Статья на тему «Развитие игровой деятельности»

0
0
Материал опубликован 23 August 2018

В.Н. Шевченко

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным условием развития игры детей является формирование пред­ставлений об окружающем и обучение их определённым игровым действиям.

Ребёнок второго года жизни уже способен переносить усвоенные зна­ния и действия на самостоятельные действия. Элементарные формы такого перенесения – ребенок

купает куклу в предполагаемой воде, кормит предпо­лагаемой кашей, едет на стульчике - машине и т. Д. Темп психического раз­вития зависит от полученных знаний, а, значит, основное содержание учеб

но-воспитательной работы в раннем возрасте - установление сотрудничества ребенка и воспитателя.

Действенной формой первичного воспитания является дидактически направленное занятие, которое, по моему мнению, дает возможность систе­матически, постоянно усложнять материал, развивать восприятие детей, пре­подносить доступные сведения, формировать умения и некоторые моральные качества.

Для развития самостоятельных игр нами разработна система последо­вательно взаимосвязанных дидактически направленных занятий - Игры - по­казы с куклой: «Знакомство с куклой Олей», «Кукла Оля поет и танцует», «Кукла идет на прогулку», «Кукла показывает свой наряд», «Кормление кук­лы», «Укладывание куклы спать», «Кукла Оля проснулась», «Мытье посуды для Оли», «Стирка кукольного платья», «Глажение кукольного платья».

Одинаковые по содержанию занятия повторяются 2-3 раза.

Игры - инсценировки: «Домик куклы Оли», «Кто в домике живет», «Кукла в гостях у детей», «Курочка Ряба».

Рассказ - инсценировка «Была у Насти кукла».

Игры со строительным материалом: «Построим для куклы башню», «Покатаем зверей на машине», «Построим забор для домика», «Построим стул, стол, кровать для куклы», «Построим гараж для машины», «Построим домик для собачки».

Мы изготовили лотки с кружками, квадратами, треугольниками; «сал­фетки» для вышивания, интересные коробки с вырезами разной формы и со­ответствующими вкладышами к ним; смастерили яркие, красиво оформлен­ные ширмы, которыми можно отгораживать.

Прежде чем дать игрушку для игры, обыгрываем ее, называем, объяс­няем, где и как можно ее использовать. Сначала педагог показывает сам, как играть с ней, затем приобщает к этому отдельных детей, а со временем дает ее группе детей. Постепенно дети усваивают, как поступать с игрушкой, иг­ровые действия становятся целенаправленными. Мы следим за тем, чтобы каждому хватало игрушек, чтобы малыши не мешали друг другу.

Чтобы научить детей играть, поддерживать у них эмоциональный на­строй, кроме показа новых игрушек, большое внимание уделяется сюжетным показам, ознакомлению с окружающим, развитию речи, играм со строитель­ным материалом, занятиям с дидактическими игрушками, формированию правильных взаимоотношений. Далее показываем новые возможности и дей­ствия с уже знакомой игрушкой, устанавливаем связи между отдельными действиями.

Например, организуя с подгруппой детей дидактическую игру «купа­ние куклы», ставим цель: учить называть отдельные слова - ванночка, мыло, купание; учить определенным действиям.

После показа рекомендуется группе детей искупать куклу с использо­ванием всего необходимого для этого. Следя за действиями малышей, помо­гаем, даем советы, спрашиваем: «Что вы будете делать?» «Чем нужно мыть куклу? Чем вытирать?». Подводим к содержательным действиям с игрушкой.

Аналогично проводим занятия «Кормление куклы» с усложнением: «Корм­ление и укладывание спать», «Кормление и мытье посуды», «Одевание кук­лы на прогулку», «Стирка и глажение».

Чтобы научить детей разным действиям, доступным их пониманию, знакомим с окружающим как на занятиях, так и в повседневной жизни во время режимных моментов. Укладывая спать, обращаем внимание на то, что кукла Оля тоже пошла спать. Няня приготовила кроватку ко сну: сложила покрывало, отвернула одеяльце.

Во время игры приучаем детей соблюдать правила поведения. В дидак^ тической игре «Кукла пошла в гости» показываем, как нужно здороваться, раздеваться, попросить к столу, угощать, благодарить, развлекать гостей, прощаться.

Чтобы научить использовать в играх строительный материал, вызвать интерес к совместным действиям, желание делится игрушками, организуем игры: «Построим кровать для куклы», «Построим гараж для машины», «По­строим дорожку для гостей».

После проведения нескольких занятий и закрепления полученных зна­ний в повседневной жизни дети начинают сами использовать показанные действия с куклой или другими игрушками. Наблюдая за детской игрой, мы заметили, что дети, выполнявшие действие с игрушкой, часто теряют интерес к ней. Тогда можно просить ребенка отобразить 2-3 действия в определенной последовательности: «Настя, ты куклу накормила и оставила на стульчике, а может быть она спать хочет? Уложи ее спать в коляску и погуляй с ней по дорожке».

Если в начале года ребенка учили разным действиям с предметами с помощью показа, который сопровождался словом, то в конце второго года жизни, когда малыш достиг определенных знаний и понимает много слов, мы руководим игрой при помощи слова: «Возьми машину и покатай мишку».

У детей этого возраста уже возникает желание общаться. Малыши с интересом наблюдают, что делает взрослый, показывают свою игрушку, предлагает порадоваться с ним, обращает его внимание на действие других детей. Формируются отношения между детьми. Им нравиться вместе играть, бегать, прятаться, догонять друг друга.

Иногда ребенок по разным причинам бурно реагирует, протестует, мо­жет мешать играть, отнять игрушку и бросить ее. Мы не оставляем такие си­туации без внимания и стараемся разрешить конфликт.

Чтобы воспитать дружеские отношения, отмечаем для малышей такие правила поведения: игрушку нужно просить, сказать «дай», отбирать ее нель­зя; предлагая друг другу игрушку, говорить «на», если кто-то плачет, пожа­леть, погладить, предложить какую - нибудь игрушку. Сами подаем пример чуткого отношения, разбираемся, почему малыш плачет, побуждаем детей утешать его.

Учим детей хорошим поступкам, например, предлагаем ребенку поде­литься кубиками, подавать игрушку, которая упала и т. д. Во время само­стоятельных игр большое внимание уделяем воспитанию вежливости: «Вот

кукла Катя пришла к вам в гости - поздоровайтесь с ней, угостите ее», «А что Катя сказала, когда поела?». Учим понимать слова «нельзя», «можно», подчеркиваем и твердо проговариваем их.

Заметив неправильные действия, напоминаем, показываем и поясняем способ его выполнения. Если малыши отвлекаются, то говорим от имени куклы: «Я хочу спать», «Я хочу гулять» и т. Д. Используем игрушку как сти­мулирующий фактор: с ее помощью ведем разговор с малышами, обновляем и закрепляем полученные на занятиях знания.

Руководя самостоятельными играми, мы используем такие методиче­ские приемы: показ сюжетных игрушек в действии; совет, как поиграть; на­водящие вопросы; подсказки для усложнения игры и логического ее завер­шения; совместную игру с ребенком, пожелания, поручения, разговор от имени куклы; внесение в игру игрушек-предметов обихода.

Создавая условия для совместных игр, объединяем детей в группы, да­ем возможность общаться. Любят дети вместе кормить кукол за одним сто­ликом, вместе вставлять грибочки в ячейки, вместе строить дорожку и забор­чик возле дома. При этом мы заинтересовываем их меняться игрушками, следим, чтобы они не мешали друг другу, при необходимости помогаем и да­ем возможность действовать самостоятельно.

Побуждаем детей переносить полученные знания, умения в игру, опе­рировать ими во время общения с одногодками, что обеспечивает закрепле­ние и углубление знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Литература

А. Н. Фролова Игры - занятия с малышами. - Киев, 1987.

Л. А. Венгер, Э. Г. Тимошина Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.

А. А. Катаева, Е. А. Стребелева Дидактические игры и упражнение в обучении умственно отсталых дошкольников. - М, 1993.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.