Урок чтения во 2 классе «Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек"»
Класс: 2 «Г»
Учитель: Яна Владимировна Адмухамедова
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
Цель урока: создание условий для осознания детей, что семья - это самое ценное для человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.
Задачи: знакомство учащихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Задачи деятельности учителя: на примере произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» познакомить детей с понятием «Семья», «Семейная традиция». Продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека, любви и заботы родственникам.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление кластер, составление синквейна, поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».
Планируемые результаты:
Предметные:
высказывать своё мнение о прочитанном
определять главную мысль текста
соотносить содержание произведения с пословицами
осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы
уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям
отвечать на вопросы по содержанию
Личностные:
уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку
выражать свои эмоции посредством выразительного чтения
ориентироваться в нравственном содержании
выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости
проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям
эмоционально воспринимать художественное произведения и поступки литературных героев оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.
Метапредметные:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
принимать и сохранять учебную задачу
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.
Регулятивные УУД
уметь слушать и понимать речь других
оформлять свои мысли в устной форме
работать в паре, в группе
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности
проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.
Коммуникативные УУД
уметь ориентироваться в своей системе знаний
осуществлять анализ содержания
находить ответы на вопросы в тексте
составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи
читать произведение, отражая его настроение
Этап урока |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1. Самоопределение. |
1.Общая готовность детей к уроку. |
1. Проверка готовности.
|
1.Самоконтроль готовности. |
2. Актуализация знаний.
3. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достижению цели). |
1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
|
Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
А вот зачем мы создали этот кластер, вы мне скажите в конце урока. |
Умение работать самостоятельно в группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария. Принятие целей урока, готовность слушать и обсуждать. |
|
2. Первичное знакомство с содержанием. |
Настраивает внимание детей для прослушивания рассказа. Организует прогнозирование настроения произведения по иллюстрации. |
Подготавливаются к знакомству с рассказом, высказывают предположения о характере, настроении произведения.
– Грустное
|
|
|
Организует работу по высказыванию учащимися своего мнения по результатам первичного знакомства с текстом. |
Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями о тексте, о настроении и характере рассказа, о семье, описанной в тексте.
– Потому что закончился он хорошо. |
|
3. Словарная работа. |
Организует словарную работу. |
Выполняют работу с толковым словарём, для объяснения смысла незнакомых слов. |
|
4. Вторичное знакомство с произведением |
Организует вторичное знакомство с текстом. |
Читают произведение и выявляют моменты, непонятные для себя. |
|
Концептуальная беседа по тексту |
Организует фронтальную работу для нахождения ответов на вопросы в тексте (выборочное чтение). |
Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста.
|
|
|
Подводит детей к нахождению поучения в рассказе. |
Читают пословицу, высказываются о её соответствии главной мысли рассказа – Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. |
4. Подведение итога. |
|
– Итак, с каким произведением мы познакомились? |
– С рассказом Л. Н. Толстого «Старый - дед –внучек» Узнать, чему учит это произведение. и– Да…. |
|
|
Подводит детей к выводу о морали басни Толстого. |
С помощью учителя делают выводы о цели написания басен и о морали басни Толстого. |
|
Работа в группах по результатам усвоения темы урока. |
Организует работу в группах по составлению «Козины предложений» для организации более приятных условий жизни старшего поколения. |
Отвечают на вопросы учителя о членах семьи, о своём отношении к ним. |
5. Рефлексия |
|
– А теперь оцените свою работу на уроке. Принесла ли ваша деятельность на уроке пользу или радость. |
Оценивают свою работу с помощью сигналов – смайликов. |
6. Домашнее задание |
Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора). |
Творческое задание: в «ПОРТФОЛИО» написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию. |
Принимают к сведению и записывают задание |
Яюс Татьяна Юрьевна