Интерактивные формы работы -– залог успешного взаимодействия с родителями

1
3
Материал опубликован 16 February 2022

«Интерактивные формы работы – залог успешного взаимодействия c родителями».

Педагогический коллектив Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 69» основной своей целью считает консолидацию ресурсов образовательной организации и семьи для развития и воспитания гармоничной личности ребенка.

Для достижения поставленной цели мы стремимся обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Для этого Учреждение использует разнообразные формы работы , через которые происходит трансформация родителя-зрителя, наблюдателя в родителя- активного участника, воспитательно-образовательного процесса, где приветствуется обмен мыслями, чувствами

С 2020 года детский сад входит в федеральную сетевую инновационную площадку «Института художественного образования и культурологии РАО» проекта «Раннее детство». Ежедневно более 200 семей приводят своих детей в наш детский сад, доверяя заботам педагогов самое ценное, что у них есть.

Начало длинного пути взаимодействия начинается с раннего возраста. И пусть у многих, это не первый малыш, но тем не менее, с каждым ребенком родитель открывает что- то новое и неизведанное в вопросах развития и воспитания.

Для родителей самых маленьких воспитанников процесс взаимодействия начинается с совместных занятий с мамой. Наблюдая за педагогом и повторяя его действия, родитель приобретает умения и навыки по взаимодействию с ребенком, учится игровому общению с сыном или дочкой, учится понимать интересы своего ребенка, осознают, что создавать условия дома для интересного и полезного времяпровождения не обязательно покупать дорогие игрушки, а можно использовать и подручные средства (шарики, камушки, картонные коробки, веревочки и многое другое). Проведение родительских практикумов позволяет взрослым окунуться в мир детства, заново пережить чувства и эмоции

ранний возраст – это время чудес и неожиданных открытий, и характерной особенностью этого периода жизни является высокая познавательная активность, развитие инициативных предметных действий. Каждый предмет обладает для ребенка огромной притягательной силой. Ребенок активно познает не только разнообразные предметы, но и их основные свойства – форму, цвет, величину, фактуру, вес, назначение, способы использования и др. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения.

Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. каждому родителю мы обеспечиваем возможность знать и видеть как живет и развивается ребенок. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь

В своей работе мы преимущественно используем мастер-класс, практикумы, семинары, гостиные, выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями, совместные проекты, тренинги, ролевые игры.

Отличительной особенностью встреч с психологом и логопедом по повышению педагогической компетентности родителей можно считать присутствие детей, которые были включены в общие игры, упражнения. То есть, родители получили не только теоретические знания, но и отработали их на практике со своими и другими детьми, учились проявлять положительные эмоции, говорить ребенку добрые слова.

Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель постоянные участники образовательного процесса, но родители одного из них видят только на утренниках, а деятельность другого - практически им не известна. Показ приемов взаимодействия специалистов с детьми разного возраста осуществлялся при подготовке и проведении совместных мероприятий. Забавно было наблюдать, как одна творческая группа родителей репетирует роли для спектаклей и утренников, другая - помогает изготавливать декорации и костюмы. А сколько эмоций у детей, когда они узнают своих мам и пап, бабушек и дедушек! Это и гордость, и чувство единения. В дальнейшем дети выходили со спектаклем, в подготовке которого активное участие принимали родители на садовые и городские конкурсы.

Посмотрев открытое занятие по физической культуре и познакомившись с программы «Разговор о правильном питании», которую начали реализовывать в Учреждении, у родителей возникла идея создать копилку «здоровых рецептов», где бы они смогли обмениваться своими находками. В дальнейшем родители для детей провели мастер-класс по приготовлению «Витаминного салатика». А инструктор по ФИЗО организовала родителей на проведение спортивной занятий «Школа мяча». Где родители совместно с детьми выполняли разные комплексы упражнений с использованием фитболов, скакалок, обручей.

Большой популярностью у детей и родителей пользуется мастер-класс от мамы или папы, где они рассказывает о своей профессии или увлечении. Дети познакомились с профессиями оператора по переработке нефти, швеи, кассира, пекаря, парикмахера.

Другие родители с удовольствием рассказали и показали свои увлечения: мыловарение, вязание и многое другое. Кроме того, работа показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду на подобных мероприятиях переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему".    

В 2020 году мы впервые столкнулись с понятием самоизоляция. Родителям было непросто обойтись без детского сада, самостоятельно занимая и развивая своего малыша. Поэтому педагоги пришли на помощь, записывая ролики занятий, игр, которые родители могли повторить дома вместе с детьми (рисовали солью, цветной манкой, зубной пастой, делали сухие аппликации, проводили опыты, изготавливали шоколад, флешмобы «Мы с тобою так похожи», где родители выслали фото ребенка и себя в раннем возрасте и воспитатели себя и своих детей, «Танцуй с нами», «передай движение»)

Все задания размещали на сайте сада В нашем случае инициатива шла от нас, педагогов, мы показывали и обучали родителей как преподнести малышу нужную информацию, как сделать это в игровой форме, легко и понятно, ввести родителей в образовательный процесс. А то, что это работает-служат фото и видео записи высланные нам от родителей В это непростое время записывали видео для будущих наших воспитанников, сделали виртуальную экскурсию для родителей по группе куда они приведут малышей.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы по повышению педагогической компетентности родителей, свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;

стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;  

совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от нас, педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

t1645032756aa.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интерактивные формы взаимодействия - хорошо, но лучше" живое " общение! Согласны? Пусть быстрее от нас уйдёт самоизоляция

16 February 2022

Да! Да! Да-да-да! Да-да-да-да! Да-да!

17 February 2022