12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гущина Елена Владимировна76
Россия, Пензенская обл., Пенза


Семья и школа: конструктивный диалог

и продуктивное сотрудничество


Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

                                                                                        А. С.    Макаренко


 Кто должен воспитывать ребёнка: семья или школа? Очевидно, что успех формирования личности определяется оптимальным соотношением семейного и общественного воспитания, зависит от взаимодействия семьи и школы, от гармонии в этом союзе.

  Контакт между классным руководителем и родителями возможен тогда, когда и те, и другие осознают, что у них общая цель- хорошее воспитание и образование детей, и эту цель можно достичь только общими усилиями.

  Основным средством установления контакта с родителями для классного руководителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания и умения.

   Необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия с родителями обучающихся:

1. Все знания о семье должны быть обращены на утверждение добра, на помощь родителям в воспитании детей.

2. Действия классного руководителя и мероприятия, проводимые им, должны быть направлены на укрепление и повышение авторитета родителей.

3. Необходимы жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, ориентация на успешное развитие личности.

5. Недопустимо использование в общении с родителями нравоучений, приказов, проповедей, т.е. таких форм общения, которые, несомненно, вызывают у них внутренний протест.

Критерии полноценного взаимодействия «Семья- школа»:

  • доброжелательность;
  • такт;
  • уважение;
  • доверие.

  Чтобы правильно организовать совместную деятельность с родителями, классному руководителю необходимо вести работу по изучению семей обучающихся. Здесь эффективны следующие методы:

1) индивидуальная беседа;

2) наблюдение;

3) анкетирование («Знакомство с родителями», «Здоровье Вашего ребёнка», «Способности Вашего ребёнка», «Увлечения Вашего ребёнка», «Перспективы обучения и воспитания ребёнка», «Поощрение и наказание», и т.д.);

4) тестирование («Я и мой ребёнок», «Стиль семейного воспитания», «Мера заботы о ребёнке», «Понимаю ли я своего ребёнка?», «Лидер, ведущий или ведомый?» и т.д.);

5) написание родителями сочинений- размышлений («Мой ребёнок», «Радости нашего дома», «Увлечения семьи», «Семейные традиции», «Законы жизни семьи», «Быть матерью (отцом) это…» и т.д.);

6) методики «Незаконченные предложения», «Комментирование картинок», «Завершение рассказа» и т.д. ;

7) изучение материалов детского творчества: рисунков, сочинений («Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Как я провёл лето» и т.д.);

8) посещение семьи (по приглашению) и др.

 Сотрудничество классного руководителя с родителями организуется по трём направлениям, каждое из которых можно представить как систему форм и видов деятельности:

Направления работы

Формы и виды деятельности

Психолого- педагогическое просвещение


Индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, деловые игры, конференции, «круглые столы», лекции (мини- лекции), тренинги, оформление стендов, предоставление родителям печатных и электронных материалов по теме и т.д.

Включение родителей в учебно- воспитательный процесс


Привлечение к проведению праздников, КВНов, конкурсов, информационных часов, совместные экскурсии, культпоходы, «дни открытых дверей», «творческие мастерские», встречи с интересными людьми, совместная трудовая деятельность, совместная организация каникулярного отдыха детей, родительское общественное патрулирование и т.д.

Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом


Деятельность классного родительского комитета, участие родителей класса в работе общешкольного родительского комитета, участие родителей класса в работе Совета школы.

    В работе с родителями целесообразно использование интерактивных форм общения и взаимодействия (мобильных мессенджеров Viber, WhatsApp, электронной почты, социальных сетей Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и др.), которые позволяют быстро проводить опросы, обмениваться документами и информацией в различных форматах.

  Круг вопросов и проблем, которые предстоит изучить, решить, классному руководителю необходимо определять совместно с родителями.

  При проведении классных и школьных мероприятий нужно стараться вовлекать родителей в организационный и творческий процессы, чтобы они были не просто зрителями, а активными помощниками и участниками (помогали в оформлении кабинета, подборе материала, изготовлении декораций, костюмов, постановке номеров художественной самодеятельности, сами вместе с детьми выступали на концертах, участвовали в театрализованных представлениях, были членами жюри конкурсов и т.д.)

  Школа должна быть открыта для диалога с семьёй обучающегося. Каждый родитель должен иметь возможность высказать свои предложения, пожелания, претензии, задать вопросы, которые его волнуют.

   Семья и школа должны не перекладывать ответственность по воспитанию детей друг на друга, а должны разделять её. Школа как общественный институт призвана поднимать воспитательный потенциал и авторитет семьи с помощью установления конструктивного диалога с родителями обучающихся и организации с ними продуктивного взаимодействия.


Литература

1. Амонашвили Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса.- Мн.: Университетское, 1990.

2. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника.- М.: Знание, 1988.

3. Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника.- Ростов- на- Дону: Феникс, 2008

3. Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа.- 2000.- № 5.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.