Методическая разработка «Формирование умений публичных выступлений на уроках истории в 5-9 классах»
Департамент образования
Администрации Ярославской областиГосударственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
Формирование умений публичных выступлений на уроках
истории в 5-9 классах
Методическая разработка
Выполнил учитель истории СОШ №10
г. Рыбинска
Петров Игорь Андреевич
Руководитель работы учитель истории
МОУ СОШ №79 г. Ярославля,
Заслуженный учитель РФ
Акулинина Ольга Александровна
Ярославль, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Формирование навыка публичных выступлений на уроке и во внеурочной деятельности в основной школе…………………………………..6
1.1Основные навыки необходимые для публичных выступлений……………6
1.2.Основные виды и формы публичных выступлений……………..…………9
1.3. Нормы и правила ведения диалога………………………………………...12
1.4. Урок как одна из форм обучения навыкам публичных выступлений…..14
1.5. Особенности формирования навыка публичных выступлений на уроках истории…………………………………………………………………………...16
1.6. Публичное выступление во внеурочной деятельности…………………..20
ГЛАВА II. Методические рекомендации по формированию и совершенствованию навыка публичных выступлений у учащихся основной школы…………………………………………………………………………….22
2.1. Формирование умений публичных выступлений 5-6 классах…………..22
2.2. Формирование умений публичных выступлений 7-8 классах…………..30
2.3. Формирование умений публичных выступлений 9 классе………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44
Введение
Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.
Марк Туллий Цицерон
Мы слушаем говорящего сто раз, прежде нежели однажды прочтём им написанное. Уже по одному этому уменье говорить важнее всего прочего.
Буслаев Ф.И.
Формирование умений публичных выступлений на уроках истории не входит в обязательные требования «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» для начальной и основной школы. В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества»1. Только на ступени среднего образования программа предусматривает «владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)»2. Несмотря на это, данные умения необходимы уже с пропедевтического курса «Что изучает история?» в 5 классе, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед публикой с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой творческой работы. ФГОС основного общего образования включает в себя требования «формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью»3.
Чтобы успешно выступить перед публикой, нужно обладать многими навыками, которые можно представить как совокупность трех важных компонентов: хорошее эмоциональное состояние, тщательная подготовка и навыки публичного выступления. Тщательная подготовка подразумевает великолепное знание темы своего выступления проработку всех вопросов, которые может задать аудитория, и своих аргументов. Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что вы говорите, а какую реакцию у слушателей вызывают ваши слова.
Эта тема актуальна в современных условиях, когда требования к образованию и особенно к историческому, значительно повысились со стороны общества. Об этом свидетельствуют и требования ФГОС. Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних старшеклассников. Ученые полагают, что вовсе не IQ (коэффициент интеллекта) является залогом жизненного успеха. Не менее важен так называемый эмоциональный интеллект EQ - способность владеть и управлять эмоциями. Умение выступать на публике является одним из качеств тесно связанных с эмоциональным развитием, мы здесь сталкиваемая с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать, учимся привлекать их на свою сторону.
Данная работа будет полезна для учителя, стремящегося развивать коммуникативные возможности своих обучающихся.
Целью моей работы является разработка методических рекомендаций по формированию навыков публичных выступлений на уроках истории в 5-9 классах.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются:
охарактеризовать основные виды публичных выступлений и
выявить навыки необходимые для публичных выступлений;
показать значение уроков истории и внеурочной деятельности для обучения навыкам публичных выступлений;
дать подробную характеристику каждого этапа формирования навыков публичных выступлений для каждого класса основной школы;
разработать и представить таблицу поэтапного развития навыков публичных выступлений;
Для характеристики основных видов публичных выступлений я использовал справочники и энциклопедии: «Словарь лингвистических терминов», «Словарь конфликтолога», «Профессиональное образование Словарь», «Педагогическое речеведение», «Философский энциклопедический словарь», «Словарь по логике», «Российская педагогическая энциклопедия». «Словарь-справочник лингвистических терминов» Розенталя Д.Э. и Теленковой М.А. в четкой н доступной для учителя форме даст толкование наиболее употребительных в учебной и методической литературе лингвистических терминов.
Для выявления навыков публичных выступлений мне потребовалась сравнить стандарты 2004 года со стандартами второго поколения, изучить примерные программы по истории и русскому языку.
Значение уроков истории и внеурочной деятельности для обучения навыкам публичных выступлений раскрыты в методических пособиях для учителей истории Коротковой М.В. «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях», Шогана В.В. «Методика преподавания истории в школе», Студеникина М.Т. «Методика преподавания истории в школе».
Основные правила ведения диалога даны в книге профессора МГУ, академика РАО Ю. В. Рождественского «Введение в общую филологию». Правила для говорящего и слушающего описаны в другой его работе «Теория риторики».
ГЛАВА I. Формирование навыка публичных выступлений на уроке и во внеурочной деятельности в основной школе
-
Навыки необходимые для публичных выступлений
Публичное выступление - это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с тем или иным сообществом, с группой людей.
Публичное выступление осуществляется в рамках соотношения между активным модератором и определенной воспринимающей человеческой средой. При этом выступающее лицо берет на себя особую роль. Оно сознательно стремится воздействовать на среду, в том числе намерено передавать информацию, знания, оказывать эмоциональное влияние, побуждать к определенному действию. Публичное выступление представляет собой некоторым образом подготовленный и спланированный контакт с группой внимающих людей. Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.
Публичное выступление - устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.
Успешное публичное выступление требует многочисленных навыков.
Умение подготовить выступление.
На этом этапе важно определить:
-Тему выступления. Она должна выражать главную мысль, которую вы хотите донести до своих слушателей.
-Цель выступления. Она должна выразить смысл и направленность действий выступающего, содержание выступления, отбор и накопление материала, знаний, сведений, которые обладают актуальностью, не повторяют известное, а имеют признаки новизны. Материал должен быть обоснован сильными доводами, опираться на факты. Содержание выступления должно соотноситься с интересами и ориентирами слушателей.
-Форму изложения материала: доклад, презентация, речь и т.д. В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах.
Правильно устанавливать контакт с аудиторией.
Задача вступления состоит в том, чтобы установить между автором выступления и слушателями доверительное дружелюбное поле общения. На данном этапе выступающий стремится привлечь к себе внимание.
Привлекать и удерживать внимание аудитории, отслеживать реакцию аудитории и своевременно реагировать на снижение внимания.
Разрабатывать структуру презентации в соответствии с поставленными задачами, выбирать аргументы, подходящие для определенной аудитории.
Уверенно держаться перед аудиторией, уверенно и позитивно отвечать на вопросы,
Необходимо тренироваться в предугадывании вопросов и различать типы вопросов, использовать различные способы ответов.
Вопросы могут содержать требование дать о чем-либо новую информацию. На публичных встречах они задаются чаще всего. Грамотные ответы на них предполагают обширную эрудицию выступающего.
Встречаются вопросы корректные либо некорректные. Корректный вопрос опирается на истинные предпосылки. Он отсылает к весьма определенной области знания или деятельности. В нем не содержится противоречия. Некорректный вопрос основан на ложных или путанных знаниях, на противоречащих суждениях. или суждения, смысл которого не определен. На логически корректный вопрос можно дать истинный ответ. На логически некорректные вопросы зачастую вообще нельзя дать осмысленного ответа.
Выступающему полезно научиться распознавать провокационные вопросы. Их смысл в том, чтобы поставить в затруднительное положение выступающего. С помощью таких вопросов предпринимается попытка ввести ложную, либо двусмысленную информацию об обсуждаемых событиях, о человеке, о знаниях и т.д.
Управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления.
Она включает обширную сеть действий. В том числе это речь выступающего, различные голосовые приемы. Здесь важна также логическая составляющая речи, связность и последовательность изложения предлагаемого слушателям материала. Не помешают и специальные приемы красноречия, привлечение ярких образов по ходу выступления. Специальные тренировки позволяют эффектно использовать мимику, жесты и телодвижения. Выступление будет выигрывать, если применяются средства наглядности, рисунки, диаграммы, таблицы, демонстрационная техника, используются видеосюжеты.
Перед большой аудиторией использовать микрофон. Менее всего рекомендуется применять доску и мел. В этом случае непроизводительно тратится драгоценное время выступления, бросается в глаза архаичность подобных подручных средств.
Настраиваться на выступление, выбирая оптимальное эмоциональное состояние.
Выявлять элементы личного стиля выступления (слова, жесты, позы), мешающие эффективному выступлению и заменять их на помогающие (адекватные) конкретной ситуации.
Создавать у аудитории наиболее благоприятное впечатление о себе, демонстрируя дружелюбие, терпимость, содействие, тактичность.
1.2.Основные виды публичных выступлений
Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 - 15 мин до 2 - 3 ч (например, доклады правительства).
Сообщение - небольшое по времени (5 -10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.
Выступление - подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20 - 30 мин до 1- 1,5 ч (вузовская лекция).
Беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.
Высказывание - предложение, рассматриваемое в его коммуникативной функции, в конкретной речевой ситуации. "Предложение, утвердительное по своей природе, становится реальным утверждением лишь в контексте утвердительного высказывания" (М. Бахтин)4. В формальном плане термин "высказывание" используют для обозначения любых интонационно оформленных речевых единиц, в т. ч. и не имеющих грамматического оформления в качестве предложения. К числу параметров, отличающих высказывание от предложения, иногда относят и его актуальное членение, задаваемое порядком слов и интонацией.5 В «Философском энциклопедическом словаре» есть ещё определение понятия высказывание - передача, воспроизведение в словесной форме тех или иных обстоятельств дела, которые всегда бывают обусловлены временем, интересом, воображением, намерением, аффектом, окружающей средой, возрастом, полом и т.д.6
В логике употребляется несколько понятий высказывание, существенно различающихся между собой. Перечень разных видов, изучаемых логикой, показывает, что область данного понятия является гетерогенной и не имеет четких границ.7
Монолог (гр. - одно слово) – развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения его автора.8 Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как «речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника. Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге»9. По способу изложения содержания различаются три типа монологов: описание, повествование, рассуждение. 10
Дискуссия - 1) устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.11 2) коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная истина.12 Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса - обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений. Такое обсуждение проводится в целях поиска истины, нахождения ответа на поставленный вопрос, для сближения позиций и отношений, в целях рождения нового знания. Дискуссия предполагает наличие действительно спорного вопроса, участие в ней компетентных людей, зрелых, умеющих слышать другое мнение, подбирать и излагать аргументы, способных идти на компромиссы. Дискуссия требует большой подготовки, четкой организации, ей противопоказаны псевдопроблемы и псевдообсуждения. Дискуссионная форма используется также при проведении «круглых столов», в работе экспертных групп, на форумах, симпозиумах и т.д. Участвуя в дискуссиях, человек обогащает свою культуру общения. Для успешного применения метода дискуссии необходимо, чтобы участники обладали знаниями или опытом относительно предмета обсуждения.13 Зрители следят за происходящим, большей частью не вступая в обсуждения.14
Полемика (от греч. polemikos – воинственный) – спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.15 Полемика является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, полемике необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей.
Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов полемики, часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы); содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.); основательная и безосновательная; конструктивная и деструктивная; стихийная и организованная; двусторонняя и многосторонняя; устная и письменная и др. Среди форм осуществления полемики условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются.16
1.3. Нормы и правила ведения диалога
А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
К. Паустовский считал, что «...по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Хотя эти правила просты на первый взгляд, поведение человека во многом зависит от того, как он пользуется ими.
В основе речевых отношений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык - один, уха - два. Раз скажи, два раза послушай». Внимание к собеседнику, к аудитории необходимы также для того, чтобы начать говорить. Выражаясь парадоксально, речь начинается со слушания, понимания обстановки, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает, когда не спрашивают».
Основные правила ведения диалога даны в книге Ю. В. Рождественского «Введение в общую филологию». Правила для организации диалога разделяются на три разряда:
1.Правила определяют отношение людей в диалоге и состоят в следующем:
человек оценивается по знанию форм речевого поведения (этикета);
невежливая речь запрещается, рекомендуется вежливость;
запрещается оскорбление словом.
2. Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила:
слово предшествует другим действиям: «Умный языком, глупый руками»;
слушание предшествует говорению;
умолчание есть часть диалога.
3.Третий разряд правил определяет типичные ошибки в диалоге:
ошибка в нарушении предмета диалога;
ошибка в избрании участника диалога: «Глухой слушает, как немой речь говорит»;
ошибка в порядке ведения диалога.17
Таким образом, в беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости.
Выделяются также правила для говорящего:
правила осторожности;
замысел речи: «Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь», «Прежде чем говорить, подумай о смысле слов»;
типичные ошибки: неуместность речи и тривиальность содержания речи для слушающего;
Разнообразны правила для слушающего, например:
необходимо видеть различие в речи, получаемой от разных лиц;
необходимо выделять истинные и ложные сведения;
необходимо определять искренность говорящего;
необходимо видеть ошибки в содержании речи говорящего; 18
1.4. Урок как одна из форм обучения навыкам публичных выступлений
Урок- форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени.19
В приведенных выше определениях можно также выделить специальные признаки, отличающие урок от остальных организационных форм. Это неизменная группа учащихся, управление деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладение основами изучаемого конкретно на уроке.
Решая конкретные задачки в каждом раздельно взятом временном отрезке учебного процесса, Обучение навыкам публичных выступлений ведётся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Урок был, есть и в обозримом будущем остается основной формой организации обучения и воспитания учащихся
Урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачками курса. Формирование умений публичных выступлений на уроках истории не входит в обязательные требования примерной программы для основной школы, но необходимы уже с 5 класса. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед классом с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой творческой работы.
Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:
На уроке ученик имеет возможность выступать перед аудиторией
Постоянный состав обучающихся создаёт щадящие условия для развития навыка публичных выступлений
Создаются благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы, в ходе которой ученики развивает навыки публичных выступлений;
Позволяет учителю управлять развитием познавательных способностей, формирование навыка происходит в более короткие сроки
Провоцирует остальные виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. Именно на уроке формируются основные навыки публичных выступлений. От свойства отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
1.5. Особенности формирования навыка публичных выступлений на уроках истории
Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу; действия и явления представлены в комплексе на каждом отрезке времени. Сквозные взаимосвязи действий и закономерностей инсталлируются из урока в урок учащимися под управлением учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и остальных качеств содержания.
В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования.
С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.
При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа20:
1. Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции.
2. Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.
3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.
4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса.
Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно они становятся более самостоятельными, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием и после этого могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником. Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема. Умение требует реализации в собственной деятельности ученика. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность самостоятельно выполнять известный тин задания в новых условиях, на новом учебном материале.
Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории? Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций: вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему; устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.
Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности: ролевая или деловая игра, инсценированные отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.; письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения - интервью и т.д.; групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого- либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;
Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.
На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опорных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.
Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам учитель должен добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.
Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.
Практика показывает, что творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения – миниатюры.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.
1.6. Публичное выступление во внеурочной деятельности
Работа кружка
Одна из форм внеклассной работы – кружок. Способствует развитию коммуникативных умений кружок юных корреспондентов.
Кружок развивает творческую деятельность, учит владению литературным языком, сочинению рассказов, стихотворений. Проводится корреспондентская работа, встречи, выпуск газеты.
Продолжительная работа в кружке закономерно способствует развитию творческих способностей детей, профессиональных навыков, т.к. им по силам со временем решать все более сложные задачи. Многие участники этого кружка становятся специалистами в области гуманитарных наук.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Целенаправленная и систематическая исследовательская деятельность учащихся способствует им самоутвердиться, повышает теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, формирует аналитическое и критическое мышление, познавательную активность, умение излагать и защищать свои мысли, способствует успешному поступлению в ВУЗ. Во время защиты своих работ учащиеся получают опыт публичных выступлений.
Публичное выступление формируется и на внеклассных мероприятиях: классных часах, праздниках классов, поздравлениях одноклассников.
Проектная деятельность
Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным.
Проект может быть итоговым - по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи.
Творческий проект - сценарии, опорные конспекты статей, репортажей, дизайна, газет.
Метод проектов показывает путь соединения теории с практикой.
Подготовка к олимпиаде
Образовательные результаты одаренного ученика во многом зависят от содержания учебных программ, с помощью которых осуществляется обучение. Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.
Как обеспечить эффективное обучение в обычном классе общеобразовательной школы, в котором учатся разные дети? Какой должна быть структура урока, позволяющая осуществлять индивидуальный подход? Наиболее оптимально, на мой взгляд, данные задачи решает технология “полного усвоения знаний”.
Черта этой системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам. Изложение нового материала и его проработка происходит традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные цели. После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа, результаты которой объявляются сразу же после ее выполнения. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения, могут заниматься самостоятельно творческими заданиями повышенной трудности.
ГЛАВА II. Методические рекомендации по формированию и совершенствованию навыка публичных выступлений у учащихся основной школы
2.1. Формирование умений публичных выступлений в 5-6 классах
Впервые учитель истории сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Одной из причин является стрессовая ситуация, в которую попадает ребёнок: смена учебных условий. На протяжении четырёх предыдущих лет ребёнок общался только с одним учителем, он привык к этому учителю, привык к одному школьному кабинету. А одной из главных задач формирования навыков публичных выступлений является преодоление страха и неуверенности перед и в процессе выступления.
Пятый класс, как утверждают специалисты, - следующий проблемный класс после первого. Десять лет - начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.
Адаптация -это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды или постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. Смысл адаптации в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Цель такого периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителем и учебным предметом.
Диагностика
В начале 5 класса я провожу опрос (приложение 1), который позволяет мне определить проблемы.
В 5 классах опрос показал, что в основном обучающиеся чувствуют себя неуверенно во время выступления. Поэтому я ставлю главной задачей работу над преодолением страха и неуверенности до и во время выступления у обучающихся. Особые затруднения у обучающихся 5 классов вызывают выступление перед классом , привлечение внимания одноклассников, кропотливая работа над выступлением. Ещё одна задача – это создать условия для получения обучающимися опыта публичных выступлений.
Умения необходимые для публичных выступлений и методы по их формированию
5 класс
Умение преодолевать страх и неуверенность перед и в процессе выступления
Я предлагаю следующие способы решения: игры и конкурсы, работа в группе, создание ситуации успеха, поддержка учителя, индивидуальная беседа, личный пример.
Пример: Конкурс знатоков крылатых выражений: «троянский конь», «ахиллесова пята» и др. Участники объясняют происхождение этих выражений и их смысл.
«Аукцион» — это соревнование, в котором побеждает школьник, назвавший наибольшее количество фактов, характеризующих какую-либо тему (например «Жизнь и быт москвичей в XV в.», «Средневековый город»). Учитель ведет аукцион: задает вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителя.
Умение готовить выступление
На уроках я выдаю алгоритмы составления плана текста, подготовки пересказа.
Пример алгоритма «Как составлять план текста»
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
Определите тему и основную мысль текста.
Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.
Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Пример алгоритма «Как готовиться к полному изложению (пересказу)»
Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
Ответьте на вопросы, приведенные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
Определите, к какому типу речи относится текст.
Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Разделите текст па смысловые части согласно данному плану или «.оставьте план самостоятельно.
Разделите текст на композиционные части.
Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произведения и сохраните их в пересказе.
Прочитайте текст снова, разделяя его смысловые и композиционные части значительными паузами.
Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) пересказа, затем после проверки и исправления перепишите его.
Умение доказательно, позитивно и уверенно отвечать на вопросы учителя и одноклассников
Это умение развивается в 5 классе с помощью игр.
Пример: Дать задание составить рассказ о жизни вельможи от первого лица, а после него провести пресс-конференцию. Этот метод позволяет обучающемуся не бояться отвечать на вопросы. Похожий метод- игра диалогической персонификации. Это более активная форма создания игрового образа.
Пример игры диалогической персонификации
Учитель выступает в качестве главного повествователя. Учитель, создавая игровую ситуацию, предлагает учащимся вместе совершить путешествие в ту или иную историческую эпоху. Более того, участники воображаемого путешествия взаимодействуют с прошлым: вступают в диалоги с непосредственными субъектами исторических явлений и событий. Например в V классе при изучении истории древнего мира на уроке по теме: «Рабство в Древнем Риме» можно провести экскурсию-путешествие по имению землевладельца.
Пример урока вопросов и ответов. Школьники - организаторы конкурса заранее составляют и собирают вопросы. К вопросам предлагаются ответы. Правильность ответов оценивает избранное учащимися жюри. Учитель предлагает школьнику карточки с рисунками и текстами и просит их разложить в логической последовательности. Примерный набор карточек для одного из таких заданий: образование государства, появление излишков, повышение производительности труда, усовершенствование орудий труда. Можно добавить несколько не вписывающихся в логическую схему карточек и предложить найти эти лишние звенья.
Умение создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль
Пример: Как готовиться к выборочному изложению (пересказу):
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите се границы.
Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
Определите основную мысль пересказа.
Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении.
Определите, какой стиль вы будете использовать.
Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении может не совпадать.
Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения, какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
Напишите черновик выборочного пересказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Умение выражать своё отношение к историческому событию или личности
Пример: План характеристики исторической личности
Годы жизни или (и) правления.
Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности.
Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
Интересы какого класса выражает исторический деятель?
Значение его личных качеств.
Ваша оценка результатов деятельности исторической личности.
Умение составлять рассказ с опорой на какие-либо дополнительные средства
Вначале учитель может составить план рассказа по иллюстрации сам, а затем предложить учащимся сделать план рассказа на другой иллюстрации.
В 5 классе я использую задание составление рассказа по нескольким иллюстрациям параграфа.
Например: составьте рассказ по иллюстрациям параграфа «Искусство Древнего Египта»
Умение оценивать своё выступление
Пример: После устного ответа обучающегося предлагаем одноклассникам оценить ответ. В начале 5 класса алгоритм оценивания очень простой: Что понравилось? Что не понравилось? Какая оценка? Спросить, выступавшего ученика, согласен ли он с данной оценкой, выслушать аргументы.
Умение использовать приём сравнения для усиления воздействия на аудиторию
Пример Сравните природу Египта и Двуречья по плану: климат, реки, моря, горы, леса, почвы. Можно сравнивать жизнь крестьянина и вельможи в Древнем Египте, современного ученика с учеником в древнегреческой школе.
Умение выделять главную мысль
Это умение можно развивать с помощью объяснительного чтения
На уроке «Египет- дар Нила» у учитель задаёт вопрос: Почему Египет называют «даром Нила»?
Чтение «Хвалебной песни Нилу» и ответ на вопрос
6 класс.
Умение идти на контакт с аудиторией
Пример рассказа учителя о составляющих успешного выступления: «Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей. Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы, собственно, и говорим!).
Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Одна из важных составляющих успешного выступления – умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.
Зрительный контакт – это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории - насколько аудитория поняла сказанное (может нужно что-то повторить). Не утомлена ли аудитория (может нужно сделать перерыв); Интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории мы (или пора сменить оратора)»
Умение заинтересовывать слушателей
Пример: Во время выступления с докладами на занятии «Ранние славянские государства» одним из требований к выступлению было заинтересовать одноклассников. Я задавал классу вопрос: «Что понравилось, а что не понравилось во время выступления?» В конце занятия было установлено лучшее выступление. Требования учителя и соревновательность мотивируют учеников раскрывать весь имеющийся ораторский потенциал.
Умение строить небольшое по объёму высказывание на заданную тему
Пример Алгоритм «Как работать над сжатым изложением»
Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.
Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его цель.
Выделить в тексте все части.
Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
Составить план сжатого изложения.
В каждой части текста отметить главное.
Отметить то, что возможно объединить.
Подобрать обобщающие слова и предложения.
Изложить сжато каждую часть.
Подумать, как связать части между собой.
Перечитать написанное изложение.
Подумать, все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.
Умение соблюдать последовательность и связанность изложения
На уроке «Гуситское движение в Чехии» новый материал изучали по плану:
Рост недовольства чехов
Ян Гус и его гибель
Гуситские войны
Значение гуситского движения
Домашнее задание: Составьте рассказ по плану «Гуситское движение» (используйте материал параграфа и записи в тетради) При проверке задания необходимо следить за раскрытием всех пунктов плана и их последовательностью.
Индивидуальная работа
Для тех обучающихся у кого есть дополнительные вопросы, я провожу индивидуальные консультации.
Если обучающийся боится выступать перед классом, то провожу индивидуальную беседу и лично заслушиваю выступление.
Обучающимся, которые не боятся выступать, но испытывают затруднения я предоставляю больше возможности выступать перед классом.
Для реализации индивидуального подхода в формировании умений публичных выступлений помогает исследовательская работа.
Работа с одарёнными
Для одарённых обучающихся также хорошо подходит исследовательская работа (проектами, рефератами)
Таким обучающимся как правило мало тех заданий, которые даются всем, поэтому я задаю дополнительные задания.
Пример дополнительного домашнего задания: сделать рисунок по теме «Искусство Древнего Двуречья» и подготовить устный комментарий к нему, используя дополнительный материал. Время на выступление 3 минуты.
Результаты к концу 6 класса
В 6 классе я провел опрос(приложение 1), позволяющий выявить те проблемы, которые мешают ребятам публично выступать. К концу 6 класса уменьшилось количество, испытывающих затруднения по сравнению с началом 5 классом (приложение 6)
Мы начали развивать все коммуникативные умения, содержащиеся в стандарте 2004. Обучающиеся преодолевают страх и неуверенность перед выступлением, приобретают опыт публичных выступлений.
По сравнению с 5 классами в 6-х увеличилось количество обучающихся, выполняющих исследовательские работы.
21 марта 2012 ученик 5 класса Артём Рылин стал победителем школьной научной конференции с исследовательской работой «Родина адмирала Федора Федоровича Ушакова».
2.2. Формирование умений публичных выступлений в 7-8 классах
Диагностика
По результатам опроса обучающихся (приложение 1) в конце 6 класса можно сделать анализ и выявить проблемы. Которые требуют решения. Если большинство обучающихся считают, что испытывают сложности с каким-либо коммуникативным умением, то его необходимо продолжить формировать.
В 7 классе я ввожу в работу по формированию умений публичных выступлений «Оценочный лист» (приложение 2), который позволяет оценить поведение обучающегося во время публичного выступления. Оценку проводят одноклассники и она позволяет им лучше понять требования к выступлению, улучшить самооценку. Результаты оценки полезны и для меня, так как на их можно проанализировать и выявить проблемы, требующие решения.
В 7 классах провожу тестирование (приложение 3), которое помогает обучающимся и учителю лучше понять проблемы, которые мешают выступать публично.
Умения необходимые для публичных выступлений и методы по их формированию
7 класс
В 7 классе я учу создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности, выразительности речи, формулировать выводы (резюме) по итогам урока.
Я слежу за тем, как обучающимися используют мимику, жесты, голос, паузы для создания благоприятного впечатления от своего выступления.
Умение использовать метафоры, образы, импровизации
Для развития образного мышления я использую творческие задания, игры-монологи с символической персонификацией.
Пример игры-монолога:
Это создание игрового образа с помощью показа события или явления посредством действий вымышленного лица, символически олицетворяющего историческое время. Учитель должен строить свой игровой монолог на приеме путешествия во времени. Он сам есть символ контакта с прошлыми эпохами. Ученики в этом случае выступают в качестве слушателей. Задача учителя здесь состоит в том, чтобы с позиции игрового монолога создать ситуацию содействия и соперничества участникам процесса и в результате сформировать исторический образ явления или события. К примеру, в курсе истории средних веков на уроке по теме: «Победа буржуазной революции на севере Нидерландов» учитель может создать образ события «Осада г. Лейденю» с помощью игры-монолога с исторической персонификацией. Учитель начинает игру с показа картины художника Е.А. Львова «Осада Лейденю». «Представьте себе, ребята, — говорит учитель, - что я был непосредственным участником этого события. Как человек образованный, я решил вести записи того, что я видел. Свои краткие заметки я предлагаю вам.
26 мая 1574 г. Лейденю подвергся вторичной осаде, 8 тыс. испанских солдат окружили город. У нас не остается никакой возможности сообщаться с внешним миром. Некоторые жители стали использовать почтовых голубей, но это не особенно надежный способ связи.
1 июня 1574 г. Городской совет постановил, что никто не должен
сидеть в бездействии и ждать спасения. Мы должны сами подняться на защиту города.
15 июня 1574 г. Сегодня закончили последний, 52-й редут. С каким упорством трудились женщины, дети, старики, возводя заграждения!
20 июня. Опять испанцы прислали предложение сдаться. Испанский полководец Вальдец лицемерно обещает нам освобождение…
Умение использовать визуальные элементы презентации
Пример алгоритма презентации учебного реферата
Назови тему.
Дай историческую справку по теме.
Приведи фактические и статистические данные (если они есть) о целесообразности темы.
Укажи практическую направленность темы. Выскажи достоинства темы.
Сформулируй гипотезу.
Подготовь оформление(иллюстрации, графики, схемы, музыкальные вставки и т.д.
Подготовься к публичной защите.
«5» -содержание соответствует теме реферата; использованы материалы статистических и практических данных; определены достоинства темы; верна выдвинутая гипотеза; визуализация материала использована в полной мере; речь грамотна, соответствует языковым нормам.
«4» - допущены неточности, не искажающие основную идею темы.
«3» - тема раскрыта частично.
«2» - не справился с выполнением задания.
Умение участвовать в дискуссии
Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.
Одной из форм дискуссии, наиболее интересной школьникам, является сюжетно-ролевая игра “Суд”. Другие формы дискуссий:
“заседание экспертной группы”, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением;
“форум” - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;
“симпозиум” - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;
“дебаты” - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений.
“техника аквариума” - особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется
8 класс
Умение строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и другого наглядного материала
Пример задания учителя: « Используя иллюстрации учебника «Всеобщая история. История Нового времени» на страницах 7-9, расскажите о завершении промышленного переворота в Европе»
Умение принимать участие в диалогах различных видов
Для уроков истории наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»
Умение правильно вступать в речевое общение, поддерживать и закончить разговор
Данное умение формируется на протяжении всего обучения во время всех устных ответов и выступлений перед классом.
Индивидуальная работа
Для тех обучающихся у кого есть дополнительные вопросы, я провожу индивидуальные консультации и беседы.
Для развития коммуникативных качеств у обучающихся, испытывающих затруднения выступать на публике, будет полезна работа в группах, парная работа.
Хорошо подходит для некоторых обучающихся разнообразные творческие работы благодаря которым они могут реализовать себя на уроке.
Обучающимся, которые не боятся выступать, но испытывают затруднения я предоставляю больше возможности выступать перед классом (например с докладом).
Для реализации индивидуального подхода в формировании умений публичных выступлений помогает исследовательская работа.
Работа с одарёнными
Для одарённых обучающихся также хорошо подходит исследовательская работа (проектами, рефератами)
Таким обучающимся как правило мало тех заданий, которые даются всем, поэтому я задаю дополнительные задания.
Результаты
В 8 классе я снова провел опрос, который мне позволил выявить те проблемы, которые мешают ребятам публично выступать. К концу 8 класса уменьшилось количество, испытывающих затруднения по сравнению с предыдущим годом (приложение 6)
По сравнению с 7 классами в 8-х увеличилось количество обучающихся, выполняющих исследовательские работы.
2.3. Формирование умений публичных выступлений в 9 классе
Диагностика
По результатам опроса обучающихся (приложение 1) в конце 8 класса сделал анализ и выявил проблемы, которые требуют решения. Если большинство обучающихся считают, что испытывают сложности с каким-либо коммуникативным умением, то его необходимо продолжить формировать.
В 9 классе я также использую «Оценочный лист» (приложение 2), который позволяет оценить поведение обучающегося во время публичного выступления. Оценку проводят одноклассники и она позволяет им лучше понять требования к выступлению, улучшить самооценку. Результаты оценки полезны и для меня, так как на их можно проанализировать и выявить проблемы, требующие решения.
Умения необходимые для публичных выступлений: владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану),владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств, строить научное рассуждение по сложным историческим вопросам.
Алгоритм публичного выступления
1. Подготовься к публичному выступлению (имидж, репетиция перед зеркалом, проговаривание текста собеседнику и т.д.).
2. Собственно защита:
собственная презентация;
назови тему;
представь план своего изложения;
определи время изложения;
выскажи основную идею темы
обоснуй достоинства темы;
кратко изложи содержание с включением цитат;
выскажи собственную позицию к содержанию по теме;
сделай вывод;
предложи ответить на вопросы.
Критерии оценок:
«5» - выступление соответствует теме, правильно выделены идеи, обоснованы достоинства темы. Содержание раскрыто полностью. Собственное мнение аргументировано, выводы доказательны. Речь соответствует современным языковым нормам.
«4» - недостатки в речи, не искажающие основные идеи выступления.
«3» - изложение с нарушением последовательности, основные идеи недостаточно аргументированы.
Практическая отработка необходимых навыков
Индивидуальная работа
Для тех обучающихся у кого есть дополнительные вопросы, я провожу индивидуальные консультации и беседы.
Для развития коммуникативных качеств у обучающихся, испытывающих затруднения выступать на публике, будет полезна работа в группах, парная работа.
Хорошо подходит для некоторых обучающихся разнообразные творческие работы.
Обучающимся, которые не боятся выступать, но испытывают затруднения я предоставляю больше возможности выступать перед классом(например с докладом).
Для реализации индивидуального подхода в формировании умений публичных выступлений помогает исследовательская работа.
Работа с одарёнными обучающимися
Для одарённых обучающихся в 9 классе подходят сочинения -эссе. На выбор даётся несколько тем.
Пример тем сочинений-эссе в 9 классе
«В процессе тотального овладения властью с 1917 по 1929 год большевики произвели контрреволюцию реформам 1860-х и 1905 годов». (Я.Л. Гордин)
«Вы должны нам рассказать, как сражались русские и почему они победили. Не путайте эти две проблемы: первая касается стратегии и тактики, вторая проблема гораздо шире». (Ш. де Голль)
«Он (Сталин) принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой». (У. Черчилль)
«Сталин фактически реализовал «идеалы белого движения». (П.Н. Милюков)
«Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя единственное историческое содержание». (Б.Л. Пастернак)
«Мы... считали, что наша работа [создание атомного оружия] абсолютно необходима как способ достижения равновесия в мире». (А.Д. Сахаров)
«Советский Союз не есть Россия... Ни одно достижение Советского государства... не есть достижение русского народа». (И.А. Ильин)
Формированию умений публичных выступлений у обучающихся увлечённых историей способствуют предпрофильные курсы
Например: предпрофильный курс «Государственные символы России»
Результаты к концу 9 класса
В 9 классе я снова провел опрос, позволяющий выявить те проблемы, которые мешают ребятам публично выступать. К концу 8 класса наблюдается положительная динамика формирования умений публичных выступлений, уменьшилось количество, испытывающих затруднения по сравнению с 8 классом (приложение 6)
По сравнению с 8 классами в 9-х увеличилось количество обучающихся, выполняющих исследовательские работы.
19 марта 2010г. ученик 9 класса Лубенин Павел занял 1 место на школьной конференции
1 декабря 2010 ученик 9 класса Лубенин Павел получил 3 место на Золотарёвских чтениях с работой «Молога: история жизни и гибели»
23 марта 2011г. – ученик 10 класса Елфимов Александр победитель школьной конференции с работой «Семилетняя война»
17 ноября 2011 команда 11 класса 3 место в интеллектуальной игре «Ты прав» в рамках межведомственной акции «Детям – заботу взрослых»
8 декабря 2011 Муниципальный конкурс исследовательских работ в рамках краеведческого движения «Отечество» Елфимов Александр 2 место с работой «Семилетняя война»
14 декабря 2011г. Свидетельство национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» подготовил в 2011-12 уч. году призёра «Осеннего» тура Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» Барышев Илья, занявшего 2 место в конкурсе «Будем помнить всегда!» (История 9-11 кл.)
1 ноября 2012 – ученица 10 класса Анастасия Дмитриева заняла 2-е место в городском конкурсе проектов к 200-летию Отечественной войны 1812г. II Городской конкурс творчкских проектов школьников, посвящённого победам русского народа в 1612 и 1812 годах.
Заключение
Публичное выступление требует многочисленных умений, которые формируются целенаправленно и поэтапно.
В 5 классе одной из главных задач формирования навыков публичных выступлений является преодоление страха и неуверенности перед и в процессе выступления.
Цель такого периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителем и учебным предметом. С помощью опроса обучающихся (приложение 1), анализирую и определяю проблемы.
В 5 классах тестирование показало, что в основном обучающиеся чувствуют себя неуверенно во время выступления. Поэтому я ставлю главной задачей работу над преодолением страха и неуверенности до и во время выступления у обучающихся.
Игры, конкурсы, соревнование позволяют детям преодолеть страх, познакомиться друг с другом. Учитель может поддержать ученика, создав ситуацию успеха, рассказав о личном опыте .
В 5 классе дети не умеют готовить и оценивать выступления, для их подготовки я выдаю алгоритмы составления плана текста, подготовки пересказа, сжатого изложения, оценивания устного ответа. Важное значение для монологического рассказа играет умение использовать готовый план, самостоятельно составлять его (план характеристики войны, исторической личности) Требования учителя заинтересовать слушателей и соревновательность мотивируют учеников раскрывать весь имеющийся ораторский потенциал.
Выступающему задаются вопросы и даётся короткая оценка выступления, учу устанавливать контакт с аудиторией и доброжелательно отвечать на вопросы.
в 5 классе для адаптации обучающихся особенно важна индивидуальная работа. Для тех обучающихся у кого есть дополнительные вопросы, я провожу индивидуальные консультации. Если обучающийся боится выступать перед классом, то провожу индивидуальную беседу и лично заслушиваю выступление. Обучающимся, которые не боятся выступать, но испытывают затруднения я предоставляю больше возможности выступать перед классом. Для реализации индивидуального подхода в формировании умений публичных выступлений помогает исследовательская работа.
Для одарённых обучающихся также хорошо подходит исследовательская работа (проектами, рефератами) Таким обучающимся как правило мало тех заданий, которые даются всем, поэтому я задаю дополнительные задания.
В 6 классе я провел опрос (приложение 1), позволяющий выявить те проблемы, которые мешают ребятам публично выступать. К концу 6 класса уменьшилось количество, испытывающих затруднения по сравнению с началом 5 классом (приложение 6)
Мы начали развивать все коммуникативные умения, содержащиеся в стандарте 2004. Обучающиеся преодолевают страх и неуверенность перед выступлением, приобретают опыт публичных выступлений
В 7 классе для развития образного мышления я использую как творческие задания, так и игры-монологи с символической персонификацией, при этом обогащается речь, учениками используются метафоры, образы, импровизации.
Развивать навык публичных выступлений помогает участие обучающихся в школьных семинарах и конференциях.
Чтобы успешно использовать презентации, нужна определенная подготовка. Для её проведения в 7 классе даётся алгоритм планирования презентации, презентации учебного реферата. Одарённые дети работают с данными алгоритмами уже с 5 класса.
Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме
Развитию коммуникативных качеств способствует работа в парах, группах
Я слежу за тем, как обучающимися используют мимику, жесты, голос, паузы для создания благоприятного впечатления от своего выступления.
В 7-8 класса продолжаем индивидуальную работу с учётом возрастных особенностей. Всё большее значение приобретает исследовательская деятельность, которая позволяет самовыразиться подростку.
Одарённые обучающиеся выполняют дополнительные задания, привлекаются к проведению уроков, участвуют в олимпиадах, конкурсах
В 8 классе я снова провел опрос, который мне позволил выявить те проблемы, которые мешают ребятам публично выступать. К концу 8 класса уменьшилось количество, испытывающих затруднения по сравнению с предыдущим годом (приложение 6)
В 9 классе можно использовать алгоритм публичного выступления.
Чтобы обучающиеся могли оценить достоинства и недостатки выступления мною используется видеотренинг. Для отработки навыка подходят семинары, дискуссии.
Задачу индивидуализации обучения истории помогает решать выбор обучающимися предпрофильного курса. На предпрофильном курсе лучше учитываются интересы, склонности и способности каждого ученика.
Новым видом работы в 9 классе, который развивает речь является написание сочинений - эссе.
В 9 классе я снова провел опрос, позволяющий выявить те проблемы, которые мешают ребятам публично выступать. К концу 8 класса наблюдается положительная динамика формирования умений публичных выступлений, уменьшилось количество, испытывающих затруднения по сравнению с 8 классом (приложение 6)
По сравнению с 8 классами в 9-х увеличилось количество обучающихся, выполняющих исследовательские работы.
О результативности методов свидетельствуют дипломы и грамоты, которые получают мои ученики на конференциях различного уровня, большее количество учеников занимаются исследовательской работой.
В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху человека, а своевременное формирование умений публичных выступлений способствует этому.
Список литературы
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога- М.: ЭКСМО, 2009.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов - М., Советская энциклопедия, 1969.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества - М.: Искусство, 1979.
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) - Екб., 2000.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык,1990.
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика - М.: НМЦ СПО, 1999.
Головин Б.Н. Основы культуры речи - М.: Высш. шк.,1988.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. -Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; - М.: Флинта, Наука, 1998.
Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Кемеров В. Философская энциклопедия. – М., Панпринт, 1998.
Короткова М.В., Студеникин М.Т Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей - М., Владос, 1999.
Максимова А.Л. 10 уроков русского речевого этикета – СПб, Златоуст, 2006.
Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию - М., Высшая школа, 1978.
Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Флинта: Наука, 2006.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов – М.: Просвещение,1985.
Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров- М.: Компания Спутник+, 2006.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе (учебник для вузов) - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г.
Российская педагогическая энциклопедия/под ред. В. Г. Панова- М: Большая российская энциклопедия, 1993.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет - М., Икар, 2005гг.
Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе-М., Феникс, 2007
Приложение 1
Опрос обучающихся
Данный опрос позволяет выявить проблемы, которые мешают обучающимся выступать публично
Сделать это мне… |
…трудно |
…легко |
Говорить перед классом |
||
Во время выступления не потерять нить рассуждения |
||
Сделать сообщение по ключевым словам |
||
Пояснить что-либо у доски |
||
Сказать что-то, в чём не уверен |
||
Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников |
||
Выступать с докладом, не читая, а рассказывая |
||
Ставить вопросы |
||
Чувствовать себя уверенно во время выступления |
||
Работать длительное время в библиотеке |
Приложение 2
Оценочный лист
Данный оценочный лист позволяет оценить поведение во время публичного выступления
Поведение во время публичного выступления |
|||
Активен Придерживается темы Обращается к другим Говорит чётко Дружелюбен Проявляет инициативу Внимателен Умеет строить логические высказывания Смотрит на ребят Привносит собственные идеи Воодушевляет других Способствует беседе Говорит полными предложениями Говорит убедительно Готов пойти на компромисс Говорит кратко Говорит понятно Говорит интересно Даёт высказаться другим |
Неактивен Отклоняется от темы Говорит только сам Говорит нечётко Агрессивен Не проявляет инициативу Невнимателен Не умеет строить логические высказывания Не смотрит на ребят Бессмысленно повторяет, то что уже сказано Расслабляет других Тормозит беседу Говорит обрывками фраз Говорит неубедительно Отрицает компромисс Говорит слишком много Говорит непонятно Говорит скучно Прерывает других |
Приложение 3
Тестирование
Данное тестирование помогает обучающимся и учителю лучше понять проблемы, которые мешают выступать публично
Выполните тест и узнайте, насколько вы коммуникабельны
На каждый из этих 16 вопросов вы можете ответить: «да», «иногда» или «нет».
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании, конференции или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают одному поехать в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки?
5. Любите ли вы делиться переживаниями с кем-либо?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9. В кафе либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо - промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним п беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, в кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост очереди и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете?
14. Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной темп?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Оценка ответов
Теперь оцените ваши ответы: за каждое еда» — 2 очка: иногда» — 1 очко; «нет» — 0. Суммируйте свои очки.
30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко! Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством — в вашей власти переломить
особенности характера. Разве не бывает, что при каком-либо сильном увлечении вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно, в ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, помните об этом.
Приложение 4
Поэтапное развитие умений публичных выступлений
5-6 класс |
7-8 класс |
9 класс |
|
Диагностика |
Тестирование Наблюдение |
Тестирование |
Тестирование |
Умения необходимые для публичных выступлений |
5 класс Преодоление страха и неуверенности перед и в процессе выступления. Готовить выступление Доказательно, позитивно и уверенно отвечать на вопросы учителя и одноклассников Умение выделять основную мысль рассказа Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль Составление рассказа с опорой на какие-либо дополнительные средства (рассказ по иллюстрации, схеме) Приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), Выражать своё отношение к историческому событию. Пересказывать содержание прослушанного или прочитанного исторического текста Умение оценивать своё выступление Использовать приём сравнения для усиления воздействия на аудиторию 6 класс Умение идти на контакт с аудиторией Умение заинтересовывать слушателей Строить небольшое по объёму высказывание на заданную тему Соблюдать последовательность и связанность изложения Использование визуальных элементов презентации Умение сделать публичное выступление общедоступным |
7 класс Создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности, выразительности речи Строить небольшое высказывание на основе данного плана Формулировать выводы (резюме) по итогам урока Использование мимики, жестов, голоса, пауз для создания благоприятного впечатления и учёта речевой ситуации. Использование метафор, образов, импровизации. Использование визуальных элементов презентации. Умение участвовать в дискуссии 8 класс Строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и другого наглядного материала. Принимать участие в диалогах различных видов Правильно вступать в речевое общение, поддерживать и закончить разговор |
Владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану),владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств, строить научное рассуждение по сложным историческим вопросам Практическая отработка необходимых навыков |
Методы формирования умений |
Игры диалогической персонификации Конкурсы Соревнование Создание ситуации успеха Поддержка учителя Личный пример Алгоритм составления плана текста Алгоритм пересказа Алгоритм оценивания Алгоритм сжатого изложения Составление рассказа по плану Урок вопросов и ответов План характеристики исторической личности Использование элементов дискуссии |
Творческие задания Игра-монолог Семинары Алгоритм презентации учебного реферата Учебная дискуссия |
Алгоритм публичного выступления Видеотренинг Отработка навыка Семинары Дискуссии Интегрированные уроки |
Индивидуальная работа |
Консультации индивидуальные устные ответы, предоставление возможности больше выступать перед классом Индивидуальные беседы с детьми испытывающими страх публичных выступлений Участие в исследовательской работе |
Индивидуальные беседы и консультации Участие в исследовательской работе (реферат) Творческая работа Подготовка докладов Работа в парах, группах |
Индивидуальные беседы и консультации Участие в исследовательской работе (реферат) Творческая работа Подготовка докладов Работа в группах. парах |
Работа с одарёнными обучающимися |
Участие в исследовательской работе Выполнение дополнительных заданий Участие в олимпиадах, конкурсах |
Участие в исследовательской работе (реферат, проект) Выполнение дополнительные заданий Привлечение к проведению уроков Участие в олимпиадах, конкурсах |
Участие в исследовательской работе (реферат. проект) Написание сочинений- эссе Выбор предпрофильного курса. Дополнительные задания Привлечение к проведению уроков Участие в олимпиадах конкурсах |
Сноски
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
2 Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории. М.,2004.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.
4 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
5 Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.
6 Философский энциклопедический словарь. М., 2003 .
7 Ивин А., А. Никифорович А. Словарь по логике.М.,1997.
8 Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екб.,2000.
9 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
10 Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 1998.
11 Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. М.,2006.
12 Броневицкий Г.А., Броневицкий Г.Г., Томилин А.Н. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. М., 2005.
13 Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М, 1999.
14 Тезаурус для педагогов экспериментаторов. М., 2004 .
15 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М., 2009.
16 В. Кемеров. Философская энциклопедия. М., 1998.
17 Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М.,1978.
18 Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2006.
19 Российская педагогическая энциклопедия/под ред. В. Г. Панова. М, 1993.
20 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе (учебник для вузов). М., 2000.