12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Куклева231
Россия, Свердловская обл., село Манчаж Артинский ГО
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
6

Статья «Взаимодействие учителя - логопеда с семьями воспитанников в форме семейного клуба»

Взаимодействие учителя - логопеда с семьями воспитанников в форме семейного клуба.

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители в силу отсутствия у них специальных знаний не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей.

Родители- первые учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семей воспитанников определяет эффективность развития речи дошкольников. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Традиционные формы взаимодействия с семьей, такие как родительские собрания, беседы, зачастую не позволяют родителям быть активными участниками образовательного процесса. Выступая в роли пассивных наблюдателей, родители теряют интерес к встречам с педагогами ДОУ. Поэтому необходим поиск таких форм работы с семьей, которые предполагают активное участие родителей в процессе обучения, обмен опытом, чувствами, переживаниями, повышение педагогической культуры родителей. Одной из таких эффективных форм можно назвать семейный клуб «Домашний логопед».

Цель работы данного клуба - повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития речи дошкольников, повышение эффективности взаимодействия учителя- логопеда и родителей воспитанников по вопросам коррекции речевых нарушений.

Работа семейного клуба «Домашний логопед» строится на анализе проблем и запросов родителей. Так родители детей раннего возраста озабочены проблемами вызывания речи, в младшем и среднем дошкольном возрасте актуальны вопросы развития речи и факторы, влияющие на этот процесс, родителей старших дошкольников волнует процесс подготовки к школьному обучению (чтению и письму).

Занятия семейного клуба носят практический характер, они организуются в форме семинаров - практикумов, круглых столов, мастер - классов, создается и пополняется методическая копилка «Важный вопрос», в которой находятся ответы на волнующие родителей вопросы.

Тематика проведения занятий семейного клуба разнообразна и соответствует потребностям родителей: мастер – классы «Создание речевого альбома», «Логопедические игры на кухне», «Создание мнемотаблиц»; семинары – практикумы «Устное народное творчество - средство развития речи», «Всё умеет язычок», «Речь на кончиках пальцев»; круглые столы «Фонематический слух - что это?», «Книги – наши помощники», «Надо ли учить читать в детском саду?»; консультации «Готовим руку к письму», « Как учить стихи», «Как обогащать словарь ребенка».

Занятия клуба проводятся один раз в месяц, в течение года ведётся дневник наблюдения, в котором в начале фиксируются ожидания родителей от занятий и на протяжении работы фиксируются результаты, как на уровне ребёнка, так и на уровне родителей.

Итогом работы семейного клуба является защита детско – родительского проекта по одной из тем занятий.

Преимущество использования в работе такой формы как семейный клуб неоспоримо:

во – первых, наблюдается положительный эмоциональный настрой логопеда и родителей на совместную работу, родители всегда уверены в том, что им всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком;

во – вторых, учитывая индивидуальности ребенка, учитель - логопед постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

в- третьих, укрепление внутрисемейных связей, в процессе выполнения домашних заданий и подготовке проектов;

в – четвёртых, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и, конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, помогают успешно преодолевать не только нарушения речи, но и решают многие личностные конфликты и проблемы детско-родительских отношений, создают благоприятный эмоциональный климат в семьях воспитанников.

Литература:

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. СПб. 2011.

Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе//Логопед.2010.№3

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 09.08.18 в 05:37 0Ответить Пожаловаться
Понравилась сама идея семейного клуба,но в большом городе она ,увы,не реализуется! Спасибо за ресурс!
Татьяна Куклева, 09.08.18 в 06:38 0Ответить Пожаловаться
В селе это сделать проще, родители откликаются на наши предложения, тем более, что детей с речевыми нарушениями становится больше.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.