Интенсивный курс русского языка: орфография, пунктуация, речь
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного учебного предмета по русскому языку «Интенсивный курс русского языка: орфография, пунктуация, речь» составлена на основе учебного плана МБОУ «СОШ № 12», авторской программы элективного учебного предмета по русскому языку для обучающихся 10-11 классов «Интенсивный курс русского языка: орфография, пунктуация, речь» Публичко В.А. В соответствии с учебным планом среднего общего образования МБОУ «СОШ № 12» на изучение предмета отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной учебным планом МБОУ «СОШ №12».
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Русский язык 10-11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных организаций. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – М.: Просвещение, 2016
Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б. – М.: Дрофа, 2016.
Опорной, ключевой единицей курса русского языка в старших классах является текст. Большинство упражнений – это комплексная работа с текстом, в процессе которой старшеклассники ведут диалог с автором, учатся методу медленного чтения, что помогает творческому восприятию текста. При этом с такими важными разделами, как орфография и пунктуация, обучающиеся сталкиваются лишь частично (на уроках повторения), также в программе курса русского языка недостаточно практических занятий по изучению алгоритма написания и созданию сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
Таким образом, актуальность программы определяется тем, что данный учебный предмет будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших орфографических, пунктуационных навыков и развитию умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
Первая часть программы элективного учебного предмета «Интенсивный курс русского языка. Орфография. Пунктуация» рассчитана на учащихся 10-х классов и содержит основные разделы по повторению орфографии и пунктуации. Вторая часть программы элективного учебного предмета «Интенсивный курс русского языка. Развитие речи» рассчитана на учащихся 11-х классов и содержит основные разделы по правилам написания и практикум по написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 10-11 классах, поэтому данный элективный учебный предмет (69 ч) может быть предложен как в комплексе (для учащихся 10, а затем 11 классов), так и отдельно (вторая часть курса – 34 часа – для учащихся 11 классов).
Цель:
повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии и пунктуации за курс основной школы, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, отработать навык написания сочинения по предложенному тексту и успешно подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать умения применять теоретические знания на практике.
2. Расширять познания учащихся по определенным темам, изученным ранее.
3. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
4. Активизировать внимание учащихся к собственной речи (устной и письменной); повысить интерес к русскому языку.
5. Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения по тексту.
Планируемые результаты
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учащиеся будут знать:
что изучает орфография и пунктуация.
основные орфографические и пунктуационные правила предложенных для повторения разделов.
основные правила написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту, структуру сочинения, критерии оценивания.
Учащиеся будут понимать:
что русская орфография представляет собой систему правил правописания;
суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);
связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом);
функции знаков препинания, их роль;
основные аспекты написания сочинения-рассуждения.
Учащиеся будут уметь:
применять орфографические и пунктуационные правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису и пунктуации в практике правописания;
пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;
проводить орфографический разбор слова, пунктуационный разбор предложения, текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка;
писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту;
оценивать сочинение-рассуждение.
Программа предусматривает проведение практических занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс
№ № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
| Раздел «Орфография» | 17 | |
| Орфография как система правил правописания слов и их форм | 1 | |
Орфография как раздел русского правописания. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии. | 1 | Составление таблиц-памяток | |
| Правописание корней | 4 | |
Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые. | 1 | Составление алгоритмов по теме | |
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-//-кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -теар-// -твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле. | 2 | Составление таблиц – памяток. Практикум | |
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне; правописание ы и и после ц. | 1 | Тестирование по теме | |
| Правописание приставок | 3 | |
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: приставки на з/с - фонетический принцип. | 1 | Составление алгоритмов по теме | |
Все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Написание букв ы и и в корнях после приставок. | 1 | Практикум | |
Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-. | 1 | Тестирование по теме | |
| Правописание суффиксов | 3 | |
Суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск в именах прилагательных. | 1 | Практическое применение правил | |
Суффиксы глаголов и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -на-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший - посеянный). Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в суффиксе. | 1 | Составление таблиц – памяток. Практикум | |
Трудные случаи правописания н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | 1 | Составление алгоритмов по теме. Тестирование по теме | |
| Правописание окончаний | 2 | |
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в окончании. Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | 1 | Составление таблиц – памяток. Практикум | |
Видовые пары глаголов. Выбор личного окончания глагола в зависимости от вида. | 1 | Тестирование по теме. | |
| Слитные, дефисные и раздельные написания | 4 | |
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). | 1 | Составление таблиц-памяток | |
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1 | Практикум | |
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Различение приставки не- и частицы не. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | 2 | Тестирование по теме | |
| Раздел «Пунктуация» | 18 | |
| Пунктуация как система знаков препинания | 1 | |
16. | Пунктуационное правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы пунктуации. | 1 | Составление таблиц-памяток |
| Отделительные знаки препинания | 1 | |
17. | Постановка знаков препинания в конце предложения в зависимости от эмоциональной окраски и типа высказывания. | 1 | Составление таблиц-памяток |
| Разделительные знаки препинания | 9 | |
18. | Осложнение простого предложения однородными членами и разделительные функции знаков препинания при однородных членах предложения. | 2 | Составление таблиц-памяток. Тестирование |
19. | Функции тире в простом предложении. Трудные случаи постановки тире между членами предложения (интонационное тире, соединительное тире). Тире в периоде. | 1 | Составление таблиц-памяток |
20. | Знаки препинания в предложениях, переходных между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными. | 4 | Составление таблиц-памяток. Тестирование |
21 | Знаки препинания в предложениях с несобственно-прямой речью. Отделение друг от друга реплик в диалоге. | 2 | Составление таблиц-памяток. Практикум |
| Выделительные знаки препинания | 7 | |
22. | Трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Пунктуация при словах и словосочетаниях: как-то, а именно, то есть, например. | 1 | Практикум |
23. | Знаки препинания при обращении. Правила выделения обращений, выраженных не традиционной формой существительного, а другой частью речи. | 1 | Практикум |
24. | Трудные случаи постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. (Пунктуация при словах и сочетаниях: наконец, в конце концов, однако, конечно, вообще, в общем, значит и т.д.) | 1 | Составление таблиц-памяток. Тестирование по теме |
25. | Осложнение простого предложения обособленными членами предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения. | 3 | Составление таблиц-памяток. Тестирование по теме |
26. | Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах. | 1 | Практикум |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во провер. работ |
| Раздел «Орфография» | 17 | |
Орфография как система правил правописания слов и их форм. | 1 | | |
Правописание корней. | 4 | 1 | |
Правописание приставок. | 3 | 1 | |
Правописание суффиксов. | 3 | 1 | |
Правописание окончаний. | 2 | 1 | |
Слитные, дефисные и раздельные написания. | 4 | 1 | |
| Раздел «Пунктуация». | 18 | |
Пунктуация как система знаков препинания. | 1 | | |
Отделительные знаки препинания. | 1 | | |
Разделительные знаки препинания. | 9 | 2 | |
Выделительные знаки препинания. | 7 | 2 | |
| Итого | 35 | 9 |
Содержание программы. Раздел «Орфография». 17 часов
Орфография как система правил правописания слов и их форм. 1 час.
Русское правописание. Орфография как раздел русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста.
Разделы русской орфографии.
Правописание корней. 4 часа
Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-//-кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -теар-// -твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне; правописание ы и и после ц.
Правописание приставок. 3 часа
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип.
Все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Написание букв ы и и в корнях после приставок.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. 3 часа
Суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек-и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск в именах прилагательных.
Суффиксы глаголов и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -на-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-).
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший - посеянный). Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в суффиксе.
Трудные случаи правописания н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. 2 часа
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в окончании. Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Видовые пары глаголов. Выбор личного окончания глагола в зависимости от вида.
Слитные, дефисные и раздельные написания. 4 часа
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Различение приставки не- и частицы не.
Особенности написания производных предлогов.
Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Содержание программы. Раздел «Пунктуация». 18 часов
Пунктуация как система знаков препинания. 1 час.
Пунктуационное правило как разновидность учебно-научного текста.
Разделы пунктуации.
Отделительные знаки препинания. 1 час
Постановка знаков препинания в конце предложения в зависимости от эмоциональной окраски и типа высказывания.
Разделительные знаки препинания. 9 часов
Осложнение простого предложения однородными членами и разделительные функции знаков препинания при однородных членах предложения.
Функции тире в простом предложении. Трудные случаи постановки тире между членами предложения (интонационное тире, соединительное тире). Тире в периоде.
Знаки препинания в предложениях, переходных между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными.
Знаки препинания в предложениях с несобственно-прямой речью. Отделение друг от друга реплик в диалоге.
Выделительные знаки препинания. 7 часов
Трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Пунктуация при словах и словосочетаниях: как-то, а именно, то есть, например.
Знаки препинания при обращении. Правила выделения обращений, выраженных не традиционной формой существительного, а другой частью речи.
Трудные случаи постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. (Пунктуация при словах и сочетаниях: наконец, в конце концов, однако, конечно, вообще, в общем, значит и т.д.)
Осложнение простого предложения обособленными членами предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения.
Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс
№ № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
| Раздел «Развитие речи». «Правила написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту» | 34 | |
| Типы текстов | 1 | |
1. | Смысловые типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. | 1 | Составление таблиц-памяток |
| Композиционные особенности текста-рассуждения | 1 | |
2. | Структура сочинения-рассуждения по предложенному тексту. | 1 | Составление таблиц-памяток |
| Правила написания сочинения-рассуждения | 13 | |
3. | Вступление. Переход к основной части – чёткая формулировка проблемы исходного текста. | 2 | Памятка к написанию сочинения. Практикум |
4. | Основная часть. Комментарий к сформулированной проблеме. | 2 | Памятка к написанию сочинения. Практикум |
5. | Авторская позиция – чёткая формулировка позиции автора. | 2 | Памятка к написанию сочинения. Практикум |
6. | Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора. | 2 | Памятка к написанию сочинения. Практикум |
7. | Аргументы – подтверждение правильности своей позиции с опорой на жизненный и читательский опыт. | 3 | Памятка к написанию сочинения Практикум |
8. | Заключение. | 2 | Памятка к написанию сочинения. Практикум |
| Критерии оценки сочинения | 3 | |
9. | Критерии оценивания сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Практические занятия по оцениванию сочинений. | 3 | Составление таблиц – памяток. Практикум |
| Практикум по написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту | 16 | |
10. | Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. | 16 | Практикум |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во провер. работ |
| Раздел «Развитие речи». «Правила написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту» | 34 | |
1. | Типы текстов. | 1 | |
2. | Композиционные особенности текста-рассуждения. | 1 | |
3. | Правила написания сочинения-рассуждения. | 13 | |
4. | Критерии оценки сочинения. | 3 | |
5. | Практикум по написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту. | 16 | 16 |
| Итого | 34 | 16 |
Содержание программы. Раздел «Развитие речи». «Правила написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту». 34 часа
Типы текстов. 1 час
Смысловые типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.
Композиционные особенности текста-рассуждения. 1 час
Структура сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
Правила написания сочинения-рассуждения. 13 часов
Вступление. Переход к основной части – чёткая формулировка проблемы исходного текста.
Основная часть. Комментарий к сформулированной проблеме.
Авторская позиция – чёткая формулировка позиции автора.
Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора.
Аргументы – подтверждение правильности своей позиции с опорой на жизненный и читательский опыт.
Заключение.
Критерии оценки сочинения. 3 часа
Критерии оценивания сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Практические занятия по оцениванию сочинений.
Практикум по написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту. 16 часов
Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
Средства обучения.
Технические средства обучения
Компьютер
Экран
Мультимедийный проектор
Печатные пособия
Портреты писателей для кабинета русского языка
Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII–XIX вв.»
Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание Даль В. И.
Большой толковый словарь русского языка Ушаков Д.Н.
Таблицы "Правописание гласных в корне слова" с раздаточными материалами и методическим пособием
Таблицы "Русский язык. Имя существительное"
Таблицы "Русский язык. Имя прилагательное"
Таблицы "Русский язык. Глагол"
Таблицы "Русский язык. Наречие"
Таблицы "Русский язык. Числительное и местоимение"
Таблицы "Русский язык. Причастие и деепричастие"
Таблицы "Русский язык. Союзы и предлоги"
Таблицы "Русский язык. Частицы и междометья"
Таблицы "Теория литературы в таблицах"
Большой иллюстированный толковый словарь русского языка. Современное написание Даль В.И.
Большой толковый словарь русского языка Ушаков Д.Н.
Орфографический словарь русского языка (СЛОВАРИ АКАДЕМИИ РОССИЙСКОЙ) Соловьев Н.В.
Словарь правильной русской речи (СЛОВАРИ АКАДЕМИИ РОССИЙСКОЙ) Соловьев Н.В.
Словарь русского языка Ожегов С.И.
Репродукции
Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи»
Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах»
Комплексные справочные издания на СD, DVD
Компакт-диск "Готовимся к ЕГЭ Версия 2.0 Русский язык"
Компакт-диск "Пишем изложение"
Компакт-диск "Репетитор по Русскому языку Кирилла и Мефодия 2008"
Компакт-диск "Русский язык. 5–11 классы"
Компакт-диск "Страна лингвиния. Мультимедийная книжка"
Компакт-диск "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные"
Компакт-диск "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 2. Согласные"
Компакт-диск "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти"
Компакт-диск "Фраза"
№ п/п | Кол-во часов | Темы/ форма проведения занятий | Тип урока Форма проведения | Элемент содержания | Умения и виды деятельности | Оценочная деятельность | Домашнее задание | Средства обучения | Дата | |||
специальные | общеучебные | вид | форма | Интернет- ресурсы, средства мультимедия | план | факт | ||||||
Раздел «Орфография» 17ч | ||||||||||||
| 1ч. | Орфография как система правил правописания слов и их форм | | | | | | | | | | |
1 | 1 час | Орфография как раздел русского правописания. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии. | Лекция. | Орфография. Орфографическое правило. Разделы орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru таблицы, памятки | | |
| 4 часа | Правописание корней | | | | | | | | | | |
2
| 1 час | Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые. | Лекция. | Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | Алгоритм | | |
3-4 | 2 часа | Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-//-кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -теар-// -твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле. | Лекция. | Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | Алгоритм, памятки | | |
5 | 1 час | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне; правописание ы и и после ц. | Лекция. | Система правил, регулирующих различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне; правописание ы и и после ц. | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | тест | | | Алгоритм, памятки | | |
| 3 часа | Правописание приставок | | | | | | | | | | |
6 | 1 час | Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: приставки на з/с - фонетический принцип. | Лекция | Роль деления приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Тест. | | | Алгоритмы | | |
7 | 1 час | Все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Написание букв ы и и в корнях после приставок. | Практикум | Роль деления приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | | | |
8
| 1час | Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-. | Лекция | Роль смыслового анализа слова при | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач | Тест. | | | Памятки, алгоритмы. | | |
| 3 часа | Правописание суффиксов | | | | | | | | | | |
9 | 1 час | Суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск в именах прилагательных. | Лекция, практикум. | Типичные суффиксы имён существительных и их написание -арь-, - | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru | | |
10 | 1 час | Суффиксы глаголов и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -на-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший - посеянный). Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в суффиксе. | Лекция, практикум. | Различение на письме | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru | | |
11 | 1 час | Трудные случаи правописания н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | Лекция, практикум. | Выбор | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Тест. | | | | | |
| 2 часа | Правописание окончаний | | | | | | | | | | |
12 | 1 час | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в окончании. Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | Практическая работа. Тест | Различение окончаний -е и -и в именах существительных. | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramma.ru | | |
13 | 1 час | Видовые пары глаголов. Выбор личного окончания глагола в зависимости от вида. | Лекция, практикум. | Правописание личных окончаний глаголов. | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramma.ru | | |
| 4 часа | Слитные, дефисные и раздельные написания | | | | | | | | | | |
14 | 1 час | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). | Лекция. | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru | | |
15 | 1 час | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | Лекция. | Грамматика-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru | | |
16-17 | 2 часа | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Различение приставки не- и частицы не. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | Практическая работа. Тест. | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | орфографические нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Тест. | | | www.gramota.ru | | |
Раздел «Пунктуация» 18 ч. | ||||||||||||
| 1 час | Пунктуация как система знаков препинания | | | | | | | | | | |
18 | 1 час | Пунктуационное правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы пунктуации. | Лекция. | Пунктуационное правило. Функции знаков препинания. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | Таблицы, памятки | | |
| 1 час | Отделительные знаки препинания | | | | | | | | | | |
19 | 1 час | Постановка знаков препинания в конце предложения в зависимости от эмоциональной окраски и типа высказывания. | Лекция. | Функции отделительных знаков препинания. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | Таблица | | |
| 9 часов | Разделительные знаки препинания | | | | | | | | | | |
20-21 | 2 часа | Осложнение простого предложения однородными членами и разделительные функции знаков препинания при однородных членах предложения. | Практическое занятие | Функции разделительных знаков препинания. Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | Тест. | | | | | |
22 | 1 час | Функции тире в простом предложении. Трудные случаи постановки тире между членами предложения (интонационное тире, соединительное тире). Тире в периоде. | Практическое занятие. | Функции тире в простом предложении. Трудные случаи постановки тире. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru памятки | | |
23,24,25,26 | 4 часа | Знаки препинания в предложениях, переходных между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными. | Лекция. Практическое занятие | Типология и анализ сложного предложения. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | тест | | | | | |
27-28 | 2 часа | Знаки препинания в предложениях с несобственно-прямой речью. Отделение друг от друга реплик в диалоге. | Лекция. Практическое занятие | Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке. Анализ отрывков из романов Л. И. Толстого «Война и мир», Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание». | Создавать устные высказывания | Оформлять на письме прямую речь и диалог | | | | Раздаточный материал | | |
Выделительные знаки препинания 7 ч. | ||||||||||||
29 | 1 час | Трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Пунктуация при словах и словосочетаниях: как-то, а именно, то есть, например. | Практическое занятие. | Система осложнения простого предложения. Обобщающие слова как члены предложения. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru памятки | | |
30 | 1 час | Знаки препинания при обращении. Правила выделения обращений, выраженных не традиционной формой существительного, а другой частью речи. | Практическое занятие. | Система осложнения простого предложения. Правила выделения обращений. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru памятки | | |
31 | 1 час | Трудные случаи постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. (Пунктуация при словах и сочетаниях: наконец, в конце концов, однако, конечно, вообще, в общем, значит и т.д.) | Практическое занятие. | Система осложнения простого предложения. Правила выделения вводных слов. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru памятки | | |
32, 33, 34 | 3 часа | Осложнение простого предложения обособленными членами предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения. | Практическое занятие. | Система осложнения простого предложения. Правила выделения обособленных членов предложения. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru памятки | | |
35 | 1 час | Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах. | Практическое занятие. | Система осложнения простого предложения. Правила выделения междометий, частиц, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слов. | пунктуационные нормы современного русского литературного языка | оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | | | | www.gramota.ru памятки | | |
|
11