Сборник заданий по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка

Л.А.Горина
Сборник заданий по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка
п.г.т.Безенчук
2023 г.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области cредняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области
Сборник заданий по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка
п.г.т.Безенчук
2023 г.
Сборник заданий по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка
Сборник заданий посвящён изучению русского языка и содержит варианты заданий по темам, при освоении которых школьники часто встречаются с трудностями. Издание будет полезно учащимся средних и старших классов, их родителям и школьным учителям.
Составитель: Горина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы
п.г.т. Безенчук
Горина Л.А.
2023 г.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в учительском сообществе стали часто говорить о функциональной грамотности. Это происходит потому, что мы столкнулись с её отсутствием. Школьники с трудом понимают то, что читают, что от них требуется в заданиях учебника, не могут разобрать схемы, инструкции и т.д.
Что же такое функциональная грамотность? Я назвала бы это повседневной мудростью. И детям, и взрослым необходимо не только читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, но и иметь элементарный уровень знаний. Человек должен научиться осмысленно читать (не только текст, но и таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения), извлекать информацию из разных источников и критически её оценивать, решать задачи не только на уроках, но и за пределами парты и грамотно строить свою жизнь. Для успешной реализации себя в социуме необходимо уже в школе давать возможность детям решать проблемные ситуации на уроке, составляя задания, способствующие развитию ФГ. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.
Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- выявление информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста;
- рефлексия на форму текста.
Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Кроме этого предусмотрены грамматические задания, которые можно видоизменять, в зависимости от грамматической темы урока.
Предлагаю строить работу на текстах известных авторов. В данный сборника я взяла «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Рекомендую весь урок посвятить одному письму. А если поделить класс на группы, то можно взять от 2 до 4. Учитель выбирает текст (тексты) для чтения и заранее продумывает к нему вопросы и задания, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. В организации урока можно использовать прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ, ВОПРОСЫ БЛУМА. Представленные здесь задания можно адаптировать под любой текст.
Работа с текстом.
Прочитайте текст.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков. Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться!
(Д.С.Лихачёв)
Задания к тексту.
В 3–4 предложениях охарактеризуйте основную тему (проблему) текста и отношение к ней автора.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо – это…______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо – однозначное или многозначное слово? Докажите._____________________________________________________________________________________________________________________
Разместите этапы возникновения письма.
Основные этапы возникновения письма:
1. Силлабическое или слоговое письмо. Здесь тоже используется сочетание нескольких символов для составления одного слова.
2. Идеограммы. Несколько знаков, стоящих вместе, передавали некую абстрактную идею. 3.Пиктографическое письмо. Первые символы, отпечатанные на глине, обозначали товары, которые можно было посчитать.
4.Фонетическое письмо. В этом письме количество самих знаков (букв) сведено к минимуму, но возможностей их сочетания огромное количество.
Ответ: 3,2,1,4
Бумажное письмо или электронное? Составьте сравнительную таблицу бумажного и электронного письма.
Бумажное письмо | Электронное письмо |
| |
| |
| |
Восстановите деформированный текст. Определите, какая часть речи пропущена.
Общее образование может создать человека _____________, человека ____________, созидателя всего __________ и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно _________ человеку с самого _______ возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все ______________ ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.
Допишите предложения, опираясь на текст.
__________________________________ навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Вам не нравится учиться, потому что _______________________________________________________
Самое благоприятное время для учения -______________________________________________
______________дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.
Учение тяжело, когда___________________________________________________________________
Умейте не терять времени на _____________________________________________________________
Выпишите из текста вопросительные (восклицательные и т.д.) предложения. ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите антонимы (или синонимы) к любому слову_______________________________________________________________
Выпишите метафору.______________________________________________
Из данных в тексте слов придумать эпитет___________________________
Выпишите эпитет и переделайте его в другие средства выразительности по образцу:
Зеркальная река – эпитет
Река как зеркало – сравнение
Зеркало реки – метафора.
В тексте встретилось слово «интеллигентность» («этика», «ибо» и т.д). К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать значение этого слова? Ответ: ____________________________________________________________
Обратитесь к этому словарю и напишите значение слова.____________________________________________________________
Выпишите любое слово и подберите к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову. __________________________________________________________________
Выпишите из текста три прилагательных и придумайте не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые неожиданные идеи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберете любое существительное и напишите 5 прилагательных, которые к нему подходят или не подходят. Образец: «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» или «стол – травяной, сильный, быстрый, смелый, добрый» .
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Придумайте название, иллюстрацию данной статьи.___________________________________________________________
Возьмите любое слово из трех или четырех букв и придумайте как можно больше вариантов аббревиатур. Например, КОТ - Кто-то Очень Таинственный, КОТ - Книга О Туризме КОТ - Комитет Отчаянных Тушканчиков и так далее. __________________________________________________________________
Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите окончание у имен прилагательных, определите род, число, падеж.
_________________________________________________________________
Ассоциативные связи. Выберете одно слово на одной строчке, затем на другой - второе. Теперь попробуйте найти связь между этими двумя словами. Вы можете придумывать любые истории. Пусть это будет длиннее одного предложения. Добавляйте в нее интересные детали и дайте волю своей фантазии.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите вопрос, на который можно ответить, используя данный текст._______________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите утверждения, которые не соответствуют содержанию текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите предложение с однородными членами предложения и сделайте синтаксический разбор.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста сложное слово и укажите часть речи. ________________________________________________________________
Выпишите из текста по 5 слов с орфограммами:
а) удвоенная согласная - ______________________________
б) непроизносимая согласная - _________________________
в) безударная гласная - _______________________________
Выпишите из текста 5-6 слов на безударную гласную в корне слова: ________________________________________________________________
Выпишите из текста по 3 словосочетания с разными типами связи:
Согласование - _________________________________
Управление - ___________________________________
Примыкание - __________________________________.
Найдите в тексте простое предложение, выпишите и произведите полный синтаксический разбор. ________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите предложение, соответствующее схеме: [ - = ], и [ - = не только…, но и …]. Если такого предложения в тексте нет, то переделайте из данных._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите предложения, соответствующие схеме: [ _ - = и =]. Если такого предложения в тексте нет, то переделайте из данных.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста простое осложненное предложение, произведите полный синтаксический разбор и составьте схему этого предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите глаголы повелительного наклонения, объясните правописание глаголов в данном наклонении. ________________________________________________________________
Выпишите глаголы, стоящие в Н.ф., распределив по колонкам
1 спряжение | 2 спряжение |
| |
| |
Выпишите одно СПП с придаточным условия и сделайте полный синтаксический разбор. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________
Используя прилагательные из текста, заполните таблицу.
качественные | относительные | притяжательные |
| | |
Используя слова из текста, заполните таблицу Правописание НЕ с разными частями речи.
НЕ с существительным | НЕ с прилагательным | НЕ с глаголом |
| | |
Составьте буклет по статье. Подберите пословицы, поговорки, рассказы, басни и т.д.
Составьте буклет об авторе статьи.
1. Найти и изучить информацию об авторе статьи.
2. Составить краткое сообщение по людям и объектам.
3. Подобрать фото- или видеоряд для иллюстрирования буклета.
4. Распечатать материалы на цветном принтере или в типографии, поделиться в социальных сетях на странице школы/класса.
Работа по созданию постера (плаката), презентации, видеоролика о данном тексте.
Составьте связный текст, используя слова из письма Д.С.Лихачёва, и озаглавьте его.
Значение незнакомых слов найдите, используя интернет и другие источники информации. Определите жанр получившегося текста. Представьте текст участникам.
Напишите сценарий мероприятий: школьная конференция, круглый стол, научная ярмарка, конкурс исследований и т.д.
Дополнительные задания.
Задания на выявление главного, поиск альтернатив. Перед вами «волшебная» фраза. Попробуй догадаться, почему она волшебная. (Подсказка: зачеркни гласные буквы) Фока, хочешь поесть щец?. - Фи Ответ: Все согласные – глухие.
Угадай пословицы и поговорки:
Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час)
Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)
Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)
Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)
Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)
Запишите ответ и определите часть речи.
1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
2. Оценка плохого ученика? (два)
3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)
4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)
5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
7. В треугольнике их 3. (углы)
8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)
9. Форма Солнца, часов …. (круг) 10. Результат сложения. (сумма)
Составить смету для реализации своих потребностей и желаний и определять, как заработать на это деньги (например, купить предмет, который описывается в тексте)
Ход действий:
1. Определяются необходимые статьи расходов на покупку и обслуживание оборудования, а также на расходные материалы (при необходимости).
2. Проводится мониторинг цен на рынке.
3. Проводятся консультации со специалистами по оборудованию.
4. Выбирается продукт по принципу цена — качество.
5. Составляется смета.
6. Обсуждается, какие арт-объекты можно изготовить на продажу на аукционе (например, сшить авторские куклы, создать объекты из дерева и др. материалов).
7. Готовится и проводится мероприятие, финал которого — аукцион.
8. На собранные средства производится покупка оборудования.
Напишите, как иначе называет Ф.И. Тютчев Зиму в стихотворении «Зима недаром злится…» (Ведьма злая)
В отрывке из рассказа И. Шмелева «Рождество» найдите средства выразительности.
В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – Дар Христу. Ну… будто. Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. Морозный, гулкий — прямо серебро. И все запело, тысяча церквей играет, стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… — гул и гул. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество. (Иван Шмелев «Рождество»)
Этимология слов «Зимние месяцы». Изучите материалы этимологического словаря, подберите иллюстрации.
Карточки - ответы:
Древнерусское – декабрь. Старославянское – декабрь. Латинское – december. Происхождение слова «декабрь» связано с латинским существительным «december», образованным, в свою очередь, от другого слова «decet» (десять). Связь этих двух слов «декабрь» и «десять» не случайна, поскольку раньше год начинался с марта и, следовательно, декабрь был десятым месяцем. Слово вошло в обиход в XI в., ранее двенадцатый месяц календарного года назывался «студень». Производные: декабрьский, декабрист.
Январь-слово заимствовано из латинского . яз., januarius, производное от Janus «Янус», имени римского бога времени и мира, которому был посвящен месяц январь. Еще в XIX в. могла употребляться и исходная — генварь. Синонимы:васильев месяц, генварь, иануарий, месяц, просинец, сечень, януарий
Февра́ль. Название этого (как и многих других) месяца восходит к латинскому языку, где прилагательное februarius означает «очистительный»: последний месяц древнеримского года — февраль — считался месяцем очищения.
Назовите значение фразеологизма.
Образец: зуб на зуб не попадает - человек, который дрожит от холода; ходить ходуном - сильно трястись; цокотать зубами – мерзнуть; мороз по коже - холодно
Повеяло холодом
Холодные отношения
Холодное время года
Окатить холодной водой
Ни холодно ни жарко
Охладить пыл
Дрожать от холода
Собачий холод
По спине пробежал холодок
И в голоде и в холоде
Холодная война
С холодной головой
Держи ноги в тепле, а голову в холоде
Спишите и, определив начальную форму глагола, вставьте пропущенные буквы.
Образец: он дремл…т в кресле — он дремлет в кресле (дремать).
Ветер шепч…т, они расскаж…т, сосед маш…т рукой, это помож…т в учёбе, барометр скач…т, зерно сыпл…тся, туманы стел…тся, они ищ…т нефть, слыш…тся песня, чемпион держ…т кубок, он терп…т боль, дружинники гон…т врага, мама пол…т грядки, собака ла…т, флаги ре…т, дядя смотр…т, сестра стел…т постель, сегодня увид…шь.
От данных глаголов образуйте формы 2-го лица мн. ч. изъявительного и повелительного наклонения. Составьте с ними словосочетания, объясните различия в написании.
Выносить, выйти, выписать, прыгнуть, высохнуть.
Заполните таблицу словами в указанных формах.
Глагол в начальной форме | Глагол, 1-е л. мн. ч. | Страдательное причастие наст. времени |
читать | читаем | читаемый |
| | |
Колыхать, ненавидеть, мыслить, управлять, нарушать, лелеять, зависеть.
Образуйте от данных существительных прилагательные, используя суффиксы -Н-, -ЕНН-, -ОНН-, -АН-, -ЯН-, -ИН-, -ИЙ, и запишите их.
Старина, искусство, семена, станция, туман, диковина, серебро, эмиграция, торжество, нефть, камень, картина, жизнь, трава, кожа, фазан, гость, осёл, мышь, бизон.
Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование, запишите получившиеся словосочетания.
Образец: банка из жести - жестяная банка.
Чучело из соломы, плавник дельфина, скатерть изо льна, след кабана, кольцо из серебра, добыча льва, цель жизни, шкаф для платья, перо фазана, поделки из дерева, сарай для дров, раствор соли, повязка на бедре, насыпь из земли.
Добавьте зависимые слова, запишите получившиеся причастия.
Образец: жареная картошка — жаренная отцом картошка.
Холёные руки, плавленый металл, воронёное украшение, стёганый халат, гружёная баржа, калёное железо, гашёная марка.
Выпишите прилагательные и причастия, распределяя их на три группы. Устно объясните правописание Н/НН.
Сваренная рыба, ране_ый пулей боец, жжё_ый кофе, зажжё_ый факел, сожжё_ый молнией, закопчё_ый потолок, копчё_ная колбаса, калё_ое железо, закалё_ый характер; соле_ая, копчё_ая, сушё_ая, вяле_ая рыба, соле_ые на зиму грибы, кипячё_ое молоко, кипячё_ое в кастрюле молоко, квалифицирова_ый работник, печё_ый картофель, выпече_ый хлеб, печё_ый в духовке пирог, кова_ый меч, закова_ый в цепи, жела_ый гость, назва_ый брат, опроше_ые свидетели, рва_ая одежда, лома_ая линия, связа_ая шапка, тка_ая скатерть, вытка_ый ковёр, домотка_ая одежда, сорва_ая ягодка, слома_ая ветка, краше_ый пол, краш_ый охрой пол, невида_ые размеры, нежда_ые вести, газирова_ая вода, полирова_ый стол, учё_ый попугай, посея_ая пшеница, повеше_ые занавески, заинтересова_ые ученики, излома_ая изгородь, свежеиспечё_ый хлеб, малоноше_ый костюм, малоизноше_ая спецодежда.
Прилагательные, образованные от существительных | Отглагольные прилагательные | Причастия |
| | |
Определите, какой частью речи — кратким причастием или прилагательным — является выделенное слово. Объясните правописание Н/НН.
Собрание организовано директором– девочка организованна.
Сумма собрана — речь стройна и собранна.
Ресурсы изысканы — её манеры изысканны.
Студентка невнимательна и рассеянна — тучи рассеяны ветром.
Люди стояли подавленны и унылы — ягоды подавлены в корзине.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Образуйте от данных слов наречия, запишите их, составляя с ними словосочетания.
Образец: бешеный — бешено мчался.
Сосредоточен...ый, прян...ый, заворожён...ый, ветрен...ый, восторжен...ый, необыкновен...ый, времен...ый, стран...ый, испуган...ый, рассеян...ый, взволнован...ый, отвлечён...ый, картин...ый.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Образуйте от данных слов существительные, запишите их, составляя с ними словосочетания.
Образец: гостиный — уютная гостиница
Сон...ый, ткан…ый, охран…ый, малин...ый, увлечён...ый, особен...ый, карман...ый, избран...ый, цен...ый, пьян...ый, воспитан...ый, золочён…е.
Найдите четвёртое «лишнее» в соответствии с рассматриваемой орфограммой «Правописание -Н-/-НН -». Объясните свой выбор.
1) временная (работа) 2) овчинный (тулуп) 3) жизненный (цикл) 4) осенний (листопад)
1) ещё не кошенный луг 2) собранные мамой вещи 3) никем не сваренный шов 4) списанная завхозом мебель
1) невиданный успех 2) неожиданный визит 3) неуслышанная подсказка 4) желанный подарок
Перестройте словосочетания так, чтобы НЕ писалось с причастием раздельно. Запишите получившиеся конструкции.
Образец:
Непрочитанная книга — ещё не прочитанная книга;
непроверенные тетради — вовсе не проверенные тетради.
Недостроенная школа —
ненаписанное сочинение —
неисследованный район—
непогашенные долги —
нераспаханное поле —
нераспустившиеся лилии —
непрекращающийся дождь —
Используя «двойное отрицание», измените смысл предложения на противоположный. Запишите получившиеся предложения.
Образец: Я не могу любить — Я не могу не любить
1. Мама не могла приехать на свадьбу сына.
2. Нельзя порадоваться успехам нашего класса.
3. Ирина не могла рассказать о поездке в Москву.
4. Истина не может быть нужной.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Задания по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка........................................................................................................ 4
Использованная литература. …………………………………………………………………………………….18
Использованная литература
1. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа “Школа 2100”, Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева
2. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/
4. Активные методы преподавания и обучения.2012.WWW.CPM
5. Международная программа PISA 2000. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ по чтению, математике и естествознанию. Москва.2003. Центр оценки качества образования ИОСО РАО, 2003 г., 1. М. Лейсестер (2010 г.) Обучение навыкам критического мышления. Международная издательская группа Continuum