Шаблон анализа результатов ОГЭ по русскому языку
Анализ результатов ОГЭ-2022 по русскому языку
В 2022 году в государственной итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ приняли участие 286 выпускников. Результаты по классам представлены в таблице 1:
Таблица 1
№ п/п | класс | учитель | «5» | «4» | «3» | «2» | Средний балл | % успеваемости | % качества |
1 | 9 А | | 18 | 15 | 5 | - | 28 | 100 | 86,84 |
2 | 9 Б | | 24 | 9 | 4 | - | 29 | 100 | 89,19 |
3 | 9 В | | 18 | 14 | 3 | - | 28 | 100 | 91,43 |
4 | 9 Г | | 28 | 7 | 2 | - | 30 | 100 | 94,59 |
5 | 9 Д | | 18 | 12 | 3 | - | 29 | 100 | 90,9 |
6 | 9 Е | | 20 | 11 | 4 | - | 29 | 100 | 88,57 |
7 | 9 Ж | | 24 | 7 | 3 | - | 29 | 100 | 91,18 |
8 | 9 З | | 19 | 15 | 3 | - | 28 | 100 | 91,89 |
Среднее значение по параллели | 28,75 | 100 | 90,57 |
Средний результат по параллели – 28,75 баллов. Результат ниже среднего по параллели (28 баллов) показали выпускники 9 «А» класса (учитель), 9 «В» класса (учитель), 9 «З» класса (учитель). Самый высокий результат у выпускников 9 «Г» класса – 30 баллов (учитель).
Максимальный балл (33) набрали 23 выпускника: (перечислить).
По результатам экзамена 169 обучающихся (59,09%) получили отметку «отлично», 90 (31,47%) – отметку «хорошо», 27 (9,44%) – отметку «удовлетворительно». Неудовлетворительных результатов нет.
Распределение оценок представлено в диаграмме:
Таким образом, при 100% успеваемости среднее качество по параллели составило 90,57%. Качество ниже среднего по параллели показали выпускники 9 «А» класса – 86,84% (учитель), 9 «Е» класса – 88,57% (учитель), 9 «Б» класса – 89,19% (учитель). Самый высокий показатель у выпускников 9 «Г» класса – 94,59% (учитель).
Результаты выполнения отдельных заданий представлены в таблицах 2, 3.
Таблица 2
| Задание | Средний балл | % выполнения |
1 | Изложение | 6,87 | 98,14% |
9 | Сочинение | 8,82 | 98% |
| Грамотность | 8,19 | 81,9% |
| |||
| Задание | Количество выпускников, справившихся с заданием | % выполнения |
2 | Синтаксический анализ | 160 | 55,94% |
3 | Пунктуационный анализ | 211 | 73,78% |
4 | Синтаксический анализ | 276 | 96,5% |
5 | Орфографический анализ | 106 | 37,06% |
6 | Анализ содержания текста | 212 | 74,13% |
7 | Анализ средств выразительности | 186 | 65,03% |
8 | Лексический анализ | 160 | 55,94% |
Таблица 3
| 9а | 9б | 9в | 9г | 9д | 9е | 9ж | 9з | Среднее значение по параллели |
ИК1 | 2 | 2 | 1,94 | 2 | 2 | 2 | 1,94 | 1,95 | 1,98 |
ИК2 | 3 | 3 | 2,97 | 3 | 2,94 | 3 | 2,85 | 2,92 | 2,96 |
ИК3 | 1,97 | 2 | 1,89 | 1,97 | 1,88 | 1,89 | 1,91 | 1,89 | 1,93 |
2 | 18 | 21 | 17 | 25 | 18 | 14 | 23 | 24 | 20 |
47,37% | 56,76% | 48,57% | 67,57% | 54,55% | 40% | 67,65% | 64,86% | ||
3 | 27 | 27 | 24 | 26 | 27 | 25 | 27 | 28 | 26,38 |
71,05% | 72,97% | 68,57% | 70,27% | 81,19% | 71,43% | 79,41% | 75,68% | ||
4 | 37 | 36 | 33 | 37 | 31 | 32 | 34 | 36 | 34,5 |
97,37% | 97,3% | 94,29% | 100% | 93,94% | 91,43% | 100% | 97,3% | ||
5 | 9 | 14 | 10 | 14 | 17 | 16 | 13 | 13 | 13,25 |
23,68% | 37,84% | 28,57% | 37,84% | 51,52% | 45,71% | 38,24% | 35,14% | ||
6 | 25 | 31 | 22 | 31 | 25 | 27 | 24 | 27 | 26,5 |
65,79% | 83,78% | 62,86% | 83,78% | 75,76% | 77,14% | 70,59% | 72,97% | ||
7 | 22 | 31 | 27 | 28 | 23 | 27 | 26 | 24 | 26 |
57,89% | 83,78% | 77,14% | 75,68% | 69,7% | 77,14% | 76,47 | 64,86% | ||
8 | 33 | 35 | 29 | 36 | 27 | 33 | 33 | 33 | 32,38 |
86,84% | 94,59% | 82,86% | 97,3% | 81,82% | 94,29% | 97,06% | 89,19% | ||
СК1 | 1,95 | 1,97 | 1,94 | 1,97 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,98 |
СК2 | 2,95 | 2,81 | 2,91 | 2,97 | 2,94 | 2,91 | 3 | 2,89 | 2,92 |
СК3 | 1,95 | 1,95 | 1,97 | 2 | 1,94 | 1,94 | 1,91 | 1,89 | 1,94 |
СК4 | 2 | 1,92 | 1,97 | 2 | 2 | 1,97 | 2 | 2 | 1,98 |
ГК1 | 1,37 | 1,65 | 1,37 | 1,7 | 1,33 | 1,43 | 1,68 | 1,46 | 1,5 |
ГК2 | 1 | 1,38 | 1,49 | 1,54 | 1,27 | 1,11 | 1,35 | 1,1 | 1,28 |
ГК3 | 1,66 | 1,68 | 1,71 | 1,78 | 1,76 | 1,74 | 1,68 | 1,62 | 1,7 |
ГК4 | 1,79 | 1,62 | 1,71 | 1,92 | 1,67 | 1,8 | 1,85 | 1,68 | 1,76 |
ФК | 1,89 | 1,95 | 1,94 | 1,95 | 1,97 | 1,94 | 1,97 | 1,97 | 1,95 |
Анализ выполнения отдельных заданий ОГЭ показывает, что наибольшие затруднения у выпускников вызвало задание № 5 (Орфографический анализ). С ним справились всего 37,06% сдававших экзамен. Лучше всего учащиеся справились с Синтаксическим анализом (задание № 4). У 276 выпускников (96,5%) данное задание не вызвало затруднений.
Результаты выполнения заданий № 2-8 по классам представлены в диаграмме:
Грамотность в экзаменационной работе оценивалась суммарно по двум заданиям (сочинение и изложение). Средний результат по параллели – 8,19 балла из 10 возможных.
Оценка грамотности по критериям ГК1 – ГК4, ФК
Класс | 9а | 9б | 9в | 9г | 9д | 9е | 9ж | 9з | В среднем по параллели |
Средний балл | 7,71 | 8,28 | 8,22 | 8,89 | 8 | 8,02 | 8,53 | 7,83 | 8,19 |
Самый низкий уровень грамотности показали выпускники 9 «А» класса (учитель) – 7,71 б. Самый высокий показатель (8,89 б.) в 9 «Г» классе (учитель).
Анализ отдельных критериев оценивания грамотности показывает, что самые низкие баллы выпускники получили по критерию ГК2 (соблюдение пунктуационных норм). Средний балл по параллели 1,28 б. Немного лучше выпускники справились с соблюдением орфографических норм (ГК1). Средний результат – 1,5 балла.
Таким образом, исходя из анализа работ ГИА – 2022, можно сделать следующие выводы:
Сжатое изложение на основе аудиотекста не вызывает особых трудностей у выпускников основной школы. Учащиеся, как правило, выделяют микротемы исходного текста; владеют тремя способами оптимального сжатия; сохраняют структуру и логику прослушанного текста. Первая часть ОГЭ по русскому языку выполнена на высоком уровне (средний результат 6,87б. из 7б).
Что касается второй (тестовой части), то наибольшую трудность вызывают задания 5 (справились 37,06% выпускников), 2 (55,94%), 8 (55,94%). Обучающиеся не справились на должном уровне с орфографическим анализом, синтаксическим анализом предложения, лексическим анализом. Обозначенные умения недостаточно сформированы. Это указывает на слабую подготовку участников к видам анализа, проверяемым заданиями 5,2,8, на необходимость специальной организации процесса обучения для преодоления выявленных трудностей.
Третья часть ОГЭ (сочинение-рассуждение) предполагает выбор в написании одного из видов задания: 9.1 – сочинение на лингвистическую тему, 9.2 – сочинение по фразе или финалу текста, 9.3 – сочинение на морально-этическую тему. Задание проверяет уровень читательской грамотности и умение создавать собственный текст, соблюдая формат рассуждения. Выпускники хорошо справились с написанием сочинения (средний результат 8,82б. из максимально возможных 9б.).
Практическая грамотность в формате ОГЭ оценивается суммарно по двум развёрнутым ответам (изложению и сочинению). Наибольшее количество ошибок было допущено по орфографии (1,28б./2б.) и пунктуации (1,5б./2б.). Это соответствует выполнению заданий тестовой части, а также
показывает, что незнание теории предмета, орфографических и пунктуационных правил приводит к нарушению норм и низкому результату.
Рекомендовано:
1. Учителям русского языка и литературы рассмотреть результаты ГИА-2022 на заседании МО учителей русского языка и литературы.
2. Учителям русского языка и литературы продолжить работу по систематической подготовке обучающихся к ГИА: начиная с 5 класса вести работу с тестами, требовать от учащихся знания основных правил русского языка и умения применять их на практике. Начиная с 7 класса вести подготовку к написанию сжатых изложений по аудиозаписям (по материалам Открытого банка заданий сайта fipi.ru). На уроках развития речи уделять внимание работе обучающихся с орфографическим словарем.
Руководитель МО учителей
русского языка и литературы Е.В.Рыбакова