12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виноградова Ольга Анатольевна37
Россия, Московская обл., Красногорск

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану ЧОУ СОШ «Исток»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные результаты:

учащиеся научатся:

понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

работать с толковым словарем;

составлять простой план произведения;

пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески;

определять тему и главную мысль произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать в речи средства интонационной выразительности;

овладевать способом чтения «по догадке»;

делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;

озаглавливать иллюстрации и тексты;

выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;

ставить вопросы к прочитанному;

самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;

выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

выделять художественные особенности сказок, их структуру;

уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;

уметь подготовить творческий пересказ;

уметь составить диафильм к небольшому тексту;

принимать участие в конкурсе чтецов;

составлять собственные высказывания на основе прочитанного.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание учебного предмета

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и адекватное понимание содержания произведения.

Умение слушать и слышать художественное слово, вопросы учителя и одноклассников по содержанию прослушанного произведения.

Слушание разножанровых произведений фольклора (загадки, сказки, былины).

Восприятие на слух учебных задач, осмысление алгоритма учебных действий, направленных на решение этих задач.

Восприятие на слух научно-популярного произведения: понимание основного содержания и выделение информации (фактов).

Умение слушать и дополнять ответы одноклассников на вопросы по содержанию прослушанного произведения

Чтение вслух и молча

Чтение вслух произведений фольклора, произведений классиков отечественной и зарубежной детской литературы в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся и позволяющем понимать прочитанное.

Практическое освоение основных орфоэпических правил (литературного произношения) на примере правильной речи учителя и специальных упражнений со словами из текста произведений с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением.

Выразительное чтение подготовленных текстов произведений, отрывков и эпизодов в соответствии с интонационным рисунком произведения и основной задачей чтения. Определение порядка учебных действий для формирования умения читать выразительно.

Чтение молча небольших произведений, абзацев, отрывков без речедвижения.

Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей.

Первичное (ознакомительное) чтение молча произведений в учебнике и дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии.

Использование изучающего, поискового и просмотрового видов чтения в работе с текстами произведений.

Использование умения читать молча как средства получения информации.

Чтение молча описаний картин природы, портретов героев, интерьера, поступков героев, повествования и рассуждения в тексте произведения.

Использование умения читать молча для работы с книгой до чтения (получение информации из книги)

Работа с разными видами текста

Выделение особенностей и способов организации текста: фамилия автора, заголовок, абзац, часть, глава, раздел.

Самостоятельная работа с текстом произведения: чтение, определение темы, жанра, главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана.

Виды текстов: учебный, художественный и научно-популярный.

Воспроизведение текста: пересказ по плану кратко и подробно, чтение наизусть, выразительное чтение наизусть или по учебнику.

Понимание содержания произведения: ответы на вопросы к тексту произведения, подтверждение ответов словами из текста, указывающими на его специфику (жанр, тему, особенности языка автора).

Анализ и сравнение заголовков, жанров, тем и авторской принадлежности произведений стихотворных и прозаических.

Определение темы произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе) и уточнение её исходя из содержания произведения (о зимней/весенней природе, о детях в Великую Отечественную войну, о служении Родине, о дружбе человека и животного и т. д.).

Самостоятельное моделирование обложек к произведениям. Сравнение моделей произведений.

Определение главной мысли произведения. Аргументированные ответы на вопросы: что хотел сказать автор? Как он об этом говорит? Выделение слов и предложений, под-тверждающих позицию автора и главную мысль произведения.

Составление плана текста произведения: деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание частей.

Формирование умения составлять план, усвоение алгоритма учебных действий.

Подробный пересказ текста произведения или эпизода.

Определение главной мысли, выделение ключевых предложений или слов, особенностей построения предложений, пересказ абзацев и всего эпизода или произведения.

Краткий пересказ по ключевым предложениям в каждом абзаце.

Работа с образами героев произведений. Герои положительные и отрицательные. Главный герой произведения.

Характеристика героя: внешний вид (портрет), поступки, отношение к окружающим, отношение автора к герою произведения. Сравнение героев и их поступков.

Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание, подбор эпизодов или предложений к иллюстрации. Рассказ эпизода по иллюстрации. Анализ содержания иллюстрации и его соответствия произведению.

Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: эмоционально-нравственное содержание, использование средств выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.).

Эмоциональная реакция на произведение, взаимоотношения героев и их поступки. Мотивы поведения героев, его оценка с позиций морали.

Воспитание любви к Родине, желания служить Отечеству на примерах произведений фольклора и отечественных писателей.

Понятия: Родина, честь, достоинство, честность, ложь, гуманизм, дружба, правда, любовь, ненависть, милосердие, гуманизм, доброта.

Образы героев художественного произведения: портреты героев, описание поступков, использование средств выразительности.

Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторской характеристики. Классификация героев положительных и отрицательных.

Сравнение положительных и отрицательных героев (портрет, поступки, речь, отношение автора).

Пересказ краткий и подробный, отдельных эпизодов по плану. Формирование умения пересказывать тексты произведений по алгоритму: чтение, определение главной мысли произведения или эпизода, выделение смысловых частей, озаглавливание каждой части и составление плана. Подробный пересказ (близко к авторскому тексту) и краткий (ключевые предложения).

Выборочный пересказ: выбор в тексте всех фрагментов о герое, о месте событий и т. п. Выделение сюжетных частей в художественном тексте.

Пересказ по иллюстрациям.

Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами

Работа с текстами научно-популярного произведения

Особенности научно-популярного текста — наличие точной информации о предметах, явлениях, людях, животных, окружающем мире. Практическое знакомство с рассказами, очерками, воспоминаниями. Сравнение с художественными текстами.

Определение жанра, темы и авторской принадлежности. Формирование умения работать с текстом научно-популярного (познавательного) произведения. Подробный пересказ фактов, описаний явлений и предметов. Краткий пересказ — выделение информации

Работа с учебным текстом

Практическое определение особенностей учебного текста: краткое изложение сведений о разделе и определение учебных задач.

Чтение статей и выводов в учебнике, определений литературоведческих понятий.

Составление алгоритмов учебных действий (чтения вслух и молча, разных видов пересказов, работы с текстами произведений)

Библиографическая культура

(работа с книгой)

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, книга-справочник, периодика (детские журналы).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочные. Выходные данные, структура книги: титульный лист, оглавление (содержание), аннотация, иллюстрации, предисловие, послесловие.

Самостоятельный выбор книг в библиотеке по рекомендательному списку, каталогу, в открытом библиотечном фонде с алфавитным указателем.

Характеристика информации (научная, художественная) с опорой на аппарат книги и справочно-иллюстративный материал (иллюстрации, таблицы, схемы).

Дополнительное чтение произведений по изучаемой теме в хрестоматии и книгах из библиотек (домашней, школьной, муниципальной, городской).

Работа с детскими периодическими журналами и газетами по собственному выбору.

Участие в проектной деятельности: сбор информации о книгах на заданную тему, книгах-сборниках, книгах одного автора, оформление материалов (книг-самоделок, плакатов), проведение презентаций для одноклассников, участие в конкурсах и выставках

Говорение (культура речевого общения)

Восприятие художественного произведения как образца речевого общения (автор → читатель).

Понимание речи героев произведения, анализ их способа общения. Выделение слов вежливости, обращений в диалогах героев произведений.

Чтение диалогов героев, понимание смысла диалогической речи.

Знакомство с нормами и формами речевого общения: диалог и монолог, правила речевого общения (умение слушать вопросы собеседника и давать точные ответы, задавать вопросы).

Практическое ведение диалога с учителем и одноклассниками по прочитанному или изучаемому произведению.

Чтение по ролям и инсценирование произведений и отдельных эпизодов.

Понятия: диалог, вопрос, реплика, обращения, слова вежливости.

Сравнение диалогической и монологической речи героев литературных произведений.

Построение монолога-ответа на вопрос по изучаемому произведению, монолога-высказывания (о герое, произведении или книге).

Создание монологов-сообщений об авторе произведения или о книге при выполнении проекта в рамках изучаемого раздела или темы

Письмо (культура письменной речи)

Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Язык произведения, особенности авторской речи.

Выделение в произведениях описания, повествования, рассуждения — основных видов письменной речи.

Описание, повествование и рассуждение в текстах произведений, их место и значение (создание образов героев, пейзажа, интерьера или места действия; развитие действия; монолог героя).

Поиск в тексте произведения обращений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов.

Развитие внимания к художественному слову.

Использование в письменной речи слов из произведений

Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр.

Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения.

Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение.

Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах.

Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя

и ответы одноклассников и дополнять их

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту.

Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя.

Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов.

Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.

Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем).

Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча.

Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения.

Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов.

Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча.

Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть

Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности).

Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора).

Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических.

Определять тему и жанр произведения.

Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки.

Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль.

Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план.

Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий.

Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий.

Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения.

Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.

Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства.

Определять авторское отношение к героям.

Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме.

Характеризовать героев, используя данные из таблиц.

Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям.

Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности

Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?).

Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений.

Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему.

Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию

Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий.

Характеризовать понятия, давать определения.

Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов)

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок).

Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям.

Пользоваться библиотечным фондом.

Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю.

Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами.

Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения.

Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках

Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения.

Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения.

Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.

Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого об-ращения.

Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений).

Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проекта

Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака).

Сравнивать письменную речь прозаических и стихотворных произведений.

Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения.

Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение).

Использовать в письменной речи обращения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и предложения из произведений.

Писать отзывы о произведениях, героях, книгах

Круг чтения

Произведения фольклора (былины, сказы, загадки, пословицы, скороговорки) народов мира.

Скороговорки (особенности построения текста, цель скороговорок как жанра).

Темы пословиц (прямой и скрытый смысл, особенности построения текста, значение пословиц в формировании нравственных ценностей (любовь к Родине, уважение к труду и книге, честность, честь, правда, ложь)).

Загадки (понятие, виды загадок, темы загадок. Загадки народные и литературные).

Народные и авторские сказки с загадками (особенности структуры текста, загадки как основа сюжета сказок).

Произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков (И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, С.А. Есенина, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара, М.М. Пришвина, Ш. Перро, Ц. Топелиуса, Джека Лондона, Э. Сетона-Томпсона, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Дж. Чиарди).

Произведения отечественных и зарубежных писателей: художественные, научно-популярные, исторические и фантастические рассказы (К.Г. Паустовского, Л.Н. Толстого, Л. Пантелеева, М.М. Пришвина).

Научно-популярные рассказы: очерки и воспоминания (К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина»; К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова»; Н. Шер «О рассказах А.П. Чехова»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»).

Работа с художественными, научно-популярными, историческими книгами для детей, с книгами о приключениях и фантастике, а также справочной книгой.

Дополнительное чтение в хрестоматии произведений И.С. Тургенева, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, В.В. Бианки, В.П. Астафьева, С.В. Михалкова, В.Ю. Драгунского, братьев Гримм, Дж. Чиарди; самостоятельный подбор и чтение книг (из списка рекомендованных).

Детские периодические журналы («Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»). Электронные периодические издания («Детская газета», «Антошка»).

Детские газеты («Читайка», «Шапокляк», «Пионерская правда»)

Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа.

Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха.

Сравнивать русскую народную сказку с загадками, немецкую (братьев Гримм) и башкирскую (в пересказе А. Платонова).

Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии.

Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл.

Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость».

Различать виды загадок, народные и авторские.

Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных.

Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках.

Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета.

Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.

Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей.

Объяснять особенности художественных, научно-популярных, исторических и фантастических рассказов.

Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях.

Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры).

Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек.

Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме.

Читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных)

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Фольклорные и авторские произведения.

Жанры фольклора: пословицы, скороговорки, загадки, сказки, былины. Жанры литературных произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение, воспоминание, очерк, сказ, былина, быль, пьеса-сказка.

Практическое знакомство со средствами художественной выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, гипербола, интонационный рисунок, пауза, темп, ритм, логические ударения.

Прозаическая и стихотворная формы произведений

Литературоведческие понятия: произведение, жанр, тема, автор произведения, сюжет, герой, автор-рассказчик, диалог, монолог, пейзаж, портрет героя, строфа, стихотворная строка, рифма

Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения.

Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности.

Различать пословицы по темам, скороговорки по построению и звучанию, сказки

по видам (о животных, бытовые, волшебные).

Определять жанровые особенности басен, былин.

Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.

Работать с сюжетом произведения и его компонентами.

Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Чтение по ролям художественных произведений; раскрытие образа героя при чтении с помощью интонации, мимики, жестов.

Поиск описания кульминационного эпизода в произведении и его выразительное чтение.

Пересказ произведений.

Рассказывание сказок с присказками. Инсценирование, постановка «живых картин», словесное рисование картин к отдельным эпизодам и произведениям.

Выполнение проектов творческого характера «Сочиняем сказки», «Сказки с загадками», «О подвигах былинных героев», «Звуки и краски осени» и т. д.

Рассказывание о героях произведений, произведении, книге, об авторе.

Интерпретация текста произведения: устное, словесное рисование, подробный и краткий пересказы от лица автора или героя произведения.

Создание по аналогии историй, рассказов, комиксов, стихотворений.

Создание рукописной книги из творческих работ учащихся: иллюстрирование, оформление книги. Презентация творческих работ на уроке и во внеурочное время

Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать.

Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям.

Пересказывать произведения подробно и кратко, инсценировать отдельные эпизоды.

Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям.

Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность.

Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений.

Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя.

Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически.

Создание по аналогии историй о героях произведений, рассказов, комиксов, стихотворений по образцу (рифма, строфа).

Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их

Чтение: работа с информацией

Информация: книги, произведения, периодические издания.

Работа с научно-популярными произведениями и справочной книгой.

Сбор информации о книге (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие).

Оформление информации в виде таблиц, использование сведений из таблиц для характеристики произведения или книги.

Использование данных таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных.

Дополнение таблиц и схем информацией из научно-популярных текстов

Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность).

Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений.

Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник.

Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы.

Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных.

Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных текстов

Содержание программного

Количество

п/п

материала

часов

1

Устное народное творчество

16

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

10

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, A.H. Майкова, A.A. Фета

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

11

6

Произведения Н.А. Некрасова

7

7

Произведения А.П.Чехова

6

8

Сказки зарубежных писателей

4

9

Стихи русских поэтов

7

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

7

11

Произведения А.И. Куприна

7

12

Стихи С.А.Есенина

7

13

Произведения К.Г. Паустовского

12

14

Произведения С.Я. Маршака

4

15

Произведения Л. Пантелеева

6

16

Произведения А.П. Гайдара

5

17

Произведения М.М. Пришвина

7

18

Произведения зарубежных писателей

10

 

ИТОГО

136

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Оснащение процесса обучения литературному чтению обеспечено библио­течным фондом, печатными пособиями, а также информационно-комму­никативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим обо­рудованием.

Наглядные пособия

Портреты писателей.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы.

Детская периодика.

Технические средства обучения

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска.

Учебно-практическое оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Шкаф для хранения карт, таблиц.

Основные средства обучения:

учебник «Литературное чтение. 3 класс» в 2-х ч. (Авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова);

Дидактические пособия:

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс» в 2-х ч. (Автор Л.А.Ефросинина);

Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 3класс» в 2-х ч. (Автор Л.А.Ефросинина)

«Словарь-справочник «Книгочей» (Автор Л.А.Ефросинина)

«Контроль и оценка по литературному чтению 1-4 класс» в 2-х ч. (Автор Л.А.Ефросинина)

Методические материалы для учителя

Методическое пособие «Литературное чтение. 3 класс» (Автор Л.А.Ефросинина)

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол-во час

План

Факт

1

Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль. «Старик-годовик» Дополнительное чтение. Загадки.

1

   

2

Произведения фольклора. Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Пословицы.

1

   

3

Русские народные сказки. Русская народная сказка «Самое дорогое». Текущая проверка навыка чтения.

1

   

4

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую».

1

   

5

Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович.

1

   

6

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение. Башкирская народная сказка «Умная внучка».

1

   

7

Волшебные сказки. Царевич «Нехитер-Немудер». Русская народная сказка. О присказках. Литературный диктант.

2

   

8

9

Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России. Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская сказка « Девушка и Месяц».

1

   

10

Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки.

1

   

11

Обобщение по теме. Рубрика «Проверьте себя».

1

   

12

Былины. «Добрыня и Змея», Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

   

13

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

1

   

14

Былины. «Вольга и Микула».

1

   

15

Слушание и работа с детской книгой. Былины. Дополнительное чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович». Рубрика «Книжная полка». Былины.

1

   

16

Обобщение по разделу «Былины». Рубрика «проверьте себя».

1

   

17

Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград».

1

   

18

Басни Эзопа и И.А.Крылова. И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп «Ворон и Лисица».

1

   

19

Басни И.А.Крылова. Дополнительное чтение «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник»».

1

   

20

Слушание и работа с детской книгой. Басни. Дополнительное чтение. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица», А.Измайлов «Филин и Чиж».

1

   

21

Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя». Литературная викторина по басням И.А.Крылова.Литературный диктант.

     

22

Произведения А.С.Пушкина. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», «У лукоморья дуб зеленый».

1

   

23

Произведения А.С.Пушкина.Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой».

1

   

24

Сказки А.С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении).

1

   

25

Сказки А.С.Пушкина.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (в сокращении). Текущая проверка. Тест.

1

   

26

Сказки А.С.Пушкина.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (в сокращении). Инсценирование отрывка сказки.

1

   

27

Слушание и работа с детской книгой.Сказки А.С.Пушкина.К.Г.Паустовский «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1

   

28

Сказки А.С.Пушкина.Дополнительное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Э.Бабаев «Там лес и дол видений полны…».

1

   

29

Стихи о природе.А.С.Пушкин «Вот север,тучи нагоняя…», «Зимний вечер».

1

   

30

Стихи о няне.А.С.Пушкин «Няне». Литер. диктант.

1

   

31

Обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина». Рубрика «Проверьте себя».

1

   

32

Стихи о природе. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою …».

1

   

33

Стихи об осенней природе.А.Н.Майков «Осень». Текущая проверка «Выразительность чтения».

1

   

34

Стихи А.А.Фета.А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет,глаза прищуря…».

1

   

35

Слушание и работа с детской книгой.Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение.И.А.Бунин «Листопад».

1

   

36

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов.Рубрика «Проверьте себя».

1

   

37

Жанры поизведений Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Два брата»(сказка), «Белка и волк»(басня).

1

   

38

Жанры произведений Л.Н.Толстого.Дополнительное тение.Л.Н.Толстой «Ореховая ветка».

1

   

39

Слушание и работа с детской книгой. Сказки Л.Н.Толстого.

1

   

40

Сказки Л.Н.Толстого.Дополнительное чтение.Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Литературный диктант.

1

   

41

Научно-популярные и художественные рассказы.Л.Н.Толстой «Лебеди», «Зайцы». Дополнительное чтение.Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

1

   

42

Художественные рассказы Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Прыжок».Литературный диктант.

1

   

43

Былины Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Как боролся русский богатырь».

1

   

44

Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н.Толстого. Рубрика «книжная» полка.

1

   

45

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя».

1

   

46

Стихотворения о детях. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»(отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок».

1

   

47

Слушание и работа с детской книгой. Стихотворения о детях. Дополнительное чтение.Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении).

1

   

48

Стихи о природе.Н.А.Некрасов «Славная осень».

1

   

49

Стихи о природе.Дополнительное чтение. Н.А.Некрасов «Зеленый шум». К.И.Чуковский «Зеленый шум».

1

   

50

Стихи о природе. Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

   

51

Слушание и работа с детской книгой. К.И.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова». Дополнительное чтение. Н.А.Некрасов «Саша». Рубрика «Книжная полка».

1

   

52

Обобщение по разделу. Русские поэты. Рубрика «Проверьте себя».

1

   

53

Повести и рассказы.А.П.Чехов. Повесть «Степь»(отрывок).

1

   

54

Повести и рассказы. Дополнительное чтение. А.П.Чехов «Белолобый»

1

   

55

Произведения о детях. А.П.Чехов «Ванька».

1

   

56

Произведения о детях.А.П.Чехов «Ванька».

1

   

57

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Л.Н.Андреев «Кусака».

1

   

58

Очерки и воспоминание об А.П.Чехове. Н.С.Шер «О рассказах А.П.Чехова».

1

   

59

Сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро «Подарки феи». Итоговый тест.

1

   

60

Сказки Ц.Топелиуса.Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре» .Дополнительное чтение.Ц.Топелиус «Зимняя сказка».

1

   

61

Слушание и работа с детской книгой. Сказки зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Х-К.Андерсен «Снеговик». Бр. Гримм «Умная дочь крестьянская».

1

   

62

В мире сказок.

1

   

63

Стихи о Родине.И.С.Никитин «Русь».

1

   

64

Стихи о природе.И.С. «Утро».

1

   

65

Стихи о детях и для детей. И.З.Суриков «Детство».

1

   

66

Слушание и работа с детской книгой. Стихи детских поэтов. Дополнительное чтение. И.С.Никитин «Помню я:бывало,няня…».

1

   

67

Стихи о Родине. С.Д.Дрожжин «Привет», «Зимний день».

1

   

68

Слушание и работа с детской книгой. Стихи о Родине и родной природе.Дополнительное чтение. Ф.Н.Глинка «Москва».

1

   

69

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя». Литературный диктант.

1

   

70

Рассказы о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1

   

71

Рассказы о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1

   

72

Рассказы о животных. Дополнительное чтение. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

   

73

Сказки о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех».

1

   

74

Слушание и работа с детской книгой. Произведения о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко».

1

   

75

Произведения о животных. Д.Н Мамин-Сибиряк «Постойко». Книги Д.Н.Мамина-Сибиряка.

1

   

76

Произведения о людях.А.И.Куприн «Синяя звезда».

1

   

77

Произведения о людях. «Синяя звезда».

1

   

78

Произведение о людях «Синяя звезда».

1

   

79

Произведения о людях «Синяя звезда».

1

   

80

Рассказы о животных. А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

1

   

81

Рассказы о животных. А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

1

   

82

Слушание и работа с детской книгой. Произведения о животных. Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение. А.И.Куприн «Собачье счастье».

1

   

83

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка и А.И.Куприна. Рубрика «Проверьте себя».

1

   

84

С.А.Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…».

1

   

85

Стихи о природе. С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1

   

86

Стихи о природе. С.А.Есенин «Береза».Дополнительное чтение. Стихи о березе.

1

   

87

Стихотворения для детей. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Литературный диктант.

1

   

88

Слушание и работа с детской книгой.Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов. Дополнительное чтение. «Сыплет черемуха снегом»; И.С Тургенев «Деревня».

1

   

89

Обобщение по разделу «Стихи С.А.Есенина». «Проверьте себя».

1

   

90

Стихи русских поэтов.

1

   

91

Произведение для детей.К.Г.Паустовский «Стальное колечко».

1

   

92

Произведение для детей. К.Г.Паустовский «Стальное колечко».

1

   

93

Произведение для детей. К.Г.Паустовский «Стальное колечко».

1

   

94

Произведение для детей. Дополнительное чтение.К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

1

   

95

Рассказы о животных. «Кот-ворюга».

1

   

96

Рассказы о животных. «Кот-ворюга».

1

   

97

Рассказы о животных. «Кот-ворюга».

1

   

98

Рассказы К.Г.Паустовского.К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?».

1

   

99

Рассказы К.Г.Паустовского.Рубрика «книжная полка».Дополнительное чтение. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

1

   

100

Слушание и работа с детской книгой. Рассказы о животных. Дополнительное чтение.И.С.Тургенев «Воробей», «Перепелка».

1

   

101

Урок-обобщения по разделу.Рубрика «Проверьте себя»

     

102

Контрольный урок по проверке навыка чтения.

     

103

Моя любимая книга.(Урок проходит в рамках «Недели детской книги»).

     

104

Стихи о Родине и родной природе. С.Я.Маршак «Урок родного языка».

     

105

Стихи о Родине и родной природе. С.Я.Маршак «Ландыш».

     

106

Слушание и работа с детской книгой. Пьесы-сказки С.Я.Маршака. Дополнительное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом».

     

107

Урок-обобщения по разделу «Произведения и книги С.Я.Маршака». В.Е.Субботин «С Маршаком».

     

108

Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово».

     

109

Художественные рассказы. Дополнительное чтение. В.А.Осеева «Бабка».

     

110

Исторические рассказы. Л.Пантелеев «Камилл и учитель».

     

111

Исторические рассказы. Л.Пантелеев «Камилл и учитель».

     

112

Слушание и работа с детской книгой. Рассказы о детях и для детей. Дополнительное чтение. Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая».

     

113

А.П.Гайдар «Горячий камень».

     

114

Повесть о детях. А.П.Гайдар «Тимур и его команда»(отдельные главы).

     

115

Повесть о детях. А.П.Гайдар «Тимур и его команда».

     

116

Писатели о писателях. С.В.Михалков «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».Дополнительное чтение.С.В.Михалков «Ошибка».

     

117

Слушание и работа с детской книгой. Книги о детях и для детей.Рубрика « Книжная полка». Дополнительное чтение. В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

     

118

Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей». Рубрика «Проверьте себя».

     

119

Разножанровые произведения М.М.Пришвина. М.М.Пришвин «Моя Родина».

     

120

Разножанровые произведения М.М.Пришвина. Дополнительное чтение. М.М.Пришвин «Двойной след».

     

121

Рассказы о животных. М.М.Пришвин «Выскочка».

     

122

Рассказы о природе. М.М.Пришвин «Жаркий час».

     

123

Рассказы о природе. В.А.Чалмаев «Воспоминание о М.М.Пришвине».

     

124

Обобщение. Рубрика «Проверьте себя».

     

125

Рассказы о животных.Дж.Лондон «Бурый волк» (в сокращении).

     

126

Рассказы о животных. ДЖ.Лондон «Бурый волк» (в сокращении).

     

127

Рассказы о животных. Дж.Лондон «Бурый волк» (в сокращении).

     

128

Рассказы о животных. Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

     

129

Рассказы о животных. Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

     

130

Рассказы о животных. Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

     

131

Слушание и работа с детской книгой. Книги о животных. Рубрика «Книжная полка».

     

132-

133

Слушание и работа с детской книгой. Книги зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Дж.Чиарде «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

     

134

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика « Проверьте себя».

     

135

Контрольная работа.

     

136

Библиотечный урок «Летнее чтение».

     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.