12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонтьева Лидия Геннадьевна188
Россия, Ханты-Мансийский АО, Каменное
Материал размещён в группе «Фрагмент урока»
5

Задания по функциональной грамотности на уроках русского языка. Подготовка к сочинению


Задание (подготовка к сочинению в 10 – 11 классах)

1. Прочитайте рассказ И. Э. Бабеля «Переход через Збруч» и выполните задания.

1. Начдив шесть донес о том, что Новоград-Волынск взят сегодня на рассвете. Штаб выступил из Крапивно, и наш обоз шумливым арьергардом растянулся по шоссе, идущему от Бреста до Варшавы и построенному на мужичьих костях Николаем Первым.

2. Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря. Тихая Волынь изгибается, Волынь уходит от нас в жемчужный туман березовых рощ, она вползает в цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля. Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами. Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу. Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов. Мосты разрушены, и мы переезжаем реку вброд. Величавая луна лежит на волнах. Лошади по спину уходят в воду, звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног. Кто-то тонет и звонко порочит богородицу. Река усеяна черными квадратами телег, она полна гула, свиста и песен, гремящих поверх лунных змей и сияющих ям.

3. Поздней ночью приезжаем мы в Новоград. Я нахожу беременную женщину на отведенной мне квартире и двух рыжих евреев с тонкими шеями; третий спит, укрывшись с головой и приткнувшись к стене. Я нахожу развороченные шкафы в отведенной мне комнате, обрывки женских шуб на полу, человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году — на пасху.

Уберите, — говорю я женщине. — Как вы грязно живете, хозяева...

4. Два еврея снимаются с места. Они прыгают на войлочных подошвах и убирают обломки с полу, они прыгают в безмолвии, по-обезьяньи, как японцы в цирке, их шеи пухнут и вертятся. Они кладут на пол распоротую перину, и я ложусь к стенке, рядом с третьим, заснувшим евреем. Пугливая нищета смыкается над моим ложем.

5. Все убито тишиной, и только луна, обхватив синими руками свою круглую, блещущую, беспечную голову, бродяжит под окном.

6. Я разминаю затекшие ноги, я лежу на распоротой перине и засыпаю. Начдив шесть снится мне. Он гонится на тяжелом жеребце за комбригом и всаживает ему две пули в глаза. Пули пробивают голову комбрига, и оба глаза его падают наземь. "Зачем ты поворотил бригаду?" — кричит раненому Савицкий, начдив шесть, — и тут я просыпаюсь, потому что беременная женщина шарит пальцами по моему лицу.

7. — Пане, — говорит она мне, — вы кричите со сна и вы бросаетесь. Я постелю вам в другом углу, потому что вы толкаете моего папашу...

8. Она поднимает с полу худые свои ноги и круглый живот и снимает одеяло с заснувшего человека. Мертвый старик лежит там, закинувшись навзничь. Глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежите его бороде, как кусок свинца.

9. — Пане, — говорит еврейка и встряхивает перину, — поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было нужно, — он кончался в этой комнате и думал обо мне... И теперь я хочу знать, — сказала вдруг женщина с ужасной силой, — я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец...


Работа с первым абзацем.

Найдите средство образной выразительности, подчёркивающее беспомощность армии, аргументируйте свой выбор (оксюморон шумливый арьергард). Арьергард – часть войска, прикрывающая армию с тыла.

Работа со вторым абзацем

Найдите слова (словосочетания), при помощи которых автор описывает гармонию в природе. Какими языковыми средствами они являются? («поля пурпурного мака цветут», «полуденный (устаревшее слово, означающее южный) ветер играет» - метафоры, «девственная (эпитет) гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря - сравнение», «величавая луна лежит на волнах» - аллитерация).

Найдите слова (словосочетания), которые говорят о нарушении гармонии в природе, как только в неё вторгается человек. Какими языковыми средствами они являются? («звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног», «река усеяна черными квадратами телег… полна гула, свиста и песен, гремящих поверх лунных змей и сияющих ям» - метафоры).

Какие средства образной выразительности говорят о том, что рассказчик – натура поэтическая, но ожесточённая войной? (жуткое сравнение – «оранжевое солнце, как отрубленная голова», «штандарты заката веют» – метафора, навеянная с войной)

Работа с третьим абзацем

1. Найдите слова, которые говорят о том, что картины погромов герою привычны. (—Уберите, — говорю я женщине. — Как вы грязно живете, хозяева).

Работа с четвёртым абзацем

Найдите слова (словосочетания), которые говорят о беззащитности и не воинственности евреев («прыгают на войлочных подошвах и убирают обломки с полу», «прыгают по-обезьяньи, как японцы в цирке, их шеи пухнут и вертятся»).

Работа с пятым и шестым абзацами

1. Какие слова, обозначающие реалии времён гражданской войны, помогают понять, что в нелепом сне, который видит герой, гоняются друг за другом и убивают друг друга единомышленники? (Начдив, комбриг)

Работа с седьмым и восьмым абзацами

Найдите слова (словосочетания), которые говорят о том, что герой, чувствующий на природе «запах крови и убитых лошадей», не почувствовал этот запах, находясь среди людей. О чём это говорит? («Мертвый старик лежит там» - ожесточённый войной, герой привык к смерти, крови).

Работа с девятым абзацем

1. Найдите слова, которые утверждают, что любовь сильнее смерти, что только любовь способна победить жестокость и зло. («поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру», «он кончался в этой комнате и думал обо мне»)


«Переход через Збруч» - первый в цикле рассказов «Конармия».

Прочтите отрывок из статьи Первая конная армия» (ссылка https://diletant.media/articles/27124965)


Первая конная армия Буденного была создана 17 ноября 1919 года на Южном фронте Гражданской войны. По приказу, в нее вошли три дивизии первого конного корпуса Буденного. Впоследствии армия росла и дополнялась различными военными формированиями, пока численность личного состава не достигла девятнадцати тысяч сабель, что по тем меркам было достаточно много. 

Первая конная пригодилась Красной Армии и в дальнейших боевых действиях: она вступала в бой с поляками во время советской — польской войны, махновцами и врангельскими войсками. Несмотря на многочисленные победы, буденновцы устраивали многочисленные погромы еврейского населения. Это подробным образом было описано Исааком Бабелем в цикле рассказов «Конармия», встретивший острую критику Семена Буденного. Вообще известно много случаев, когда верные бойцы революции занимались мародерством и совершали преступления.


Найдите общее в рассказе Бабеля и в статье.

Какая информация, имеющаяся в статье, не нашла отражения в данном рассказе?

На фото вы видите двух красноармейцев армии Будённого. С опорой на фото составьте портрет героя-рассказчика.

t1675997297aa.jpg

В чём, по вашему мнению, актуальность рассказа Бабеля? Аргументируйте свой ответ.



3


Опубликовано в группе «Фрагмент урока»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.