Статья на тему «Развитие игровой деятельности»
В.Н. Шевченко
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важным условием развития игры детей является формирование представлений об окружающем и обучение их определённым игровым действиям.
Ребёнок второго года жизни уже способен переносить усвоенные знания и действия на самостоятельные действия. Элементарные формы такого перенесения – ребенок
купает куклу в предполагаемой воде, кормит предполагаемой кашей, едет на стульчике - машине и т. Д. Темп психического развития зависит от полученных знаний, а, значит, основное содержание учеб
но-воспитательной работы в раннем возрасте - установление сотрудничества ребенка и воспитателя.
Действенной формой первичного воспитания является дидактически направленное занятие, которое, по моему мнению, дает возможность систематически, постоянно усложнять материал, развивать восприятие детей, преподносить доступные сведения, формировать умения и некоторые моральные качества.
Для развития самостоятельных игр нами разработна система последовательно взаимосвязанных дидактически направленных занятий - Игры - показы с куклой: «Знакомство с куклой Олей», «Кукла Оля поет и танцует», «Кукла идет на прогулку», «Кукла показывает свой наряд», «Кормление куклы», «Укладывание куклы спать», «Кукла Оля проснулась», «Мытье посуды для Оли», «Стирка кукольного платья», «Глажение кукольного платья».
Одинаковые по содержанию занятия повторяются 2-3 раза.
Игры - инсценировки: «Домик куклы Оли», «Кто в домике живет», «Кукла в гостях у детей», «Курочка Ряба».
Рассказ - инсценировка «Была у Насти кукла».
Игры со строительным материалом: «Построим для куклы башню», «Покатаем зверей на машине», «Построим забор для домика», «Построим стул, стол, кровать для куклы», «Построим гараж для машины», «Построим домик для собачки».
Мы изготовили лотки с кружками, квадратами, треугольниками; «салфетки» для вышивания, интересные коробки с вырезами разной формы и соответствующими вкладышами к ним; смастерили яркие, красиво оформленные ширмы, которыми можно отгораживать.
Прежде чем дать игрушку для игры, обыгрываем ее, называем, объясняем, где и как можно ее использовать. Сначала педагог показывает сам, как играть с ней, затем приобщает к этому отдельных детей, а со временем дает ее группе детей. Постепенно дети усваивают, как поступать с игрушкой, игровые действия становятся целенаправленными. Мы следим за тем, чтобы каждому хватало игрушек, чтобы малыши не мешали друг другу.
Чтобы научить детей играть, поддерживать у них эмоциональный настрой, кроме показа новых игрушек, большое внимание уделяется сюжетным показам, ознакомлению с окружающим, развитию речи, играм со строительным материалом, занятиям с дидактическими игрушками, формированию правильных взаимоотношений. Далее показываем новые возможности и действия с уже знакомой игрушкой, устанавливаем связи между отдельными действиями.
Например, организуя с подгруппой детей дидактическую игру «купание куклы», ставим цель: учить называть отдельные слова - ванночка, мыло, купание; учить определенным действиям.
После показа рекомендуется группе детей искупать куклу с использованием всего необходимого для этого. Следя за действиями малышей, помогаем, даем советы, спрашиваем: «Что вы будете делать?» «Чем нужно мыть куклу? Чем вытирать?». Подводим к содержательным действиям с игрушкой.
Аналогично проводим занятия «Кормление куклы» с усложнением: «Кормление и укладывание спать», «Кормление и мытье посуды», «Одевание куклы на прогулку», «Стирка и глажение».
Чтобы научить детей разным действиям, доступным их пониманию, знакомим с окружающим как на занятиях, так и в повседневной жизни во время режимных моментов. Укладывая спать, обращаем внимание на то, что кукла Оля тоже пошла спать. Няня приготовила кроватку ко сну: сложила покрывало, отвернула одеяльце.
Во время игры приучаем детей соблюдать правила поведения. В дидак^ тической игре «Кукла пошла в гости» показываем, как нужно здороваться, раздеваться, попросить к столу, угощать, благодарить, развлекать гостей, прощаться.
Чтобы научить использовать в играх строительный материал, вызвать интерес к совместным действиям, желание делится игрушками, организуем игры: «Построим кровать для куклы», «Построим гараж для машины», «Построим дорожку для гостей».
После проведения нескольких занятий и закрепления полученных знаний в повседневной жизни дети начинают сами использовать показанные действия с куклой или другими игрушками. Наблюдая за детской игрой, мы заметили, что дети, выполнявшие действие с игрушкой, часто теряют интерес к ней. Тогда можно просить ребенка отобразить 2-3 действия в определенной последовательности: «Настя, ты куклу накормила и оставила на стульчике, а может быть она спать хочет? Уложи ее спать в коляску и погуляй с ней по дорожке».
Если в начале года ребенка учили разным действиям с предметами с помощью показа, который сопровождался словом, то в конце второго года жизни, когда малыш достиг определенных знаний и понимает много слов, мы руководим игрой при помощи слова: «Возьми машину и покатай мишку».
У детей этого возраста уже возникает желание общаться. Малыши с интересом наблюдают, что делает взрослый, показывают свою игрушку, предлагает порадоваться с ним, обращает его внимание на действие других детей. Формируются отношения между детьми. Им нравиться вместе играть, бегать, прятаться, догонять друг друга.
Иногда ребенок по разным причинам бурно реагирует, протестует, может мешать играть, отнять игрушку и бросить ее. Мы не оставляем такие ситуации без внимания и стараемся разрешить конфликт.
Чтобы воспитать дружеские отношения, отмечаем для малышей такие правила поведения: игрушку нужно просить, сказать «дай», отбирать ее нельзя; предлагая друг другу игрушку, говорить «на», если кто-то плачет, пожалеть, погладить, предложить какую - нибудь игрушку. Сами подаем пример чуткого отношения, разбираемся, почему малыш плачет, побуждаем детей утешать его.
Учим детей хорошим поступкам, например, предлагаем ребенку поделиться кубиками, подавать игрушку, которая упала и т. д. Во время самостоятельных игр большое внимание уделяем воспитанию вежливости: «Вот
кукла Катя пришла к вам в гости - поздоровайтесь с ней, угостите ее», «А что Катя сказала, когда поела?». Учим понимать слова «нельзя», «можно», подчеркиваем и твердо проговариваем их.
Заметив неправильные действия, напоминаем, показываем и поясняем способ его выполнения. Если малыши отвлекаются, то говорим от имени куклы: «Я хочу спать», «Я хочу гулять» и т. Д. Используем игрушку как стимулирующий фактор: с ее помощью ведем разговор с малышами, обновляем и закрепляем полученные на занятиях знания.
Руководя самостоятельными играми, мы используем такие методические приемы: показ сюжетных игрушек в действии; совет, как поиграть; наводящие вопросы; подсказки для усложнения игры и логического ее завершения; совместную игру с ребенком, пожелания, поручения, разговор от имени куклы; внесение в игру игрушек-предметов обихода.
Создавая условия для совместных игр, объединяем детей в группы, даем возможность общаться. Любят дети вместе кормить кукол за одним столиком, вместе вставлять грибочки в ячейки, вместе строить дорожку и заборчик возле дома. При этом мы заинтересовываем их меняться игрушками, следим, чтобы они не мешали друг другу, при необходимости помогаем и даем возможность действовать самостоятельно.
Побуждаем детей переносить полученные знания, умения в игру, оперировать ими во время общения с одногодками, что обеспечивает закрепление и углубление знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Литература
А. Н. Фролова Игры - занятия с малышами. - Киев, 1987.
Л. А. Венгер, Э. Г. Тимошина Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
А. А. Катаева, Е. А. Стребелева Дидактические игры и упражнение в обучении умственно отсталых дошкольников. - М, 1993.