Авторская программа семейного клуба «Любящие сердца»
Ванчугова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Всё начинается с семьи. Эти строки на слуху у всех. Но так ли происходит на самом деле? Молодые родители, зачастую амбициозные, но так нуждающиеся в помощи и понимании старшего наставника, каким является учитель – классный руководитель не только для их ребёнка, но и для них самих. Как много проводят родители времени с ребёнком? Ничтожно мало, и то это иногда формальная проверка выполнения домашнего задания. Задача моей программы – помочь семьям найти взаимопонимание с ребёнком, поближе познакомить семьи друг с другом, создать единый классный коллектив, своеобразный треугольник, в вершине которого учитель- классный руководитель, а по обе стороны родители и дети.
Я предлагаю познакомиться с моей авторской программой семейного клуба « Любящие сердца»
Пояснительная записка
« Только вместе с родителями общими усилиями,
учителя могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский.
Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого ученика , создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов.
Цель программы : создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.
Задачи программы:
создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции
Актуальность программы заключается в том , что современное общество требует образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека , основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на благо её и встать на защиту. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Именно поэтому необходимы новые формы взаимодействия школы и семьи.
Формы совместной работы родителей и детей : . беседа, игры спортивного, нравственного содержания, проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, экскурсии (очные и заочные), проектно-исследовательская деятельность, постановка спектаклей; клуб выходного дня, поездки, тренинги
Формы работы с родителями : лекции, беседа, круглый стол, педагогические чтения, диспут, конференция, встреча со специалистами, мастер-класс, консультации
Методы работы : наглядный, практический, словесный, поисковый.
Период реализации программы: 1-4 класс
Ожидаемые результаты реализации программы семейного клуба :
- Осознание ребенком социальной значимости семьи
- Активизация родителей в решении воспитательных задач
-Снижение социальных проявлений младших школьников
-Повышение уровня осознания отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности
- Укрепление дружеских и партнерских отношений между детьми и родителями
Способы проверки результатов освоения программы :
- анкетирование, конференции, круглый стол
- отзывы участников семейного клуба
-выставки творческих работ , в которой участвовали дети со своими родителями
- отзывы общественности, благодарности, грамоты
Календарно- тематическое планирование
1 класс
месяц | Форма общения | тема | цель | Подготовительная работа |
август | Деловая игра | Давайте познакомимся | Знакомство родителей и детей | 1.Приглашение на игру 2.Разработка сценария |
сентябрь | Обучающий семинар | Мой ребёнок- первоклассник | Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости смены деятельности с игровой на учебную | 1. Анкетирование родителей по теме. 2. Памятка для родителей первоклассников. |
| Клуб выходного дня ( совместно дети и родители) | День здоровья | Создать условия для формирования здорового образа жизни | Разработка игровой программы |
октябрь | Консультация | Леворукий ребёнок | Создать условия для обсуждения проблемы и показать возможности в учебной деятельности детей-левшей. | 1. Статистика детской леворукости и их успеваемости по школе. 2. Памятка для родителей “Правила выполнения домашнего задания”. |
| Поездка в театр кукол г. Кирова | В гостях у кукол | Приобщение детей и родителей к искусству | Разработка маршрута |
ноябрь | Круглый стол. | Безотметочное обучение? Смысл есть! | Доказать родителям, что без отметки возможно высококачественно обучать детей. | 1. Анкетирование родителей по теме. 2. Памятка “Как поощрить ребенка без отметки”. |
| Праздник | Мамочка милая, мама моя | Показать значение матери для ребёнка, воспитывать любовь и уважение к матери | 1.Конкурс рисунков 2.Подготовка праздничной программы |
декабрь | Праздник новогодней ёлки с выходом в лес | Приключения в новогоднем лесу | Формировать уважительное отношение к природе; привитие стремления к ЗОЖ | Подготовка и проведение игровой программы |
| Акция | Покормите птиц зимой | Воспитание бережного отношения к природе; формирование нравственных ценностей | 1.Изготовление кормушек 2. Организация подкормки птиц, наблюдение, отчёт |
январь | Семинар- практикум | Как научить детей сотрудничать | Формирование коммуникативных умений | 1.Анкетирование родителей по теме 2. Памятка « Правила сотрудничества» ”. |
| Акция | Наша помощь нужна | Очистка придворовых территорий престарелым гражданам | Распределение подшефных ветеранов |
февраль | Семейный конкурс | Мой папа – самый лучший | Воспитание уважительного отношения к родителям | Подготовка конкурсной программы |
| Беседа с элементами тренинга | Родительский авторитет | Познакомить родителей с разновидностями родительского авторитета | 1.Анкетирование родителей по теме 2. Памятка « Правила общение с детьми» |
Март | Клуб выходного дня ( совместно с родителями) | Весёлая масленица | Приобщение к народным традициям | Подготовка конкурсной программы |
| Конкурсная программа | Девицы- мастерицы | Формирование коммуникативных умений; творческих способностей | Разработка сценария |
апрель | Круглый стол | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка | Показать родителям педагогические методы и приемы по развитию интереса к чтению. | 1. Памятка для родителей “Как развить у ребенка интерес к чтению”. 2. Приглашение школьного библиотекаря. |
| Игровая программа ( совместно с родителями) | По страницам любимых книг | Развивать познавательный интерес; прививать любовь к чтению | Составление сценария |
май | Тренинг. | Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми. | Акцентрировать внимание родителей на значимость родительского примера. | 1.Психологический тест (рисунок) для детей “Я и моя семья”. 2. Тренинговый практикум. |
| Семейный праздник | “Хорошо, что есть семья!” | Создать ситуацию для проявления культуры поведения детей и родителей. Способствовать развитию коммуникативных отношений в семье. | 1.Пригласительные билеты. 2. Конкурс рисунков “Моя семья”. 3. Фотовыставка по теме. |
| Акция | Семья - семье | Формирование чувства милосердия | Сбор вещей, книг, игрушек, передача их нуждающимся |
Июнь –июль | Заготовка сборов лекарственных растений | Чай от болезни | Развитие познавательного интереса | Памятка « Рекомендации по сбору лекарственных растений» |
2 класс
месяц | Форма общения | тема | цель | Подготовительная работа |
сентябрь | Беседа. | Как организовать учебный труд школьника. | Познакомить родительский коллектив с особенностями учебы во 2 классе. | 1. Выставка рисунков учащихся: “Я в школе”. 2. Памятка для родителей “Объясните эти правила вашему ребенку”. |
| Клуб выходного дня с посещением Береснятского водопада | В гостях у природы | Воспитывать бережное отношение к природе; формировать стремление к ЗОЖ | Разработка маршрута |
октябрь | Конкурсная программа | День мудрости | Воспитывать уважение к людям старшего поколения | 1.Подготовить концерт- поздравление 2. Подготовить самодельные подарки для бабушек и дедушек |
| Научно – практическая конференция. | Законы жизни семьи и класса. | Разработать законы жизни класса, опираясь на законы жизни в семье. | Подготовить выступления родителей по теме. |
ноябрь | Вечер вопросов и ответов | Свободное время школьника. | Помочь родителям заполнить свободное время их ребенка полезным делом. | 1. Приглашение школьного библиотекаря. 2. Выставка рисунков “Мое свободное время”. |
| Поездка в театр юного зрителя | Просмотр спектакля | Формирование эстетических и нравственных качеств | Семейный просмотр и обсуждение спектакля |
декабрь | Семейные посиделки | Чай, чай, кукарский чай! | Развитие познавательного интереса | Презентация семейных рецептов чая и лекарственных сборов от болезней |
| Акция | Доброе письмо | Воспитывать чувство милосердия и сострадания, умения выражать свои мысли | Беседа о детях- инвалидах Составление писем |
Январь | Поездка | Поездка на дачу Деда Мороза | Развивать познавательный интерес; формировать стремление к ЗОЖ | Разработка маршрута |
| Круглый стол. | Ваш ребенок в коллективе детей. | Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения их ребенка с другими детьми. | Проектная методика для учащихся и родителей. |
февраль | Тренинговый практикум. | Детская агрессия. | Проанализировать проблемы и выявить роль семьи в проявлении детской агрессивности, разработать правила преодоления агрессии. | 1. Анкетирование учащихся по теме. 2. Памятка для родителей “Золотые” правила воспитания”. 3. Тренинговый практикум по преодолению агрессии. |
| Конкурсная программа ( для пап и мальчиков) | Защитники Отечества | Формирование творческих способностей; развитие познавательного интереса | Разработка сценария мероприятия |
март | Праздник | Мы с тобой две половинки | Воспитывать уважение к членам семьи | Разработка сценария мероприятия |
| Акция | Бумажный бум | Воспитывать бережное отношение к бумаге; | Организация сбора макулатуры |
| Конференция | Интернет – за или против? | Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с компьютером | 1. Провести исследования в классе на тему: “Как я дружу с компьютером “. 2. Составить список обучающих и развивающих сайтов |
апрель | Семейный праздник. | Настроение – не пустяк… | Убедить родителей и учащихся в необходимости создания хорошего настроения у всех членов семьи. | 1. Разработка сценария праздника. 2. Составление письма – напутствия семьям классного руководителя. |
май | Собрание. | Перелистывая страницы учебного года. | Подвести итог совместной деятельности учителя, учащихся, родителей за год и способствовать формированию культуры общения и взаимодействия родителей и учащихся. | 1. Анкетирование родителей. 2 Разработка сценария праздника. |
| Конкурс сочинений | Я горжусь своей семьёй | Воспитание любви и уважения к семье | Проведение конкурса |
август | Выставка поделок к Дню города | Родному городу посвящается | Формирование эстетического вкуса, творческих способностей | Подготовка поделок и оформление выставки |
3 класс
месяц | Форма общения | тема | цель | Подготовительная работа |
сентябрь | Родительский педагогический тренинг | Первые уроки школьной отметки. | Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. | 1.Анкетирование учащихся и родителей по теме. 2. Памятка для родителей “Как относиться к отметкам ребенка”. |
| Клуб выходного дня ( совместно с родителями посещение Царского ключа) ) | Царский ключ- история и современность | Воспитывать бережное отношение к природе; формировать стремление к ЗОЖ | Разработка маршрута |
октябрь | Интеллектуальный марафон для родителей и детей. | Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. | Формировать и развивать интеллектуальную культуру взрослых и детей. | 1. Подготовка сценария марафона. 2. Анкетирование родителей и учащихся. |
| Акция | Твоя помощь нужна | Формировать чувство милосердия и сострадания | Помощь подшефным ветеранам |
| Поездка в г. Йошкар-Ола | Красный город | Воспитывать интерес к традициям различных народов, развивать познавательную активность | 1.Составление маршрута поездки 2.Организация поездки |
ноябрь | Беседа. | Права и обязанности ребенка в семье. | Обсудить с родителями проблему необходимости формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье. | 1. Приглашение школьного социального педагога. 2. Подготовка материалов для рубрики “Советы для родителей”. |
| Семейный конкурс фотографий | Край родной, навек любимый» | Привитие любви к родному краю; формирование эстетических чувств | Подготовка и проведение конкурса |
декабрь | Педагогические чтения | Что делать, если...» по книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей» | Формирование позиции родителя | Подготовка вопросов для обсуждения на педагогических чтениях |
| Поездка на Усадьбу Ивана Царевича ( Зониха) | В гостях у Ивана Царевича | Развивать познавательный интерес; формировать стремление к ЗОЖ | Разработка маршрута |
январь | Лекция. | Здоровье – полезные советы на каждый день. | Рассмотреть аспект воспитания здорового ребенка, как одно из направлений воспитания культурно-развитой личности. | 1. Анкетирование родителей и учащихся. 2. Подготовка памяток для родителей по сохранению здоровья детей. 3. Приглашение школьного медработника. |
| Клуб выходного дня ( совместно с родителями посещение леса) | Зимние забавы | Формировать стремление к ЗОЖ; познакомить с народными играми | Подготовка сценария |
февраль | Конкурс сочинений | Сын. Отец. Отчество. | Развивать творческие способности учащихся, уважение к отцу и Отчеству | Проведение конкурса |
| Семейный диалог | Главные люди | Воспитывать любовь и уважение к родителям | 1.Анкетирование 2.Подготтвка сценария |
март | Педагогическая мастерская | Роль родителей в организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников | Формировать умение сопровождать проектно-исследовательскую деятельность ребёнка | 1.Анкетирование родителей и учащихся 2. Составление памяток |
| Праздничная программа | Руки матери моей | Воспитания любви и уважения к матери | 1.Конкурс сочинений 2.Подготовка сценария |
| Поездка на фабрику « Весна» | В гостях у игрушек | Воспитание уважения к людям труда; развитие познавательного интереса | Разработка маршрута |
апрель | Вечер вопросов и ответов. | 3 основы – залог культурного человека: внешность, речь, быт. | Обсудить с родителями значимость проблемы становления характера их ребенка, его взглядов. | 1. Анкетирование взрослых и детей. 2. Подбор ситуаций для дискуссии. 3. Памятка для родителей и детей “Воспитание культуры поведения”. |
| Акция | Чистый город | Формирование экологической культуры | Очистка города от мусора |
| Семейный праздник | Праздник Пасхи | Воспитывать уважение к православной традиции | 1.Предварительная беседа 2.Разработка и проведение праздника |
май | Устный журнал | “Вот и стали мы на год взрослей…” | Анализ совместной деятельности за год и определить перспективы на следующий учебный год. | 1. Подготовка сценария устного журнала. |
| Семейный праздник | Семья сильна своими традициями | Воспитание любви и уважения к родителям | Разработка сценария Оформление выставки « Творчество моей семьи» |
август | Выставка цветов | Красота рядом | Формирование эстетических чувств | Составление и оформление букетов на выставку |
сентябрь- май | Реализация экологического проекта | Изучаем и сохраняем памятники природы Советского района | Формирование экологического сознания, экологической культуры | Сбор материала о природных памятниках Посещение и помощь в благоустройстве территорий памятников природы Создание презентаций, буклетов, видеосюжетов, разработка туристических маршрутов и презентация их общественности |
4 класс
месяц | Форма общения | тема | цель | Подготовительная работа |
сентябрь | Родительский всеобуч. | Уроки этики и поведения для детей и родителей | Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и установить влияние воспитания родителей на становление характера ребенка и его взглядов. | 1. Подбор ситуаций для обсуждения взрослыми. 2. Анкетирование учащихся и родителей. 3. Памятки взрослым и детям. |
| Экологический праздник | Папа, мама, я- экологическая семья» | Формирование экологической культуры | Разработка сценария |
октябрь | Клуб выходного дня. | Поездка в конный клуб « Талисман» | Формирование стремления к ЗОЖ | Разработка маршрута |
| Акция ( концерт в Доме ветеранов) | Подари частичку доброты | Воспитание милосердия, толерантности | Подготовка и организация концерта |
ноябрь | Беседа. | Упрямство, непослушание, капризы. | Создать условия для обсуждения причин детского упрямства, непослушания, капризности и их влияния на детскую психику. | 1. Приглашение на встречу школьного психолога. 2. Анкетирование по теме детей и родителей. |
| Поездка в драматический театр | Встреча с прекрасным | Формирование эстетического вкуса | Семейный просмотр и обсуждение спектакля |
декабрь | Экологическая акция | Сохраним лес | Воспитывать бережное отношение к природе | 1.Конкурс ёлочек из бросового материала 2. Выпуск и распространение листовок» сохрани лес!» |
январь | Интеллектуальный марафон. | Роль семьи и школы в интеллектуальном развитии ребенка. | Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка. . | 1. Формирование команд. 2. Анкетирование учащихся и родителей. 3. Подготовка сценария. |
февраль | Конференция отцов | Отец- ответственная должность | Формирование позиции отца- воспитателя | 1. Анкетирование 2. Памятка |
| Конкурсная программа | Я горжусь своим отцом | Воспитание уважительного отношения к родителям | Подготовка конкурсной программы |
март | Посещение фабрики матрёшек в Нолинске | В гостях у мастериц | Развитие познавательного интереса, воспитание уважительного отношения к профессиям | Разработка маршрута |
| Мастер-класс | Семейные ценности | Воспитание уважения к нравственным семейным ценностям | Разработка сценария мастер-класса |
апрель | Занятие-практикум | Готовимся к обучению в среднем звене | Познакомить родителей с особенностями обучения учащихся в 5-м классе | 1.Анкетирование родителей 2.Памятка» Как помочь ребёнку адаптироваться в среднем звене. 3. Выступление школьного психолога |
май | Семейный праздник. | “Что было для вас открытием…” | Подвести итог четырехлетней работы клуба | 1. Подготовка сценария. |
июнь | Клуб выходного дня | Сплав на байдарках по рекам Советска | Формирование стремления к ЗОЖ | Разработка маршрута |
Сентябрь- май | Реализация социального проекта | Изучаем и сохраняем фольклор родного края | Воспитание любви и уважения к народным традициям | 1.Изучение литературы по теме 2.Организация фольклорной экспедиции по деревням Советского района с целью сбора народных игр и песен 3.Оформление и презентация материалов общественности в виде праздника и мастер- классов |
Список литературы.
Дереклеева Н. И. Родительские собрания !-4 классы. – М. : Вако, 2015.
Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальн6ой школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2016
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - М. : Просвещение. 2004.
Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003г.
" Хоментаускас Г. "Семья глазами ребёнка» -М Волгоград“,Учитель”. 2004
Приложение