Авторская программа дополнительного образования «Клуб любознательных»
«Клуб любознательных»
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности
(стартовый уровень)
Возраст 12 – 16 лет
1 год обучения (72 ч.)
Автор программы
Окунева Татьяна Владимировна
г. Дубна
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 23.03.2016 г.
Авторской программы внеурочной деятельности А .Н. Александрова «Что? Где? Когда?»
С учетом нормативных локальных актов учреждения.
Формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитие интеллектуальных возможностей помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей. Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей, но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности.
Актуальность программы.
Направленность занятий в рамках программы «Клуб любознательных» - формирование ценностного отношения детей к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации.
Актуальность программы в развитии познавательных интересов, читательской активности, логического мышления, создании условий для самореализации, воспитании гармонически развитой личности.
Целесообразность заключается в привлечении детей к интеллектуальному творчеству, создании установки для получения новых знаний. Программа объединения «Клуб любознательных» способствует развитию и поддержке интереса детей к интеллектуальной деятельности, дает возможность расширить и углубить знания и умения, создает условия для всестороннего развития личности. Занятия являются источником мотивации познавательной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируют такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развивают эстетические чувства, формируют творческие способности.
Новизна программы заключается в том, что программа использует в обучении новейшие мультимедийные компьютерные технологии с целью создания максимально возможной наглядности (наглядность – важнейший принцип дидактики), а также базирование общей идеи программы на понятии воспитания коммуникативного сознания ребенка. Термин «коммуникативное сознание», обозначающий понимание идеи связи человека и общества, часто встречается в литературе, но однозначного определения не имеет. Под «коммуникативным сознанием» понимается ощущение человека в той или иной форме своей сопричастности с обществом и потребности в его познании. Существенным отличием данной программы является её гуманизация, то есть связь с человеком. В связи с таким подходом в программе, не теряя общего базового обще интеллектуального направления, уделяется внимание таким вопросам как: влияние человека на общество и конкретного человека, необходимость толерантного подхода в изучении человеческого сообщества, осознание места и роли человека в нем, научная проблема поиска жизни и способов взаимоотношения с людьми разного интеллектуального уровня, что в конечном итоге способствует развитию коммуникативного сознания ребёнка. Эти актуальные темы органично вписываются в основной материал программы, внося в него разнообразие и вызывая интерес к процессу обучения и познания различных наук.
Программа направлена на достижение следующей цели:
• Создание условий для интеллектуального развития детей, их коммуникативной, творческой самореализации.
Задачи:
• Формирование культуры общения детей, развитие коммуникативных навыков.
• Развитие логического мышления
• Формирование опыта, умений и навыков участия в интеллектуальных играх, работы в команде
• Формирование эрудиции и культуры мышления учащихся
• Реализация творческого потенциала личности.
Отличительные особенности данной программы в том, что содержание и система занятий направлены на развитие личности через формирование у учащихся поискового типа мышления, творческих способностей. Участие в интеллектуальных играх создает предельно широкий фронт для познания, самостоятельной деятельности и реализации творческого потенциала детей, начиная от приобретения конкретных знаний о различных предметах, до самостоятельного исследования. В ходе игры приобретаются навыки анализа и синтеза, формируются умения работы в команде, расширяется детский кругозор.
Работа объединения ведется в направлениях:
1 .Исследовательское:
Подбор литературы для игр, отбор материалов для вопросов,
Составление вопросов.
Знакомство с новыми читательскими технологиями,
Технологиями мозгового штурма.
2.Игровое:
Игры - соревнования между классами и личные первенства по типу
игры «Что? Где? Когда?»
Адресат программы. Программа «Клуб любознательных» рассчитана на детей 12-16 лет при сроке реализации 1 год и 2х-часовом занятии. На реализацию программы отводится 72 часа в год.
Программа состоит из тематических и практических занятий, направленных на подготовку детей 12-16- летнего возраста к участию в интеллектуальных играх. При подборе материала и выборе форм учитываются возрастные особенности детей.
Психолого-педагогические особенности обучающихся.
Ранняя юность (13 – 17 лет) – время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности – в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения с взрослыми и сверстниками. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности. Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период.
Стабилизация личности начинается с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.
Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 12-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль.
Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах.
Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.
Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками.
Срок и объем реализации программы: 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Группы постоянного состава формируются из обучающихся разного возраста по 15 человек.
Режим занятий: продолжительность занятий в течение учебного года составляет 72 часа (по 2 часа в неделю). 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час = 40 минут) с 15-минутным перерывом, с обязательным включением в структуру занятия физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Планируемые результаты освоения курса «Клуб любознательных»
Личностные:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Ребенок получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные:
- принимать и сохранять поставленную задачу;
- учитывать выделенные ведущим ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку ведущего;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
По окончании курса дети приобретут навыки позитивного общения, свободного высказывания и отстаивания своей точки зрения, научатся слушать собеседника, концентрировать внимание на поставленной задаче, эффективно взаимодействовать друг с другом для выработки общего решения, работать со словарями и энциклопедиями, самостоятельно составлять вопросы и задания для интеллектуальных игр и уметь организовывать их, различать формы интеллектуальных игр, знать условия
каждой игры и соблюдать её правила.
Основным средством проверки результатов деятельности учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх.
Способы определения результативности.
Полученные в ходе занятий теоретические знания школьники применяют, участвуя в городских, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях (в том числе и дистанционных), а также при подготовке и защите научно-практических работ.
Виды контроля:
-Промежуточное тестирование.
-Итоговый контроль: участие в игровых турнирах
Критерии оценки индивидуального развития обучающихся
в процессе текущей диагностики по итогам I полугодия
№ п\п |
Направление оценки |
Низкий уровень обученности (развития) |
Средний уровень обученности (развития) |
Высокий уровень обученности (развития) |
|
Психофизиологические характеристики: внимание |
Низкая концентрация внимания, реакция замедленная, обучающийся постоянно отвлекается. Не может воспроизвести алгоритм выполнения задания. |
Неустойчивое внимание, иногда отвлекается. Может воспроизвести лишь отдельные элементы алгоритма выполнения задания. Путает последовательность этапов выполнения работы. |
Высокая концентрация внимания, быстрая реакция, почти не отвлекается на посторонние дела. Способен полностью воспроизвести цепочку действий, необходимых для выполнения задания. |
|
Когнитивные характеристики: реактивность, способность к самоорганизации |
Импульсивное поведение: способен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же бурно останавливает свои действия. |
Неустойчивое поведение, иногда действует под воздействием настроения, не настойчив при решении проблемных ситуаций, часто отвлекается. Но при поддержке педагога может добиться неплохих результатов. |
Преобладает рефлексивное поведение, со-нательное, разумное. Обдумывает свои действия. Способен сформулировать для себя задачу и искать пути её решения, добиваться результатов. Осознанно реагирует в проблемных ситуациях. Рационально использует учебное время. |
|
Коммуникативные свойства: стиль общения, взаимодействие с окружающими. |
Преобладает неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации. Легко поддаётся на провокации, не пытается найти общий язык с окружающими |
Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, несамостоятелен-лен, в конфликтной ситуации ведет себя так же, как большинство окружающих. |
Терпимый. Обладает чувством самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна. |
Критерии оценки умений и навыков
по итогам реализации образовательной программы
Вид работы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Правила техники |
Плохо знает правила, |
Соблюдает правила |
Знает и соблюдает |
Теоретическая подготовка |
Плохо ориентируется в базовых понятиях, общие знания по курсу обрывочны, размыты |
Хорошо ориентируется в базовых понятиях. Общие знания - средние |
Отлично ориентируется в базовых понятиях. Общие знания – крепкие, прочные, постоянно совершенствуется в выбранной области |
Практическая подготовка |
Знает общий принцип использования астрономических приборов |
Знает устройство астрономических приборов, некоторыми умеет пользоваться |
Знает устройство астрономических приборов. Уверенно пользуется |
Работа над исследовательским проектом |
Готовит проект полностью под руководством педагога. Работает репродуктивно |
При работе над проектом частично прибегает к помощи педагога, Старается большую часть сделать самостоятельно |
Работает преимущественно самостоятельно, педагог только в роли консультанта |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Журнал посещения, материалы тестирования, подготовка и проведение интеллектуальных игр школьного и городского уровня, фото отчёт.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Представление презентаций, защита моделей разработанных игр, участие в игровых турнирах разного уровня.
Материально-техническое обеспечение.
Кабинет с посадочными местами (столы, стулья) на 15 мест.
Персональный компьютер, доска, презентации.
Презентации игр (15 шт.)
Карточки с логическими заданиями(50 шт.)
Фотоаппарат (1 шт.)
Документация педагога.
Журнал, в котором помещается список обучающихся, где отмечается посещаемость занятий и расписываются темы.
Информационное обеспечение.
Презентации по курсу, ресурсы Интернет.
Кадровое обеспечение.
Обучение по программе ведёт педагог, обладающий соответствующей квалификацией (учитель истории и обществознания).
Содержание программы:
1. Введение в игру. (2 ч) Особенности игры «Что? Где? Когда?». Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Правила игры. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана.
2. Компоненты успешной игры. (6 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
3. Техника мозгового штурма. (4 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Игровые пробы.
4. Составление вопросов к играм. (12 ч) Вопросы к игре и их особенности. Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы для составления вопросов. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов. Составление тематических вопросов. Игровые пробы.
5. Разбор вопросов по темам (22ч) Разбор вопросов по темам «Мировая художественная культура», «Великие изобретатели», «Географические открытия», 2Страны и континенты», «Кинематограф», «Загадки Вселенной», виртуальная экскурсия «Третьяковская галерея», «Эти удивительные животные», «Музеи мира», «Первые в космосе», «Планета насекомых».
6. Занимательные вопросы (2ч) Вопросы из пословиц, загадок и сказок.
7. Игры «Что? Где? Когда?». (18 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»: «Страницы российской истории»; «Мировая художественная культура»; игра «Верю-не верю», Подведение итогов. Диагностика.
8. Итоговое занятие –(4 ч.)
Учебно-тематический план
№ |
Название темы урока |
Кол-во часов |
||
Всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение в игру |
2 |
2 |
|
2 |
Компоненты успешной игры |
6 |
2 |
4 |
3 |
Техника мозгового штурма |
4 |
1 |
3 |
4 |
Составление вопросов к играм |
12 |
4 |
8 |
5 |
Разбор вопросов по темам |
22 |
6 |
16 |
6 |
Занимательные вопросы |
4 |
2 |
2 |
7 |
Игры «Что? Где? Когда?» |
18 |
- |
18 |
8 |
Итоговое занятие |
4 |
2 |
2 |
|
Итого |
72 ч 19 53 |
Методическое обеспечение программы.
Методы
обучения:
- словесные (объяснение, беседа, лекции);
- наглядные (плакаты, слайды, видеофильмы, фотографии);
- работа с литературой, периодической печатью, сетью Интернет;
- практические (работа с картами звездного неба, телескопом, проведение наблюдений звездного неба, самостоятельное конструирование и изготовление игр и вопросов для игр, подготовка логических карточек);
воспитания:
убеждения;
поощрения;
стимулирования;
мотивации.
Формы организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая.
Формы и методы работы:
- индивидуальная и групповая форма;
- беседа, дискуссия;
- тренировочные игры;
- работа с научно-популярной литературой, цифровыми ресурсами.
Педагогические технологии:
технология группового обучения,
технология исследовательской деятельности.
коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия
Приветствие воспитанников, объявление темы и плана занятия.
Теоретическая часть: объяснение, лекция, беседа.
Практическая часть: игры, подготовка презентаций к играм, изготовление вопросов.
Подведение итогов занятия.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения и место проведения
|
|
план |
школа |
|||
1 |
Введение в игру. Особенности игры «Что? Где? Когда?» Инструктаж по ТБ |
2 |
январь |
Школа №1 |
2 |
Компоненты успешной игры. Эрудиция, логика, нестандартное мышление. |
2 |
|
Школа №1 |
3 |
Компоненты успешной игры. Выделение главного. |
2 |
|
Школа №1 |
4 |
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» |
2 |
февраль |
Школа №1 |
5 |
Компоненты успешной игры. Командный дух. |
2 |
|
Школа №1 |
6 |
Техника мозгового штурма. Правила мозгового штурма. |
2 |
|
Школа №1 |
7 |
Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях. |
2 |
|
Школа №1 |
8 |
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» |
2 |
март |
Школа №1 |
9 |
Правила составления вопросов. |
2 |
|
Школа №1 |
10 |
Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов |
2 |
|
Школа №1 |
11 |
Использование научно-популярных журналов, художественной литературы для составления вопросов. |
2 |
|
Школа №1 |
12 |
Тренировочная игра с использованием самостоятельно разработанных вопросов. |
2 |
|
Школа №1 |
13 |
Составление тематических вопросов |
2 |
апрель |
Школа №1 |
14 |
Игровые пробы |
2 |
|
Школа №1 |
15 |
Тематическая игра «Страницы Российской истории»
|
2 |
|
Школа №1 |
16 |
Разбор вопросов по теме «Мировая художественная культура» |
2 |
|
Школа №1 |
17 |
Тематическая игра «Мировая художественная культура» |
2 |
май |
Школа №1 |
18 |
Разбор вопросов по теме «Великие изобретатели» |
2 |
|
Школа №1 |
19 |
Разбор вопросов по теме «Географические открытия» |
2 |
|
Школа №1 |
20 |
Разбор вопросов по теме «Страны и континенты» |
2 |
сентябрь |
Школа №1 |
21 |
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» |
2 |
|
Школа №1 |
22 |
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» |
2 |
|
Школа №1 |
23 |
Разбор вопросов по теме «Кинематограф» |
2 |
|
Школа №1 |
24 |
Разбор вопросов по теме «Загадки Вселенной» |
2 |
|
Школа №1 |
25 |
Игра «Верю-не верю» |
2 |
октябрь |
Школа №1 |
26 |
Виртуальная экскурсия «Третьяковская галерея» |
2 |
|
Школа №1 |
27 |
Разбор вопросов по теме «Эти удивительные животные» |
2 |
|
Школа №1 |
28 |
Разбор вопросов по теме «Музеи мира» |
2 |
|
Школа №1 |
29 |
Разбор вопросов по теме «Первые в космосе» |
2 |
ноябрь |
Школа №1 |
30 |
Разбор вопросов по теме «Планета насекомых» |
2 |
|
Школа №1 |
31 |
Тренировочная игра. |
2 |
|
Школа №1 |
32 |
Занимательные вопросы. |
2 |
|
Школа №1 |
33 |
Вопросы из пословиц, загадок и сказок. |
2 |
|
Школа №1 |
34 |
Игра «Что? Где? Когда?» |
2 |
декабрь |
Школа №1 |
35 |
Подготовка к итоговому занятию |
2 |
|
Школа №1 |
36
|
Итоговое занятие |
2 |
|
Школа №1 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Предлагается использование двух видов интеллектуальной мыслительной деятельности:
- Теоретическая часть (лекции, заочные экскурсии, изучение научной, научно - популярной и художественной литературы);
- Практическая часть (тренировочные интеллектуальные игры).
Теоретическая часть программы методически разнообразна благодаря использованию вариантов лекционного метода обучения в сочетании с заочными устными и виртуальными путешествиями, изучением научной литературы.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.lmagic.info Сайт «Уроки волшебства»
http://letidor.ru «Самые простые физические опыты»
http://simplescience.ru/video «Опыты в домашних условиях»
http://allforchildren.ru/sci «Научные забавы»
http://www.gulagmuseum.org виртуальный музей ГУЛАГА
http://rzd.ru/steams виртуальный музей паровозов
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html виртуальные экскурсии по музеям России
http://louvre.historic.ru виртуальный музей Лувр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корин А. Феномен «Что? Где? Когда?» - М: Эксмо 2002.
2. Своя игра. - М.: Терра 1997.
3. Хайчин Ю. Главная игра умных и весёлых. - Донецк: Сталкер 1998.
4. Хайчин Ю. Твоя игра. Новая книга для умных и весёлых. - Донецк:
Сталкер 2001.