Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты орфографии и пунктуации»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Секреты орфографии и пунктуации»
уровень общего образования: основное общее образование
6 класс
Программу составил:
учитель русского языка и литературы
О.В. Мурая
С. Венгерово, 2024 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового уровня, в соответствии с программой по русскому языку «Русский язык, 5-9 классы, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцовая и другие. - 5-ое изд., Москва, «Просвещение», 2023 год».
Учебник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2023.
Актуальность и перспективность курса
Успешное овладение знаниями в средних классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Секретам орфографии и пунктуации» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Секреты орфографии и пунктуации» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся 6 класса.
Задачи:
воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности и средству общения; заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
образовательная - повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
развивающая - совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
формировать умения анализировать слова, выделять в них проблему.
Место предмета в учебном плане:
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для обучающихся 6 классов. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых знаний основных правил орфографии. Немаловажным также является ориентация на создание собственных алгоритмов запоминания правил. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку обучающихся к ГИА в новой форме. Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 год. Курс рассчитан на обучающихся с разной степенью мотивации и обученности.
Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается формирование орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Общая характеристика факультативного курса
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой .
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Педагогические технологии:
Информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения. Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.)
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающиеся должны продемонстрировать улучшение речевых навыков через тренировку речевого аппарата, расширение лексического запаса в рамках указанных тем, тренировать грамматические и речевые навыки, закрепление практические навыки в построении устных и письменных высказываний, развитие творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся должны понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова;
тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Научаться:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
Раздел 1. Дорога к письменности. Знакомство с целями и задачами курса.
Как обходились без письма? Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы -сигналы).
Древние письмена. Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»
Раздел 2. Кто – кто в алфавите живет?
Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица.
Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.
Для всех ли фонем есть буквы? Рождение звуков, звонкие и глухие, самонаблюдение, воображение, твердые и мягкие фонемы,буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я).
Раздел 3. В путь за «главным» правилом.
«Ошибкоопасные места». «Зеркальные» (например, грабли) и «незеркальные» слова (например, дуб).
Тайна фонемы. Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему?
Опасные согласные. Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки).
На сцене гласные Роль ударений в словах.
Выходим на «главное» правило про сильные позиции гласных и согласных фонем. Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам.
Раздел 4. «Фонемные» и «нефонемные» правила.
«Фонемы повелевают буквами». Знакомство с правилами правописания Ь в зависимости от частей речи.
Когда Ь знак пишется, а когда не пишется? Тренировочные упражнения правописания ь в зависимости от частей речи.
Ваши старые знакомые: всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные. Разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший.
Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»! Непроизносимые согласные в корне слова.
«Нефонемное» правило о правописание Ь после шипящих в конце слова. Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн.
Раздел 5. Как «оседлать» правило?
Волшебное средство - «самоинструкция». Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме.
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам».
Раздел 6. Память и грамотность.
Волшебные качества памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти.
Способы запоминаний. Отработка навыка использования речедвигательной памяти.
Раздел 7. Из чего строятся слова?
Строительная работа морфем. Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»»
Где же хранятся слова? Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре?
Раздел 8. Приставки – труженицы.
Поговорим обо всех приставках сразу. Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок.
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа). Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные вприставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-.
Нарушители главного правила (приставки второй группы) .Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок.
Самые трудные (приставки третьей группы) Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками.
Что может означать приставка - при- .Тренировочные упражнения.
Что может означать приставка - пре-? Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения.
Тренируемся все вместе. Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного). Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок пре- и при-, тест онлайн.
Раздел 9. Смотри в корень!
Слова - «родственники» .Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс а- продолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными.
«Не лезьте за словом в карман!» Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова?
«Пересаженные» корни. Игра «Словесный мяч». Работа над поставленным вопросом: «Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова?»
Старые знакомцы (корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? Работа со словарем. Выполняют тренировочные работы.
Обобщение изученного. Интерактивные игры по изученным темам.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем программ |
Количество часов |
Виды деятельности обучающихся |
Виды деятельности учителя с учетом воспитательной программы |
||
всего |
теория |
практика |
||||
Раздел 1. Дорога к письменности |
||||||
1.1 |
Как обходились без письма?
|
1 |
1 |
|
Изучают историю возникновения письменности на Руси, дают понятие о богатства, выразительности, образности русского языка |
- Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя. - Организовывать в рамках урока проявления активной жизненной позиции обучающихся. -Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
1.2 |
Древние письмена
|
1 |
|
1 |
Расшифровывают древние письмена. Выполняют мини-проект «Дорога вписьменность» |
|
Итого по разделу: |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
Раздел 2. Кто – кто в алфавите живет? |
||||||
2.1. |
Как возникла наша письменность?
|
1 |
1 |
|
Работают с различными источниками информации, отвечают на поставленный вопрос. Знакомятся с разными видами письменности. |
- Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися. -Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка; -Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
2.2. |
Меня зовут Фонема |
1 |
|
1 |
Распознают морфемы в словах. Играют в «Звуки-смыслоразличители (фонемы)» |
|
2.3. |
Для всех ли фонем есть буквы? |
1 |
|
1 |
Составляют рассказы и сказки о звуках и буквах, при работе с текстом. |
|
Итого по разделу: |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Раздел 3. В путь за «главным» правилом |
||||||
3.1. |
«Ошибкоопасные места» |
1 |
1 |
|
Пишут словарную работу со словами. Составляют словосочетание и предложения с данным словом. Находят данное слово в тексте. Исправляют речевые ошибки (неправильное употребление данного слова в тексте). Ролевая игра «Буквы- «актеры»(е,ё,ю,я). |
-Создавать доверительный психологический климат в классе во время урока. - Организовывать групповые формы учебной деятельности; -Опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя что они читают, что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах ?; - Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся. -Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. - Общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их. |
3.2. |
Тайна фонемы |
1 |
1 |
|
Расширяют представления о фонемах. Ищут ключ к тайне фонемы |
|
3.3. |
Опасные согласные |
1 |
|
1 |
Применяют алгоритмы выбора верного написания; работают с таблицами и схемами; производят фонетический разбор слова. Играют в игру « Звуки – «волшебники» |
|
3.4. |
На сцене – гласные |
1 |
|
|
Углубляют и укрепляют полученные знания, отрабатывают умения правильно подбирать однокоренные слова. Расставляют ударения, проверяют по орфоэпическому словарю. |
|
3.5. |
Выходим на «главное» правило про сильные позиции гласных и согласных фонем |
1 |
|
1 |
Распознают фонемы в сильной и слабой позиции. Находят в тексте слова с безударной гласной, непроизносимой согласной. Выполняют проверочную по карточкам. |
|
Итого по разделу: |
5 |
2 |
3 |
|
|
|
Раздел 4. «Фонемные» и «нефонемные» правила |
||||||
4.1. |
Фонемы повелевают буквами |
1 |
1 |
|
Знакомятся с правилами правописания Ь в зависимости от частей речи. |
-Организовывать индивидуальные и групповые формы учебной деятельности. - Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам. - Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога. - Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний И ценностные ориентации ребенка. |
4.2. |
Когда ь пишется, а когда не пишется |
1 |
|
1 |
Отрабатывают навыки правописания ь в зависимости от частей речи. |
|
4.3. |
Ваши старые знакомые: всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные |
1 |
1 |
|
Выполняют тренировочные упражнения ( различение твердых и мягких шипящих согласных). Разгадывают ребусы, составляют шуточных двустиший |
|
4.4. |
Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»! |
1 |
|
1 |
Работают по ленте букв, выявление опасных мест при письме. |
|
4.5. |
«Нефонемное» правило о правописании ь после шипящих в конце слова |
1 |
|
1 |
Распознают случаи правописания непроизносимых согласных. Выполняют тест онлайн. |
|
Итого по разделу: |
5 |
2 |
3 |
|
|
|
Раздел 5. Как «оседлать» правило? |
||||||
5.1. |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
1 |
1 |
|
Создают памятки, пишут стишки и подсказки для изученных правил. |
- Реализовывать на уроках мотивирующий потенциал юмора, разряжать напряжённую обстановку в классе; - Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. |
5.2.
|
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. |
1 |
|
1 |
Применяют самоинструкцию при сложных случаях правописания. |
|
Итого по разделу: |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
Раздел 6. Память и грамотность |
||||||
6.1. |
Волшебные качества памяти |
1 |
1 |
|
Знакомятся с навыком умения «видеть» слова « в уме». Выполняют упражнения по развитию зрительной памяти. |
- Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. - Помочь обучающимся взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности; - Формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. |
6.2. |
Способы запоминания |
1 |
|
1 |
Отрабатывают навык использования речедвигательную память |
|
Итого по разделу: |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
Раздел 7. Из чего строятся слова? |
||||||
7.1. |
Строительная работа морфем. |
1 |
1 |
|
Отрабатывают роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»». |
- Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов. -Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). - Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.) |
7.2. |
Где же хранятся слова? |
1 |
|
1 |
Работают со словарями. |
|
Итого по разделу: |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
Раздел 8. Приставки – труженицы |
||||||
8.1. |
Поговорим обо всех приставках сразу.
|
1 |
1 |
|
Мини – проекты по группам «Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок». |
- Организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). - Организовывать в рамках урока поощрение учебной/социальной успешности. - Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. - Общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их. |
8.2. |
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (приставки первой группы) |
1 |
|
1 |
Развивают умение правильно применять приставки, а так же правильно их писать. Играют с приставками. «Ошибкоопасные» согласные вприставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка -с-. |
|
8.3. |
Нарушители главного правила (приставки второй группы) |
1 |
|
1 |
Составляют «Алгоритм написания приставок». |
|
8.4. |
Самые трудные (приставки третьей группы) |
1 |
|
1 |
Работают в группах, отвечают на поставленный вопрос «Вот они: -пре- и -при-. Почему трудные?» Игры с приставками |
|
8.5. |
Что означает приставка - при-? |
1 |
1 |
|
Выполняют тренировочные упражнения. |
|
8.6. |
Что означает приставка - пре-? |
1 |
|
1 |
Выполняют тренировочные упражнения. |
|
8.7. |
Тренируемся все вместе.
|
1 |
|
1 |
Выполняют тренировочные упражнения по написанию приставок -пре- и -при- работают по алгоритму написания приставок -пре- и -при-. |
|
Итого по разделу: |
7 |
2 |
5 |
|
|
|
Раздел 9. Смотри в корень! |
||||||
9.1. |
Слова – «родственники» |
1 |
1 |
|
Распознают родственные слова. Правильные и неправильные корни. Мини – проет «Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?» |
- Включение в урок групповых, парных форм работ, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины, самоорганизации, взаимоконтроль и самоконтроль. |
9.2. |
Кто командует корнями? |
1 |
|
1 |
Отрабатывают правильное применение правила «ИРА». Выполняют тренировочные упражнения |
|
9.3. |
«Не лезьте за словом в карман!» |
1 |
|
1 |
Играют в игру «Словесный мяч». Работают над поставленным вопросом: «Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова?» |
|
9.4. |
«Пересаженные» корни |
1 |
|
1 |
Старые знакомцы (корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? |
|
9.5 |
Старые знакомцы (корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? |
1 |
1 |
|
Работа со словарем. Выполняют тренировочные работы. |
Демонстрация примеров гражданского поведения, проявления добросердечности через подбор текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения, анализ поступков людей и другое. |
9.6 |
Обобщение изученного. |
1 |
|
1 |
Играют в интерактивные игры по изученным темам. |
- Организовывать в рамках урока поощрение учебной/социальной успешности. - Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. |
Итого по разделу: |
6 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Всего: 34 часа |
34 |
11 |
23 |
|
|
№ |
Тема урока
|
Дата изучения |
Виды и форма контроля |
1 |
Как обходились без письма?
|
|
Беседа |
2 |
Древние письмена |
|
Фронтальный опрос |
3 |
Как возникла наша письменность?
|
|
Тренажер «Фраза». Анализ текстов различных стилей и типов |
4 |
Меня зовут Фонема |
|
Цифровой диктант |
5 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
|
Устный опрос |
6 |
«Ошибкоопасные места» |
|
Буквенный диктант |
7 |
Тайна фонемы |
|
Фронтальный опрос. Работа с таблицами, схемами, алгоритмами |
8 |
Опасные согласные |
|
Работа с дидактическим материалом |
9 |
На сцене – гласные |
|
Практическая работа |
10 |
Выходим на «главное» правило про сильные позиции гласных и согласных фонем |
|
Цифровой диктант |
11 |
Фонемы повелевают буквами |
|
Тримино. Работа с тестами, работа с таблицами, схемами, алгоритмами |
12 |
Когда ь пишется, а когда не пишется |
|
Словарный диктант |
13 |
Ваши старые знакомые: всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные |
|
Устный опрос |
14 |
Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»! |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа». |
15 |
«Нефонемное» правило о правописании ь после шипящих в конце слова |
|
Практическая работа |
16 |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
|
Составление инструкций - правил |
17 |
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. |
|
Составление памяток |
18 |
Волшебные качества памяти |
|
Фронтальный опрос |
19 |
Способы запоминания |
|
Письменный контроль. Устный опрос. |
20 |
Строительная работа морфем. |
|
Задания по морфемному анализу |
21 |
Где же хранятся слова? |
|
Тест онлайн. Работа с таблицами, схемами, алгоритмами |
22 |
Поговорим обо всех приставках сразу.
|
|
Фронтальный опрос. Создание проблемной ситуации |
23 |
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (приставки первой группы) |
|
Тренажер «Фраза», объяснительный диктант |
24 |
Нарушители главного правила (приставки второй группы) |
|
Письменный контроль. Устный опрос. |
25 |
Самые трудные (приставки третьей группы) |
|
Фронтальный опрос. Работа с тестами, работа с таблицами, схемами, алгоритмами |
26 |
Что означает приставка при-? |
|
Взаимоконтроль |
27 |
Что означает приставка пре-? |
|
Филворды, кроссворды |
28 |
Тренируемся все вместе.
|
|
Составление тестовых заданий |
29 |
Слова – «родственники» |
|
Фронтальный опрос. Работа с тестами, работа с таблицами, схемами, алгоритмами |
30 |
Кто командует корнями? |
|
Письменный контроль. Устный опрос. |
31 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
|
Тестовые задания |
32 |
«Пересаженные» корни |
|
Интерактивная игра |
33 |
Старые знакомцы (корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? |
|
Фронтальный опрос. Работа с тестами, работа с таблицами, схемами, алгоритмами |
34 |
Обобщение изученного. |
|
Тестовые задания |
Всего: 34 часа |
Литература
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – 3. СПб, 2000.
Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 6-9 классов. – М.,2004.
Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2015.
14.Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
15.Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971. 16.Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.