Статья «Сенсорное развитие детей в процессе игровой деятельности»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Стародубская Любовь Валерьевна
МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п.Ключи
воспитатель первой
квалификационной категории
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные коробки.
Важная проблема современности — это развитие сенсорных способностей детей, потому как сенсорные способности закладываются в младшем возрасте. Как известно дети дошкольного возраста легче адаптируются к новым условиям, более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал.
В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Мир в жизнь ребёнка входит постепенно. Малыш сначала познаёт то, что окружает его дома, в детском саду, затем его жизненный опыт богатеет. Ребёнок начинает активно взаимодействовать с тем, что его окружает. Когда малыш идёт на контакт с предметами, которые ему доступны, он узнаёт их отличительные особенности. Чтобы узнать окружающий мир детям на помощь приходит сенсорное воспитание, именно оно является фундаментом умственного развития, от которого и будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание систематически и планомерно вливалось в моменты жизни малыша.
В дошкольной педагогике проблема сенсорного развития занимает одно из главных мест. Ведь в жизни ребенок сталкивается с огромным разнообразием форм, красок, звуков, вкусов, цветов и запахов. И если усвоение нового происходит без грамотного руководства наставника, то сенсорное развитие будет спонтанным и неполноценным.
Какова же роль сенсорного воспитания?
развивает внимание и наблюдательность;
является основой для умственного развития;
влияет на развитие зрительной, слуховой, образной и других видов памяти.
способствует расширению словарного запаса;
готовит ребенка к реальной жизни;
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается самым важным и полезным комплексом представлений о свойствах и качествах различных предметах, форма, цвет, размер, запах, вкус, тактильные ощущения и другое.
Известные зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Большой вклад в теорию и практику сенсорного развития детей внесла Мария Монтессори. Мария Монтессори верила, что интеллект ребёнка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше шансов у человека решить стоящую перед ним задачу. Она разработала комплекс упражнений, которые популярны и по сей день. Автор назвала свою методику «системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на среду, которую подготовил педагог».
Итак, как же можно сенсорно развивать детей в детском саду?
В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг. В детском саду очень много дидактических материалов, игр, которые развивают органы чувств у детей. Наряду с дорогими и сложными в исполнении пособиями, существуют и простые, доступные для изготовления в условиях обычной группы детского сада. Для развития всех органов чувств ребенка целесообразно держать в группе разнообразный природный материал. Из него дети с удовольствием выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков; составляют композиции из природного материала. Знакомясь со свойствами многих материалов, дети одновременно развивают тактильные и пальцевые ощущения. Так как одной из целей сенсорного развития является изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают малышей, большое внимание нужно уделить проведению игр -экспериментов, направленных на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
Можно предлагать детям играть с крупами, песком, водой, снегом, льдом, природными материалами, тканями, разными предметами (пластиковыми, деревянными, твердыми, мягкими). Играть с фигурками, животных, людей, овощей, фруктов, деревьев. Обращать внимание на цвета, оттенки, на то как дует ветер, как течет вода, как летит птица. Пробовать на вкус овощи и фрукты, и обсуждать вкусовые ощущения. И многое другое.
В группе раннего возраста на развитие сенсорного восприятия можно использовать игры с фольгой, сенсорный пакет, игру на классификацию цветов, так же можно сделать «Веселую песочницу» из цветного риса или другой крупы. Малыши с большим удовольствием любят в нее играть, ведь дети не только развивают мелкую моторику, стимулирует нервные окончания, но и запускают мозговую деятельность. Просто так играть с крупами не очень интересно, но, если крупу раскрасить и добавить немного интересных элементов, например, киндер игрушки, красивые пуговицы, и игра уже наполнится новыми красками.
Одним из современных способов сенсорного развития является сенсорная коробка. Сенсорная коробка развивает не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и знания о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие процессы как творческое и пространственное мышление, восприятие, внимание, память, воображение, формируются навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение. С помощью коробки есть возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…). Она также помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки. Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей. Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми. Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.
Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации.
В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Сенсорные коробки очень помогают в индивидуальной работе с детьми.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями и чувствами. Возможности использования сенсорной коробки - это ее многофункциональность, практичность, доступность.
Вот, например, сенсорная коробка «домашние животные или ферма» - клад полезной информации. Расширяет представление детей о домашних животных, о труде людей на ферме (уход за огородом, за животными). Расширяет и пополняет активный словарный запас: название животных и их детёнышей, профессии работников, овощи, фрукты как их выращивать, строения на ферме. Воспитывает уважение к труду, к людям работающих на огороде. И многое другое.
Коробка «Дикие животные в лесу». Так же расширяет представление детей о диких животных, где живут, чем питаются.
На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Таким ненавязчивым способом ребенок учится находить различия, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам – по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию. Использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять и пополнять ее содержимое, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась для них всегда заманчивой и интересной, а главное – несла в себе развивающую функцию. Ведь успешность умственного, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Разумеется, это не все способы, которые используют в своей практической деятельности современные педагоги ДОО, но их смысл сводится к одному: сенсорное развитие дошкольников через игру –это главное условие для формирования необходимых представлений о форме, цвете, величине, положении предметов в пространстве, вкусах и запахах. Если игры подобрать грамотно, то они будут стимулировать познавательную деятельность детей, воспитывать стремление преодолевать трудности и справляться с поставленной задачей, что позволяет достичь целевых ориентиров, установленных ФГОС ДОО.
Библиографический список
Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Павлова Л. И., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. - М.: Гном и Д, 2002.
Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию. - М. Просвещение, 1993.
Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.- ООО « ТЦ Сфера» 2014.
Электронные ресурсы:
1. Система сенсорного воспитания Марии Монтессори.
URL: https://www.center-sozvezdie.ru/journal/cistema-sensornogo-vospitaniya-marii-montessori.html .
2. Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений. URL: https://infourok.ru/sensornoe-razvitie-detej-3-4-let-posredstvam-didakticheskih-igr-i-uprazhnenij-4309068.html.
3. Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет через игру.
URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-sensornyh-sposobnostei-detei-3-4-let-cherez-igru.html .
Фролова Елена Николаевна