Семинар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий для детей с ОВЗ в школе и дома»
КГБОУ «Норильская школа-интернат»
Семинар-практикум для родителей
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий для детей с ОВЗ в школе и дома»
Составила:
Учитель начальных классов
Елена Леонидовна Мокшина
Норильск, 2018
презентация Здоровьесберегающие технологии
PPTX / 41.38 Мб
Семинар-практикум для родителей
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий для детей с ОВЗ в школе и дома»
Здравствуйте! Говорим мы при встрече, желая, друг другу крепкого здоровья
и благополучия. Здоровье человека – важный вопрос для любого возраста и времени.
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта школьного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Статистика утверждает, что здоровье человека на 50 % зависит от наследственных факторов, экологии, деятельности системы здравоохранения и на 50% - от самого человека, образа жизни, который он ведет. По данным ВОЗ в России около трети детей к окончанию школы имеют плохое зрение, остальная часть школьников страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. Избежать подобного нарушения детского организма ослабленного хроническими заболеваниями, нарушениями центральной нервной системы, двигательной и дыхательной сферы, можно лишь профилактическими мероприятиями, проводимыми с раннего детства. Такие мероприятия являются здоровьесберегающими технологиями.
Итак, тема нашего семинара-практикума «Использование здоровьесберегающих образовательных технологии для детей с ОВЗ в школе и дома».
Сегодня мы рассмотрим, что такое здоровьесберегающие образовательные технологии, познакомимся с их принципами и классификацией. Вы узнаете, какие технологии реализует наша школа. На практике попробуем выполнить некоторые методы и упражнения.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: возможность сохранения и укрепления здоровья, формирование необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
• Не навреди! (все применяемые методы,приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ребенка).
• Принцип непрерывности (работа ведется не от случая к случаю, а каждый день).
• Принцип индивидуальности (учет особенностей и заболеваний ребенка)
В настоящее время в нашем учреждении реализуются следующие Здоровьесберегающие технологии:
Медико-гигиенические
Ежегодно по графику в школе работает стоматологический кабинет, проводятся профилактические прививки, витаминизация третьих блюд витамином С, йодопрофилактика. Медицинский кабинет школы оказывает консультативную и неотложную помощь обратившимся школьникам и родителям.
Физкультурно-оздоровительные технологии. В нашей школе реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций, ЛФК, утренние гимнастики, спортивные игры, спортивные праздники. Организация занятий на свежем воздухе: прогулки, игры во дворе.
Экологические Здоровьесберегающие технологии. Уже 2й год в рамках года Экологии в нашей школе учащиеся всех классов выращивают цветы для украшения пришкольной территории. Также дети занимаются озеленением классов и рекреаций школы.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», педагоги проводят с учащимися Инструктажи по противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, поведения в общественных местах. Посещение Норильского центра безопасности движения позволяет закрепить полученные знания у учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии определяют структуру учебного процесса, регламентированную в СанПинах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний: урок длится 40 мин, перемены для приема пищи в столовой 20 мин. И т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах урока осуществляет учитель, используя компенсаторно – нейтрализующий технологии: дозированность заданий, индивидуальный подход, динамические паузы, физминутки, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз, рук, самомассаж (мячики) , психогимнастика (мимическая гимн.)., артикуляционная гимнастика – выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка.
Упражнения для глаз – общее оздоровление зрительного аппарата.
Дыхательная гимнастика – развитие речевого дыхания.
Самомассаж рекомендуется детям с гипертонусом мышц, стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, снабжает кислородом ткани.
На уроках и во время воспитательных занятий проводится обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
Также к Здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся мероприятия, которые педагоги проводят для детей и родителей: совместные праздники, мастерские, участие в конкурсах, совместные классные часы и спортивные мероприятия и т.д.
Многие дети посещают уроки лечебной физкультуры, занятия по предметно-практическим действиям, психологи проводят занятия по психомоторике, сенсорике, направленные на коррекцию эмоционально – поведенческой сферы, дефектологи проводят занятия с учащимися, направленные на коррекцию умственных нарушений, логопеды развивают речь учащихся, ставят звуки.
Такая работа ведется в нашей школе по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Работая над совместными мероприятиями для детей и родителей мы отметили, что Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья родители , особенно мама, являются в силу ограничения возможностей контактов с миром наиважнейшими носителями представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. Совместные мероприятия формируют теплые более доверительные отношения между родителями и детьми.
Доверие – уверенность в чьей-то добросовестности, искренности, правильности.
Ребенок всегда прислушается к тому, кому доверяет.
Сегодня мы с вами познакомимся с группой компенсаторно – нейтрализующих технологий.
1 группа «Дыхательные гимнастики»
Александра Николаевна Стрельникова (1912 — 1989 гг.) — оперная певица, театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика Стрельниковой эффективна не только при восстановлении певческого голоса. Ее стали рекомендовать при простудах, патологиях дыхательной системы, сердца и сосудов. - Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой показана при следующих проблемах: - бронхитах и пневмониях; - бронхиальной астме; - ринитах и гайморитах вазомоторного характера; - кожных недугах; - нарушениях в работе опорно-двигательного аппарата (сколиозах, кифозах, травмах позвоночника); - дефектах и расстройствах мочеполовой системы; - заболеваниях голосового аппарата и заикании; - неврозах различного типа.
Упражнение «Алфавит»
Произносите на легком поклоне вперед каждый звук по 8 раз: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, X.
Строго следите за одновременностью выполнения поклона и произнесения звука. Дыхание происходит автоматически ртом или носом, о нем думать не надо. Одного вдоха должно хватать на произнесение нескольких звуков (на несколько поклонов). Голова опущена, шею не тянуть и не напрягать. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерного напряжения, чтобы каждая буква «дошла до спины».
Упражнение «Восьмерки»
Это очень хорошее упражнение на задержку дыхания. Сделайте мгновенный вдох на поклоне вперед (лучше носом, а не ртом). Не выпрямляясь, крепко задержите воздух «в спине» и на одном крепко задержанном вдохе считайте вслух до 8 столько раз, сколько «восьмерок» получится. Если вам воздуха уже не хватает, нужно снова вдохнуть и прекратить счет. Отдохните несколько секунд и снова на одном вдохе постарайтесь просчитать вслух как можно больше «восьмерок». Очень хорошо, если на одном задержанном вдохе у вас будет получаться проговаривать по 10-15 «восьмерок».
2 группа «Упражнения на формирование и сохранение правильной и красивой осанки, укрепления позвоночника»
Упражнения от сколиоза.
Узнать о наличии сколиоза у ребенка можно с помощью простейшего упражнения: поставить ребенка спиной к стене. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стенки, значит у него все в прядке с осанкой.
1. Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища. Приподнявшись на носочки, поднять руки вверх и сплести пальцы между собой, раскачиваться из стороны в сторону. Опустить руки, принять исходное положение. Повторить 8-10 раз.
2. Исходное положение: то же. Из исходного положения сделать шаг в сторону, таким образом ноги окажутся на ширине плече; поднять правую руку вверх, левую оставить в том же положении, совершать покачивающие движения рук, поменять руки. Повторить 8-10 раз.
3. Исходное положение: сидя на коленях. Вытянуться вперед с выпрямленными руками, задержаться на несколько секунд, вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
3 группа «Зрительные гимнастики»
Нагрузка на глаза школьника на протяжении учебного года довольно весомая. Для того чтобы Ваш школьник сохранил хорошее зрение, как можно дольше, необходимо соблюдать некоторые правила профилактики:
-книга или тетрадь при чтении или письме должны располагаться не ближе, чем на 40 см от глаз;
-ограничить в течении рабочей недели просмотр телевизора, а вместо мультфильмов сходите с ребёнком на прогулку по свежему воздуху;
-в рацион питания нужно ввести продукты, улучшающие зрение: морковь, чернику, клюкву, укроп, петрушку, шпинат, отварную рыбу, капусту, кефир, говядину и т.д.;
-исключить чтение при поездке в транспорте, во время еды, в лежачем положении;
-ограничить работу на компьютере до 30 – 40 минут в день;
-создать условия для рационального отдыха и сна. Ложиться спать в одно и то же время. Ночные занятия вредны для зрения.
Снять усталость с глаз помогут несколько упражнений:
-Голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз).
-На 3-5 секунд крепко зажмуриться, потом открыть глаза (5раз).
-Частое моргание – около 30-60 секунд.
-В течении 2-3- секунд посмотрите перед собой вдаль, затем на кончик носа (3-5 секунд).
4 группа - упражнения для снятия мышечного, эмоционального напряженияУпражнение «Снятие психоэмоциональной напряженности».
Цель: саморегуляция и снятие эмоциональной напряженности.
Рекомендации при проведении:
1. Прежде чем выполнять упражнение с учащимися, попробуйте сделать это
самостоятельно.
2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным.
3. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
4. Повторяйте каждое упражнения не более 2 – 3 раз.
«Кулачок».
Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
«Уходи, злость, уходи!»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.
Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Время выполнения упражнения 3 минуты.
Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.
Детская песочная терапия помогает справиться различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, избавиться от повышенной тревожности. Терапия показана детям с нарушениями мелкой моторики.
Вывод: использование методов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ способствуют:
Повышению работоспособности, выносливости детей,
Развитию психических процессов,
Формированию и развитию двигательных умений и навыков,
Развитию общей и мелкой моторики,
Способствует социализации и адаптации детей.
Подведение итогов, рефлексия.
Сегодня на семинаре мы познакомились с вами только с маленькой частью здоровьесберегающих технологий. Данные упражнениями вы можете выполнять с детьми дома, а так же научить их самостоятельно выполнять технологии здоровьесбережения в школе и помните, что они помогают сохранить и укрепить наше с вами драгоценное здоровье.
Рефлексия.
Подводим итоги работы семинара с
помощью вопросов:
-Кто использует дома с ребенком методы здоровьесберегающих технологий?
-Что это дает вашему ребенку и вам?
-Нужно ли заниматься здоровьесбережением дома?
Источники:
http://www.pandia.ru/text/78/054/7931.php
http://ok.bibl.com.ua/stati/profilaktika-narushenij-zreniya/main.html
Родительские собрания в начальной школе.- Вып.4/ сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 127 с.
Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки).- Вып.2 / авт.-сост. Г.Т.Дьячкова, Е.В. Волкова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 103 с.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.- М.: Метафора, 2003.-128 с.