Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся
1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Как сберечь природу?
Мы много говорим о том, есть ли жизнь на других планетах, в других галактиках. Как мы будем радоваться, если где-то в космосе найдем какую-то «букашку»! А ведь с нашей планеты уже исчезли многие виды животных, и их не будет никогда, а другие могут исчезнуть в любой момент. Вдумайтесь: до появления человека один вид животного исчезал за 1000 лет; с 1850 по 1950г. – за 10 лет; с 1950 г. – один вид в год. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений или грибов.
Для спасения живой природы ученые выявляют редкие и исчезающие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.
Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории – заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.
Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.
Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями?
Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:
1. Защищать планету от всех видов загрязнения;
2. Остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
3. Сохранить многообразие живого на планете;
4. Бережно относиться к природе каждому человеку.
Тестовые задания
Как сберечь природу?
1. Изменить отношение к ней
2. Создать больше охраняемых территорий
Как сберечь природу?
1. Выявить исчезающие живые организмы
2. Запретить использовать природные ресурсы
Как сберечь природу?
1. Остановить уничтожение лесов и наступление пустынь
2. Сохранить многообразие живого на планете
Традиционные вопросы
– Сколько сейчас исчезает растений и животных в день ?
– Что становится причиной исчезновения видов живых организмов?
– Какие меры принимаются для сохранения разнообразия животного и растительного мира?
– Что нужно для того чтобы сохранить природу?
– Как может помочь каждый человек в деле сохранения природного наследия?
Такие задания формируют у учащихся элементарное сопоставление текста вопроса и заданного текста.
– Прочитайте текст «Как сберечь природу?» и ответьте на вопросы.
– Почему сохранение природы стало актуальной проблемой для человека?
– Какие последствия могут быть, если не принять никаких защитных мер?
– Проблема сохранения природы задача всего человечества или жителей отдельных государств?
Формы такого типа заданий позволяют формировать у учащихся читательскую грамотность, путем извлечения из текста информации, которая напрямую не сообщается в тексте. Формирует умение различать в тексте главное и второстепенное, устанавливать имеющиеся в тексте взаимосвязи (пространственные, временные, причинно-следственные)
Текс взят из учебника авторы И.И. Баринова, А.А. Плешакова, Н.И. Сонин География начальный курс 5 класс. Москва издательства Дрофа вертикаль.
Нина Владимировна