Конспект квет-урока по обществознанию для учащихся 7 класса по теме «Семейный бюджет»
Администрация города Кургана
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»
Конспект квет-урока по обществознанию для учащихся 7 класса
по теме
«Семейный бюджет»
Автор:
Шарандина В.В.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 53»
г. Курган, 2018 г.
Квест-урок «Семейный бюджет»
Квест-урок является заключительным занятием темы «Человек и экономика» рабочей программы по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова, призван закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство».
Урок предназначен для учащихся 7-го класса и рассчитан на 1 час.
Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети этого возраста еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
Цели:
Образовательные:
сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;
помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;
определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;
расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;
Развивающие:
продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
развить коммуникативные УУД;
содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;
Воспитательные:
продолжить воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.
Задачи:
при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;
закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);
рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.
Методы:
эвристический;
проблемный;
исследовательский.
Вид: Квест-игра с выполнением различных заданий.
Тип: применение знаний.
Оборудование: раздаточный материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, маршрутные листы, путевые дневники); смайлики; бейджики с фамилиями виртуальных семей.
Участники: 4 команды по 6 человек.
Подготовительный этап:
Изучение темы «Человек и экономика».
Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.
НАСТРОЙ НА КВЕСТ-ИГРУ
Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т.д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.
Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют. Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.
А сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в квест-игру «Семейный бюджет». Для этого мы разобьемся на группы. Каждая группа получит свой маршрутный лист и путевой дневник, который необходимо будет заполнять по ходу нашей игры.
Деление на группы: Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.
Ведущий сообщает, что участники объединились в «семьи». Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, 3 детей). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей. Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать.
Правила игры:
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить путевой дневник.
Каждая «семья» получает маршрутный лист и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все команды встретились на последнем квесте. На каждом этапе стоит координатор (учащиеся 9-го класса). Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.
Данные для группы № 1
Семья А (Алексеевых) Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (сын – студент, дочь – школьница, младший сын – ребенок дошкольного возраста). Семья проживает в собственной квартире. У семьи есть свой приусадебный участок. Однако выплачивают потребительский кредит в размере 2 500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 000 в год. Дочь учится в 11 классе. Маленький сын посещает детский сад и мечтает на день рождение получить скоростной велосипед стоимостью 13 000 рублей. ДОХОДЫ СЕМЬИ: Заработная плата папы 15 000 рублей Заработная плата мамы 8 000 рублей Пенсия бабушки 7 000 рублей Пособие на ребенка 500 рублей |
Данные для группы № 2
Семья Б (Борисовых) Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старшая дочь – студентка, средняя дочь – студентка, сын – школьник). Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе в общежитие (оплата общежития 1 200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь учится в родном городе на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 10 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). Семья мечтает отправить бабушку на курорт подлечиться (стоимость путевки на лечение с дорогой и проживанием в санатории составляет 135 000 рублей). ДОХОДЫ СЕМЬИ: Заработная плата папы 17 000 рублей Заработная плата мамы 12 000 рублей Пенсия бабушки 9 000 рублей Стипендия старшей дочери 1 850 рублей Зарплата средней дочери 3 500 рублей Плата за сданный в аренду гараж 1 500 рублей |
Данные для группы № 3
Семья В (Васильевых) Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старший сын – школьник, средний сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста). Семья живет в собственной квартире. Старший сын учится в 11 классе, средний сын – ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает авто-кредит в размере 5 000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1 500 рублей в месяц), дочь занимается в «Школе ремесел» (оплата 1 200 рублей в месяц). Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250 000 рублей. ДОХОДЫ СЕМЬИ: Заработная плата папы 22 000 рублей Заработная плата мамы 10 000 рублей Пенсия бабушки 9 000 рублей Плата за сданную в аренду квартиру 5 500 рублей |
Данные для группы № 4
Семья Г (Григорьевых) Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (дочь – школьница, сын – школьник, младший сын – ребенок дошкольного возраста). Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12 000 рублей в месяц. Кроме того семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8 500 рублей в месяц. Старшая дочь учится в 11 классе, средний сын в 10 классе, младший сын посещает детский сад. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе. Стоимость такого отдыха обойдется семье в 250 000 рублей. ДОХОДЫ СЕМЬИ: Прибыль от предпринимательской деятельности папы 40 000 рублей Заработная плата мамы 18 000 рублей Пенсия бабушки 12 000 рублей Плата за сданный в аренду дом 8 500 рублей |
ХОД КВЕСТ-ИГРЫ
Квест № 1 «Продовольственная корзина»
Участникам необходимо выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины «семьи» на месяц из 26 предложенных. При выборе продуктов, необходимо учитывать условия именно виртуальной семьи, роль которой они играют. Также участникам необходимо сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи». Если 10 основных продуктов выбраны участниками правильно, то на приобретение продовольственной корзины они потратят от 2 000 до 10 000 рублей.
Свой выбор игроки должны обосновать. Во всех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов: хлеб, сахар, масло сливочное, мясо, рыба, молоко, яйца, картофель, овощи, фрукты.
Квест № 2 «А у нас День рождение»
Участникам квеста предлагается выбрать наиболее приемлемый для их «семьи» вариант подготовки дня рождения одного из членов «семьи» с учетом размера их дохода и количества приглашенных гостей (15 – 20 человек). Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».
Варианты празднования Дня рождения:
Вы самостоятельно готовите программу праздника, покупаете продукты, на оптовом рынке, сами готовите праздничные блюда. Расходы составят 5 000 руб.
Вы арендуете кафе; расходы составляют 500 руб. на человека, но конкурсную программу готовите самостоятельно.
Вы арендуете хороший ресторан, нанимаете аниматоров и ведущих, полностью освобождая себя от хлопот и шума; расходы составят 5 000 руб. на человека.
Квест № 3 «Здоровая семья»
Участникам игры предлагается ситуация, в которой один из членов «семьи» заболел и варианты решения этой проблемы, исходя из доходов конкретной «семьи». Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».
Задание: Маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?
Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).
Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 10 000 руб. (вероятность выздоровления — 70 %).
Выберете домашнее лечение недорогими лекарственными препаратами с обшей стоимостью 2 500 руб. (вероятность выздоровления — 50%).
Отправите в санаторий в России, потратив на путевку 85 000 руб. (вероятность выздоровления – 90%).
Отправите на лечение за границей и заплатите 400 000 руб. (гарантия выздоровления — 100%).
Квест № 4 «Образование»
Участникам предлагается выбрать один из вариантов образования ребенка, исходя из доходов «семьи». Ответ необходимо обосновать и сделать запись о расходах в таблице «бюджет семьи».
Задание: Выберите наиболее приемлемый вариант получения дальнейшего образования вашим ребенком.
В одном из ССУЗов города (образование бесплатно, целевые взносы – 2 500 руб. в год).
В колледже при МГИМО с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 139 000 руб. в год.
Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 600 000 руб. в год.
В ВУЗе в другой области (общежитие предоставляется), за 40 000 руб. в год.
В ВУЗе нашего города на бюджетной основе (при условии успешной сдачи ЕГЭ, но для этого необходимо воспользоваться услугами репетитора по математике и физике: услуги репетитора – 500 руб. за одно занятие).
Квест № 5 «Копим на мечту»
Командам-участникам, используя исходные данные для каждой конкретной «семьи» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.
Квест № 6 «Скатерть-самобранка»
Участникам предлагается выбрать карточки, на обратной стороне которых изображен набор продуктов. Задача команде – составить бюджетное меню на 3 дня (завтрак, обед и ужин), используя различные варианты блюд из предложенных продуктов. Условие – варианты блюд не должны повторяться. Используя данные «потребительской корзины» рассчитать стоимость трехдневного меню.
Подведение итогов
На этом этапе встречаются все команды. «Семьи» заполняют оставшиеся статьи расходов в таблице «бюджет семьи» согласно исходных данных в карточках семей. Подсчитывают итог по доходам и расходам, подводят итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Анализируют полученный результат. Учащиеся предлагают варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы. Представляют результаты своей работы.
Рефлексия
На доске висит плакат, на котором записано «Было интересно…», «Было трудно…», «Теперь я могу…», «Я научился…», «Меня удивило…», «Мне захотелось…». Каждому участнику игры раздаются наборы смайликов, на которых предлагается закончить одно из предложений и приклеить смайлик напротив этого предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ для квеста № 6 «Скатерть-самобранка»
Карточка № 1
Карточка № 2
Карточка № 3
Карточка № 4
МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ для «семей»
Маршрутный лист семьи А
Бюджет семьи А Укажите все возможные статьи расходов данной семьи на 1 месяц, исходя из данных полученных в начале игры на карточке с описанием семьи. Не забудьте внести статьи расходов «День рождение», «Здоровая семья», «Образование», «На мечту», «Продовольственная корзина» (данные вы получите в ходе игры). Произведите расчеты. Подведите итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Проанализируйте полученный результат и предложите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Бюджет данной семьи ___________________________________ Сбалансированный бюджет – равенство между доходом и расходом семейного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у семьи не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства. Дефицитный бюджет – это положение, когда расходы семьи выше, чем ее доходы. Профицитный бюджет – это положение, когда доходы семьи выше, чем ее расходы. Укажите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Желаем удачи! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маршрутный лист семьи Б
Бюджет семьи Б Укажите все возможные статьи расходов данной семьи на 1 месяц, исходя из данных полученных в начале игры на карточке с описанием семьи. Не забудьте внести статьи расходов «День рождение», «Здоровая семья», «Образование», «На мечту», «Продовольственная корзина» (данные вы получите в ходе игры). Произведите расчеты. Подведите итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Проанализируйте полученный результат и предложите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Бюджет данной семьи ___________________________________ Сбалансированный бюджет – равенство между доходом и расходом семейного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у семьи не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства. Дефицитный бюджет – это положение, когда расходы семьи выше, чем ее доходы. Профицитный бюджет – это положение, когда доходы семьи выше, чем ее расходы. Укажите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Желаем удачи! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маршрутный лист семьи В
Бюджет семьи В Укажите все возможные статьи расходов данной семьи на 1 месяц, исходя из данных полученных в начале игры на карточке с описанием семьи. Не забудьте внести статьи расходов «День рождение», «Здоровая семья», «Образование», «На мечту», «Продовольственная корзина» (данные вы получите в ходе игры). Произведите расчеты. Подведите итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Проанализируйте полученный результат и предложите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Бюджет данной семьи ___________________________________ Сбалансированный бюджет – равенство между доходом и расходом семейного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у семьи не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства. Дефицитный бюджет – это положение, когда расходы семьи выше, чем ее доходы. Профицитный бюджет – это положение, когда доходы семьи выше, чем ее расходы. Укажите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Желаем удачи! |
Маршрутный лист семьи Г
Бюджет семьи Г Укажите все возможные статьи расходов данной семьи на 1 месяц, исходя из данных полученных в начале игры на карточке с описанием семьи. Не забудьте внести статьи расходов «День рождение», «Здоровая семья», «Образование», «На мечту», «Продовольственная корзина» (данные вы получите в ходе игры). Произведите расчеты. Подведите итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Проанализируйте полученный результат и предложите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Бюджет данной семьи ___________________________________ Сбалансированный бюджет – равенство между доходом и расходом семейного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у семьи не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства. Дефицитный бюджет – это положение, когда расходы семьи выше, чем ее доходы. Профицитный бюджет – это положение, когда доходы семьи выше, чем ее расходы. Укажите варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы.
Желаем удачи! |
ПУТЕВЫЕ ДНЕВНИКИ для «семей»
Путевой дневник семьи ________________
Участники:
1._______________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________
6._______________________________________________________________________
Таблица фиксации знаний по теме
Тема |
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
Семейный бюджет |
|||
Продовольственная корзина |
|||
Способы экономии семейного бюджета |
Квест «А у нас День рождение»
Укажите выбранный вами вариант празднования Дня рождения и объясните свой выбор: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Квест «Здоровая семья»
Укажите выбранный вами вариант лечения матери и объясните свой выбор: _______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Квест «Образование»
Укажите выбранный вами вариант получения образования ребенком и объясните свой выбор: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Квест «Копим на мечту»
Мечта |
Необходимая сумма на осуществление мечты |
Варианты экономии семейного бюджета |
Возможные сроки осуществления мечты |
Квест «Скатерть-самобранка»
Набор продуктов: ________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Трехдневное меню |
||||||||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
||||||||
завтрак |
обед |
ужин |
завтрак |
обед |
ужин |
завтрак |
обед |
ужин |
||
стоимость |
стоимость |
стоимость |
Квест «Продовольственная корзина»
Продовольственная корзина:
№ |
Наименование продуктов |
Стоимость |
Стоимость выбранных продуктов (на месяц) |
1 |
хлеб |
10 руб. |
|
2 |
сахар |
30 руб. / кг. |
|
3 |
минеральная вода |
12 руб./литр |
|
4 |
масло сливочное |
100 руб./кг. |
|
5 |
кукурузные хлопья |
35 руб. |
|
6 |
масло растительное |
40 руб. |
|
7 |
рыба |
100 руб./кг. |
|
8 |
кальмар сушеный |
50 руб./кг. |
|
9 |
газированный напиток |
15 руб./литр |
|
10 |
молоко |
30 руб./литр |
|
11 |
яйцо |
50 руб./10шт. |
|
12 |
майонез |
15 руб./100 гр. |
|
13 |
картофель |
17 руб./кг |
|
14 |
овощи (морковь, лук, свекла, капуста) |
10 – 30 руб./кг |
|
15 |
сухофрукты |
100 руб./кг. |
|
16 |
соль |
9 руб./кг. |
|
17 |
креветки |
50 руб./200 гр. |
|
18 |
кондитерские изделия |
20 руб./100 гр. |
|
19 |
сельдь иваси (свежемороженая) |
100 руб./кг. |
|
20 |
финики сушеные |
100 руб./50 гр. |
|
21 |
маринады |
50 руб./кг. |
|
22 |
сало копченое |
100 руб./кг. |
|
23 |
орешки соленые |
40 руб./100 гр. |
|
24 |
конфеты |
20 руб./100 гр. |
|
25 |
чипсы |
30 руб./100 гр. |
|
26 |
мясо |
200 руб./кг. |
Укажите сумму, которую составила ваша «Продовольственная корзина»: _________