать свои чувства, отношение к Родине?

Моя, как хороша, хочу отдохнуть с тобой наедине, мечтаю и пою, великая и святая.

Задание 7. Вспомните, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Найдите художественно – изобразительные средства, которые автор использует в своем произведении. Составьте описание образа Родины, используя художественно - выразительные средства

Эпитеты: Волгою родной, чарующий простор, темные леса, приветных деревень, родимой стороны, свободного труда, названа великой и святой.
Метафоры: взор бросаю, бодро дышится, восторгом наполняешь.
Олицетворения: как хороша ты, твой голос узнаю.
Гипербола: все силы отдает.

Задание 8. Восстановите последовательность событий в рассказе. Расположите

пункты плана в правильном порядке.

1. на берегу Волги

2. Простор и леса

3. Бодрое дыхание

4. Труд народа

5. Восторг

6. Голос Родины

7. Мощь Родины

8. Святая и Великая.

Задание 9. Соедините стрелками части пословиц. Составьте предложение и объясните смысл пословиц.

Пt1686670439ac.gif одготовьте ответ на вопрос, как эти пословицы соотносятся с текстом стихотворения.

Рt1686670439bj.gift1686670439bj.gif одина - мать,

Что человек без песни

Чt1686670439bj.gif еловек без Родины,

Во сне снится

На чужбине родная землица

Умей за нее постоять


Задание 12. Разделите стихотворение на две смысловые части, озаглавьте их.

1) Любовь к Родине

2) Красота Родины

Задание 14. Определите основную мысль каждой части, идею стихотворения, авторское отношение к изображаемым событиям.




























Ответы к заданиям по стихотворению

Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!»

Задание 4. Прочитайте стихотворение. Определите, основную мысль стихотворения.

Стихотворение о любви к Родине, о том, что дорого поэту.

Найдите в тексте художественно - выразительные средства, которые помогают автору донести эту мысль до читателя.

Эпитеты: неярком блеске, взором трепетным, рощи белоствольной, синий дым, дали пустой, ржавый крест, низкий холмик

Метафоры: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды

Сравнения: сгорят как жнивье

Метонимия: холмик со звездой

Задание 9. Прочитайте стихотворение А.В Жигулина, озаглавьте, каждое из четверостиший произведения.

1. Любовь к Родине

2. Описание родного края

3. Родина – мое исцеление

Ответы к заданиям по стихотворению Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника»

Задание 5. Восстановите последовательность событий, составив план текста.

Приезд в "Дубки" профессора Громова из Синегорска.

Тяжелый багаж, напоминающий футляр контрабаса.

Знакомый номер с генератором запахов.

Новшества городка - воздушное такси, выросшие дубки.

Громов остается наедине с чемоданом.

- Вот и приехали, Электроник!

Необходимая процедура - ток.

- Ой! Я не хочу! - капризы мальчика?

Пt1686670439ac.gift1686670439bk.gif рофессор заканчивает разговаривать по видеотелефону.

Побег Электроника: подоконник, прыжок со 2-го этажа.

220 вольт!

- Такси! Надо догнать мальчишку в синей курточке, срочно!

Задание 12. Соотнеси героя с его характеристикой.

Гель Иванович Громов Профессор, талантливый ученый, создатель мальчика-робота.

Сережа Сыроежкин- Беззаботный ученик 7 класса,

Электроник - Робот, способный учиться и развиваться.

















































Ответы к заданиям по стихотворению

Кира Булычева «Приключение Алисы»

Задание 7. Заполни таблицу. Составь характеристику героев с опорой на текст.

Главные герои

Характеристика

Алиса

Заводная, умная и любознательная девочка, порой совершающая необдуманные действия.

Зелёный

меланхоличный мужчина, склонный к грусти, вечно погружён в печаль.

Отец Алисы

рассудительный человек, биолог, лучший друг Алисы.

Полосков

Вспыльчивый, молчаливый, деликатный человек.



Задание 8. Определи, в чем заключается главная мысль рассказа. Выбери пословицы к рассказу. Обоснуй свой выбор.

Страху в глаза гляди — не смигни: смигнешь — пропадешь.

Задание 9. Восстанови в верном порядке пункты плана.

1. Алиса отправляется в космическую экспедицию за редкими животными.

2. Встреча на Луне с Громозекой.

3. Странный доктор Верховцев.

4. Планета Блук. Знакомство с Весельчаком У и Говоруном.

5. Говорун сообщает о вызове помощи в систему Медузы.

6. Планета миражей.

7. Тайна третьей планеты.

Зt1686670439ac.gif адание 13. Составьте синквейн об одном из главных героев (Алиса, профессор Селизнев)

Селезнев

Алиса

Умный, тактичный

Умная, добрая

Беспокоится, изучает, руководит.

Обещает, учится, ошибается

Экспедиция благополучно завершилась.

Не удалось поймать щуку на золотой самородок

Отец Алисы

Дочь профессора





























































t1686670439ac.gif



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.