Взаимодействие семьи и школы

        В последние годы всё больше внимания уделяется вопросам взаимодействия семьи и школы. И это не случайно!

        В современных социально-экономических условиях семья и школа являются основными институтами социализации школьников. Но нельзя не учитывать, что семья – постоянно меняющаяся система. Изменения социально-экономических условий влекут за собой изменения семьи как педагогической системы. Меняются ценности семьисоциокультурная среда, меняются родители и виды семейных отношений, роли и функциональная зависимость супругов; меняются дети…

        Современный учитель не может не учитывать всю совокупность фактов, оказывающих влияние на семью как педагогическую систему и с учетом этих влияний он должен строить свою воспитательную работу.

        Поиск новых форм и подходов в работе с родителями всегда является актуальным и наиболее трудным в решении воспитательных задач. Основная же цель всех форм и видов взаимодействия с семьей остается неизменной – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться с друг другом своими проблемами и совместно их решать.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, );

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания;

● Общеклассные и общешкольные конференции;

● Индивидуальные консультации педагога;

● Посещения на дому.

● Дискуссии;

● Психологические разминки;

● Круглые столы.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

 Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

 Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц, старшекурсниц).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

      Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.

 Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

 Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1)      Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. 

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. 

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы ─ одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

 Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов ─ это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. В общеобразовательных школах ─ единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, ─ сложились свои формы сотрудничества с семьей, особые формы деятельности.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы, смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания и отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья ─ эрудит», «Папа, мама и я ─ читающая семья», «Эстафета семейных традиций», «Семейные увлечения», «Фамильная драгоценность»,  «Наша домашняя библиотека» и др.; конкурсы сочинений, рисунков, фотографий «Расскажу о своей семье», «Мир глазами семьи», «Моя семья, мой дом, моя Родина»; конкурс на самую обширную родословную;  и др.

Формы трудовой деятельности: работа по оформлению кабинетов, благоустройству и озеленению школьного двора, посадке аллей, созданию классной библиотеки;

Формы досуга: подготовка и проведение совместных праздников, концертов, спектаклей, просмотров и обсуждений фильмов, спектаклей, соревнований конкурсов, КВНов, туристских походов, экскурсионных поездок. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: «День семьи», «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Семья года», «Образцовая семья», «Сильному роду нет переводу», «Туристская семья», «Самый сильный папа», «Интернациональная семья», «Семейная спартакиада» и др.; конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

В целом эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Школа и семья  - два института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимодействие семьи и школы предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающую в активную помощь, направленную на обеспечение главной цели – воспитание всесторонне развитой, активной личности школьника. Взаимосвязь семьи и школы в интересах личности ребенка – это процесс, длиною в школьную жизнь. Может быть, когда-нибудь, возникнет триада – родители - дети – педагог. Мы обречены на поражение, если семья не станет нашим союзником в воспитании нашего будущего – детей.

Я, как мама и учитель, желаю всем ученикам понимающих учителей, а родителям учителей – соратников! Потому как, только вместе, только сообща, мы сумеем воспитать поколение неравнодушных людей.

 

Комментарии

Уникальность данной работы 0%. Полностью скопирована. Посмотрите по ссылке. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/10/13/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly

25 February 2018

Оригинальность работы 0, 7 %. Какую оценку будем ставить автору!

1 March 2018

Заимствовано)

8 March 2018