Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

5
0
Материал опубликован 3 June 2020

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными

 возможностями здоровья.


Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.

Центральным моментом трансформации является психологизация системы образования, а именно адаптация практики дошкольного образования к тем специфическим особенностям дошкольного возраста, которые определяют ее уникальный вклад в общий цикл психического развития. Многие родители не знают о закономерностях умственного развития детей и часто дезориентированы состоянием развития своего ребенка, детские диагнозы пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, задачи привлечения семей в специальное образовательное пространство, в том числе родителей в коррекционно-педагогическом процессе, стали особенно актуальными.

Анализ методологических разработок по этой теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации взаимоотношений между родителями и детьми в семьях с ребенком с особыми потребностями особенно актуальна сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что не только и не столько дети, сколько их родители нуждаются в помощи по психологическому благополучию.

Совместная работа специалистов БОУ ЧНОШ №3 (педагог - логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог) по реализации образовательной программы обеспечивает психологическую и педагогическую поддержку семьи на всех этапах. Дошкольники заставляют родителей по-настоящему участвовать в образовательных процессах.

После постановки цели - разработка эффективной модели психологической поддержки дошкольников, способствующей сохранению и укреплению психического здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок-родитель-учитель».

В своей практической работе они определили области психолого-педагогической поддержки дошкольников с особыми потребностями:

1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

2. Развитие дружеских отношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

3. Коррекция эмоциональных затруднений у детей (беспокойство, страхи, агрессия, низкая самооценка).

4. Научите детей выражать эмоции, выразительные движения.

5. Расширить знания дошкольных педагогов о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Формирование у родителей способности реагировать на различные эмоциональные проявления детей в практических игровых тренингах.

Мы используем активные способы и методы работы с родителями:

• общение и собрания родительских групп;

• консультации;

• занятия с участием родителей;

• совместная подготовка и проведение утренника;

• выставка детских работ;

• беседы с детьми и родителями;

• мастерская;

• запуск родительско-дочерних групп.

• Эта форма работы, например, управление группами родителей и детей, стала самой популярной и эффективной.

Программа предусматривает несколько этапов работы:

• выявление семей, нуждающихся в особой поддержке;

• проведение серии занятий с использованием авторских игр с детьми и родителями;

• анализ эффективности действий, предпринятых с использованием ряда методик.

После завершения программы были получены следующие результаты:

• дети стали более независимыми, смелыми, активными, счастливыми, менее эмоционально восприимчивыми и не боясь новых действий;

• повышенная самооценка, чувство уверенности в себе;

• для родителей - более активное участие в жизни группы, участие в детских праздниках, участие в семейных клубах, в различных творческих конкурсах с детьми.

Кроме того, наш детский сад ищет новые способы работы с родителями. Одним из таких способов была кампания "Flor - Sete Cores". Цель акции: привлечь внимание учителей и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд учителя и родители учатся реализовывать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Нам пришла идея акции в книге Е. Лютовой, Г. Б. Мониной «Советы взрослым: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутистическими детьми».

В гардеробе детской кабины был отремонтирован вырезанный из картона «Цветок - семь цветов». На лепестках, соответствующих дням недели - информация о результатах ребенка, которым он гордится. "Зачем его хвалить? Он ничего не знает, «родители смущаются, когда им объясняют, они правят действием. Он всегда доходит до них, занят, занят, что достижение не обязательно является победой на Олимпиаде. Это первая кнопка с кнопками, снятые игрушки друг за другом и многое другое, что так важно для ребенка.

Другой формой работы с родителями была музыкально-литературная ярмарка, целью которой было развитие музыкальной и художественной деятельности, обогащение музыкальных впечатлений и развитие литературной речи.

Учителя, музыкальный руководитель и родители принимают активное участие в подготовке этого мероприятия.

Одной из продуктивных форм обучения взрослых является совместная психологическая подготовка учителей и родителей. У взрослых он развивает чуткое слушание, что важно для сотрудничества и совместного творчества.

Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, сотрудничество со специалистами детского сада, включенными в систему поддержки, расширяет их навыки, вселяет уверенность в свои способности, помогает понять способности своего ребенка и компенсаторные способности и активно участвует в процессе образование и воспитание. На базе нашего ДОУ существует Центр поддержки игр для детей, которых посещают родители и дети с диагнозом церебральный паралич. Для них организованы специализированные консультации, игры в сухом бассейне с мягкими модулями, а также различные виды гимнастики со специальными тренажерами.

В результате, сопровождение ребенка-инвалида к интегрированной системе ребенок-родитель-учитель помогает поддерживать и эффективно обучать психическому здоровью ребенка, что, в свою очередь, является сегодня не только модной тенденцией, но и заботой о безопасности каждого растущего человека, безопасность завтрашней нации.


Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей.- 2-е изд.- М., 1993.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб., 2006.
  3. Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1.- М., 2005.
  4. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы.- М.,2007.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации