12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана26
1

Статья на тему «Использование музыкально-дидактических пособий, наглядных средств в музыкальном воспитании младших школьников»

Использование музыкально- дидактических пособий, наглядных средств в музыкальном воспитании младших школьников. 1. Значение музыкального воспитания школьников младшего возраста.

В современных условиях совершенствования системы образования перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из важных этапов музыкального воспитания младших школьников является создание учебно- наглядных пособий на основе теоретических исследований. В современной педагогике под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала. К ним относятся различные картины, рисунки, муляжи, схемы, диафильмы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовления, назначению. Наглядные пособия- эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организуют их восприятие, активизирует процесс запоминания, развиваются музыкально- сенсорные способности, а также общие музыкальные способности, ладовысотный слух, чувство ритма. Большое значение имеет использование музыкально- дидактических игр, что формирует у обучающихся музыкальные способности, в доступной форме помогает им разобраться в соотношении звуков по высоте, тембровый и динамический слух, побуждает к самостоятельны действиям с применением знаний. При этом, данный вид деятельности должен быть простым и доступным, интересен и привлекателен, красочно оформлен. Только в этом случае музыкально- дидактические игры становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть. 2. Использование музыкально- дидактических игр : а) в процессе пения. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания у учащихся младших классов. Песня звучит на уроках музыки, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра , она сопровождает многие игры, танцы, хороводы она- из основных моментов творческих проявлений у детей. Игровой момент важен- играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию. Музыкально- дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Младшие школьники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по – разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно Можно использовать пение подгруппами или с солистом. Для закрепления знакомых песен можно игру « Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано: 2-3 детей ( один ребенок) должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально: узнать песню сыгранную, например, на металлофоне. Ценность игры еще и в том , что дети , определяя произведение, закрепляют знания о музыкальных инструментах. Детям нравятся песни о Родине, о мире. Они поют их торжественно, с « подъемом», как большие. При исполнение таких песен ребят учат передавать правильно динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. Очень интересна игра « Музыкальный магазин»: Продавец- ребенок, предлагает покупателю требуемую пластинку ( можно использовать обычные диски ), должен голосом воспроизвести мелодию От его исполнения зависит, возьмут ли у него данную пластинку или попросят другую, т.е от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука. И соблюдение всех оттенков при исполнении. Попевка « Качели»: учащийся получает задание, определить по одному звуку, где находятся качели ( внизу или вверху ), и показать на картинке. Если он определит правильно, все хлопают. Таким образом проходит своеобразная игра на определение звуков по высоте. Попевку « Бубенчики» можно использовать по- разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально- дидактической игры раздают карточки. На которых изображены три колокольчика , разных по цвету ( карточки могут выполнять сами дети ), соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Например. Красны- низкий колокольчик, желтый- средний, зеленый- высокий. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, ученики поднимают карточку красную карточку с красным колокольчиком и т. д. После нескольких занятий ребята могут уже исполнить ту или иную попевку сразу же на нескольких инструментах, нажимая определенную клавишу. Кнопку. Получается целый оркестр, что доставляет всем немалую радость. В дальнейшем проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук. « Веселые лесенки»: движение мелодии вверх, вниз можно проиллюстрировать на музыкальной лесенке .Учащийся показывает всем, как звучит мелодия, передвигая, например, матрешку по лесенке вверх или вниз. б ) в процессе слушания музыки: В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокального плана сочинениями. Произведения разного характера – ребята переживают, испытывают определенны чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение , мог сопоставить музыкальные образы, мы опять- таки обращаемся к музыкально- дидактическим играм, ученики, при этом, легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии, воспринимают при прослушивании одно и того же произведение в ненавязчивой форме. Во время слушания музыки с детьми младшего возраста используются карточки, шаблоны с рисунками игрушек. Игра « В лесу»: В кармашки планшета можно вставить различные картинки, соответствующие содержанию любой песни, пьесы. Дети первых классов могут встретиться в этой игре с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни- пухом. Таким образом можно включить в эту игру непрограммные произведения. Причем ребята должны не только узнать песни о любимых героях мультфильмов. Но и уметь передать мелодию каждой из них .Именно этим играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части ( вступление, заключение, запев, фразы). Игра « Найди нужную иллюстрацию»: ребятам следует из предложенного количества наглядного материала выбрать ту, что соответствует исполненной песне или прозвучавшему произведению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания польки. А вот, например, красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Учащийся поднимает эту картинку, прослушав « Новую куклу». Игра « Музыкальная шкатулка»: также может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях. Во втором классе дети знакомятся с различными инструментами, произведениями русских ,советских композиторов : М. Глинки, П. Чайковского , Н. Римского- Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского. В ходе работы на уроках необходимо знакомить ребят с портретами композиторов, с творчеством которых знакомят ребят на музыкальном занятии. Игра « Кто больше?» : учащимся показывают портрет П. Чайковского и предлагают назвать его произведения, которые им уже знакомы. За каждый правильный ответ учащийся получает фишку. Побеждает тот, кто получит больше число фишек. Игра « Какая музыка ?»: учащиеся определяют вокальную и инструментальную музыку ( звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты и др.) Число играющих зависит от количества раздаточного материала, т.е карточек, рисунки которых изображают вокальную и инструментальную музыку. Игру эту можно провести, используя грамзапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента ( если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение ( если ведущий исполняет песню).Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки. И дети, прослушав ее. Поднимают ту или иную карточку. в) в процессе ритмических движений: Одним из видов музыкальной деятельности являются ритмические движения. Активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей помогают музыкально- дидактические игры. Игра «Кто из лесу вышел?» : учащиеся должны не только определить по характеру музыки, кто из лесу вышел: медведь, лиса, заяц и др… Интересны игровые творческие задания проходят после повторного слушания нового музыкального произведения. Например, звучит мелодия незнакомой польки , дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа говорит: « Это музыка- танец, она веселая, и танцевать надо весело, легко»- и пошла по залу подскоками ( можно на месте , если это маленький кабинет ). Миша придумал интересный ритмический рисунок хлопками. Прослушивание грамзаписи русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Русские народные песни очень удобны для ритмического анализа, с мелодической точки зрения. Творческие задания на музыкально- ритмические движения лучше всего сочетать с игровыми моментами. Музыкальная игра «Осень»

Звучит песня «Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали желтыми, красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья — это вы. Попробуйте передать с помощью движений кружение листьев».

Дети танцуют под музыку.

Игра «Весёлый звукоряд»

Собрать 2-3 команды детей по 7 человек, раздать карточки, на которых написаны названия нот, под весёлую музыку дети веселятся, скачут, прыгают между собой на полянке, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды, главное встать по порядку: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Побеждает команда, которая построится быстрее. Игру можно повторить 2-3 раза.

Это даёт возможность не только подвигаться, но и запомнить ноты по порядку. 3. Использование музыкально- дидактических пособий, наглядных средств в музыкальном развитии младших школьников. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса. Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она « рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшемся ему в жизни. Музыкальны е образы побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка « рассказывает» ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но и стремится сопоставить все это с чем-то реальным. Восприятие музыки- сложный процесс. Требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Все этого у младших школьников пока не сформировано. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности ( темп, динамика и т.д.) различать музыкальные произведения по жанру характеру. В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально- дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую, двигательную активность.

Игра «Найди свой цвет»

Дети слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего построения (части, предложения, фразы). Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку друг цвета.

2 вариант: Слушая музыку дети поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (2, 3-частную форму).

Игра «Где бывали?»

Для проведения игры может быть использована народная, современная, классическая в оркестровом или вокальном исполнении.

Прослушав музыкальное произведение, дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

Список использованной литературы: 


1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/ Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2003. – 395 с.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/ Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2009. – 336 с.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе/ О. А. Апраксина. – М.: Просвещение,2003. – 402 с.
4. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении/ В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б. В. Асафьев. – М.: Просвещение, 1973. – 271 с.
6. Асафьев Б. В. О музыкально – творческих навыках у детей// Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б. В. Асафьев. – Л.: Просвещение, 1973. – 271 с.
7. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М.: Академия, 2008. – 416 с

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.