Урок ОРКСЭ в 6 классе на тему «Семья — ячейка общества»
Семья – ячейка общества
Семьёй называют ячейкой общества. Действительно, наше общество складывается из многих-многих миллионов семейных коллективов, благополучное существование которых отражает благополучие всего общества. Историки часто оценивают уровень развития общества по состоянию семьи: семейным взаимоотношениям, достатку, отношение к старшему поколению и детям.
Для чего пара молодых людей хочет создать семью? Значительное число людей женится (или выходят замуж) по любви: они хотят жить вместе, иметь детей, воспитывать из них порядочных людей, дать им хорошее образование. Члены семьи хотят вместе проводить время, совместно заниматься домашним хозяйством, испытывать общие чувства и эмоции.
От родителей к детям от старшего поколения к внукам передаются семейные традиции и праздники, бережное отношение к истории своей семьи. Каждый понимает, что семья — это любовь, умение понять, простить, уберечь. Функции семьи бывают разные. Мы назовем основные пять функций:
1-я функция: эмоциональная. Для нее важны хорошие отношения между членами семьи, доброжелательная обстановка; атмосфера любви, уважения, понимания друг друга.
2-я функция: репродуктивная. То есть воспроизводящая потомство мире то есть воспроизводящая потомство - это рождение детей
3-я функция: воспитательная. Старшее поколение в семье обеспечивают обучение детей необходимому умениям, даёт им знания об окружающем мире, следит за умственным и нравственным развитием, приучает к труду.
4-я функция хозяйственно-бытовая. Организация домашнего хозяйства, семейного быта, коллективная уборка, ремонт, оформление дома (или квартиры). Совместное обсуждение того, на что нужно потратить зарплату, какие предметы нужно купить в первую очередь
5-я функция: досуговая. Семья вместе проводит свободное от работы и учёбы время, планируют воскресные дни праздники отпуске время каникул.
Государства и семья
Государство берёт на себя обязанность охранять семью, создавать условия, которые облегчает семье жизнь, воспитание детей, уход за больными стариками.
Познакомьтесь со статьей 38 Конституции Российской Федерации. В ней говорится:
1. Материнство и детство семья находится под защитой государства
2. Забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей
3. Трудоспособные дети достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Конечно, каждый родитель должен знать, какую конкретную помощь оказывает в семье государство. Приведём примеры. В соответствии с Семейным кодексом государство защищает права семьи и права каждого ребёнка:
-государство выплачивают денежные пособие по беременности и родам, при рождении ребёнка, на малолетних детей
- государство гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание;
-обеспечивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей;
-предоставляет льготы многодетным семьям;
-государственная программа «Дети России» уделяет особое внимание детям-сиротам и детям-инвалидам;
Проанализируйте притчу. Какие слова текста передают главную мысль автора?
Притча о семейном очаге
Из одного дома решила уйти Счастье. Трудно сказать почему, но решило.
-Но прежде, - сказало Счастье, - я исполню по одному желанию членов семьи, где я жила много лет.
Чего ты хочешь? спросило Счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у неё шубка норковой, - и получила хозяйка шубу. Спросила счастья у взрослой дочь хозяйки: чего ты хочешь?
И ответила та, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского. Спросило Счастье сына хозяйки:
А ты чего хочешь?
-Велосипед хочу, - ответил мальчик. Счастлив буду, если велосипед у меня будет. И получил велосипед.
И уже на пороге дома Счастье увидела хозяина и спросила его:
- А чего ты хочешь?
Хозяин подумал и сказал:
-Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходила тепло семейного очага.
И Счастье не ушло из этого дома, потому что счастье живёт только там, где горит семейный очаг!
Обсудим вместе. Рассмотрим иллюстрации, проанализируем информацию, представленную на схемах. Выскажите предположение: какие виды семьи есть в современном обществе? В ходе выполнения задания (обязательно!) ответим на следующие вопросы:
1.Сколько поколений в этой семье?
2. Какие семьи называют двухпоколенными?
3.Сколько детей в этой семье?
4.Какие семьи называют многодетными?
5.Из каких родственников состоит неполная семья?
Виды семей по составу:
двухпоколенная
неполная
трёхпоколенная.
Виды семей по числу детей:
Многодетная,
С одним-двумя детьми
Бездетная
Запиши в тетрадь ответы на следующие вопросы:
6.Сколько в твоей семье родственников?
7. Сколько детей в семье?
8. Есть ли в твоей семье 3-е поколение?
Читая текст о семейном детском доме, постарайся записать в тетрадь ответы на следующие вопросы:
9. Каждый ли сможет повторить подвиг супругов Сорокиных?
10.Почему их называют люди с золотыми сердцами?
Семейный детский дом что это такое?
Так случается в жизни, что дети по каким-то причине остаются без родителей и воспитываются в детском доме. Конечно, каждый ребёнок-сирота мечтает обрести семью. Чтобы сделать детство таких детей счастливыми, с 1988 года по инициативе Советского детского фонда стали организовываться семейные детские дома. Это приёмные семьи, в которых взрослые берут на воспитание ребятишек, оставшихся без попечения родителей. Государство помогает таким семьям материально. Но главное, дети-сироты попадают в обстановку любви и заботы и тепла. Приёмные родители не только кормят, одевают, заботятся о них, но и помогают получить достойное образование. В России много семейных пар. которые усыновляют или берут под опеку сирот.
Живёт в Ростовской области семья, которая воспитывает более 50 детей! Случай уникальный, потому что в семейном детском доме обычно не более 10 детей. Но супруги Сорокины просто не могли оставаться равнодушными в любых ситуациях, когда страдали дети. Они брали к себе больных детей, от которых отказались родители; спасали детей, у которых родители погибли во время землетрясения или автомобильной катастрофы и т.п.
Татьяна и Михаил Сорокина делали всё, чтобы ребятишки поправились, чтобы дом приёмных родителей стал для них родным и любимым. Сейчас у Сорокиных более 60 внуков, 4 правнука. Когда семья собирается вместе, то за стол садятся около 80 человек. Супруги Сорокина имеют награды за заслуги в деле воспитания детей-сирот: орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени и орден Почёта. Они удостоены многих премий, среди которых международная премия «Золотое сердце».
Несколько лет назад ушел из жизни глава семейства - Михаил Васильевич, но взрослые воспитанники не забывает приёмную семью, часто навещают и помогают приёмной матери. Более 10 детей до сих пор живут вместе с ней
Оцените описание членов семьи.
11. Какие характеристики относятся к отцу, а какие – к матери? Запишите в тетради свое объяснение.
- Обладает силой, мужественностью, мастер на все руки, любит дисциплину, спортивные тренировки, учит детей быть защитниками, брать на себя трудную работу, помогать старикам и младшим.
- Обладает нежностью, добротой, чуткостью; умеет прощать, откликается на беды других, всем старается помочь; ведёт хозяйство, поддерживает мир в семье, доставляет радость своей заботы и любовью
Проанализируйте схему. Приведите примеры для каждой роли в семье
Семейной роли бывает
супружеские
детские
межпоколенные
родительские
Посмотрите репродукцию картины Н.П. Петрова «Смотрины невесты». Запишите сюжет картины, ответив на следующие вопросы:
12.К какому событию готовятся в этой семье?
13. Как выглядит собравшиеся за столом?
14. Как встречают гостей?
15. Предположите, что будет происходить дальше?
Подведение итогов урока
Семья — это ячейка общества, небольшая группа людей, которые выполняют важные для общества функции:
-ведёт хозяйство
-продолжает человеческий род
-воспитывает детей
- устанавливает правильное отношение между членами семьи.
Государство создаёт условия для того, чтобы семья могла успешно пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности.
Семьи бывают разные, в том числе и приёмные. В нашей стране более 180 тыс. приёмных родителей. Они берут на воспитание детей, чтобы те перестали быть сиротами.