Статья «Формирование сенсомоторных способностей у детей раннего дошкольного возраста»
Статья на тему: «Формирование сенсомоторных способностей у детей раннего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Как известно, раннее детство – фундамент общего развития ребенка, старт всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Так что же такое сенсомоторное развитие? Сенсомоторное развитие это фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. А значит, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на восприятие. Мы выяснили, что одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей.
Сенсомоторика (от лат. Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания, такие как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. А значит, умственное развитие невозможно без полноценного восприятия. . Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Из своего опыта работы я убедилась, что значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.
Сенсомоторная культура - это умение управлять эмоциями и движением., что значит согласованность глаз и движения, слуха и движения. Если ребенок хочет взять предмет одной рукой, он должен быть к этому « Моторно готовым». Если же, ребенку не удается взять предмет, то не сможет и ощутить его. Только при хватании двумя руками ,исследовании предмета произойдет его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы ребенок мог определять размер, форму, объем предмета, он должен иметь хорошую координацию, развитые движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.
При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к наиболее высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет владеть не только предметами, но и их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.
Предметная деятельность – это ведущая деятельность в период раннего детства и имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.
Особенностью предметной деятельности детей раннего возраста является сотрудничество или совместная деятельность ребенка и взрослого . Общение становится формой организации предметной деятельности. Общение со взрослым строится практических действиях с предметами . Когда ребёнок действует с предметами, он открывает для себя физические ( цвет; величину – большой, маленький; форму) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части (разбирает и собирает пирамидку).
Основная цель при работе по сенсомоторному развитию детей раннего возраста- создать условия для формирования восприятия у ребенка как начальной ступени познания окружающей действительности.
Цель можно достигнуть через решение следующих задач:
-Совершенствование двигательных функций .
-Развитие слухового восприятия.
-Развитие зрительного восприятия.
-Восприятие формы, величины, цвета.
-Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
-Восприятие пространства и времени.
-Тактильно-двигательное восприятие
Направления образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста:
-развитие крупной моторики -формирование навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске.
-сенсорное развитие направлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь.
-развития мелкой моторики направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, и т.д.
Особенности сенсомоторного развития
От 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- совершенствуются орудийные действий с предметами ( тянуть предметы за ленточку, выталкивать игрушку, завинчивать гайки, ловить рыбок сачком, забивать и др.);
- развивается мелкая моторика рук, выполнение более тонких действий с предметами;
- развиваются элементарные представления о величине (большой — маленький), форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много — мало);
От 2 до 3 лет
- формируются умения различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); три величины (большой, поменьше, маленький);
- развивается способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом;
- развиваются действия по использованию сенсорных эталонов;
Я считаю , что сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, где происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Именно поэтому особый акцент мы делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей предметно-пространственной среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
Ребёнок познает мир, используя все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Он постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда интересно, радостно и удивительно . Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.
Соколова Елена Борисовна