Семья и школа: эффективное взаимодействие с родителями – залог успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

0
0
Материал опубликован 13 November

Генералова С.Н., Герасимова К.А.

учителя ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»

г. Рязань, Россия


Семья и школа: эффективное взаимодействие с родителями – залог успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


В современном обществе вопрос взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится особенно актуальным. Это связано с необходимостью создания комфортной и поддерживающей среды, как для самих детей, так и для их семей. Для полноценного развития детей с серьезными нарушениями должны быть активно задействованы все его окружающие. Необходимость участия всех членов семьи обусловлено особыми трудностями формирования у него разнообразных форм контакта. Другая важная причина подключения родных – единство требований к обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Понимание потребностей родителей.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с множеством проблем, включая эмоциональные, социальные и финансовые трудности. Важно понимать, что каждый родитель уникален, и его потребности могут варьироваться в зависимости от многих факторов, таких как степень и тип ограничений, возраст ребенка, а также социально-экономический статус семьи.

Среди ключевых трудностей, с которыми сталкиваются семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, можно выделить:

- переживания членов семьи, связанные с особенностями ребенка и опасениями за его будущее;

- недопонимание со стороны родственников;

- стресс, вызванный необходимостью решать множество вопросов;

- уход одного из родителей из семьи;

- непринятие родителями диагноза своего ребенка.

Другой важный аспект заключается в медицинских проблемах:

- получение информации о диагнозе ребенка и возможных социальных сложностях;

- освоение практических навыков выполнения медицинских рекомендаций и коррекции речи;

- поиск дополнительных консультаций, возможные госпитализации, получение путевок в санаторий и другие ресурсы.

Адаптация детей с инвалидностью к социальной среде также представляет собой значительную проблему:

- сложности в социальной адаптации ребенка, формировании навыков самообслуживания и передвижения;

- необходимость создания условий для досуга и игрового общения;

- приобретение специального оборудования для улучшения бытовых навыков и двигательных функций.

В семьях с детьми-инвалидами уровень финансового обеспечения, как правило, ниже, чем в семьях с обычными детьми из-за невозможности многих матерей работать и дополнительных затрат на медицинские услуги и технику.

Эмоциональная поддержка

Одним из важнейших аспектов взаимодействия является предоставление эмоциональной поддержки. Родители могут испытать различные чувства, узнав, что с развитием или здоровьем ребенка не все в порядке.

Первая защитная реакция – отрицание. Это невозможно, это не могло произойти со мной! Диагноз неправильный, врачи тоже ошибаются. Проблема исчезнет – наверняка, она пройдет с возрастом. Отрицание – продолжительная фаза. В некоторых случаях она может длиться несколько лет. Также вполне возможно, что отрицание будет проявляться периодами.

Страх. Что дальше? Что ждет моего ребенка в будущем? Сможет ли он быть самостоятельным? Что с ним будет, когда я умру? Как отнесется ко мне общество? Будут ли люди меня осуждать?

Вина. В этом виновата я? Я делала что-то неправильно во время беременности? Плохо заботилась о ребенке?

Оставаясь наедине с собой, человек часто испытывает грусть. Вполне возможна самоизоляция. Я никого не хочу видеть!

Не исключено и ощущение беспомощности. Я не справляюсь! Я не могу помочь своему ребенку! [3]

Сильные эмоции возникают, когда человек осознает, что произошло. Отрицание может мгновенно перерасти в гнев – перечисленные чувства выплескиваются на близких и тех, кто пытается помочь. Эмоции могут быстро сменять друг друга – после сильных переживаний приходит апатия. Это смешение чувств усиливается огромным количеством информации о состоянии ребенка, которая часто противоречива. Если ребенку требуется постоянный уход, родители сталкиваются с недосыпанием, хронической усталостью. Забота о ребенке с особыми нуждами значительно усложняет выполнение других обязанностей – становится труднее работать, заниматься домашними делами и уделять внимание другим детям.

Период достижения стадии принятия у каждого родителя индивидуален. Иногда этот процесс занимает годы, но полностью смириться с особенностями ребенка крайне сложно. В ходе роста ребенка возникают новые трудности и испытания, и нередко кажется, что этот путь приходится проходить заново раз за разом.

Педагоги, психологи, дефектологи должны быть готовы выслушать родителей, предложить им поддержку и помощь в поиске ресурсов, которые могут облегчить их бремя.

Информирование и образование

Родители играют ключевую роль в поддержке и развитии своих детей, и их знания и навыки могут значительно повлиять на успехи ребенка. Сначала огромный поток информации может вводить в замешательство, но чем больше родители будут узнавать об особой потребности ребенка, тем лучше они смогут ему помогать. Овладевая знаниями, они приобретают уверенность в своих силах и действиях.

В работе с родителями необходимо обеспечить доступ к информации:

1. Информационные ресурсы: подбор актуальной информации о различных типах ОВЗ, методах коррекции и реабилитации.

2. Семинары и вебинары: Организация обучающих мероприятий, на которых специалисты делятся знаниями и опытом, отвечают на вопросы родителей и обсуждают актуальные темы.

С целью Обучения и развития навыков, необходимых для поддержки детей с ОВЗ, проводятся курсы и тренинги. Они включают в себя методы коррекции поведения, развитие социальных навыков и стратегии эмоциональной поддержки.

Организация практических семинаров, где родители получают опыт работы с детьми в различных ситуациях, учатся применять полученные знания на практике.

Предоставление возможности родителям индивидуальных консультаций от таких специалистов, как педагоги, психологи, логопеды и дефектологи. Это может помочь родителям получить рекомендации по работе конкретно с их детьми.

Создание групп поддержки для родителей, где они обмениваются опытом, делятся переживаниями и находят поддержку друг у друга.

Родителям важно получать регулярную обратную связь о прогрессе их детей в учебе и развитии, а также обсуждать возникающие проблемы.

Информирование о правах: обучение родителей их правам и возможностям, связанным с образованием и медицинским обслуживанием детей с ОВЗ, чтобы они могли эффективно защищать интересы своих детей. Это может включать информацию о специальных образовательных программах, медицинских услугах и реабилитационных центрах.

Индивидуальный подход

Работа с семьями, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), требует особого внимания, понимания и индивидуального подхода. Эффективная поддержка таких семей основывается на глубоком понимании их специфики и готовности адаптировать методы работы в зависимости от обстоятельств.

Доктор психологических наук Ткачева В.В. выделяет три психологических типа родителей как варианты акцентуаций, возникших в результате длительной психотравмирующей ситуации: авторитарный, невротичный, психосоматичный.

Портрет родителя авторитарного типа. Данная категория родителей отличается активной жизненной позицией и стремлением следовать своим собственным убеждениям, игнорируя советы окружающих. К ним можно отнести две группы. Первая группа, узнав о недостатках своего ребенка, может оставить его в роддоме. Вторая, более распространенная группа, проявляет настойчивость в поиске решений для себя и своего ребенка. Эти родители, принявшие наличие дефекта, стремятся преодолевать возникшие трудности и улучшать жизнь своего ребенка. Они активно ищут лучшего врача, лучшую больницу, лучшие методы лечения и лучших педагогов. Им свойственна уверенность в том, что возможно чудо. Отрицательные свойства данной категории родителей заключаются в трудностях контроля за вспышками агрессии и раздражительности, недостаточном самоконтроле, склонности к конфликтам и противостоянию в семье, а также проявлении демонстративного неприятия общественных норм и правил.

Портрет родителя невротичного типа. Эти родители характеризуются пассивностью и безнадежностью в отношении ситуации, считая: «Как есть, так и будет». У них отсутствует способность принимать проблемы ребенка, что ухудшает их эмоциональное состояние. В процессе воспитания им трудно добиться послушания. Чаще всего в их характерах преобладают тревожные и истерические черты, что приводит к избеганию сложностей и различным беспокойствам, которые могут передаваться ребенку.

Портрет родителя психосоматичного типа. Это самая большая группа среди родителей. У этих людей можно заметить черты как авторитарных, так и невротичных родителей. Некоторые склонны к доминированию, как авторитарные родители, но их эмоциональные реакции остаются внутренними. Их поведение обычно корректно и сдержано, а проблемы детей зачастую скрываются от окружающих. Они сосредоточены на помощи своим детям, изнуряя себя в этом стремлении. Эмоции, возникающие из-за ситуации, переживаются ими внутренне, в отличие от первых двух типов, у которых они проявляются в слезах, агрессии или скандалах.[2]

Социальная интеграция

Период социальной адаптации является довольно сложным этапом, как для ребенка, так и для его семьи. Ребенок, испытывающий значительные трудности в общении и организации своего поведения, не может сразу стать частью детского коллектива. При отсутствии положительного опыта общения он не сможет развить необходимые навыки взаимодействия и учитывать желания других. Крайне важно, чтобы близкие и сотрудники образовательного учреждения работали в команде. Нужно осознавать, что ребенок должен адаптироваться постепенно, и к этому серьезному изменению его надо готовить заранее. Сначала ребенку следует находиться в учреждении ограниченное время, которое нужно постепенно увеличивать. Также важно продолжать контролировать длительность пребывания в учреждении, чтобы избежать утомления и эмоционального напряжения. Регулярные посещения и соблюдение режима помогут формированию привычного поведения, а единые требования дадут ребенку ощущение стабильности и комфорта. [1]

Специалисты должны работать над тем, чтобы создавать условия для взаимодействия детей с их сверстниками, а также организовывать мероприятия, которые способствуют формированию дружеских отношений.

Таким образом, работа с родителями детей с ОВЗ — это многогранный процесс, требующий терпения, понимания и профессионализма. Создание партнерских отношений между родителями и специалистами, а также предоставление необходимой информации и поддержки, могут значительно облегчить жизнь детей и всех членов семьи. Педагоги и специалисты должны активно взаимодействовать с родителями, чтобы лучше понимать потребности и особенности их детей. Это взаимодействие не только способствует более эффективному образовательному процессу, но и создает доверительные отношения между семьями и образовательными учреждениями. Общение с родителями позволяет обмениваться опытом, обсуждать достижения и трудности, а также разрабатывать совместные стратегии поддержки. Родители, в свою очередь, могут делиться ценными наблюдениями о своих детях, что помогает педагогам адаптировать подход к обучению и развитию. Эффективное сотрудничество основывается на уважении и взаимопонимании. Важно помнить, что каждый шаг навстречу родителям — это шаг к созданию более инклюзивного и поддерживающего общества для всех.


Литература:

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием

(ранний возраст)». – М.: Теревинф, 2007, 112 с.

2. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. (Специальная психология.)

3. Хабихт А., Каск Х. Путь рядом с особым ребенком. Справочник для родственников детей и молодежи с недостатками здоровья и особыми потребностями. Перевод с эстонского языка. - Таллин. Эстонская палата людей с ограниченными возможностями, 2017, 144 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации