Семинар-практикум для музыкальных руководителей «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

0
0
Материал опубликован 22 January 2023

Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему

«Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»


«Создаёт музыку народ, а мы, художники,

её только аранжируем (перекладываем музыку,

украшаем)», русский композитор М.И. Глинка.


Время и место проведения: 21 сентября 2022г., музыкальный зал МБДОУ «ЦРР –д/с»

Музыкальный руководитель: Чайникова Лариса Михайловна


Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, кафедра, цветные платочки на танец, «Волшебный платок», маска репки и мышки, лента, платок.


Слайд 1 Тема семинара


Слайд 2

Цель семинара: Обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора, которые можно использовать в педагогической деятельности в соответствии с общеразвивающей программой дошкольного образовательного учреждения.


Вопрос 1. Как вы думаете, что такое детское творчество? (Выслушиваются варианты ответов, которые записываются на доске)

Слайд 3

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Детское творчество предполагает создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка. Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Слайд 4

Развитие творческих способностей проходит определённые этапы:

Накопление музыкальных впечатлений.

Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.

Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления (литературного, музыкального, пластического, изобразительного).

Собственно, музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Таким образом, наша совместная цель с педагогами заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.


Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Кроме того, многие произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности.

Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы.

Слайд 5

Слово «фольклор» - в переводе с англ. – «фольк» - народ, «лор» - учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.


Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников и развлечений, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства.


Слайд 6

Народное творчество побуждает наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.


Слайд 7. Жанры фольклора

1. Детский фольклор

2. Народные песни

3. Колыбельная

4. Народные игры и хороводы

5. Игра на детских музыкальных инструментах

6. Календарные праздники и развлечения


1.Детский фольклор

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Слайд 8. К детскому фольклору относятся:

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.


Практика с педагогами:

Попевка «Чики-чики-чикалочки»

Слайд 9. Текст «Чики-чики-чикалочки, едет Саша на палочке, Машенька в тележке щелкает орешки»


2. Народные песни

Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине, песня - душа народа.

Слайд 10.

Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям очень нравится Прием -инсценирование песен (театрализация), задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Перевоз Дуня держала», «Как на тоненький ледок», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Дрёма» и т.д.


3. Колыбельная

Колыбельные песни появились в глубокой древности. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

Слайд 11.

В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Колыбельная - это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире, и начальные представления о жизни. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку - обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

"У кота-воркота колыбелька хороша.

Я коту-воркоту тихо песенку спою".

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

«Люли-люли-люленьки,

Прилетали гуленьки,

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать»

Прием – допеть попевку до конца, сочинить конец песенки «У кота-воркота колыбелька хороша», «Прилетели гуленьки».

Прием – Сочинить напев, колыбельную песню для куклы, для любимой игрушки.


4. Народные игры и хороводы

Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.

Слайд 12.

«Ребенок до де­сятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего, в игре, игрой» М.Горький

Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.

Слайд 13.

Прием Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Предлагаю вам в следующем задании использовать этот вид творчества.


Практика с педагогами: Прием - танцевальная импровизация

Хоровод «В хороводе были мы»

Игра «Золотые ворота»

Игра «Расти-расти репонька»

Игра «Заря-заряница»

Игра с платком

Игра «Березовые лапти»

Слайд 14.Текст игры «Золотые ворота»

Слайд 15.Текст игры «Расти-расти репонька»

Слайд 16.Текст игры «Заря-заряница»

5. Игра на детских музыкальных инструментах

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.

Слайд 17.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Слайд 18.Танец-импровизация

Практика с педагогами: Прием – импровизация. Под русскую народную музыку «На горе-то калина», первая группа пляшет с платочками, придумывая свои движения, вторая группа создает оркестр народных инструментов для данной мелодии и играет на этих инструментах.

ИКТ-технологии:

Слайд 19, 20,21, 22, 23 Интерактивная игра «Угадай русский народный инструмент» Слайд 24, 25, 26, 27 Интерактивная игра «Убери четвертый лишний инструмент»

6. Календарные праздники и развлечения

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.

В нашем детском саду стало традицией проводить народные праздники. В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Мы проводим такие праздники и развлечения как «Капустная вечорка», «Осенние посиделки», «Праздник Ивана Купала», «Праздник русской березки». В планах продолжить работу в этом направлении. Также в своей практике я использую элементы удмуртского фольклора.

Слайд 28. Фото Праздник «Капустная вечорка»

Слайд 29. Фото «Праздник русской березки»

Слайд 30. Фото «Праздник Ивана Купала»

Слайд 31. Фото Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят»

Слайд 32.Фото Конкурс «Звездочки Ижевска» - танец «Барыня», песня «Экты-экты»


Слайд 33.

Вывод: Детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста.

  Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения.

Рефлексия

В заключение, еще одно маленькое творческое задание. Перед вами лежат три группы музыкальных инструментов.

1 группа – самые звенящие, эти инструменты берут те педагоги, которые сегодня узнали и открыли для себя много, интересного, неизведанного.

2 группа - эти инструменты берут те педагоги, которые будут применять на практике те приемы, которые были показаны на семинаре.

3 группа - эти инструменты берут те педагоги, которые уже были знакомы с сегодняшним материалом, с методами и приемами.


А сейчас вместе попробуем создать оркестр – экспромт, наблюдая за музыкальной партитурой на экране.

Слайд 34. Оркестр – экспромт «Во поле береза стояла»

На этой «музыкальной звенящей творческой ноте!» мы завершаем наш семинар. Надеюсь, наше музыкальное творчество сегодня было плодотворно, оно обязательно воплотится и используется в вашей практической деятельности и работе!

Слайд 35. Благодарю за внимание!

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.