Статья «Значение семьи для ребёнка с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья»
Значение семьи для ребенка с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья
Байназарова Ю.Т., преподаватель информатики
ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий
Во все времена семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности. Особенно важно чувствовать поддержку семьи для ребенка с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья, личность которых еще только формируется. Но как в знаменитой поговорке «У медали две стороны», семья может воздействовать на них как положительно, так и отрицательно. С одной стороны, семья - это самые близкие на свете люди, которые принимают его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Семья - это то место, где можно найти ответ на все вопросы, выход из любой возникшей ситуации, почувствовать поддержку и понимание себя. Но с другой стороны, та же семья может привести к формированию негативных качеств, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Задача же семьи второго варианта не допустить.
В среде семьи ребенок с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья приобретает разнообразные навыки поведения, представления о себе и о других. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к состоянию ребенка, к его проблемам и трудностям - это важные моменты реабилитации растущей личности.
Присутствие в семье ребенка с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья создает в ней совершенно особую обстановку, которая создается самими родителями. От этого зависят, какие чувства будут у него формироваться. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Ребенок с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья отличается повышенной впечатлительностью: быстро реагирует на тон голоса, замечает малейшее изменение в настроении родных, крайне болезненно относится на их слезы. Поэтому необходима, прежде всего, спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, переживания по этому поводу, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы. Иначе неумение осмысленно переживать свои эмоциональные состояния может привести к тяжелым последствиям в виде эмоциональной разобщенности, утраты внутреннего контакта с детьми, не понимания их личной жизни и внутренних проблем.
Особую роль для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как безответственность, злобность, эгоизм, играет воспитание у ребенка активности, нужности. Дома у него должны быть какие-то обязанности: помочь убрать со стола, вытереть пыль, полить цветы и т.д. В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах. В ходе любой деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его интеллект.
Также необходимо, чтобы ребенок с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья будет представлять оценку о себе и о своей болезни. В зависимости от отношения и поведения родителей он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять свое место под солнцем, или, наоборот, как человека, который достигнет определенных успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо увидеть и развивать. Ни в коем случае они не должны его стыдиться. Тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество, а будет с удовольствием выполнять работу и радоваться тому, чего достиг. Это даст ему силу, возможности вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными переживаниями полноценную жизнь.
Список литературы:
Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 346-349. — URL https://moluch.ru/archive/56/7711/ (дата обращения: 17.01.2018).
Сайдахметова Г.Т. Психолого-педагогические особенности учащихся с ограниченными возможностями URL https://infourok.ru/doklad-na-temu-psihologopedagogicheskie-osobennosti-uchaschihsya-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-741007.html (дата обращения: 16.01.2018)
Анна
Юлия
Легоцкая Вера Сергеевна
Гапонова Оксана Владимировна