12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия19

Рабочая программа краткосрочного курса

«Шаг за шагом к будущей профессии»

Пояснительная записка

Вид программы: программа краткосрочного курса

Происхождение программы: авторская

Целевая аудитория: возраст 14-15 лет, класс 9

Цель программы обеспечить освоение обучающимися способов и приемов поиска информации, связанной с дальнейшей образовательной траекторией и профессиональной деятельностью.

Планируемые образовательные результаты для обучающихся:

1.Извлекают информацию по вопросам профессионального самоопределения из специализированных интернет-порталов.

2. Обосновывают выбор дальнейшей образовательной траектории.

Объем работы: 14 академических часов, длительность одного занятия – 40 минут

Общая характеристика методов, форм обучения и режима занятий

В основу учебно-методической разработки положен системно-деятельностный подход. Работа построена как последовательное прохождение обучающимися компетентно-ориентированных заданий на базе информационных ресурсов.

Сроки проведения программы должны быть подобраны таким образом, чтобы итоговым занятием стало посещение школьниками ярмарки учебных мест. Для её посещения необходимы спаренные уроки. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности: по 2 часа в неделю. Группа участников – не более 20 человек.

Формы работы: групповая и индивидуальная. Обучающиеся работают с источниками информации индивидуально, а результаты работы обсуждают в малых группах и фронтально.

Для грамотного обоснования своего мнения, выводов, оценок обучающиеся должны владеть следующей терминологией: «профессионально важные качества», «медицинские противопоказания», «уровни профессионального образования», «профессиональные образовательные организации», «образовательные организации высшего образования», «углубленная подготовка», «базовая подготовка», «банк вакансий», «вакансия», «рынок труда», «востребованность профессии на рынке труда».

Описание системы оценивания достижения планируемых образовательных результатов, включая показатели оценки достижения конечных результатов программы

Текущий контроль проводится по итогам выполнения компетентностно-ориентированных заданий (см. Приложение 1). По каждому компетентно-ориентированному заданию предлагается инструмент оценивания – ключ или модельный ответ.

Показателем оценки достижения конечного результата программы является извлечение обучающимися полезной информации по вопросам профессионального самоопределения по заданиям («Знакомство с профессией», «Возможности получения профессии», «Востребованность профессии», «Перспективы карьерного роста») и обоснование решения относительно дальнейшей образовательной траектории собственными интересами, склонностями, способностями (в рамках составления личного профессионального плана).


Описание программного содержания

В программе предлагаются конкретные компетентностно-ориентированные задания на извлечение информации из надежных источников и их систематизацию, на выполнение операций по выделению из текстов статей основной мысли на основе заданной темы, по составлению личного профессионального плана для ближайшей цели.

Тематическое планирование

Тема 1. Слагаемые выбора профессии

Труд. Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям. Формула выбора профессии «хочу-могу-надо».

Практическая деятельность

Работа в малых группах: обоснование целесообразности выбора профессии в заданной ситуации по формуле «хочу-могу-надо».

Тема 2. Информированность о профессии/специальности

Профессия. Специальность.

Практическая деятельность

Работа в малых группах: выделение информации о профессии «системный администратор» по заданным характеристикам

Работа индивидуально: выделение информации о заинтересовавшей профессии по заданным характеристикам.

Тема 2 Рынок образовательных услуг

Уровни профессионального образования. Программы среднего профессионального образования: базовая подготовка и углубленная подготовка.

Практическая деятельность:

Работа в малых группах: изучение возможных специальностей и перечня образовательных организаций Самарской области среднего профессионального и высшего образования, ведущих подготовку по данным направлениям, для дальнейшей работы по профессии «системный администратор».

Работа индивидуально: изучение возможных специальностей и перечня образовательных организаций Самарской области среднего профессионального высшего образования для дальнейшей работы по заинтересовавшей профессии.

Тема 4 Рынок труда

Рынок рабочей силы. Законы рынка труда

Практическая деятельность:


Работа в малых группах: поиск и анализ информации о востребованности профессии «системный администратор».

Работа индивидуально: поиск и анализ информации о востребованности заинтересовавшей профессии.

Тема 5 Перспективы карьерного роста

Карьера. Типы карьеры.

Фронтальная работа: организация дискуссии по вопросам развития карьеры.

Практическая деятельность:

Работа в малых группах: извлечение информации о повышении своих шансов на получение интересной, хорошо оплачиваемой работы и перспективах карьерного роста по профессии «системный администратор»

Работа индивидуально: извлечение информации о перспективах карьерного роста по интересующей профессии.

Тема 6 Мой личный профессиональный план

Профессиональный план. Основной и запасной варианты выбора профессии/специальности.

Практическая деятельность:

Работа индивидуально: составление личного профессионального плана

Работа в малых группах: обоснование личного профессионального плана, его защита.

Тема 6 Посещение ярмарки учебных мест

Образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования. Профпробы.

Работа индивидуально: внесение корректировок, дополнительной информации в личный профессиональный план.




Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

всего

аудиторных

внеаудиторных

в т.ч. практическая деятельность

Слагаемые выбора профессии

1

1

0

0,5

Информированность о профессии/специальности

2

2

0

1,75

Рынок образовательных услуг

2

2

0

1,5

Рынок труда

3

3

0

2,5

Перспективы карьерного роста

2

2

0

1,5

Мой личный профессиональный план

2

2

0

1,5

Ярмарка учебных мест

2

0

2

1,5


Всего

14

11

2

10,75


Условия реализации программы

Организационные ресурсы

Необходимы спаренные уроки для посещения обучающимися ярмарки учебных мест. Подобрать сроки проведения программы таким образом, чтобы итоговым занятием стало посещение школьниками ярмарки учебных мест (в территориальных управлениях имеются данные о сроках проведения данного мероприятия).

Занятия проводятся в стандартной классной комнате, где существует возможность перестановки мебели.

Материально-технические ресурсы

Для занятий 2, 3, 4, 5,6 требуются ноутбуки с выходом в интернет по числу обучающихся.

Рабочее место учителя оборудовано ноутбуком / компьютером с выходом в интернет, проектором, экраном.

Для организации доставки обучающихся на мероприятие «ярмарка учебных мест» (занятие №7) необходимо транспортное средство.

Кадровые ресурсы

Педагог должен знать основы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы, принципы систематизации информационных материалов, рекомендуемых для использования.

Учебно-методические ресурсы

Лаборатория модернизации образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: http://lab- modern.ru/professionalnoe-samoopredelenie/materialy-dlya-shkolnikov/o-tom-kak-pravilno-iskat-rabotu /

Методический кабинет Г.В. Резапкиной [Электронный ресурс] URL: http://metodkabi.net.ru

Справочник профессий [Электронный ресурс] URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions

ЦПО Самарской области, раздел «Куда пойти учиться» [Электронный ресурс] URL: http://kuda.samara.edu.ru

Энциклопедия профессий на сайте «Мой ориентир» [Электронный ресурс] URL: http://мой-ориентир.рф

Уколова Н.А. Пошаговая разработка занятий к программе краткосрочного курса «Шаг за шагом к будущей профессии»




Список литературы



Лаборатория модернизации образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: http://lab-modern.ru/professionalnoe-samoopredelenie/materialy-dlya-shkolnikov/o-tom-kak-pravilno-iskat-rabotu/

Методический кабинет Г.В. Резапкиной [Электронный ресурс] URL: http://metodkabi.net.ru

Перелыгина Е.А. Методические рекомендации для педагогов по использованию профориентационных презентаций, справочника профессий в целях популяризации рабочих профессий.

Справочник профессий [Электронный ресурс] URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions

Уколова Н.А. План-конспект занятия в рамках внеурочной (внеучебной) деятельности по профессиональной ориентации учащихся 9 класса «Осознанный выбор профессии – первый шаг на пути к счастью», 2014 год, на правах рукописи

ЦПО Самарской области, раздел «Куда пойти учиться» [Электронный ресурс] URL: http://kuda.samara.edu.ru

Энциклопедия профессий и раздел «Твои возможности» на сайте «Мой ориентир», [Электронный ресурс] URL: http://мой-ориентир.рф




Приложение 1


Уколова Н.А. Пошаговая разработка занятий к программе краткосрочного курса «Шаг за шагом к будущей профессии»

Занятие №1 Слагаемые выбора профессии

Приветственное слово ведущего. Информирование о программе, её направленности, о режимных моментах.

Цитаты на слайдах: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас», «Труд, который нам приятен, излечивает горе». Обсуждение обучающимися смысла данных высказываний.

Участники занятия приводят свои пословицы, поговорки, цитаты, афоризмы на обсуждаемую тему.

Ведущий обобщает: «Проанализировав высказывания Шекспира и К.Д. Ушинского, ваши поговорки и афоризмы, мы осознаем, что каждому человеку нужно найти своё назначение в жизни, своё призвание. Как много людей чувствуют себя несчастными только потому, что им приходится заниматься нелюбимым делом. А ведь на работе мы проводим большую часть своей жизни!»

Игра «Случайный выбор»

Выбрать 3-х помощников, раздать им карточки с названием профессии. Представить ребят классу в новой роли.

Итак, встречайте, у нас в аудитории диджей. Что мы можем сказать о человеке данной профессии? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать человек этой профессии? Хотел бы ты стать диджеем? (Обращаем внимание на эмоции). Почему?

Подобным же образом рассматриваем другие профессии, например, ветеринар, машинист. Обсуждение.

Ведущий благодарит ребят за участие в игре, «выводит их из образов, например, «Ты, Миша, больше не диджей...» и делает вывод: «только что мы наглядно убедились, что выбор профессии не должен быть случайным».

Вопрос классу:

Как вы думаете, стоит ли уже сейчас задумываться о выборе будущей сферы профессиональной деятельности? Существуют ли правила выбора профессии?

Ответы учащихся: «школьникам необходимо знать, что им нравится, чтобы выбрать профессию по душе, которая в дальнейшем принесет им удовлетворение».

Мини-лекция «Слагаемые выбора профессии»

Для правильного выбора профессии необходимо знать те требования, которые она предъявляет к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет перевод, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Очень важно, чтобы интерес перешёл в склонность – стремление заниматься определённой деятельностью.

Мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Итак, первое слагаемое «Я хочу» профессию нужно выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями, это можно выразить формулой «Я хочу».

Перед выбором профессии неизбежно стоит вопрос: «Что я могу?». Чтобы ответить себе на него, вы оцениваете свои задатки, способности, характер, здоровье. «Могу» – так звучит второе слагаемое выбора профессии.

Под термином «способности» обычно понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам.

Мы говорим, что обучающийся обладает хорошими математическими способностями, если он при прочих равных условиях быстрее, чем его товарищи, усваивает доказательства теорем, находит новые способы решения задач. Или литературные способности проявляются в том, что человек оригинально письменно излагает свои мысли.

Итак, способности – это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность, они важны во всех профессиях и видах деятельности. Специальные способности – это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.

Успешная работа в любой профессии и специальности возможна только при сочетании общих и специальных способностей.

И третье слагаемое – профессия должна пользоваться спросом на рынке труда – «надо».

Задание №1

Каждая группа получает карточку с описанием ситуации.

Задание «Прочитайте описание ситуации профессионального выбора и дайте обоснование того, насколько он оказался удачным, воспользуйтесь схемой «хочу могу надо». Что бы вы посоветовали нашему герою?»

Ситуация 1

«Николай вырос в семье строителей. В науках он не силен, учится «с двойки на тройку», а вот физический труд ему пришелся по душе. В летний период времени он охотно помогает отцу отделывать квартиры в новостройках, знает многое о строительных материалах, их свойствах, областях применения. По окончании 9 класса планирует пойти учиться по специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Николай хочет быть материально независимым от родителей (в их семье еще трое детей, он старший из них)» и, при необходимости, самостоятельно оплачивать обучение».

Ситуация 2

«Ирина живет в сельской местности, с детства увлекается бальными танцами. В последнее время у неё начались серьезные проблемы с сердцем, врачи назначили лечение и порекомендовали временно исключить физические нагрузки. После 9 класса девочка планирует поступить в хореографическое училище».

Ситуация 3

«Надя большую часть своего времени «сидит в контакте», расширяет круг своих знакомых, общается с ними по пустякам. Особых интересов и талантов у неё нет, любимых предметов тоже. Но она любит посещать вечеринки, красиво и модно одеваться. От престижной работы и славы она бы не отказалась. В общем, хотелось бы ей что-то делать, но что, она не знает».

Инструмент проверки модельные ответы

Ситуация 1

Выбор полностью соответствует схеме «хочу могу надо». Имеются интересы, есть способности к строительному делу, профессия востребована на рынке труда. Совет: поступить на заочную форму обучения и совмещать учебу с работой»

Ситуация 2

Выбор полностью соответствует сфере «хочу», но не соответствует сферам «могу» и «надо». Балерины подвергаются тяжелым физическим нагрузкам, у Ирины проблемы с сердцем, то есть состояние здоровья не позволяет выбрать профессию балерины. Кроме того, профессия «балерина» не востребована на региональном рынке труда. Совет: выбрать другую профессию, если нужно, то обратиться за консультацией по выбору профессии к специалисту.

Ситуация 3

В сферах «могу» и «хочу» у Нади пустота, она не сможет выбрать профессию себе по душе. Совет: применить волевое усилие, осознать свои цели, желания, мотивы, составить план действий и продумать способы их выполнения или удачно выйти замуж и продолжать вести свою привычную жизнь.

Занятие 2 «Информированность о профессии/специальности»

Профессия – вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.

Специальность это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для выполнения которой необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретаемые путем специальной подготовки и опыта работы.

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание:

Задание №1 «Знакомство с профессией «системный администратор»

«Изучите описание профессии «системный администратор, используя при этом информацию со справочного портала «Моё образование», раздел «Справочник профессий» (moeobrazovanie.ru), с сайта методического кабинета профориентации Г.В. Резапкиной (http://metodkabi.net.ru) и из энциклопедии профессий на сайте «Мой ориентир» (http://мой-ориентир.рф). Выделите информацию по заданным характеристикам профессии и впишите её в таблицу».

Таблица 1

Описание профессии

Характеристика профессии

«системный администратор»

Обязанности


Профессионально-значимые требования к работнику


Опасности и риски профессии


Медицинские противопоказания



Обсуждение

После проведенной работы представитель каждой группы по очереди вписывает в заранее подготовленную таблицу на доске характеристику профессии (1 пункт «обязанности» – 1 группа, 2 пункт «профессионально-значимые требования» – 2 группа, 3 пункт «опасности и риски» – 3 группа, 4 и 5 пункты «медицинские противопоказания» и «топ-50» – 4 группа), сравнивает её с ключом, выданным учителем, обосновывает свои пункты характеристики профессии. Обучающиеся других групп, педагог дополняют пункты характеристики, присоединяются к обсуждению.

Таким образом, девятиклассники предоставляют целостное описание профессии «системный администратор»

Инструмент для проверки – ключ

Характеристика профессии

«системный администратор»

Обязанности

Обеспечивает рабочее состояние компьютерного оборудования;

проектирует, администрирует и модернизирует локальную сеть, поддерживает центральный сервер;

обеспечивает информационную безопасность компании

Профессионально-значимые требования к работнику

Умение концентрироваться и мгновенно переключаться с одного вида работы на другой, быстро находить решения и справляться как творческим заданием, так и с рутинной работой.


Стрессоустойчивость, спокойствие, организаторские способности, общительность, аккуратность, ответственность, большой объем кратковременной памяти, развитое словесно-логическое мышление.


Опасности и риски профессии

Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы.

Медицинские противопоказания

Плохой слух, нервно-психические и инфекционные заболевания, заболевания органов зрения


Входит ли профессия в «Топ-50»

Входит


Задание №2 «По отработанной схеме составить описание заинтересовавшей вас профессии (специальности)»

По завершении работы участники объединяются в пары, предоставляют описание своей профессии, задают друг другу уточняющие вопросы.

Занятие №3 «Рынок образовательных услуг»

Мини-лекция «Уровни профессионального образования»

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

среднее профессиональное образование;

высшее образование бакалавриат;

высшее образование специалитет, магистратура;

высшее образование подготовка кадров высшей квалификации.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование (9 классов), то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования (10 -11 класс).

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

По базовой программе предполагается, что студентам даются только минимальные знания по конкретным специальностям в рамках имеющихся стандартов. После окончания обучения присваивается квалификация -Техник.

При обучении по углубленной программе, студенты получают более расширенные знания по специальности и при окончании колледжа им присваивается более высокая квалификация старший Техник или в дипломе дописывается такая фраза «С углубленной подготовкой».

При обучении по программе повышенного уровня образования, срок обучения увеличивается, по сравнению с базовым на 10 месяцев.

В ВУЗ можно поступить как с базовым, так и с повышенным образованием. Но здесь имеются некоторые нюансы. К примеру, многие ВУЗы имеют свои профильные коллежи и при обучении в них по повышенной программе образования эти вузы принимают «своих» студентов не на первый курс, а на второй, а где-то даже и третий.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Задание №1 «Возможности получения профессии «системный администратор».

«Изучите все специальности, по которым возможно пройти обучение, чтобы в дальнейшем работать по профессии «системный администратор». Используйте для этого материалы сайта «Моё образование», раздел «Справочник профессий». Рассмотрите, по каким специальностям, в каких учреждениях профобразования возможно получить профессию в Самарской области. Используйте материалы сайта ЦПО Самарской области (Профессиональные образовательные организации – Куда пойти учиться) и ВУЗы России: навигатор абитуриента (https://ria.ru/abitura_rus) Внесите информацию в таблицу №2».


Таблица №2

Получение профессии «системный администратор»

Перечислить все специальности, по которым можно пройти обучение в профессиональных образовательных организациях (ПОО) в России

Перечислить все специальности, по которым можно пройти обучение в образовательных организациях высшего образования (ОО ВО) в России

Все ПОО Самарской области, ведущие подготовку по перечисленным специальностям (в скобках указать номер специальности)

Все ОО ВО Самарской области, ведущие подготовку по перечисленным специальностям (в скобках указать номер специальности)







Обсуждение полученных результатов работы в группах, соотнесение их с ключом – инструментом для проверки.

Инструмент для проверки ключ

Получение профессии «системный администратор»

Перечислить все специальности, по которым возможно пройти обучение в профессиональных образовательных организациях (ПОО) в России

Перечислить все специальности, по которым возможно пройти обучение в образовательных организациях высшего образования (ОО ВО) в России

Все ПОО Самарской области, ведущие подготовку по перечисленным специальностям (в скобках указать номер специальности)

Все ОО ВО Самарской области, ведущие подготовку по перечисленным специальностям (в скобках указать номер специальности)

Компьютерные сети(Базовая подготовка)

Компьютерные сети(Углубленная подготовка)

Компьютерные системы и комплексы(Базовая подготовка)

Компьютерные системы и комплексы(Углубленная подготовка)

Наладчик аппаратного и программного обеспечения(Углубленная подготовка)


1.Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Информационно-аналитические системы безопасности

Компьютерная безопасность

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Прикладная информатика

Прикладная математика и информатика

8.Фундаментальная информатика и информационные технологии

Поволжский государственный колледж (1)

Самарский техникумпромышленного машиностроенияим. А.Д. Козлова (1)

Тольяттинский социально-экономический колледж (5, только базовая подготовка)

Самарский государственный колледж (4);

Тольяттинский индустриально-педагогический (3)

Сызранский технический колледж (4)

Чапаевский губернский колледж (3), Отрадненский нефтяной техникум (3)

Жигулевский государственный колледж (3)

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (8 )

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (5)

Тольяттинский государственный университе (5)

Самарский государственный технический университет (6)

Самарский государственный университет путей сообщения (Информационные системы и технологии)


Задание №2 «Используя материалы рекомендуемых для работы на занятии сайтов, изучите возможности получения профобразования для дальнейшей работы по заинтересовавшей вас профессии».

Занятие 4 «Рынок труда»

Знакомство с определением «рынок труда».

Рынок труда (рынок рабочей силы) – система, позволяющая продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

На примере сказки Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» разобраться, что представляют собой рыночные отношения.

Отрывок из сказки:

«Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

На любом рынке есть товар, на рынке труда он представлен в виде рабочей силы. Работодатель (покупатель) предъявляет к работнику определенные требования, как, в принципе, к любому другому товару.

Что требует от работодателя поп? Подтвердите свой ответ фразой из сказки. (Ключ: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник»).

Действительно, умный и хитрый поп примет на работу одного человека вместо трёх, то есть на языке современности это звучит примерно так: «Ищу Профи широкого профиля». Это означает, что сегодня работодателю нужен профессионально мобильный специалист широкого профиля, владеющий сразу несколькими профессиями и готовый при необходимости достаточно быстро переквалифицироваться.

На рынке труда есть и цена товара – заработная плата. Попа в сказке Пушкина очень волнует этот вопрос. Подтвердите это фразой из сказки.

(Ключ: «А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»)

Желание попа нам понятно: он хочет купить дешево «хороший товар».

Почему попу удается так дешево купить рабочую силу?

Чье поведение на рынке труда было эффективным? Почему? (Модельный ответ: «Поведение попа эффективно – рано встал, пошёл на рынок – туда, где продается товар; Балда – не знает, чего хочет»)

Что необходимо было сделать Балде, чтобы продать свою рабочую силу дороже? (Модельный ответ: «Презентовать себя»)

Как определить цену своей рабочей силы? Из каких составляющих она складывается?

По определению, «рабочая сила это физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг)».

Другими словами, это способности, знания, умения, квалификация, опыт, здоровье. Именно эти составляющие являются товаром на рынке труда. Сколько же стоит этот товар?

Цена на товар зависит от соотношения спроса и предложения. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. То есть, чем больше людей спрашивают товар и чем меньше предлагают его на рынке, тем дороже он стоит. Иначе говоря, самыми дорогими товарами являются те, которых не хватает, а именно, дефицитные товары. Если же спрос на товар низок, а предлагают его многие, то цена на него резко снижается. Таков один из законов рынка труда – постоянные колебания спроса и предложения.

Давайте посмотрим наглядно, как он работает.

Игра «Строительство дома»

Представьте, что необходимо построить дом. Давайте его нарисуем. (ведущий рисует на доске дом, желательно использовать интерактивную доску)

Какие специалисты нужны, чтобы его построить? (ответы обучающихся записываются на доске: геодезист, архитектор, сметчик, каменщик, плотник, кровельщик, электрик, штукатур-маляр, сварщик, газовщик, прораб, бухгалтер, дизайнер, водитель).

Представьте, что вы можете выполнить любую работу. Исходя из своих потребностей, определите для себя профессию, которая необходима при строительстве дома (из приведенного списка).

Соотнести выбор от соискателей. Много ли среди нас каменщиков, плотников, сварщиков?

Вывод ведущего: физический труд не выбирается. Одни профессии востребованы, другие нет. Что делать? (Модельный ответ: «Либо переквалифицироваться, либо выдержать конкуренцию»). Сейчас появляется спрос на фрезеровщиков, токарей и строителей – значит, их надо готовить в больших количествах.

Второй механизм, который действует на рынке труда, это заработная плата. Чем выше зарплата, тем меньше спрос, а на низкую зарплату вакансий всегда множество, т.е. спрос выше. В настоящее время количество специалистов с высшим образованием в несколько раз превышает рабочих. Потребность в рабочих кадрах вынуждает работодателя повышать размер заработной платы. Наоборот, если на меньшие деньги найдутся желающие, зарплата будет снижена. Постоянные колебания зарплат – второй закон рынка труда.

Теперь Вы можете ответить на вопрос, почему поп так дешево купил Балду. (Модельный ответ: «Потому, что ему было из кого выбирать, потому, что таких, как Балда, на рынке труда было много, и предложение рабочей силы превышало спрос на нее»).

Вывод ведущего: основной характеристикой рынка труда является соотношение спроса и предложения рабочей силы.

Исходя из этого, профессия, которую вы выбираете, должна соответствовать не только вашим желаниям и способностям, но и требованиям рынка труда, то есть пользоваться спросом.

Можно ли выбирать профессию, которая не пользуются спросом на рынке труда? Или нужно отказаться от своей мечты? (Модельный ответ: «Если желания сильны и человек готов приложить максимум усилий для преодоления трудностей на пути к достижению цели, то не следует отказываться от планов»).

Практическое задание

Класс делится на группы по 45 человек. Каждая группа получает задание. В процессе выполнения задания обучающимся необходимо самостоятельно выбрать фильтры для поиска информации, тем самым закрепляются навыки работы с базами данных, формируются метапредметные результаты в части работы с информацией.

Задание №1 «Востребованность профессии «системный администратор»

«Рассмотрите страницу поиска вакансий в Общероссийской базе вакансий «Работа в России» (выход возможен через сайт «Справочник профессий» http://spravochnik.rosmintrud.ru/). Вся информация анализируется за 1 месяц. Примените соответствующие фильтры, выполните необходимые аналитические и математические действия и ответьте на вопросы:

Область/регион с наибольшим количеством предлагаемых вакансий «системный администратор».

Область/регион с наивысшей заработной платой, предлагаемой по вакансии «системный администратор».

Количество вакансий «системный администратор» в Самарской области, в России, не требующих опыта работы.

Область/регион, в которой выпускник профессиональной образовательной организации, не имеющий опыта работы, может претендовать на заработную плату выше 20 тыс.руб. по вакансии «системный администратор».

Во сколько раз увеличатся/уменьшатся шансы соискателя, имеющего среднее профессиональное образование и опыт работы 2 года 11 месяцев относительно соискателя, получившего неоконченное высшее образование и не имеющего опыта работы. Рассматривается вакансия «системный администратор».

В каких областях/регионах имеются вакансии «системный администратор», подходящие для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, нижние конечности.

Каждая группа по очереди называет получившиеся ответы, которые сравниваются с ответами участников других групп. При несовпадении информации, эксперты (1 представитель от группы) проверяют её. Педагог активирует обсуждение полученной информации, задавая вопросы, например, «почему за одинаковую работу в крупных городах платят больше, чем в малых? Ответ: отсутствие конкуренции предприятий в борьбе за специалистов в малых городах.

Инструмент проверки ключ (проверка заданий выполняется с помощью постановки фильтров на сайте «Работа в России»).

Задание №2 «Проведите работу по изучению востребованности заинтересовавшей вас профессии, опираясь на материалы сайта «Работа в России».

Занятие №5 «Перспективы карьерного роста»

Информирование. Карьера – профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму.

Карьера – это успех и положение в обществе. Существует два типа карьеры: карьера «вверх» и карьера «вглубь». Карьера «вверх» это движение по иерархической лестнице. Люди, которые построили карьеру «вверх», имеют высокий статус в обществе и участвуют в процессах управления. Такие люди нужны в любой организации. Карьера «вглубь» это совершенствование и оттачивание профессионального мастерства в своей области. Люди, которые сделали карьеру «вглубь», стали профессионалами, специалистами своего дела. Такие люди нужны любому обществу и у них всегда много работы».

Групповая дискуссия: два типа карьеры. Возможные вопросы для обсуждения: Совместимы ли два типа карьеры? Что считать удачной карьерой? Что способствует построению карьеры?

Задание №1 «Перспективы карьерного роста»

«Зайдите на сайт Лаборатории модернизации образовательных ресурсов (http://lab-modern.ru/), раздел «Профессиональное самоопределение – материалы для школьников», блок материалов «Как правильно искать работу». Прочитайте представленные там материалы. Запишите советы, касающиеся того, как школьники могут повысить свои шансы на получение интересной и хорошо оплачиваемой профессии». Записав ответ, обратитесь к сайту «Моё образование» и выпишите особенности карьерного роста по профессии «системный администратор».

По окончании работы представитель каждой группы представляет свои ответы. Эксперты (1 представитель от группы) с помощью инструмента проверки выбирают группу участников, которая дала наибольшее количество верных ответов.

Инструмент проверки – модельный ответ

Могут быть приведены подобные ответы:

Выбрать профессию по интересу (важно заниматься любимым делом).

Попробовать себя в различных занятиях (профпробы, кружки, секции, волонтерская работа, участие в коллективной работе, временная работа).

Отработать навыки командной работы.

Осознать профессиональные интересы, соотнести их с со способностями.

Провести работу по саморазвитию (развить недостающие качества, улучшить их).

Особенности карьерного роста (старт – профессия «системный администратор»)

Особенности карьерного роста в горизонтальном построении выстраиваются из позиции системного архитектора, администратора базы данных. В качестве вертикальной перспективы роста можно занять должность старшего системного администратора в крупной компании, в подчинении которого находится несколько системных администраторов с узкой специализацией. В будущем можно претендовать на кресло руководителя управления инфраструктуры или отдела информационных технологий.

Занятие №6 «Мой личный профессиональный план»

Теоретический блок. Надеемся, что вы смогли проанализировать свои интересы и склонности, оценили профессионально-важные качества (здоровье, способности), узнали, какие профессии пользуются спросом на рынке труда и проанализировали свои варианты выбора профессии.

«Выбор профессии это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и её ценностей, эпохи и её социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащён необходимыми инструментами самоанализа, постановки цели и их достижения, если он умеет анализировать ситуацию и соотносить её со своими интересами, если он умеет работать с информацией и превращать её в знание и выбор это замечательно, за него можно не волноваться! Он всегда найдёт верный путь» Г.В. Резапкина.

Личный профессиональный план – это представление человека о своей будущей образовательной траектории. Насколько целесообразным будет этот план и реалистичным зависит от самого обучающегося. При составлении плана необходимо хорошо обдумать свои намерения, поставить цель и определить средства для её достижения. Наша жизнь изменчива, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, например, снижение спроса на профессию, недостаток материальных возможностей, поэтому важным шагом наряду с основным выбором является выбор запасного варианта обучения, профессии/специальности.

Задание №1

«Составьте личный профессиональный план для ближайшей цели по заданной структуре»

Мой основной вариант выбора профессии/ специальности____________________________________________________

__________________________________________________________________Моя цель: поступить в __________________________________________________________________

(учебное заведение)

на факультет ____________________________________________________

специализации (можно сделать 3 выбора)

возможная специализация

конкурс (чел./место в предшествующем году)

количество бюджетных мест

стоимость обучения














Моя успеваемость:

средний балл____________________________________________________

оценки по профильным предметам _________________________________

Возможности оплаты (отвечать «да» или «нет»):

подготовительных курсов _________________________________________

услуг репетитора ________________________________________________

полного курса образования ________________________________________

Дополнительные возможности

наличие призового места на олимпиаде_____________________________

целевое направление ____________________________________________

льготы при поступлении _________________________________________

другие возможности _____________________________________________

Возможные препятствия

медицинские противопоказания____________________________________

семейные обстоятельства _________________________________________

что-то другое ___________________________________________________

Моя оценка вероятности поступления при имеющихся данных (с обоснованием)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои перспективы получения дополнительного или второго образования (с обоснованием)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои перспективы карьерного роста (с обоснованием)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мой запасной вариант выбора профессии/специальности__________________________________________

поступить в _______________________________________________________ (учебное заведение)


Участники группы, педагог задают уточняющие вопросы.

Заключение. Важно помнить, что в течение жизни происходит уточнение самоопределения, то есть расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себе.

Занятие №7 «Посещение ярмарки учебных мест»

Посещение данного мероприятия позволит обучающимся получить дополнительную информацию, внести корректировки в свой личный профессиональный план.


Опубликовано


Комментарии (1)

Наталия, 20.08.20 в 16:16 0Ответить Пожаловаться
Для публикации
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.