Родительское собрание «Семейное чтение: вчера, сегодня, завтра» (4 класс)
Семейное чтение: вчера, сегодня, завтра Цель: познакомиться с историей, традициями и современным состоянием семейного чтения. Задачи: Формировать культуру чтения как основу семейных традиций. Изучать семейные традиции, роль в них семейного чтения. Расширять свой кругозор в области истории родной страны, народных традиций. Реализовать личный творческий и интеллектуальный потенциал в сфере семейного чтения. Как одну из замечательных русских семейных традиций можно назвать проведение семейных литературных вечеров. Семья собирается в гостиной. Дедушка, бабушка, другие члены семьи: мама, папа, тетя, дядя, дети. Бабушка играет на фортепиано. Мама исполняет русские романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведет со старшим сыном - студентом научный спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине. Традиция семейного чтения в дореволюционной России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была самой популярной формой проведения досуга. Очень часто организовывались самые разнообразные литературные вечера в кругу семьи. Именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития. На протяжении всей истории России книги шли рука об руку с людьми, а культура чтения в первую очередь формировалась в семейной среде. Сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы. Они вполне могут служить фактом становления традиции семейного чтения. В Древней Руси долгое время особо почиталось чтение в семейном кругу библейской литературы, литературы о житиях святых и деяниях апостолов. Маленьких детей с самого раннего возраста учили читать Псалтырь, нужна была правильность и беглость чтения. Для России долгое время отношение к книге было превосходным, читать было престижно. В семьях было принято читать друг другу книги вслух – стихи, прозу и обмениваться мыслями о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились ими в детские и юношеские годы. С 2011 по 2014 год в библиотеке гимназии №1 проводилось исследование с целью изучения отношения младших школьников к чтению, в том числе к выявлению наличия в семьях традиций семейного чтения. Основной метод исследования – интервью, которое проводилось выборочно с учащимися 1 классов, которые приходили записываться в библиотеку. Практически все гимназисты ответили, что читать они любят, процесс чтения им нравится. Самые популярные ответы: «можно узнать много нового», «в книгах есть красивые и яркие картинки», «можно встретить волшебство». Практически все дети - 93% учащихся, у которых сотрудники библиотеки брали интервью, очень хотели бы, чтобы родители читали с ними вместе книги и обсуждали прочитанные произведения. Именно такой они видят модель счастливой и дружной семьи. Также в библиотеке гимназии №1 в 2014 году было организовано выборочное анкетирование среди учащихся 1 – 7 классов с целью выяснения, сохранились ли в семьях традиции семейного чтения, каков круг читательских интересов современных школьников. По результатам данного тестирования можно сделать вывод, что около 83% младших школьников (учащихся 1-4 классов) поддерживают традиции семейного чтения. В этих семьях очень часто проходят совместные чтения книг с последующим обсуждением. Процентное соотношение несколько меняется среди гимназистов 5-7 классов, только 58% опрошенных подтвердили, что читают и обсуждают книги в кругу семьи. Хочется отметить и тот факт, что самой обсуждаемой становится литература, обязательная для изучения в курсе предмета «Литература». И только 24% учащихся читает и обсуждает в кругу семьи книги вне школьной программы. Анкетирование показало, что чтение оказывается самой привлекательной формой организации досуга для 68% гимназистов, лидирующие позиции занимают компьютерные игры, общение в социальных сетях и просмотр телепередач - 93% опрошенных. В результате опроса можно выделить, что чтение играет важную роль в образе жизни семьи у 61% участвующих в анкетировании гимназистов 1-7 классов, то есть в данных семьях с удовольствием читают не только сами дети, но и их родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Любопытную информацию удалось получить и о наличии личных домашних библиотек, 93% гимназистов утверждают, что у них имеются дома личные библиотеки. Домашние книжные собрания продолжают оставаться одним из основных источников получения книг для чтения подрастающего поколения, родителей учащихся, бабушек и дедушек. Рассматривался в ходе опроса и качественный состав личных библиотек, как долго они формировались и по какому принципу. Оказалось, что значительный вклад в формирование личной домашней библиотеки внесли бабушки и дедушки опрошенных учеников. Фундамент домашних библиотек закладывался в прошлом веке. Каков же качественный состав домашних библиотек наших гимназистов? Это классика отечественной и зарубежной художественной литературы (доступная в советское времена), немногочисленные тогда энциклопедические, справочные и прикладного характера издания. В своё время они отвечали последним достижениям науки и техники, готовились очень основательно. Совсем для маленьких домой покупали книжки-игрушки, выпускавшиеся издательством «Малыш». С радостью приобретали прекрасные, художественно-познавательные книги (Ю. Дмитриева, В. Бианки, Г. Снегирёва, Е. Чарушина и других авторов). В настоящее время возможности для создания семейных библиотек кардинально изменились. Издаётся огромное количество названий, типов и видов книжной продукции. В результате опроса удалось узнать, какие книги приобретают сейчас для пополнения личных домашних библиотек. В перечне предпочтений лидируют: сказки, классическая литература, книги по школьной программе – 86%, энциклопедии, справочники – 65%. Отрадно отметить тот факт, что книга является лучшим подарком для 83% опрошенных гимназистов, причем 75% не только любят получать в подарок книги, но и дарят их сами. Для подарков покупают альбомы, богато иллюстрированные сборники сказок, тома энциклопедий. В результате анкетирования выяснили также, какая литература является приоритетной для учащихся гимназии №1. Для 89% детей начальной школы это сказочная литература, 62% предпочитают рассказы о природе, любят читать энциклопедии и справочники 34% опрошенных гимназистов, а стихи всего 11%. У гимназистов 5-7 классов меняется структура предпочтений, здесь большинство выбирает литературу, изучаемую по программе, детективы, современную фантастику, а стихи любят читать только 6% опрошенных. В ходе опроса удалось узнать, что гимназисты, выбирая для прочтения ту или иную книгу, интересуются мнением своих родителей – 74% учащихся, учителей, родственников и знакомых – 61%, своих одноклассников – 57% опрошенных. Благодаря проведенному опросу можно сделать вывод, что во многих семьях понимают важность чтения в духовно-нравственном развитии личности и стараются сохранять традиции семейного чтения в своей собственной семье. «Испокон века книга растит человека» - гласит народная мудрость, не давая забыть о важности чтения с самого раннего возраста. И здесь велика роль семьи и семейного чтения. Семейное чтение – это обсуждение, беседа о прочитанном, разговор по душам. Чтение в кругу семьи дает возможность поспорить, поплакать или посмеяться вместе, увидеть друг друга по-новому. Это важнейший и наилучший способ общения. Главная семейная ценность – взаимопонимание. Для сохранения этой ценности огромную роль может сыграть семейное чтение. Книга вводит ребенка в мир, где добро всегда побеждает зло. Взрослым людям, имеющим жизненный опыт, прочитанная книга служит напоминанием, как следует поступить в тех или иных жизненных ситуациях. Когда вместе читают мамы и папы, бабушки и дедушки, дети – это самые яркие моменты, которые объединяют семью. Память об этих минутах люди хранят всю жизнь. Продолжение традиций семейного чтения – важнейшее звено в поддержании прекрасной домашней атмосферы, передачи семейных традиций, укрепление связей между поколениями. В ходе исследовательской работы по данной теме, используя исторические сведения о традициях семейного чтения и результаты различных опросов, проводимых в библиотеках России и библиотекой гимназии №1, можно сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки традиций семейного чтения. Необходимо возрождать семейные традиции, потому что именно они сближают членов семьи, укрепляют их любовь, взаимопонимание и взаимоуважение. Велика роль семейных традиций и для детей. Они помогают сделать детство по-настоящему сказочным и праздничным, учат детей воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью. Учитывая проводимые сотрудниками библиотеки №1 многочисленные исследования по выявлению традиций семейного чтения с полной уверенностью хочется заявить, что данная тема очень важна и актуальна в данный момент. Из проведенного исследования мне хотелось бы сделать вывод о необходимости поддержания традиций семейного чтения, когда дети с удовольствием и радостью читают вместе со взрослыми. Вполне возможно, что именно эта традиция станет основой жизни крепкой и дружной семьи со счастливым будущим. Использованная литература: Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 с. : ил. Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации. – М.:Русская школьная библиотечная ассоциация,2007. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 103. Писатели нашего детства. 100 имен.: Биографический словарь : в 3 ч. / РГДБ – М : Либерея, 1998-2000. |