Статья «Изучение особенностей использования интерактивных средств обучения биологии в сельских малочисленных школах»

2
0
Материал опубликован 20 February 2017 в группе

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СЕЛЬСКИХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ ШКОЛАХ

ПОТАПКИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГОРЮНОВА ЯНА ГЕННАДЬЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Yanochka-gor@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, интерактивность, мультимедиа, обучение, информационные технологии, сельская школа.

АННОТАЦИЯ: представлена информация о совершенствовании обучения биологии в сельских малочисленных школах на основе использования интерактивных средств, охарактеризованы этапы исследования, поставлены задачи исследования, описаны результаты проведенного исследования.

FEATURES THE USE OF INTERACTIVE MEANS OF TEACHING BIOLOGY IN RURAL SMALL SCHOOLS

POTAPKIN EVGENY NIKOLAEVICH

GORYUNOVA YANA GENNADYEVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

KEY WORDS: education, interactive, multimedia, training, information technology.

ABSTRACT: presents information on the improvement of teaching biology in rural small schools through the use of interactive media, described the stages of the study, objectives of the study, describes the results of the study.

Предметное обучение реализует в своей основе общие тенденции развития образования, и отражает такие явления, как увеличение интегративных процессов, углубление дифференциации обучения, фундаментальности содержания предмета. В значительной степени этому способствует технологизация обучения в условиях широкого внедрения новых информационных технологий в практику преподавания всего комплекса естественных наук и биологии, в частности[2].

Современная сельская школа России, в своем подавляющем большинстве, является малокомплектной. В 50–70-е годы 20 века в официальных документах и педагогической литературе малокомплектной обычно называли школу, где один учитель работал с двумя или даже тремя начальными классами. Небольшие по числу классов и учащихся восьмилетние и средние школы назывались школами с малой наполняемостью[1].

Целью нашего исследования являлось совершенствование обучения биологии в сельских малочисленных школах на основе использования интерактивных средств.

На I этапе (февраль–март 2015 г.) был организован и проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлены факторы, оказывающие определяющее влияние на учебный процесс в малочисленных школах. В ходе эксперимента установлены причины низкой успеваемости учащихся по биологии. Поставленные перед констатирующим экспериментом цели достигались путем посещения и анализа уроков биологии. На этом же этапе изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблемам сельской малочисленной школы и использования при обучении биологии интерактивных средств.

На II этапе (апрель–август 2015 г.) проводился поисковый эксперимент, в ходе которого исследовались пути совершенствования процесса обучения биологии в малочисленных школах за счет устранения негативного воздействия специфических факторов и использования при обучении биологии интерактивных средств.

На III этапе (сентябрь–октябрь 2015 г.) проведен обучающий эксперимент с целью проверки эффективности использования интерактивных средств при обучении биологии в малочисленных школах. Эффективность обучения определялась на основе количественного и качественного анализов результатов эксперимента.

На IV этапе (ноябрь, 2015 – июнь, 2016 г.г.) осуществлялось оформление результатов исследования и их презентация в условиях работы Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» (2-3 июня 2016 г.).

При осуществлении экспериментально-педагогического исследования, связанного с изучением эффективности использования интерактивных средств обучения в школьном курсе «Биология. Животные», были поставлены следующие задачи:

  • Определить уровень использования интерактивных средств обучения на уроках биологии.

    Включить в тематическое планирование темы: «Тип Кишечнополостные»», «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви, или кольчецы», соответствующих требованиям ФГОС, задания, направленные на использование интерактивных средств обучения в рамках уроков биологии.

    Осуществить экспериментальную проверку эффективности использования интерактивных средств обучения.

    Проследить и зафиксировать изменения уровня усвоения материала учащимися.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского района Республики Мордовия. Для организации педагогического эксперимента нами было проведено комплексное исследование учащихся 6–9 классов. На основании бесед с классными руководителями и учителем-предметником и изучения документации учащихся отобран экспериментальный 7 класс, состоящий из 9 учащихся. Взаимоотношения между учащимися и учителями в данном классе доброжелательные, спокойные. Дисциплина на уроках достаточно хорошая. Абсолютная успеваемость – 100 %, качественная успеваемость – 55%.

На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос учащихся 7 класса, с целью выявления исходного уровня знаний учащихся.

Из таблицы 1 видно, что исходный уровень знаний учащихся до проведения эксперимента в 7 классе – низкий (рис.1).

Таблица 1

Исходный уровень знаний учащихся 7 класса

Класс

Количество учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

До эксперимента

9

3

33

2

22

4

45

В ходе эксперимента были установлены основные причины низкой успеваемости учащихся по биологии:

большой объем информации, представленный в параграфах учебника, из которого ученик не всегда может выделить главную мысль, опорные слова для запоминания;

несовершенство организации учебного процесса на местах(неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.);

отсутствие мотивации учения: у ребенканеправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности; слабого развития волевой сферы у учащихся;

неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения;

отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

На этапе формирующего эксперимента в экспериментальном классе были проведены уроки по биологии раздел «Биология. Животные» по учебнику В. В. Латюшин, В. А. Шапкин с использованием интерактивных средств обучения.

При экспериментальном обучении применялись такие интерактивные средства как: интерактивные средства наглядности (интерактивный плакат), проекционный экран, проектор и компьютеры. В выборе данных средств обучения лежало, во-первых, наличие данных интерактивных средств в школе, во-вторых, по нашему мнению, эти средства более приемлемы для применения на уроках по данным темам.

Как видно из таблицы 2, уровень знаний в 7 классе после проведения эксперимента повысился: высокий уровень знаний на 12%, средний – на 23%, низкий уровень знаний понизился на 35% (рис.2).

Таблица 2

Динамика уровня знаний учащихся после эксперимента 7 класса

Класс

Количество учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

После эксперимента

9

4

45

4

45

1

10

Рис.1 Исходный уровень знаний учащихся

Рис.2 Уровень знаний учащихся после эксперимента

Результаты эксперимента показали, что если систематически использовать на уроке биологии в 7 классе сельской малочисленной школы современные интерактивные средства обучения биологии, уровень биологической подготовки учащихся повышается. Следовательно, можно утверждать, что эффективность обучения биологии на прямую зависит не только от желания учителя использовать эти средства в учебном процессе.Но и определяется также и тем с какой периодичностью используются интерактивные средства, наличие готовности применять эти средства учителем, заинтересованности учащихся.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет

сделать следующие выводы:

Эффективность обучения биологии на прямую зависит не только от желания учителя использовать интерактивные средства в учебном процессе, но и определяется тем, с какой периодичностью используются интерактивные средства, наличие готовности применять эти средства учителем, заинтересованности учащихся;

Использование интерактивных средств обучения повысил у учащихся интерес к предмету;

Облегчило формирование у учащихся основных понятий;

Помогло учащимся самостоятельно усвоить материал.

 

Литература

  1. Абанкина, Т. А. Перспективные модели сельских школ / Т. А. Абанкина // Народное образование. – 2007. – № 2. – С. 72–73.
  2. Арбузова, Е. Н. Опыт разработки и применения инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Технология и методика обучения биологии» / Е. Н. Арбузова // Открытое и дистанционное образование. – 2011. – Т. 4. – С. 26–31.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.