Методическая разработка на тему «Семья и подросток»

2
0
Материал опубликован 4 November 2021

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»










Соковикова А.А.


СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК



Методическая разработка






























Иркутск, 2Прямоугольник 2 019Прямоугольник 1

Соковикова А.А.

Семья и подросток: методическая разработка / сост. А.А. Соковикова – Иркутск: ГБПОУ ИО «ИРКПО» 2019 – 56 стр.











Методическая разработка содержит предложенное нами содержание, которое даёт возможность педагогам, учителям и классным руководителям организовывать работу в образовательных организациях, направленную на формирование ценностного отношения к семье у подростков, в условиях образовательной организации. Практическая часть представлена планом мероприятий, направленных на укрепление подростками и их родителями ценностного отношения в семье и осознанию подростками, насколько важна для человека семья, какую важность она несет для общества в целом.

t1636018607ac.png



















ГБПОУ ИО «ИРКПО»

Иркутск, 2019

Прямоугольник 2t1636018607ad.gif

Оглавление

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6

Семья как главная ценность в жизни человека 6

Семья как основа формирования ценностного отношения подростков к семье в условиях образовательной организации 8

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10

План мероприятий, направленный на формирование ценностного отношения к семье у подростков в условиях образовательной организации 11

Занятие №1 12

Занятие №2 17

Занятие №3 20

Занятие №4 27

Занятие №5 34

Занятие №6 39

Занятие №7 43

Занятие №8 48

Заключение 54

Список используемой литературы 55



Введение

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.

Сегодня семья переживает социально-педагогический кризис. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Актуальность проблемы формирования семейных ценностей у подростков обусловлена:

-отсутствием мотивации духовно-нравственного развития и совершенствования подрастающего поколения;

-незнанием подростками духовно-нравственных семейных ценностей;

-распространением современных форм сожительства, неосознанного родительства, абортов, нежеланием иметь детей среди молодежи;

-разгармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных отношений внутри семьи;

-искаженным представлением подростками о функциях и основных принципов создания семьи;

Развитие детей подросткового возраста осуществляется в социальной среде: в семье, в школе, но особую роль в развитии личности подростка играет педагог. Данный период характеризуется противоречивостью внутреннего мира подростка, чувствительным восприятием к развитию ценностных ориентаций, так как это способствует становлению мировосприятия и отношения к окружающему миру.

Цель: ориентирование подростков на создание крепкой, дружной семьи 

Данная методическая разработка направлена на глубокое изучение обучающимися своей семьи: истории, традиций, родословной. Для подготовки к занятиям, необходимо узнавать информацию от членов семьи, что будет способствовать развитию доверительных отношений в семье. Совместная деятельность со взрослыми формирует семейные ценности, ответственное отношение к созданию своей будущей семьи и развивает социальные и коммуникативные навыки.

Методическая разработка носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни подростка, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Семья как главная ценность в жизни человека

Ценностное отношение к семье у детей и подростков – важнейшая составляющая развития общества и государства, является одной из целей деятельности образовательной организации. Ценностное отношение, конечно, в первую очередь должны формироваться в семье. Также, системно, последовательно и глубоко формирование ценностного отношения к семье происходит в сфере образования, а именно в школе.

Семья - это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и другие [5].

Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник самых сокровенных ценностей человека. Чтобы сделать семью школой любви, важно отыскать истинные семейные ценности [5].

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.

В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи - воскресные чаепития у одной или другой мамы, празднование дней рождения членов семьи, с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности [5].

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Ценность предполагает оценку субъектом свойств объекта. Следственно, ценность и ценное – это положительно оцениваемое человеком, который исходит из осознания собственных потребностей. В природе, взятой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет осознанного целеполагания и способности к сознательной оценке [3].

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений [5].

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры [4].

Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества [4].

Семья как основа формирования ценностного отношения подростков к семье в условиях образовательной организации

Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать недавно. Прежде всего, это связано с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных российских условиях.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. В семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека [7].

Ценностное отношение к семье понимается как система социально– педагогических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение семейному образу жизни, готовности к браку, ценностям супружества.

Ценностное отношение к семье рассматривается также как интегративно-личностное и социально-психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, определяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющие психологическую готовность к семье и браку, а также определенных знаний и умений.

На данный момент современное образование способно обеспечить благоприятные условия для формирования у подростков отношения к семье как социально значимой ценности. Главным условием успешного формирования у подростков ценностного отношения является совокупность форм, методов и средств воспитания [6].

Классификация форм работы с подростками в образовательной организации по И. В. Вачкову [1]:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.)

Формы воспитательного процесса в образовательной организации [6]:

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются практические занятия, творческие игры, дискуссии. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Дополнительные занятия. В их содержание входят: практические работы, обсуждения, диспуты, решение различных задач, решение определенных ситуаций, импровизация. Такие формы работ способствуют развитию индивидуальных интересов и способностей детей. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Игры и развлечения. Сюда входят познавательные и интеллектуальные игры, просмотр фильмов, экскурсии, концерты, конкурсы и так далее [6].

Однако важны не только знания. Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением подростков ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств, а также формировать ценностное отношения к семье, и умения жить в семье [2].

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

План мероприятий «Семья и подросток» нацелена на содействие формирования ценностного отношения к семье у подростков, через проведение комплекса учебных занятий и воспитательных мероприятий, позволяющих обеспечить осмысление ценности семьи.

Цель комплекса мероприятий: совершенствование работы образовательной организации по формированию ценностного отношения к семье у подростков.

Задачи комплекса:

1. Познакомить подростков с нравственными ценностями (любовь, дружба, уважение), которые являются основой семьи.

2. Рассказать подросткам о гендерных ролях в семье.

3. Способствовать становлению личностных качеств (ответственность, внимательность, забота).

4. Содействовать формированию семейных ценностей.

5. Развить умения конструктивного взаимодействия.

6. Сформировать интерес к традициям и ценностям семьи.

Мы руководствовались следующими принципами при разработке и осуществлении комплекса мероприятий:

принцип гуманизма заключается в том, что педагогу необходимо развивать в себе способность действовать по формуле «понимать, не осуждать»;

принцип конфиденциальности – обязательное сохранение в тайне всей информации, полученной о испытуемых в ходе работы;

принцип доброжелательности и готовности помочь предполагает создание ситуаций успеха и создание условий для развития существующих интересов подростков, формирование новых интересов;

принцип активности заключается в обязательной активности всех участников в упражнениях и принятие каждым на себя ответственности за результаты своей деятельности

План мероприятий, направленный на формирование ценностного отношения к семье у подростков в условиях образовательной организации

п/п

Название

мероприятия

Форма проведения

Цель мероприятия

«Семья глазами подростка»

Учебное занятие

Способствовать осознанию обучающимися ценностного отношения к семье и семейным традициям.

« Я и моя семья»

Учебное занятие

уточнить представления у обучающихся о членах семьи и их традициях

Конфликты между детьми и родителями

Учебное занятие

формирование у обучающихся уважительного отношения и любви к семье и родителям;

Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»

Интеллектуальная игра с применением ИКТ  

Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Мир взрослых

Учебное занятие

Формирование понятия «счастливая семья», раскрытие роли семьи в жизни человека, осознание ценности семейных отношений

«Все начинается с любви»

Учебное занятие

Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления обучающимися ее значения

«Семья. Семейные традиции»

Учебное занятие

формировать ценностные представления у подростков о своей семье, семейных традициях

Правила поведения в семье. Семейная ссора

Конкурс, выставка


Раскрыть роль семьи в жизни человека; сделать совместные выводы о семейных отношениях

t1636018607ae.jpg

Занятие №1

Тема: «Семья глазами подростка»

Цель: способствовать осознанию обучающимися ценностного отношения к семье и семейным традициям

Задачи:

установить контакт со подростками;

создать положительную мотивацию для активного участия в предстоящих занятиях;

уточнить представления о семейных ценностях;

развить мотивацию в изучении истории собственной семьи;

создать генеалогическое древо;

Тип учебного занятия: изучить и первично закрепить новые знания у обучающихся

Методы обучения: словесный, практический

Формы: учебное занятие

Оборудование: проектор, листы, фломастеры, карандаши, ручки

Этап учебного занятия

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный

Подготавливаем аудиторию, усаживаем детей.


2.Подготовительный

Здравствуйте, ребята, меня зовут, напоминаю тем кто забыл, меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня наше занятие будет посвящено семье, семейным ценностям, традициям, будем свами рассуждать, чем же важна семья для каждого человека, но с начало я хочу послушать от вас о происхождении вашей фамилии и имени, порассуждать над тем, почему именно так вас назвали родители. Как раз я вас начну потихоньку запоминать. Кто желает начать?

Здорово, молодцы!



Дети отвечают

3. Усвоение новых знаний

Ребята, а у меня к вам есть пару вопросов, на которые мы сегодня должны разобраться и более подробно изучить.

Давайте перейдем к ним.

И так, скажите мне, ребята, что включает в себя слово «семья», как вы думаете, что главное для каждой семьи?

Считаете ли вы, что для человека, самой главной ценностью является «семья»? Почему?

Хорошо, спасибо. Ребята, а кто-нибудь из вас составлял генеалогическое дерево (родословную)? Может в младших классах или детских садах?

Молодцы, у вас непременно есть опыт в составлении генеалогическом дереве.

Сегодня я вам хочу предложить составить каждому из вас свое личное генеалогическое дерево, для начала, вспомним, что это такое и как оно составляется. (обращаюсь к детям их ответы записываю на доске), молодцы, сейчас я вам раздам листочки, фломастеры, карандаши, вы можете воспользоваться своей канцелярией. При составлении вы можете использовать свои творческие способности, свою фантазию и креативность, то есть ваше древо вы можете представить в любом в виде, главное, чтобы вам нравилось, у вас есть 10-15 мин на выполнение задания, после чего вы мне сдадите свои работы, если кому-то нужна помощь или есть вопросы, обращайтесь.

Ребята, заканчиваем и сдаем работы! К следующему занятию, я уже посмотрю ваши работы.

Так, древо готово, а сейчас давайте мы с вами не много поговорим о традициях. Какие существуют традиции и обычаи в семьях? У вас в семье есть свои традиции? Молодцы, очень здорово, а как вы думаете, зачем в семье часто устанавливают свои собственные традиции? Важно ли это, если да, то чем? Молодцы















Дети отвечают



























Дети отвечают

4. Первичное закрепление

Так, ребята, как вы думаете, какие качества или факторы помогают семье быть счастливой семьей?

Молодцы! А теперь такой вопрос, назовите мне основные причины распада семьи, почему не которые семьи не уживаются, ссорятся? Почему это возникает? Хорошо, вижу вам это интересно, значит проведем для вас классный час на данную тему в следующий раз на классном часу.

Ребята, так как с вами я работать буду на протяжении месяца, мы конечно же мы будем изучать семью, семейные традиции, семейные установки, проблемы, конфликты и так далее. Мне бы хотелось узнать, какие занятия вам больше нравятся, например, творческие, подвижные, различные игры, упражнения? Что бы на основании ваших предпочтений, мне готовить для учебные занятия и мероприятия

Спасибо большое!

Дети отвечают

5. Рефлексия

Наше занятие подходит к концу, мне бы хотелось, чтобы вы ответили мне на пару вопросов, которые вам сейчас зачту, листочки можете не подписывать, только укажите ваш возраст и пол.

Понравилось ли тебе занятие? (да/нет/не очень)

Считаешь ли ты тему про семью и семейные традиции интересной для себя и других? (да/нет)

Предполагаемые темы классных часов (что хотите?)






Список литературы

Хигир, Б.Ю. [Текст] / Б.Ю. Хигир // Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – С. 512.

Петров, В.П, Петрова, Е.В. Как составить свою родословную. [Текст] / В.П. Петров, Е.В. Петрова. – М.: ЮНЕСКО, Новосибирск, 2015г.- 45с.



t1636018607af.jpg











Занятие №2

Тема: «Я и моя семья»

Цель: уточнить представления у обучающихся о членах семьи и их традициях

Форма: конкурс

Проведение: Подросткам предлагается за урок написать свое личное сочинение, красиво оформленное, творческое.

Ребята выбирают любую тему из предложенных на слайде. После чего приступают к выполнению задания.

Виды сочинений:

1. Традиции моей семьи.

2. Семейная реликвия.

3. Моя семья в истории страны.

4. Моя семья в истории города.

5. Мой самый близкий человек (рассказ о членах семьи).

После завершения ребята сдают свои работы, сочинения проверяются, для дальнейшего награждения, выбираются самые лучшие, после чего готовится выставка работ.

Положение о проведении

конкурса сочинений

«Я и моя семья»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Настоящее положение определяет общие условия и порядок проведения школьного конкурса сочинений «Я и моя семья»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.

. Популяризация семейных традиций и ценностей, воспитание уважения к старшему поколению.

. Повышение роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

. Воспитание патриотизма, сопричастности конкретной семьи к истории страны.

. Развитие у обучающихся творческой инициативы, интереса к истории своей семьи.

. Выявление способных и одаренных детей.

ОРГАНИЗАТОРЫ.

3.1 ­____________________________________________________________

3.2. Ответственный за проведение конкурса________________________

УЧАСТНИКИ.

4.1. Обучающиеся Образовательной Организации… (6-8 классы).

4.2. Конкурс проводится возрастным группам:

1 группа: 6 классы;
2 группа: 7 классы;
3 группа: 8 классы.

5. Этапы проведения конкурса:

I этап –Учебное занятие. Написание сочинения подростками, в рамках учебного занятия.

II этап –Выставка.

Отбор комиссией конкурса лучших сочинений, далее готовится выставка из лучших работ.

Определение победителей:

В каждой номинации и возрастной группе определяются (1, 2, 3) места.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ.

. Номинации:

1. Традиции моей семьи.

2. Семейная реликвия.

3. Моя семья в истории страны.

4. Моя семья в истории города.

5. Мой самый близкий человек (рассказ о членах семьи).

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНКУРСНЫМ РАБОТАМ.

. Сочинение должно быть представлено на конкурс до _________________ в письменном виде на листе А4, на листе должны присутствовать: тема сочинения (номинация); сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс, число, месяц и год рождения; сведения о педагоге (руководителе): фамилия, имя, отчество.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

соответствие содержания работы теме (номинации) конкурса;

полнота раскрытия темы;

исследовательская направленность;

художественный вкус и выразительность;

последовательность и оригинальность изложения;

приветствуется наличие творческих элементов

На основе оценок жюри по 5 -ти бальной системе будут определены победители.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

9.1. По решению жюри победители конкурса награждаются грамотами, остальные участники конкурса награждаются свидетельствами.

Список литературы

Пичугов, Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах [Текст] / Ю. С. Пичугов. - М.: Библиотека учителя русского языка и литературы, 2018. – 22 с.

Конкурс школьных сочинений «Моя семья» [Электронный ресурс]. – М.: Copyright 2009 МАОУ СОШ №36, 2019. – Режим доступа: http://school36-tambov.ru/index.php/2010-09-10-16-20-45/416----q-q, Дата посещения: 29.03.2019.

Занятие №3

Название: Конфликты между детьми и родителями

Цель: формирование у обучающихся уважительного отношения и любви к семье и родителям

Задачи:

формирование навыков правильного выхода из конфликтной ситуации;

расширить представление детей о том, что такое конфликт, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье;

способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию;

Тип учебного занятия: изучить и первично закрепить новые знания у обучающихся

Методы обучения: словесный, импровизация, беседа

Формы: учебное занятие

Оборудование: Листы, ручки, 2 стула


Этап учебного занятия

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный

Подготовка класса, усаживаем детей


2.Подготовительный

Добрый день, дорогие ребята! Когда – то, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он находит свою вторую половинку. Например, парень начинает дружить с девушкой. Каким вы видите дальнейшее развитие их отношений?

Дружба Уважение Привязанность Любовь Создание семьи.

Из дружбы вытекает уважение, из уважения любовь, а любовь двух людей ведет к созданию семьи.

Дети отвечают

3. Усвоение новых знаний

Когда мы произносим это слово, у каждого возникают разные ассоциации.

- Как вы понимаете слово “семья”?

- Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите?

Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. И часто бывает так, что конфликты в семье создаете вы. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.

- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово - конфликт? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, и т.п.)

- Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.

- Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни… Но всякий конфликт можно решить мирным путем. Вот и сегодня мы постараемся найти верные решения конфлицкта родителей и детей.

- Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?

- Кто первым в такой ситуации шел на мировую: вы или родители?

- Понимают ли вас ваши родители?

- Что чаще становится причиной конфликтов?

- Но всегда ли неизбежен конфликт?

- Можно ли его избежать?

- Что для этого можно сделать?

- Какую линию поведения нужно избрать?

Давайте посмотрим, как это бывает в жизни?

Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

Сейчас мы проведем с вами игру «На приёме у психолога». Для этого вам нужно выбрать двух участников на роль мамы и дочери. (поступим следующим образом … выберите одного представителя своей группы)

Рассказывает ситуацию, мама. 

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, оголенный живот - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после «бомбежки». Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Вот что рассказала Даша.

 Даша. «Родаки» конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще «фиолетого» на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы поговорить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно руководят мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

Интерактивная беседа

Вот такие пациенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:

Хорошо ли все чувствуют себя в семье Даша?

Можно ли назвать их семью счастливой?

Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Даша конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

-Быть самостоятельным,

-зарабатывать на кусок хлеба.

-Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

-Делать, что тебе захочется.

-Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

-Иметь много обязанностей.

-Жить по правилам, выполнять все законы.

Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Даша хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.

- К какой категории детей относитесь вы?

- Поднимите руки те, кто считает себя конфликтным ребенком…

- А сейчас поднимите руки те, кто умеет находить контакт с родителями…

- Бывают ли в вашей семье такие конфликты?

- Как вы их решаете?

«Способы выхода из конфликта»

Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? Какие способы выхода из конфликтов вы знаете? (записываются на доске)

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

«Если бы психологом был я..»

Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Дашей. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?

Примерные ответы детей: Даша выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.

Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.

Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.



Дети отвечают

























Дети отвечают



















































Дети отвечают











Дети отвечают











Дети отвечают


















Дети отвечают

4. Первичное закрепление

Заключительное слово

Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.

А что мы можем сделать сейчас, пока мы еще дети? Стараться сохранить хорошие добрые отношения со своими родителями.

А теперь мы проведем заключительный блиц-опрос: сейчас я зачитаю фразы и выберу из вас пару человек, ваша задача продолжить ее так, как вы считаете нужным.

Мои отношения с родителями станут лучше, если...

Моих родителей можно перевоспитать, для чего...

Я больше не буду ссориться с родителями из-за...

Нельзя допускать в отношениях с родителями...

Родители никогда не должны...

Идеальными родителями я считаю...





















Дети отвечают

5. Рефлексия

Ребята, наше занятие подходит к концу, я вам выдаю листочки, ваша задача написать + и – проведенного мною занятия, это могут быть и пожелания.

Те, кто все написал, подписывайте и сдавайте.

Всем большое спасибо за занятие, удачи вам!



Список литературы

Громоотвод [Электронный ресурс] / Как предотвратить конфликты в семье. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-siem-ia-eto-to-chto-s-toboiu-vsieg-1.html, дата обращения: 23.04.19

Мулитиурок [Электронный ресурс] / Классный час " Семья это то, что с тобою всегда", Режим доступа: http://gromootwod.ru/articles/kak-prekratit-konfliktyi-v-seme/, дата обращения: 23.04.19

Занятие №4

Интеллектуально-познавательной игра «Семья и семейные ценности»

Тема: своя игра «Семья и семейные ценности»

Цель игры: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге

Задачами игры являются:

Воспитывать у подростков любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним;

Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях;

Формировать умения работать в группе, налаживать контакт с окружающими;

Тип учебного занятия: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Методы обучения: Словесный, беседа

Формы: конкурс, интеллектуальная игра

Оборудование: проектор, листы А4, ручки

Этап учебного занятия

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный

Подготавливаем аудиторию, усаживаем детей.


2.Подготовительный

Здравствуйте, ребята, сегодня наше занятие будет весьма интересным и увлекательным. Ведь сегодня я для вас приготовила интеллектуальную игру, вы должны были дома подготовить визитки ваших команд, справились? Эмблема у всех готова?

Ну тогда мы начинаем!

Дети отвечают

3. Усвоение новых знаний

Правила игры, сидим молча, не перебиваем соперников, внимательно читаем вопросы и не затягиваем с ответами, хорошо?

И так первая команда, вы можете представить свою команду, а другие вас поддержат!

(Команды представляют свои визитки)

И так молодцы, справились все отлично, переходим ко второму этапу игры «Эрудит»

Все смотрели передачу своя игра? Помните, как играть, давайте вспомним!

Так, первая команда выбирает категорию и отвечает на вопрос.

(Проводится интеллектуальная игра) Приложение№1

Ну вот, второй этап подошел к концу, баллы ваши сейчас подсчитаю, а пока мы переходим к третьему этапу «Ситуации» Приложение№2)

Вам дается 1 ситуация, к которой необходимо найти как можно больше вариантов выхода в положительную сторону или в отрицательную.

На выполнение задания, вам дается 5 мин. Начинайте.

Заканчиваем, готовы? Тогда по очереди, по одной ситуации каждая подгруппа выходит и делится своим мнением с другими, если у кого-то будут вопросы к выступающим, можете им задавать.

Ребята зачитывают свои ситуации и дают свои варианты решения на них.

Молодцы, ребята, вы справились с заданиями, присаживайтесь.

Подвожу итоги игры, определяю победителя.



Команды представляются













Дети отвечают













Отгадывают ситуации








5. Завершающий этап рефлексия

Ребята, вам понравилась игра?

Здорово, а сейчас я вам раздала ромашки, на каждом лепестке напишите свои цели на будущую жизнь, например, дом, крепкая дружная семья, 3 детей, здоровые родители и так далее и пронумеруйте их по значимости, т. е от самого значимого к второстепенному.



Дети отвечают





Список литературы

Открытый урок «1 сентября» [Электронный ресурс] / Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения. Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611439/, дата обращения: 20.04.19

ИНФОУРОК [Электронный ресурс] / "Моя семья - мое богатство". Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-moya-semya-moe-bogatstvo-3040694.html, дата обращения: 20.04.18

Просветительский центр [Электронный ресурс] / Беседа 20. Причины конфликтов. Режим доступа: http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=10&id_page=86&id_article=434, дата обращения: 20.04.19

Приложение№1

«Пословицы»

10. Гость на пороге – счастье в … (доме)

20. Дом вести … . (не бородой трясти )

30. Когда все вместе, то и …. (душа на месте)

40. Яблоко от яблони … (не далеко падает)

50. Чем богаты, … (тем и рады)

«Загадки »

10. Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (Мама)

20. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (Бабушка)

30. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)

40. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым? (папа)

50. Мама с папой говорят, 
Что теперь я — старший брат, 
Что за куколка в коляске 
Плачет? Видимо, от тряски? (Сестра)

«Устами младенца»

10 Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (семейная реликвия)

30 Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (мама)

Место, где мы бываем все вместе. (дом)

50 Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (ребёнок)

«Родственные отношения»

10. Сын моего ребенка. (внук)

20. Сын моей матери (брат)

30. Сестра мамы или папы. (тётя)

40. Сын моей сестры или брата. (племянник)

50. Отец моего отца. (дедушка)


«Ребусы»

10. t1636018607ag.png(подушка)

20. t1636018607ah.jpg (семья)

30. t1636018607ai.jpg (семья)

40. t1636018607aj.png (изба)

50. t1636018607ak.png t1636018607al.png (дом)


Приложение№2

СИТУАЦИЯ №1

Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама решила спросить у сына, где он был все это время, но ребенок молча зашёл в свою комнату и закрыл дверь перед лицом матери. Что нужно делать матери в данной ситуации, какие пути решения вы предлагаете?


СИТУАЦИЯ№2

Восьмилетняя Таня никак не хотела укладываться спать. Время уже было позднее, но девочка сидела и рисовала. На попытки мамы её уложить она отвечала, что хочет закончить рисунок. Когда мама попыталась забрать у неё рисунок, ребёнок стал агрессивным. Таня заплакала, закричала, что нарисует рисунок и пойдёт спать.

Наконец, мама сдалась. Она сказала, чтобы девочка поскорее заканчивала и ложилась спать. Но Таня никуда не торопилась, сидела и неспешно рисовала. У мамы лопнуло терпение, и она попыталась забрать карандаши и рисунок у дочери. Естественно, девочка опять стала сопротивляться.

Какие пути решения вы предлагаете?




СИТУАЦИЯ №3

Семья из 4 человек (Папа, мама, два брата 8 и 12 лет)

Мама утром начала будить своих детей в школу, старший сын совсем не хотел вставать, тем самым огрызался на мать и продолжал спать, тогда младший сын пожаловался своему отцу на то, что он не встает и ругает свою мать, отец с грубостью скинул с сына одеяло и накричал, тем самым старший сын вскочил и стал бросать вещи по полу, со словами «Вы меня уже все достали, дайте спокойно поспать, мне сегодня к 3 уроку!» Мать развернулась и вышла из комнаты, отец стоял и ждал сына, пока он не извинится перед матерью и ругал его за плохое поведение.

Что делать в такой ситуации, как решить конфликт?


СИТУАЦИЯ№4

Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Мать сделала замечание, тем самым услышала от ребенка только возмущение и агрессию. Как решить данный конфликт?

П О Л О Ж Е Н И Е
О интеллектуально-познавательной игре

«Семья и семейные ценности»

I. Цели и задачи.

Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к изучению истории своей семьи и семейным традициям.

Выявление одаренных и талантливых детей.

Стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей.

Развитие творческой активности детей.

Организация досуговой деятельности среди подростков среднего звена.

Создание условий для самопознания и самореализации.

II. Организация и проведение игры.

Игра “Своя игра” проводится на базе образовательной организации. В ходе игры соревнуются команды 5-7 классов.

III. Место проведения.

__________________________________________________________________

IV. Состав команды.

Участниками интеллектуальной игры являются представители от каждой возрастной группы (5, 6, 7 класс). Команда состоит из 7 человек от каждого класса. Состав участников постоянен. “Группа поддержки” в составе 5 человек.

V. Условия игры.

В игре принимают участие ___ команды по ___ человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2 – х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.

В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается полминуты, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. Если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются

VI. Подведение итогов.

Итоги подводятся по окончании игры. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов в ходе игры.

VII. Награждение.

Победители награждаются грамотами и получают сладкие призы.

Список литературы

Усатова, Е.В. и др. Семейное воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) [Текст] / Е.В. Усатова и др. М.: Учитель, -Волгоград, - 2006. 12 с.

Занятие №5

Тема: Мир взрослых

Цель: формирование понятия «счастливая семья», раскрытие роли семьи в жизни человека, осознание ценности семейных отношений

Задачи:

Способствовать формированию чувства ответственности и долга перед семьей;

Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

Воспитывать доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи;

Тип учебного занятия: изучить и первично закрепить новые знания у обучающихся.

Методы обучения: беседа-диалог, работа в группах, словесно-наглядный, игровой

Формы: учебное занятие

Оборудование: Компьютер, проектор, стулья, парты

Этап учебного занятия

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный

Подготовка класса, усаживаем детей

(Слайд№1)


2.Подготовительный

Добрый день, дорогие ребята! Предлагаю вам всем встать в один большой круг.

Смотрите, ваш класс, это одна большая семья, согласны?

Вы скоро станете совсем взрослыми, и каждый из вас создаст свою семью. Мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной и счастливой.

Сейчас каждый из вас по одному слову, должен сказать, что важно для человека при создании семьи, какие факторы влияют, может качества людей

Молодцы, все справились с заданием, присаживайтесь



Дети отвечают

3. Усвоение новых знаний

Ребята, посмотрите на слайд, все мы здесь видим «Правила семейных ценностей», как вы думаете, какие из них для человека самые важные, а какие вовсе не верные?

(Слайд №2)

1- Будь уверен и надежен

2- Уважай себя и других

3- Будь добрым

4- Проявляй заботу о своих близких

5- Умей прощать и не будь обидчив

6- Уважай только себя

7- Умей слушать собеседника

8- Думай только о себе

9- Не слушай советов старших

10- Делай все что хочешь

Все верно.

Ребята, я предлагаю вам разделиться на три подгруппы (делятся)

А теперь я хочу поиграть с вами в игру: «Родители глазами детей».

У меня в руках 3 листочка, в которых по одной ситуации. В группах, вы прочитаете ситуацию, обсудите ее и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию. А потом мы вместе обсудим: правильно ли вы нашли выход из данной ситуации. Обыгрывать ситуацию вы должны мимикой и жестами, так как вы будете разговаривать со своими детьми, то есть вы должны выбрать героев из вашей группы, которые обыграют нам вашу ситуацию и покажут её решение.

Ситуация 1 – Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.

Ситуация 2- Ребенок пришел из школы без сменной обуви потерял ее. Ваша реакция?

Ситуация 3 – Вы поручили ребенку навести порядок в комнате и помыть посуду, а он не сделал ничего, а играл в игры на компьютере. Ваша реакция?

Решая эти ситуации. Каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно и узнал себя – свои проступки, Свои слова, свое поведение. Думаю, что теперь каждый может понять своих родителей и постараться не создавать подобных ситуаций.

Ребята, заканчиваем, слушаем ваши ответы.

Молодцы, все справились.

Ребята, мне нужно с каждой команды по одному добровольцу. Выходите к доске.

Смотрите, сейчас мы с вами поиграем, у меня в коробочке, лежат очень много бумажек, на каждой из них, написано слово, связанное с темой «Семьи», ваша задача, за 40 секунд, по очереди объяснить каждое слово своей команде, не употребляя однокоренные слова, то есть ваша задача, водными фразами, мимикой, жестами постараться быстро объяснить команде слово, а задача команды быстро отвечать, чья команда отгадает больше слов, победила. Всем все понятно? Тогда начинаем!

Здорово, молодцы!

Ребята, посмотрите на слайд, (слайд№3) здесь вы видите две картинки, изображено две семьи, как вы думаете. Чем же они различаются и почему?

Правильно, ведь много семей не могут жить счастливо из-за ссор и конфликтов. На позапрошлом занятии мы как раз об этом говорили.

Ребята, давайте мы с вами поиграем в импровизацию. Правила легкие, сейчас мы трех человек выведем из класса, они пока подождут, а мы с вами придумаем три ситуации, которые они должны отгадать. Ситуации мы так же связываем с темой семьи и обязательно должны ответить на такие вопросы: Кто он, где он, что делает? Далее по очереди вы будете выходить и давать им подсказки в виде фраз, жестов и мимики.

(играем)

Здорово ребята, было очень весело.

Сегодня мы с вами очень хорошо позанимались.





Дети отвечают





















Дети решают ситуации











Игра «Ассоциации»



Дети отвечают





Игра «импровизация»

4. Первичное закрепление

 Подводя итоги нашего занятия, послушайте еще одну притчу: «В древнем городе жил один мудрец. Слава о нем пошла по всему городу. И в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. Решил он придумать такой вопрос, на который бы мудрец не смог бы ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал между ладонями и подумал: «Спрошу-ка я: о мудрейший, какая у меня бабочка, живая или мертвая. Если скажет мертвая- я разожму ладони и бабочка улетит, а если скажет – живая- я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.» Так завистник и сделал. Задал свой вопрос мудрецу, а мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, почему мудрец так ответил?

 Действительно, ребята, все в ваших руках. Семья, которую вы создадите, может развалиться, а может процветать и согревать своим теплом.

Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами сделали?



Дети отвечают

5. Рефлексия

Ребята, вот и подошло наше занятие к концу, сейчас каждый из вас ответит мне на вопросы.

Что ты нового узнал на занятии, пригодиться ли тебе это в будущем?

Спасибо, за урок, все свободны!

Дети отвечают




Список литературы

Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Мир детский, мир взрослый. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/07/02/konspekt-zanyatiya-s-chlenami-zameshchayushchikh-semey-mir, дата обращения: 26.04.19

Международный образовательный портал [Электронный ресурс] / Классный час " Я и моя семья", Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-dlja-podrostkov-ja-i-moja-semja.html, дата обращения: 26.04.19

t1636018607am.jpg











Занятие №6

Тема: «Все начинается с любви»

Цель: определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления обучающимися ее значения

Задачи:

создать атмосферу общности и дружелюбия;

развивать чувство любви к созданию семьи;

развивать критичность мышления, умения делать выводы и высказывать свое мнение;

учить выражать свои чувства;

помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него;

Тип учебного занятия: изучить и первично закрепить новые знания у обучающихся.

Методы обучения: словесный, беседа

Формы: учебное занятие

Оборудование: Проектор, компьютер, колонки

Этап учебного занятия

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный

Подготавливаем аудиторию, усаживаем детей.


2.Подготовительный

Здравствуйте, ребята.

«Любовь – это бесценный дар.

Ты можешь подарить любовь,

И всё же она у тебя останется.»

Автор данной цитаты Лев Николаевич Толстой.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить?

Правильно, тема нашего урока «Все начинается с любви» (слайд 1)



Дети отвечают

3. Усвоение новых знаний

Главная эмоциональная потребность человека – ЛЮБОВЬ

Пчеле, чтобы жить по своему закону, надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно, как если бы птица стала плавать, а рыба – летать.

- Когда мы слышим “я сижу на стуле”, “я ем суп”, мы понимаем, о чем идет речь?

- Да

- Что делает человек, говоря “я люблю тебя”?

- Проявляет свои чувства: целует, обнимает, нелепо прикасается, дарит подарки, говорит комплименты, ласковые слова, помогает.

- Это отношения в любви

Но, что же такое любовь? С чем вы ассоциируете понятие «ЛЮБОВЬ» (Слайд 2)

Очень хорошо! Молодцы! С понятием «любовь» вы связываете все положительные чувства.

Любовь — большое, тёплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.

Любовью создана вся жизнь.

В различных словарях можно найти определение слову любовь.

- Любить – значить видеть чудо невидимое другим.

Любовь - великое счастье, доступное только человеку.

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку.

- Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье.

Любовь должна не туманить, а освежать, не помрачать, а осветлять мысли, так как гнездиться она должна в сердце и в рассудке человека, а не служить только забавой для внешних чувств, порождающих одну только страсть.

Любовь есть склонность находить удовольствие во благе, совершенстве, счастье другого человека.

Как вы думаете, важно ли проявлять свою любовь? Почему?

Ребята, как вы уже знаете, что семья создается на принципе любви, бывает ли такое, что семья построена не по любви к друг другу, например, из-за материального благополучия или определенных обстоятельствах? Может ли такая семья жить в гармонии и счастье? Почему?

Все верно! Ребята, скажите, пожалуйста, в какой момент зарождается семья? Как мы понимаем, что мужчина с женщиной или парень с девушкой влюблены в друг друга?

Молодцы, а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о любви и мы постараемся с вами понять, на сколько важно любить человека, для чего человек любит, что за чувства человек испытывает, как он это понимает и так далее

(Просмотр видеоролика «Любовь- это…»)

Ребята, что главное было сказано в данном фрагменте видеоролика? Понятно ли вам суть?

Ребята, как вы думаете, если человек любит, например, парень сильно влюблен в девушку, но боится ей об этом сказать, что будет? Смогут ли они быть вместе? Тогда что нужно делать в таких ситуациях?

Правильно, не боятся выражать свои чувства, научиться переходить барьеры, так как человек не знает, судьба ли свела его с этим человеком или нет.

Ребята, кто-нибудь из вас на данный момент влюблен? Что вы чувствуете испытываете, когда видите этого человека?

Это здорово.



Дети отвечают









Дети отвечают

























Дети отвечают











Дети отвечают















Дети отвечают




4. Первичное закрепление

И так, ребята, спасибо вам за ответы, наше занятие уже подходит к концу, мне бы хотелось узнать, часто ли вы говорите родителям, друзьям, знакомым слово «ЛЮБЛЮ»?

Легко ли у вас это получается?

Хорошо, из сегодняшнего урока, смогли ли вы для себя выделить основную мысль, что любовь, это фундамент практически всех чувств человека, что без любви счастья в семье не будет?

Давайте еще раз повторим, зачем человеку любить?

Молодцы, я рада, что вы осознаете на сколько важно любить.

Дети отвечают

5. Рефлексия

Ребята, до конца урока осталось совсем не много времени.

Ответе мне пожалуйста на несколько вопросов.

Какой момент урока был для вас самым интересным?

Пригодиться ли вам мое проведенное занятие в вашей жизни? Почему?

Спасибо вам за урок, за вашу откровенность, доверие и диалог. У меня на сегодня все, вы свободны!

Дети

отвечают

Список литературы

DOCPLAYER [Электронный ресурс] / План конспект урока светской этики. «Любовь основа жизни», Режим доступа: https://docplayer.ru/29268706-Plan-konspekt-uroka-svetskoy-etiki-lyubov-osnova-zhizni.html, дата обращения: 01.05.19

Международный образовательный портал [Электронный ресурс] / «Любовь как высшее человеческое чувство», Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/tema-lyubov-kak-vysshe-chelovecheskoe-chuvstvo.html, дата обращения: 01.05.19

Социальная сеть работников [Электронный ресурс] / "Семья и брак", Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/12/03/konspekt-uroka-dlya-7-klassa-po-obshchestvoznaniyu-semya, дата обращения: 01.05.19

Занятие №7

Тема: «Семья. Семейные традиции»

Цель: формировать ценностные представления у подростков о своей семье, семейных традициях

Задачи:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

развивать интерес к семейным традициям, праздникам;

формировать умение понимать важность и необходимость для каждого члена семьи уважения, согласия, мира в семье, счастья;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

воспитывать чувства любви к своей семье, определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых семейных отношений;

учить детей ценить мир, взаимопонимание в семье и уважать друг друга;

Тип учебного занятия: изучить и первично закрепить новые знания у обучающихся.

Методы обучения: словесный, беседа, письменный

Формы: учебное занятие

Оборудование: Проектор, компьютер, листочки

Этап учебного занятия

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный

Подготавливаем аудиторию, усаживаем детей.


2.Подготовительный

Здравствуйте, ребята.

Мы с вами уже говорили, о том, что такое семья, семейные обязанности. Сегодня мы поговорим о семейных традициях, как они создаются, какие бывают семейные традиции в России. (Слайд 1)




3. Усвоение новых знаний

Как вы думаете, что такое традиции вообще? (Ответы детей). (Слайд 2)

И так, традиции – это то, что сложилось и передается из поколения в поколение, это обычаи, взгляды, предметы, предания, легенды, секреты, правила и нормы поведения в быту, установленные предками

А, что такое семейные традиции? (Ответы детей). (Слайд3)

Семейные традиции —это то, что переходит в семье от одного поколения к другому, это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостней и интересней. Вы спросите, зачем они нужны? Традиции сближают семью, делают ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищенно. И в каждой семье они могут быть разные. Давайте же посмотрим, какие традиции существуют.

Традиции присущи каждой семье. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!», воскресные обеды всей семьей или коллективное изготовление елочных украшений -это тоже своего рода традиции. В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны.

Какие же семейные традиции существуют в российских семьях?

И так, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков.

Следующей, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо –судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива –это факт.

В России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии –драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

Ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

Еще одной важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени –отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

Следующей важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев. Так же в некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Во многих семьях есть традиция совместного проведения свободного времени.

Так же есть традиция проведения совместного отпуска.

Самая лучшая традиция–это отмечать дни рождения, когда за столом собираются все родственники, близкие друзья.

Отмечать совместные праздники–тоже традиция, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед). Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев.

Вместо привычных знаков приветствия дружная семейка может договориться и приветствовать друг друга «кодовым» словом, понятным только их семье. Например, «привет, принцесса!», «здорово, богатырь!» и это тоже станет традицией этой семьи.

Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней. Наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, близких, друзей.

Ребята, а давайте сейчас поговорим о ваших семьях и о ваших семейных традициях.







Дети отвечают






































4. Первичное закрепление

Скажите мне, по мимо тех, которые мне удалось перечислить, какие еще традиции присущи вашим семьям?

Здорово, вот видите, на сколько разнообразны традиции в семьях.

Ребята, а давайте сейчас свами не много поработаем, каждый из вас должен на листочках написать свои традиции, которые будете использовать в будущем, в своей семье. Нужно написать не менее пяти традиций, после чего мы с вами их зачтем и послушаем

Выполняют работу 3 мин.

Заканчиваем, давайте начнем с первой парты.

Ребята, вы большие молодцы, у всех очень интересные традиции, надеюсь в будущем вы сможете их реализовать.

Дети отвечают

5. Рефлексия

Так для чего же нужны традиции в семье? (Ответы детей: чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.)

Важны ли традиции для семей, чем?

Как видим, традиции –это интересно и здорово. Не пренебрегайте ими, ведь они сплачивают, помогают стать единым целым.

«Уважайте друг друга, проводите время вместе и будьте счастливы!» Спасибо за работу, все свободны!

Дети отвечают

Список литературы

Международный образовательный портал [Электронный ресурс] / «Семейные традиции», Режим доступа: https://docplayer.ru/58164780-Konspekt-zanyatiya-semeynye-tradicii-provela-vospitatel-chistyakova-o-v-g.html, дата обращения: 08.05.19

Социальная сеть работников [Электронный ресурс] / "Семья- ячейка общества". Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/11/04/konspekt-uroka-po-obshchestvoznaniyu-semya-yacheyka, дата обращения: 08.05.19













Занятие №8

Тема: Правила поведения в семье. Семейная ссора

Цель: раскрыть роль семьи в жизни человека; сделать совместные выводы о семейных отношениях

Задачи:

1. Раскрыть понятия «семья», выявить ее особенности. Помочь ребенку оценить свое место в семье;

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения;

4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

Ход занятия:

1. Вступление

В семейном кругу мы с вами

растем, Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.

1.1.Целеполагание

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье). А что такое - семья? - (…) 

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

1.2. Выявление понятия семья

- Слово — это рядом с каждым из нас. Семья – любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать. 

2. Основная часть

2.1.Беседа по теме урока

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

- А что для вас означает понятие Дом?

- Как сохранить тепло Дома?

- Какая семья считается счастливой?

- Требует ли жизнь в семье большого творчества?

- Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

- А как создать тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться?

2.2. Составление памятки хороших отношений в семье.

- Сейчас, мы с Вами попробуем составить памятку правильного поведения в семье.

- Как вы думаете, каковы же они, эти правила поведения?

ПАМЯТКА

Настоящий сын бережет покой родителей. 

Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.

Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

Не вступай в пререкания со взрослыми.

Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.

Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.

-  Подумайте, от вас зависят отношения в семье и отношение к вам. 

Старайся никого не обижать. Чтобы не случилось в вашей жизни, помните вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми. 

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже.

На этой сказочной земле.

- Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений.

- А когда строится Дом? – (…) Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.

- Так что же такое дом? – (…) Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...

А дом, заставленный добром – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

Чего не хватает в этом доме?

(Людей, близких, животных)

- Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. Не забудьте себя заселить в этот дом.

Приложение №1.

- Ваш класс – это тоже ваша семья, крепкая и дружная. В классной семье тоже должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь. Вместе вам предстоит не только учиться, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять … К концу обучения в школе, вы, практически, станете друг другу родственниками, вы будете знать всё друг о друге. 

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.  Е. Куменко

- Я желаю каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Дом, состоящий из добрых слов, хорошего настроения.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого

Вы в силах родным подарить

3. Заключительная часть

- Наш классный час подходит к концу, хотелось бы узнать, что поняли из классного часа?

- Что было интересно?

- Считаете ли вы полезным наш классный час?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Учитель: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!





Заключение

Из выше сказанного, можно сказать, что после реализации данного комплекса мероприятий подростки будут знать гендерные роли в семье, основные семейные ценности, уметь адекватно оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизнедеятельности семьи, конструктивно взаимодействовать с родителями, иметь представление o семье как социокультурной ценности, о культурных семейных традициях, проявлять интерес к семейным традициям и обычаям, начнут проявлять личностные качества (ответственность, внимательность, заботливость), появится заинтересованность в создании собственной крепкой и полноценной семьи в будущем.

Список используемой литературы

Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] / И. В. Вачков. - М.: Ось, 2014. - 538 с.

Гребенников, И. В. Основы семейной жизни [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / И. В. Гребнников. - М.: Просвещение, 2011. - 230 с

Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России[Текст]: монография. [Текст] / Е. И. Зритнева. – М.: Ставрополь, СКИПКРО, - 2015. - 301 с.)

Конюх-Синицина С. А. О ценностях и социальных ориентациях учащихся / С. А. Конюх-Синицина // Социально-педагогическая работа. - 2000.- №3. С. 6-10.

Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/urok-semja-i-semeinye-cenosti.html, свободный. – Загл. с экрана.

Метлякова, Л. А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования [Текст]: учеб. -метод. Пособие / Л. А. Метлякова. – М.: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - 2013. – 330 с.

Шугаев, И. В. Один раз на всю жизнь: Брак, семья, дети, беседы с подростками [Текст] / И. В. Шугаев, – М.:Педагогика. - 2015. – 77 с.






t1636018607an.gif

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»










Соковикова Анастасия Андреевна


СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК



Методическая разработка






























Иркутск, 2Прямоугольник 2 019Прямоугольник 1

56


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.