12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баширова Умие Исмаиловна162
Я, Баширова Умие Исмаиловна, учитель технологии (высшей категории). Работаю в школе с 2008 года. Для проведения своих уроков по предмету технология, тщательно подбираю учебный материал, дополнительную литературу, наглядность. Во время проведения уроков ис
Россия, Крым респ., Алушта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа №3 им. А.Н. Крисанова» города Алушты


Конспект урока по технологии 5 класс


«Сервировка стола. Этикет»


t1676926802aa.jpg





Составила: Баширова Умие Исмаиловна учитель технологии Директор МОУ« Школа №3 им. А.Н. Крисанова» города Алушты Калиброва Л.В.___________







2022г.

Напавление технологической подготовки: Кулинария

Тема урока: «Сервировка стола. Этикет»

Цель урока: освоить правила сервировки стола, порядка подачи блюд,этикет.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию знаний, умений в сервировке стола, этикета;

Развивающая задача: содействовать в развитии интереса к процессу приготовления пищи, умения применять знания на практике, навыков целеполагания, исследования, анализа, сравнения, умения выражать свои мысли, оценки, планирования, самоконтроля

Воспитательная задача: мотивировать на осознание потребности к труду, экологической культуре, профессиональному самоопределению, взаимовыручке, содействовать эстетическому воспитанию.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: классно – урочная.


Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Планируемые результаты:

Предметные: Знания: о калорийности продуктов, правилах сервировки стола, этапах выполнения проекта. Умения: сервировать стол к обеду.

Метопредметные УДД:

Познавательные: анализ, выбор способов решения задач, построение цепи рассуждений, поиск информации.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе.

Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, познавательного интереса, проектной деятельности, нравственно-этическая ориентация.

Методическое обеспечение: презентация, столовые приборы, скатерти, салфетки, картинки образцов меню, образцы проектов, рабочая тетрадь по технологии, учебник «Технология», сборник рецептур.


1. Организационный момент.

- Приветствие.

- Проверка явки учащихся.

- Заполнение учителем классного электронного журнала.

- Проверка готовности к уроку.

2. Постановка цели, задач и темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Предположите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Вы любите собирать пазлы? (ответ – да). Вот сейчас у вас будет возможность собрать картинку. (Разрезаем картинку на несколько частей и собираем пазл.)

Каждая из вас берёт по одному фрагменту и у доски выкладываем картинку Вопрос — что изображено на картинке? (ответы учащихся — чайный стол, сервировка).

t1676926802ab.jpg

Фронтальный опрос учащихся:

- Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол – значит подготовить его для приема пищи , создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.

- Какую посуду и приборы используют для сервировки стола к завтраку? Обеду?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей некоторых столовых приборов, правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола к обеду, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток, и правилам поведения за столом.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.

- Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол? 

-В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда)

Историческая справка.

Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью. Вилка - это столовый прибор с интересной судьбой. В ХI веке у нее был только один зубец, а к началу ХХ века - четыре.

Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в Византии. В Римской империи пользовались уже двузубыми вилками. В Россию вилку привезли из Польши в начале XVII века. В то время истиннорусским прибором считалась только ложка. Появление вилки при царском дворе даже стало поводом для заговора. Считали, что вилка доказывала нерусское происхождение того, кто ею пользовался.

Ложка - один из самых распространенных предметов европейского столового прибора. Это говорит о большой доле жидких вязких блюд в меню европейцев.

Первые серебряные ложки на Руси были сделаны в 998 году для варяжской дружины князя Владимира Святославовича.

-Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

Ставят в их центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. Можно оформить стол любыми цветами, в т.ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов.

-Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

      

 


 


Историческая справка.

В 17 веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет и по сей день - с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.

-Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)

         Историческая справка.

Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что салфетки впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.          

Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть).

Последовательность сервировки праздничного стола

Накрывают стол скатертью

Расставляют тарелки

Раскладывают столовые приборы

Расставляют стеклянную и хрустальную посуду

Складывают и расставляют салфетки

Ставят цветы, расставляют наборы для специй .

У меня в конверте находится содержится важный предмет используемый при сервировки стола. Отгадайте- Что это?

Небольшая подсказка –этот предмет связан с Петром 1, а точнее с обычаем который он ввёл используя этот предмет за столом. (ответы учащихся) Петр 1 ввёл обычай вытирать рот после еды специальным платком или полотенцем , в наше время это салфетки — льняные, хлопчатобумажные и бумажные. У салфетки своя история появления и я предлагаю вам вновь совершить путешествие в прошлое.

Древние греки вытирали рот после еды зелеными фиговыми листьями.

А древние римляне пользовались салфетками из асбеста, которые после обеда для очистки бросали в огонь. В Древнем Риме 2000 лет назад появились и первые полотняные салфетки, на которых вышивались инициалы хозяина. Потом салфетки были надолго забыты.

Обычай пользоваться за столом салфеткой снова появился в Европе в середине XV века, а до этого роль салфетки играл край скатерти ,Его укладывали на колени и, прежде чем взять блюдо, вытирали им руки, а по необходимости рот и даже нос.

Поэтому во время торжественных обедов скатерть приходилось довольно часто менять. В России салфетки появились в начале XVIII века при правлении Петра 1вместе с другими европейскими правилами.

 Практическая работа

Сейчас мы выполним практическую работу. Научимся складывать салфетки разными способами 

Возьмите салфетки , посмотрите на схемы складывания и попробуйте так свернуть. (показ учителем)

t1676926802ac.jpgt1676926802ad.jpg

4. Физкультминутка .

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

1.соответствовать мероприятию - строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок;

2.отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения) ;

3.быть эстетичной - гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками

все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

5.Этикет

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения к тем, с кем ты сидишь за столом.

А что означает слово ЭТИКЕТ , нам может поведать об этом слове словарь, давайте его откроем и прочитаем.

Этикет- (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

Перед вами лежат памятки прочитайте правила которыми мы пользуемся сейчас: Как вести себя за столом.

Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.

Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. Её кладут на колени. Окончив есть, её, слегка скомкав, кладут на стол слева от тарелки.

Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.

Не разговаривать с полным ртом. Если вам задали вопрос, следует сначала проглотить пищу, а потом ответить.

Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке. Есть следует бесшумно.

Хлеб, булочки берут руками.

Мясо отрезают маленькими кусочками.

Гарнир – овощи, картошку, макароны, вермишель – набирают на вилку с помощью ножа.

Рыбные блюда берут с помощью столового прибора. В конце еды лимон, который всегда подается к рыбным блюдам, прикладывают к губам для уничтожения рыбного запаха.

Не едят с ножа — это не красиво и можно порезать рот.

Сырники, котлеты, яичницу, запеканку, заливное, т.е. мягкие блюда, ножом не режут – их легко разломить вилкой.

Косточки от компота не выплевывают прямо на блюдце. Следует поднести ложку ко рту, затем вытолкнуть языком косточку и положить на блюдце.

Если нужно что – нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать.

Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.

Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.

Когда пьют чай, не оставляют чайную ложку в чашке. Размешивать сахар следует бесшумно. Размешав сахар, ложку кладут на блюдце.

За едой не читают – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

Памятки с правилами вы приклеите в тетрадь дома.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание:

Составить меню семейного обеда.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Что вы узнали нового?

- Над чем вам надо еще поработать?

- Смогли бы вы объяснить новый материал другу?

- Поставьте оценки за работу на уроке

Спасибо за внимание, уберите свои рабочие места. Урок окончен.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.