Статья «Система заданий направленных на формирование метапредметных результатов»
Молявко Наталия Сергеевна
учитель географии
МБОУ СОШ № 134
Новосибирская область, город Новосибирск
Система заданий направленных на формирование регулятивных УУД
Метапредметные умения сложные по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно, поэтому всю работы я выстраиваю в системе.
В процессе работы мною были разработаны системы заданий по формированию метапредметных умений.
Регулятивные действия.
Я считаю, что регулятивные действия способствуют формированию у учащихся представления о последовательности организации их учебной деятельности, формируют умение управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, формирует четкое понятие у учащихся о последовательности любой деятельности от постановки целей до рефлексии.
В программе географии 5 - 9 классов задания на формирование регулятивных УУД встречаются очень часто.
Основные виды заданий, которые я использую по формированию регулятивных действий:
Задания на поиск информации – позволяют сформировать представление о том, что существуют различные источники информации, а также формируют умение работать с информацией;
Задания на упорядочивание и группировку – формируют логическое мышление, помогают находить существенные признаки географического объекта;
Задания на поиск ошибок в тексте – развивают внимание, наблюдательность, умение вчитываться в текст и определять логические несоответствия.
Задания на дополнение текста – умение «видеть» описываемый предмет, знать его существенные признаки.
Познавательные УУД
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведѐтся в следующих направлениях:
Работа с картой (как в атласах, так и контурных картах) – карта основной источник информации по географии, она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое, поиск объектов помогает формировать и развивать логическое мышление учащихся, во время выполнения заданий обозначения названия объектов развивается моторно-сенсорная память,
Практические работы – формируют умение применять таблицы, схемы, графики, модели для получения и преобразования информации, находить черты сходства и различия между объектами и явлениями, формируют умение устанавливать причинно-следственные связи, формируется навык составления схем, картосхем, графиков, формируется умение практического применения знаний.
Подготовка презентаций учащимися - формирует у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Логические задания – способствуют развитию основных видов логических операций анализ, синтез, сравнение, формирует умение у учащихся классифицировать, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, формировать понятия, цели урока.
Коммуникативные УУД.
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Основные формы работы по формированию коммуникативных УУД:
игровые уроки – интересны учащимся 5-7 классов, способствуют формированию познавательного интереса к предмету география, способствуют формированию умения оказывать помощь своим одноклассникам
обобщающие уроки – способствуют выявлению сформированности умений и навыков по определенным темам курса география,
исследовательские уроки – способствуют развитию познавательных интересов учащихся, способствуют формированию основ логического мышления,
практические работы – направлены на формирование практических навыков деятельности,
создание проектов – ориентировано на создание оригинального конечного результата для каждого ребенка в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
Формы контроля метапредметных результатов, которые я использую в своей деятельности:
Индивидуальные, групповые.
Фронтальный, устный, письменные опросы.
Зачеты по темам, разделам, географической номенклатуре.
Методы контроля:
Наблюдение.
Проектирование.
Тестирование.
Формы оценки метапредметных результатов могут быть разными задания разработаны или взяты из учебников, сборников КИМ по географии или рабочих тетрадей согласно УМК
Выполнение специально сконструированных диагностических задач
Выполнение учебных и учебно-программных задач или практических работ в рамках учебного предмета
Выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.
Представленные виды заданий направлены на проверку сформированности метапредметных результатов именно в рамках предмета география. Эти задания возможно использовать при составлении комплексных работ по проверке сформированности результатов обучения в школе или при подготовке учащихся к всероссийским проверочным работам.
1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, текст учебника, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
География 7 класс. Тема: практикум «Источники страноведческой информации»
В данной работе представлены 3 текста и задания к каждому из текстов:
1 – описание штата Аляска из Географического энциклопедического словаря
2 –произведение Л.А. Загоскина «Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах» в котором дается отрывок показывающий быт и жизнь народов Аляски
3 – отрывок из книги В.М. Пескова «Аляска больше, чем вы думаете»
А также даются фотографии животных и снимок из космоса, с которыми учащиеся работают и выполняют задания.
Продолжением этой работы является практикум «Карта - один из основных источников страноведческой информации» учащиеся знакомятся с физической картой Северной Америки, физической картой Аляски и отвечают на вопросы:
1. Определите географическое положение штата Аляска (в какой части США он находится, какими океанами омывается, какие материки и страны расположены поблизости).
2. Опишите рельеф штата Аляска (какие формы рельефа наиболее распространены, какие горные хребты представлены на территории штата, их протяженности и высота, высочайшая точка штата и ее название).
3. По картам атласа определите средние температуры января, июля, среднегодовое количество осадков, изменение температуры и количества осадков с севера на юг и с запада на восток.
4. Реки штата (крупнейшие реки, к бассейнам каких океанов они относятся).
5. Природные зоны штата.
6. Населенные пункты штата (административный центр, где он находится, каким видом транспорта можно добраться из столицы США).
7. Виды деятельности людей.
2. Задания на упорядочивание и группировку
География 7 класс. Тема: «Северная Америка»
- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:
Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис
География 9 класс. Тема «Сельское хозяйство»
Укажите соответствие между крупами и сельскохозяйственными культурами, из которых их производят.
Крупа Сельскохозяйственная культура
Гречневая Гречиха
Манная Просо
Овсяная Пшеница
Пшеничная Ячмень
Перловая Овес
3. Задание “Найди ошибки в тексте”
География 9 класс. Тема: «Центральная Россия»
В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.
4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»
География 7 класс. Тема «Южная Америка»
Южную Америку можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.
Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….
…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в
……………… океан.
Амазонка …………. в течение всего года.
На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
Самая высокая вершина Анд - ……………
География 9 класс. Тема «Этапы развития хозяйства»
Дополните предложения, выбрав нужные слова.
Большинство стран мира в настоящее время имеет ……………. Экономику. В развивающихся странах с ……………… уровнем жизни населения преобладает …………… сектор хозяйства. В развитых индустриальных странах ведущую роль в экономике играет …………………….. Гораздо меньше стран постиндустриальных, где большая часть населения занята в ………………………………. .
Аграрную, индустриальную; низким, высоким; первичный, вторичный; сельское хозяйство, промышленность; сфера услуг, промышленность, сельское хозяйство.
География 6 класс. Тема «План местности. Азимут»
Дополните предложения.
1. Чтобы из Москвы попасть на Аральское море, надо двигаться на ………….. от Москвы.
2. Сторона горизонта, имеющая азимут 315°, - ………………
3. Туристы при движении наблюдали Полярную звезду слева, значит, они двигались на …………………..
4. Самолет, направляющийся из Новосибирска в Москву, летит на …………………….
5. В школу вы шли по азимуту 45°. При возвращении домой вы будите двигаться на ………….
Приложение 10
Работа с картой
География 5 класс. Тема «Географические открытия»
Задания на контурной карте:
1. Укажите вдоль соответствующих стрелок маршруты финикийцев и Пифея. Впишите в легенду карты имена путешественников и даты их плаваний.
2. Выделите на карте цветом маршрут путешествия Марко Поло, в легенду карты впишите его имя у соответствующей стрелки. Подпишите названия морей и заливов у берегов Евразии, по которым пролегал его маршрут.
3. Выделите на карте цветными стрелками маршруты плаваний Христофора Колумба (1-е плаванье), Фернана Магеллана, Васко да Гамы. Впишите в легенду карты имена этих мореплавателей. Подпишите названия океанов, через которые проходили их маршруты.
4. Нанесите на карту маршруты кругосветных экспедиций Джеймса Кука, в легенде карты покажите соответствующие условные знаки. Обозначьте на карте место гибели ДЖ. Кука.
География 6 класс. Тема «Биосфера»
Используя дополнительные источники информации, определите и отметьте цифрами места обитания указанных на контурной карте представителей животного мира (лось, бизон, лама, муравьед, енот, волк, крокодил, анаконда, зебра, жираф, слон, носорог, морж, пингвин).
География 7 класс. Тема «Природа Африки»
Задание:
Используя карту, определите, почему на побережье Атлантического океана сформировалась пустыня Намиб? (аналогичное задание по Южной Америке)
Логические задания
География 9 класс. Тема «Экономические районы России»
Задания на сравнение и определения черт сходства и различия между географическими объектами
Сравните современную и прежнюю столицы России по предлагаемым параметрам.
Параметры сравнения |
Москва |
Санкт-Петербург |
1. Географическое положение |
||
2. Планировка |
||
3. Роль в жизни страны |
||
4. Сколько лет город был столицей |
||
5. Численность населения |
География 8 класс. Тема «Графическое положение России»
Какие плюсы и минусы у России как у страны, обладающей самой большой территорией?
География 8 класс. Тема «Миграции»
Сделайте выводы к теме «Куда и зачем едут люди?», продолжив следующую мысль: «Россия – огромная страна. Перемещения людей создали ту Россию, какой она является сейчас. Миграции населения оказывали и оказывают сейчас влияние на …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….»