Сборник заданий по формированию читательской грамотности по тексту : «Музеи города Уфы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза В.Д. Паширова села Кушнаренково муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан
Разработчик: Якупова Зульфия Фанисовна, учитель начальных классов
Сборник заданий
по формированию читательской грамотности по тексту :
«Музеи города Уфы»
(3 класс)
Пояснительная записка
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни.
«способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».
это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения;
способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Изучение текста «Музеи города Уфы» составлена с учётом 3 фаз чтения:
Первая фаза-
1) просмотр – чтение текста
2) установление значений слов
3) нахождение соответствий,
4) узнавание фактов,
5) воспроизведение и пересказ.
Вторая фаза-
1) упорядочивание,
2) объяснение,
3) сравнение и сопоставление,
4) анализ, обобщение,
5) соотнесение с собственным опытом,
6) размышление над контекстом и выводами.
Третья фаза=
1) выдвижение гипотез, высказывание предположений
2) формулирование суждений,
3) моделирование и обобщение,
4) применение в жизни, учёбе
Задание №1, №2 направлено на общее понимание : 1) определять тему и основную мысль текста;
2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль.
Задание №3 направлено на установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, поиск информаций, умение соотносить заключённую в тексте информацию с информацией из других источников .
Задание №4 направлено на сравнение и сопоставление.
Задание №5 направлено на быстрое просматривание текста, на умение
Задание №6, №8 направлено на умение различать объективную и субъективную информацию.
Задание №7 направлено на умение связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности , аргументировать свою точку зрения.
Задание №9 направлено на быстрое просматривание текста, на умение
отбирать нужную информацию.
Задание №10 направлено на анализ и рефлексию прочитанного: умение откликаться на содержание текста:
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
-находить доводы в защиту своей точки зрения.
Рассчитано на обучающихся 3-4 классов.
Прочитай текст.
Музеи города Уфы
Музей – то место, где человек встречается не только с прекрасными произведениями искусства, но прежде всего с историей. С раннего детства именно в музее мы составляем свое мнение об истории человечества, расширяя свой кругозор. Музей – это еще и машина времени и пространства. Она позволяет перенести нас не только через годы, но и века, тысячелетия.
В Уфе насчитывается свыше 20 действующих музеев, и каждый из них предлагает для туристов интересные и познавательные экскурсии. Познакомимся с некоторыми из них.
Национальный музей Республики Башкортостан
г. Уфа, ул. Советская, 14
Основан 23 апреля 1864 года . Музей имеет 35 выставочных залов, посвященных археологии (эпоха бронзы и камня), истории (XV-XXI века), этнографии башкирского и других народов республики (удмуртов, мордвы, мари, украинцев, чувашей и др.).
Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
г. Уфа, ул. Зайнуллы Расулева, 4
Музей размещается в деревянном доме на берегу реки Белой, в котором жил писатель С.Т. Аксаков. Музей основан в 1978 году. Экспозиция музея располагается в 14 залах. Музей рассказывает об истории Уфы и Уфимского наместничества, а также раскрывает биографию Зубовых-Аксаковых.
г. Уфа, ул. Новомостовая, 20
Дом-музей партийного и государственного деятеля, участника установления Советской власти в Башкортостане, писателя Ш.А. Худайбердина. Располагается в деревянном доме. В музее рассказывается о Худайбердине, его дочери – артистке Тамаре Худайбердиной, а также о национально-государственном строительстве Башкортостана и войнах в Афганистане и Чечне.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова
г. Уфа, ул. Гоголя, 27
Открыт 5 января 1920 года. В 1954 году ему присвоено имя основателя – уроженца Уфы, русского художника, академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).
В музее представлены картины М.В. Нестерова, коллекции древнерусского искусства и русской живописи XIX - начала XX веков, представлено современное изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Башкирии, также имеется коллекция западноевропейского и восточного искусства
Музей археологии и этнографии
г. Уфа, ул. К. Маркса, 6
Музей создан в 1976 году. В музее представлены богатые коллекции по всем периодам древней и средневековой истории Южного Урала, в том числе знаменитая коллекция Филипповских курганов «Золото сарматов», накоплены ценные материалы по культуре и быту народов края.
Зоологический музей БГУ
г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32
Музей рассказывает о животном мире Республики Башкортостан, эволюции животного мира, о редких и исчезающих видах животных. Содержит большое количество чучелов животных.
Музей башкирского государственного театра оперы и балета
г. Уфа, ул. Ленина, 5А
Музей создан в 1993 году. Здесь представлены предметы реквизита и личные вещи знаменитых артистов, награды коллектива, эскизы и макеты декораций, театральные костюмы, фотографии и афиши к спектаклям.
*рпрр
Задание 1.Определи тип данного текста. Отметь так
рассуждение

повествование

описание

Задание 2.
основная мысль
тема
Подумай, что вынесено в заглавие
Задание 3.
Объясни значение слова
Открой толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Выпиши из словаря значение слова
Музей – _________________________________________________
_________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 4.
Прочитай стихотворение.
Представьте: в городе одном
Зелёный двухэтажный дом.
Картины, рукописи, книги —
Ах, сколько тайн хранится в нём!
Там из окна прекрасен вид,
Там старый самовар гудит;
И, словно, сладкий чай по кружкам —
Покой по комнатам разлит.
Там, оживая по ночам,
Танцуют куклы при свечах.
И взгляд красавицы с портрета
Таит незримую печаль...
Висит старинный гобелен
Там, на одной из ярких стен:
В кругу друзей снимает шляпу,
В поклоне милый джентльмен.
Комоды, сундуки, ларцы,
Столы, печные изразцы...
И, гулко время отмеряя,
Спешат напольные часы.
Там сохранился кабинет,
Куда приходит призрак-дед.
Над письменным столом склонившись,
Он размышляет сотню лет.
Там память дышит и живёт,
Из года в год, из года в год.
И поглотить её не сможет
Забвения водоворот.
Представьте: в городе одном
Есть старый двухэтажный дом.
Истории, загадки, сказки —
Ах, сколько тайн хранится в нём!
О каком музее говорится в стихотворении. Запиши ответ.
Задание 5.
Выпиши из текста предложения, которое соответствует рисунку.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Задание 6.
Соедини смысловые части текста предложений. Определи, в каком порядке полученные предложения встречаются в тексте.
в том числе знаменитая коллекция Филипповских курганов «Золото сарматов», накоплены ценные материалы по культуре и быту народов края
Музей рассказывает о животном мире Республики Башкортостан, эволюции животного мира,
Музей имеет 35 выставочных залов, посвященных археологии (эпоха бронзы и камня), истории (XV-XXI века),
награды коллектива, эскизы и макеты декораций, театральные костюмы, фотографии и афиши к спектаклям.
а также раскрывает биографию Зубовых-Аксаковых.
В музее представлены богатые коллекции по всем периодам древней и средневековой истории Южного Урала,
о редких и исчезающих видах животных.
Здесь представлены предметы реквизита и личные вещи знаменитых артистов,
этнографии башкирского и других народов республики (удмуртов, мордвы, мари, чувашей и др.).
Музей рассказывает об истории Уфы и Уфимского наместничества,
Задание 7.
В какой музей приглашают детей.. Напиши ответ.
Задание 8.
Соотнеси фото музея и название.
Национальный музей Республики Башкортостан
Дом-музей Ш.А. Худайбердина
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова
Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
Музей археологии и этнографии
Задание 9
Правила поведения в музее. Прочитай и допиши.
Музеи — это места, где хранятся ценные предметы, связанные с историей, искусством и наукой. В музеях можно узнать много нового и интересного. Вот несколько правил поведения в музее:
Не шуметь. В музее нужно вести себя тихо, чтобы не мешать другим посетителям и сотрудникам музея. Громкие разговоры, смех или крики могут помешать другим людям сосредоточиться на экспонатах.
Не трогать экспонаты руками. Экспонаты в музее — это ценные и хрупкие предметы. Они могут быть сделаны из стекла, металла, дерева или других материалов. Если вы будете трогать их руками, вы можете повредить их. Кроме того, некоторые экспонаты могут быть опасными, например, оружие или химические вещества.
Следовать указаниям сотрудников музея. Сотрудники музея знают, как правильно обращаться с экспонатами и как безопасно передвигаться по музею. Они помогут вам получить удовольствие от посещения музея и расскажут об экспонатах.
В музее можно ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В музее нельзя ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Раскрась картинки, на которой изображено правильное поведение в музее в яркие цвета, неправильное – в тёмные
Задание 10.
Я прочитал(а) текст, в котором рассказывается ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я бы хотел (а) посетить музей _____________________________________________________, потому что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________