Статья «Стратегии смыслового чтения, способствующие продуктивной деятельности обучающихся»
Стратегии смыслового чтения, способствующие продуктивной деятельности обучающихся
Материал подготовила Ермолаева Татьяна Валерьевна,
учитель технологии Ивняковской СШ, Ярославской области.
Дело не в количестве прочитанных страниц,
а в количестве вызванных ими мыслей.
Ф. Искандер
Продуктивное обучение связано с понятием социально значимого результата деятельности учащихся. Этот результат может быть, как внутренним, проявляющимся в качественных изменениях в характере мыслительной деятельности ученика, так и внешним, выраженным в создании продукта - материального или информационного результата деятельности человека. Продукт, созданный школьником, обладает субъективной новизной и личностной значимостью, а продукт учебной деятельности имеет общественно значимую ценность.
Главным средством развития является стимулирование внутренней активности учащихся. В основе продуктивного обучения лежит принцип созидающий, задающий деятельностный характер, способный обеспечивать активность человека.
Обеспечить активность обучающихся позволяют стратегии смыслового чтения, так как приемы, используемые в рамках стратегий направлены на создание интеллектуального или материального продукта.
Целью смыслового чтения является максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. В качестве форм интеллектуального продукта могут выступать сравнительные таблицы, схемы, кластеры, кроссворды, тесты, эссе.
Так создание схем, графической организации текста, способствует выделению в тексте больших и малых смысловых единиц, графическое установление связей между ними, осмысленное получение графической систематизации текста, умение презентовать свою графическую схему текста.
Результатом организованного процесса суждения может стать изменение, расширение, уточнение собственной точки зрения, что становится платформой для возникновения учебного сотрудничества, которое, приводит к развитию познавательной и творческой деятельности.
Данные формы продуктивного обучения используются на определенных этапах смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения подразделяются на три этапа: стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой деятельности, стратегии послетекстовой деятельности.
Целью предтекстовой деятельности являются постановка цели, задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности. На данном этапе используются такие методы как «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Батарея вопросов», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Ориентиры предвосхищения».
Целью текстовой деятельности являлось управление процессом чтения, развитие механизмов чтения. В процессе прочтения, обучающиеся искали ответы на поставленные вопросы, таким образом, выделяя главную информацию и второстепенную. На данном этапе используются такие методы как «Составление таблиц», «Чтение с остановками», «Чтение с пометками» (SMART, INSERT), «Чтение с вопросами».
Основной целью послетекстовой деятельности является достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли, а также предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения. Для достижения поставленных целей используются приемы «Проверочный лист», «Тайм – аут», «Отношение между вопросом и ответом», «Кубик Блума», «Работа с выводами», «Лови ошибку».
Таким образом, «Стратегии смыслового чтения» – это различные комбинации приемов, стимулирующие внутреннюю активность обучающихся. Они являются алгоритмом умственных действий и операций продуктивной деятельности обучающихся. Обеспечивая понимание текста, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но, чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий.
Источники:
Д.А. Бабкова. Использование технологий стратегий чтения как условие развития читательской компетенции младших школьников.
https://urok.1sept.ru/articles/682130
https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie
sbornik_formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.pdf
http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/076_plastinina.pdf