Статья «Взаимодействие семьи и школы»
Преподавание предмета «Основы православной культуры в общеобразовательной школе как фактор формирования национального самосознания»
Название работы: «Зачем творить добро?»
Кропотка Мария Степановна,
учитель начальных классов, г. Мирный
МАОУ «СОШ №8 с углубленным изучением предметов технологического профиля»,
Макартычан Ирина Викторовна,
учитель музыки, г. Мирный,
МБОУ «Политехнический лицей»
Добро творить спеши, мой друг и для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо, добро твое им будет чудом.
Добро, как божья благодать, спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души, дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать, добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить, добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет, зло сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари, за все добром благодари.
Национальное самосознание – это познание нацией своей собственной сущности, система ее представлений о самой себе.
Задача педагогов видится сегодня в том, чтобы в сознании учеников построить новую шкалу приоритетов, среди которых должен быть национальный историко-культурный комплекс. Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык...
То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.
При этом особое внимание во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта. В чем же заключается сила народных традиций? Ответ прост - в добром, гуманном, человеколюбивом отношении к окружающим. В таком предмете как «Основы православной культуры» предлагают учащимся поразмышлять над вопросом: «Зачем творить добро?»
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности. Слушая музыку,
человек познает себя, и познает, прежде всего,
что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным».
В. А. Сухомлинский.
Добро - это понятие нравственности, противоположное понятия зла, означающее намеренное бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, помощи ближнему, а так же незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.
Национальное самосознание – это познание нацией своей собственной сущности, система ее представлений о самой себе.
В современных условиях национальные проблемы выдвинулись в число важнейших. Обостренное внимание к ним обусловлено не только эволюцией общества в целом, но и эволюцией самих наций, народностей, бурным развитием их самосознания.
Одним из устойчивых элементов структуры национального самосознания является осознание человеком своего этногенеза. Причем принадлежность к определенному этносу по своему содержанию объективна и существует со дня рождения человека, что позволяет, отвечая на вопрос о национальности, обращаться к своему этническому, национальному происхождению. Осознанная и закрепленная в чувствах мысль о принадлежности к данному этносу сопровождает человека всю его жизнь. Остальные структурные элементы национального самосознания – любовь к своему родному краю, истории, культуре своего народа, его героям, почитание национальных традиций, обычаев, обрядов, приверженность к родному языку – могут изменяться и трансформироваться.
Мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что без любви к матери и отцу, бабушке и дедушке, к музыке, песне, сказке, культуре, отечественной истории невозможно организовать полноценное воспитание школьников. Опыт убеждает, что недооценка указанных факторов воспитания привела к тому, что среди подростков стали проявляться историческое беспамятство, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания, распутство и т.д.
Следует признать тот факт, что школа страдает от дефицита знаний о человеке, народе, нации. На это еще указывал В. Сухомлинский, который был глубоко убежден, что знания о человеке, его самобытном и неповторимом внутреннем мире, культурно-региональных и национальных особенностях учащихся должны восприниматься в историческом аспекте. Это одно из условий формирования у молодежи исторической памяти – целостной научной картины мира, без которой не может быть полноценного человека. Исходя из народного понимания сущности воспитания, Сухомлинский считал, что школа должна воссоздать в каждом поколении родной народ: его философию, широкий и оригинальный взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, тесные духовные связи с другими народами. Он так организовал учебно-воспитательный процесс, что его ученики, познавая жизнь народа в прошлом и настоящем, принимали непосредственное участие в продолжение народных культурно-исторических традиций и обычаев.
Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце и луна, дует ветер и идёт дождь. Основа основ нашей жизни на земле - научиться бескорыстно любить и принимать всех без исключения такими, какие есть.
Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта. В чем же заключается сила народных традиций? Ответ прост - в добром, гуманном, человеколюбивом отношении к окружающим.
Надо отметить, что изучение курса «Основы православной культуры» способствует развитию у школьников представления о нравственных ценностях, составляющих основу традиций многонациональной культуры России. Например, при изучении темы «Зачем творить добро?» мы учимся не быть эгоистичными, всегда помогать окружающим. На уроке мы говорим, что люди должны быть добрыми и справедливыми, правдивыми и любящими, должны почитать и уважать близких, сострадать немощным, помогать другим и значит - помощь себе. Формированию нравственных ценностей способствует работа с библейскими сказаниями, житиями христианских святых, притчами и легендами. Например, сказание о Преподобном Герасиме и льве. Сначала ребята с интересом слушают это сказание, потом вместе размышляем: «Возможно ли такое? Почему?». И приходим к выводу, что даже животные чувствуют добрую душу и такое отношение человека и зверя возможно только благодаря добру. Я считаю, что цель урока выполнена, когда ученики приходят к выводу: «И я так могу». Могу быть добрее, заботливее, старательнее... На примере учащихся 4-ых классов, в этом учебном году из 54 родителей, 13 - выбрали модуль «Основы православной культуры» из 6 предложенных тем для нравственного развития своих детей. Можно сказать, что этот курс оказал благоприятное воздействие на ребят. Они стали более внимательны друг к другу, уважительно относятся ко всем вокруг.
А на уроках предмета «Музыка» закрепляются всесторонне развитые творческие и интеллектуальные качества личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности.
В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с народными традициями находятся и наши традиционные школьные праздники. Приобщение детей к ним дает возможность на практике познать его культурно-традиционный опыт. Принимая активное участие в праздниках, дети создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений друг к другу, тем самым ребенок, готовясь к взрослой жизни, с самого детства любит свою Родину, знает свои традиции и культуру.
Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом, поэтому наша задача - передавать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, среде.
Таким образом, данный вопрос «Зачем творить добро?» раскрывается в системе воспитательной работы образовательного учреждения, в качестве тематики внеклассных мероприятий, классных часов, лекториев для родителей и учащихся с целью духовно-нравственного просвещения и воспитания.