Сенсомоторное развитие детей младшего и раннего дошкольного возраста
Сенсомоторное развитие детей младшего и раннего дошкольного возраста
Важной частью сенсомоторного развития младшего дошкольника является формирование сенсорных эталонов. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие восприятия, совершенствование работы органов чувств.
В этот период важно обеспечить ребёнка разнообразной предметно-пространственной средой, а также строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы поддерживать полученный сенсорный опыт.
Цель разработки: формировать у детей младшего и раннего дошкольного возраста представления о базовых формах, цветах, величинах.
Задачи разработки это:
- Обучение детей обследовать предметы.
- Видеть и замечать свойства предметов.
- Учить правильно называть свойства предметов, используя сенсорные эталоны (цвета, формы, величину).
- Сравнивать и сопоставлять предметы по цветам, формам, величине.
В результате целенаправленной и последовательной работы дети научатся:
- Различать и называть цвета, фигуры, формы, величины.
- Соотносить фигуры с формами предметов.
- Различать предметы по размеру.
Для выполнения перечисленных задач необходимо организовать среду, подготовить дидактический материал, составить план работы.
Занятия могут проходить как в групповой, так и в подгрупповой форме.
Объектами для изучения могут быть большинство предметов в окружающем пространстве.
Варианты дидактических материалов:
- Карточки с изображением фигур и цветов (цветных фигур)
- Деревянные объёмные фигуры
- Доски Сегена с фигурами
- Коробочка форм.
- Лото «Фигуры и цвета»
- Мягкие фигурные модули.
- Счётные палочки (для построения фигур).
- Аппликация «домик для фигуры»
- Бланки-заготовки «обведи по контуру»
- Электронные: презентация «Фигуры и формы»
Этапы работы:
- На первом этапе дети знакомятся с фигурами и цветами: рассматривают фигуры/цвета, воспринимают их звуковое обозначение.
- Далее можно предложить детям обследовать их тактильно, если это объёмные фигуры, как, например, большие модули, либо обвести пальчиком изображение фигуры.
- На следующем этапе дети распознают и находят фигуры/цвета, воспроизводят названия фигур/цветов.
- Затем для закрепления материала детям предлагаются игры: доски Сегена, лото, коробочка форм, «найди домик для фигуры» и другие.
Игры с предметами окружающего пространства:
Для обучения детей соотносить фигуры и формы, можно показать детям презентацию с изображение фигур и предметов, на которые фигуры похожи. После чего попросить детей найти в окружающем пространстве предметы, похожие на изученные фигуры.
Для закрепления цветов подойдёт игра «Найди предмет заданного цвета», либо «Кто одет сегодня в … цвет».
Продуктивная деятельность:
- Обведи по точкам (пунктирной линии) фигуры. Обводить можно пальцем, мелком, кисточкой, палочкой.
- Аппликация «Найди домик для фигуры и наклей»
Конструирование:
- Собери фигуру из палочек
- Постройки из деревянных кубиков и больших модулей. Например, можно построить из модулей домик, рассматривая и называя формы частей, из которых он состоит.