Статья «Способы создания мотивации на уроке-исследовании по литературному чтению в начальной школе»
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКЕ- ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Руденко Валентина Михайловна
МБОУ гимназии № 54 имени В. Коцаренко, Краснодарский край, г. Краснодара
В данной статье описываются основные шаги при конструировании урока-исследования, а так же рассматриваются способы создания мотивации на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе на уроке-исследования.
Урок – исследование в начальной школе - тема довольно сложная, требующая много подготовки, но и интересная, и что самое главное работает на результат обучения.
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий, что является самым главным требованием современного образования.
По словам советского психолога и педагога Александра Николаевича Леонтьева"...Чтобы не формально усвоить материал, нужно не "отбыть" обучение, а прожить его нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося"
Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Напомним основные шаги при конструировании урока – исследования:
Основные шаги при конструировании урока-исследования. [1]
Первый шаг- учитель осознаёт, что ученик должен узнать на уроке —
планируемое обобщение — содержательно-смысловой стержень урока.
Второй шаг — определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение (учебник + дополнительный текст-различны по уровню сложности.)
Третий шаг — определить тип исследования (индуктивное или дедуктивное) - две разновидности мыслительного процесса: индукция-это переход от частного к общему, дедукция наоборот: от общего к частному. Индукция ведёт к открытию, а дедукция - к его проверке. [
Четвёртый шаг — сконструировать проблемную ситуацию для учеников, мотивацию. Он же является организационным этапом: продумать состав групп, форму работы, как будут представлять результаты своего поиска.
Подробно остановимся на обсуждении динамического стержня урока- исследования – этапа мотивации.
Термин «мотивация» для обозначения этапа урока сейчас встречается довольно часто. Однако одним и тем же термином обозначаются совершенно разные по своему психолого- педагогическому смыслу понятия. Наиболее распространённым вариантом является называние мотивацией такого этапа урока, смысл которого заключается в активации внимания и интереса учащихся к изучению новой темы. Для того чтобы развести эти разные по своему смыслу этапы, будем называть такой вариант активизацией.
Мотивация (от лат. movēre «двигать») — это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к деятельности. [2]
Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса. [2]
Цель этапа мотивации в структуре урока-исследования, в отличие от простой активизации внимания и интереса учащихся к изучению новой темы, является возникновение сомнений, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которой должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке. В случае мотивации возникает сомнение, вопрос или проблема, требующая своего решения, а в случае активизации речь идет о повышении общего уровня активности учащихся, их избирательного интереса и, таким образом, стимулировании готовности учащихся к усвоению нового знания.
Цель активизации - это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил обучающихся для решения учебно-познавательных задач.
Подведем итог: чем отличается мотивация от простой активизации внимания и интереса учащихся.
Мотивация на уроке-исследования отличается от активизации тем, что она обеспечивает возникновение сомнения, вопроса, потребности узнать то новое и до сих пор неизвестное, что позволит решить возникшую проблему и что составляет цель предстоящего урока.
Что обусловливает возникновение необходимого вопроса или проблемы у учащихся? Конечно же, это проблемная ситуация.
В основе мотивации в исследовательском методе лежит проблемная ситуация.
Проблемная ситуация представляет специфический вид взаимодействия объекта и субъекта.
Она характеризует: психологическое состояние субъекта (обучающегося), возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания.
Открытие неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом становления элементарных психических структур, или, другими словами, новообразования. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия.
Выделяют три главных компонента проблемной ситуации:[3]
а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;
б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
в) возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного, так как ни слишком трудное, ни слишком лёгкое задание не могут вызвать проблемной ситуации.
Рассмотрим способы создания проблемных ситуация.[4]
Приём ключевых слов отличается своей универсальностью. Этот способ той или иной теме или проблеме, и стимулировании постановки вопросов о том, что им еще об этом не известно. Для рефлексии известного и вычленении неизвестного применяется любой прием: учитель спрашивает детей о том, что они знают по тому или иному вопросу, а затем, выслушав их, выясняет, что им не известно или что им хотелось бы ещё узнать по обсуждаемом вопросу.
Использование ключевых слов позволяет избежать трудности, когда дети называю, что они хотели бы узнать ещё, но ответы на эти вопросы не позволят открыть неизвестное.
Для того чтобы дети пользовались ключевыми словами-подсказками, необходимо предварительно научить их ставить исследовательские вопросы. Стимулирование и обучение постановке исследовательских вопросов, с помощью которых может быть наиболее полно и всесторонне изучен предмет исследования, является одним из важнейших способов развития исследовательской активности, формирования исследовательских умений.
Обучение постановке исследовательских вопросов, предваряющее возможность включения в структуру урока-исследования, может сводиться к одному небольшому занятию, проводимому в форме интересной игры нам уроке окружающего мира. Для создания проблемной ситуации на таком уроке учащимся предлагается отгадать, что спрятано в волшебной шкатулке (например, какое-то полезное ископаемое – кусочек угля или мела, если следующее занятие посвящено изучению полезных ископаемых), с помощью вопросов, на которые взрослый может отвечать только «да» или «нет». Вопросы детей, как правило, быстро иссякают в силу неразвитости умения задавать исследовательские вопросы и сводится к конкретным вопросам-гипотезам, которые так же быстро исчерпываются. Возникает проблемная ситуация, которая выражается в возникшем вопросе, как же узнать, что лежит в шкатулке.
На следующем этапе – этапе поиска неизвестного – детям предлагается воспользоваться специальными ключами, подобрав которые, можно открыть волшебную шкатулку и узнать, что там спрятано. Этими ключами являются вопросы, основанные на тех или иных словах, с помощью которых можно многое узнать о неизвестном предмете. Задача учителя – научить детей пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов. Познакомив детей с волшебными ключами, учитель может предложить им воспользоваться одним из них, для того чтобы задать вопрос о предмете, спрятанном в волшебной шкатулке. Помогая детям переходить от одного ключа к другому, учитель стимулирует постановку разнообразных вопросов, помогающих выяснить все необходимые свойства предмета и его назначение. В этом случае отгадывание предмета не составляет труда, и дети с удовольствием открывают шкатулку, проверяя найденное с помощью вопросов решения. Если было проведено хотя бы одно такое занятие, то, как правило, в дальнейшем не составляет труда вводить новые ключевые слова на этапе мотивации на любом уроке, в том числе русского языка и литературного чтения. Такими словами могут быть «причина», «условие», «значение», «состав», «происхождение», «виды» и т. п.
При использовании приёма ключей на этапе мотивации учитель, спрашивает детей о том, что они ещё не знают и хотят узнать о той или иной теме или проблеме, обращая их внимание на доску, где расположены ключи, и напоминает, что они могут помочь лучше сформулировать вопросы о неизвестном. Предложенные ключи с большой долей вероятности будут стимулировать возникновение таких вопросов, которые необходимы с точки зрения запланированного исследования.
Приём ключевых слов пригоден для создания мотивации к индуктивному исследованию.
Для дедуктивного исследования, основной задачей которого является развернутое обоснование принципа, закономерности, обобщения, широко используется второй способ создания мотивации – прием загадок.
Необходимость в обосновании выдвинутой гипотезы мотивирует формулирование цели исследования и поиск её фактов для её подтверждения.
Прием загадки основан на использовании стимульного материала. Таким материалом могут быть реальные объекты, рисунки, схемы, модели, демонстрация опытов, ряд слов, чье-то высказывание. Отрывок из музыкального произведения и т.д.
Самым важным является гипотетическая связь стимульного материала и той гипотезой, которая должна возникнуть у учащихся.
Прием загадки может быть использован для создания проблемной ситуации к индуктивному исследованию. В этом случае гипотезы, выдвигаемые учащимися по поводу смысла стимульного материала не служат мостиком к формулированию основной гипотезы – обобщения, нуждающейся в доказательстве, а лишь усиливают проблематичность вопроса, поставленного учителем, и способствует возникновению и формулированию проблемы у учащихся.
Третий способ создания мотивации на уроке условно называется «выполнимое/невыполнимое действие».
Характерной особенностью этого приема является то, что субъективно задание кажется выполнимым и не представляющим каких- либо трудностей. В процессе же его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его выполнения. Фактически проблемная ситуация создается с помощью какого-либо задания с ловушкой. Такой способ создания проблемной ситуации подходит для индуктивного занятия-исследования, так как позволяет чётко прогнозировать возникновение вопроса и формулирование проблемы у учащихся. Для дедуктивного исследования понадобится дополнительный шаг – перейти от вопроса-проблемы к гипотезам о её решении.
Преимущество данного приема – возникновение у учащихся сильной потребности в познании того нового, что необходимо узнать детям.
Четвертый способ – погружение в проблему – более сложный для применения в начальной школе. В тоже время он имеет огромное значение в формировании умения учитывать разные точки зрения и мнения, обосновывать собственную позицию.
Особенность этого приема – высокий уровень личностной включенности ученика в решение проблемы.
Для успешного применения способа на уроке от детей требуется умение учитывать разные мнения и интересы, принимать точку зрения другого человека.
Способы создания мотивации на уроке-исследования [4]
Название приема |
Материал для мотивации |
Условия применения |
Ключевые слова |
Ключевые слова для вопросов |
Предварительное обучение учащихся пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов |
Загадка |
Реальные объекты: рисунки, схемы, модели, символы, высказывания, отрывки из текста, музыкального произведения. |
Наличие гипотетической связи между предлагаемым обучающимся стимулом и гипотезой, которая важна для запланированного урока-исследования |
Выполнимое/ невыполнимое действие |
Задание с ловушкой: требование выполнить действие, которое субъективно воспринимается как выполнимое, а объективно является невыполнимым |
Восприятие учеником предложенного задания как лёгкого и выполнимого |
Погружение в проблему |
Авторское высказывание, точки зрения каких-то людей либо задание с требование занять чью-то позицию и выполнить какие-то действия или высказать суждение с заданной точки зрения |
Доступность и актуальность для детей темы предлагаемых высказываний, точек зрения; умение учитывать разные мнения и интересы, принимать точку зрения другого человека |
Разные способы в разной мере пригодны для создания мотивации к индуктивному или дедуктивному исследованию. Но каждый из них имеет свою особую ценность как путь развития тех или иных сторон творческого мышления и личности ребенка и определяет мотивационную готовность к формированию познавательных и коммуникационных умений учащихся на следующих этапах урока-исследования.
Литература:
1. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 4. – С. 24-36.
2. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.
3. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.
4. Шумакова, Н. Б. Урок- исследование в начальной школе Русский язык и литературное чтение// Москва, Просвещение, 2014 – 87 с.