Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2.
Утверждена
Приказ по школе
от 1 сентября 2014 г.
Директор школы: Зрулина С.А.
Кружок
«Мастерская Самоделкина» 3 класс
Составил: Лещёва С.Н.
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
3 год (34 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся с пастелью. Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация деятельности кружка.
Режим работы кружка – занятие в неделю по 1 часу.
УУД.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности ,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение темы;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Содержание:
Вводное занятие.
Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Вязание спицами.
Приемы вязания. Набор петель. Петли : лицевая и изнаночная.
Вязание шарфика
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
Изготовление гирлянд (коллективная работа).
Работа с тканью, мехом.
Шитье мягкой игрушки.
Изготовление настенного кармашка для мелочей.
Работа с бросовым материалом.
Шитье игольницы из открыток.
Изготовление кукол из перчаток.
Знакомство и изготовление чеканки (по образцу).
Работа по замыслу детей.
Работа с пластилином.
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.
Конструирование.
Коллективный проект «Гараж».
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
К концу 3 года обучения учащиеся узнают:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения учащиеся научатся:
правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
Литература:
А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Календарно-тематическое планирование 34 часа – 1 раз в неделю.
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Дата п ф |
1 |
Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте |
1 |
1 |
- |
. |
2 |
Работа с тканью 1) Из истории мягкой игрушки. Соединительные швы «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»». И.т.б. 2) Мягкая игрушка «Зайчик». Составление плана работы. 3) Зайчик. Изготовление выкроек. 4) Зайчик. Раскрой ткани. Сшивание деталей. 5) . Зайчик. Сшивание деталей. 6) Зайчик. Набивка деталей ватой. 7) Зайчик. Заключительная работа. Выставка игрушек. 8) Изготовление настенного кармашка для мелочей. 9) Продолжение работы над изготовлением настенного кармашка. 10) Изонить. Цветок. Выставка работ. |
10 |
2 1 1 |
8 - 1 1 1 1 1 1 1 1 - |
|
3 |
Работа с бумагой и картоном. Конструирование. 1) Изготовление бумаги. Св-ва бумаги. Оригами. Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Тюльпан. И.т.б. 2) Объемная аппликация «Зима». 3) Изготовление елочных игрушек из яичной скорлупы. 4) Новогодние маски. Изготовление новогодней маски. 5) Поздравительная открытка. 6) Новогодние гирлянды (коллективная работа). Украшение класса. |
6 |
1 1 |
5 - 1 1 1 1 1 |
|
4 |
Вязание спицами. 1. Приемы вязания. Набор петель начального ряда. И.т.б. 2. Набор петель. Лицевые петли. Кромочные петли. 3. Набор петель. Изнаночные петли. Накиды. 4. Прибавление и убавление петель. 5. Вязка «Резинка». Вязание шарфика «резинкой». 6. Продолжение работы над изделием «Шарфик». |
6 |
1 1 |
5 - 1 1 1 1 1 |
|
5 |
Работа с пластилином 1) Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). 2) Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев. |
2 |
1 1 |
1 - 1 |
|
6 |
Работа с бросовым материалом. 1) Изготовление игольницы из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей петельным швом) 2) Сборка деталей игольницы. 3) Знакомство (беседа, показ образцов, иллюстраций) с одним из видов декоративно-прикладного искусства – чеканкой. 4) Изготовление чеканки по замыслу детей. 5) Изготовление игрушек из перчаток. 6) Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Домик. |
6 |
1 1 |
5 - 1 1 1 1 1 |
|
7 |
Конструирование 1) Проект «Гараж». План проекта. Распределение обязанностей. 2) Работа в группах. 3) Защита проектов. |
3 |
1 1 |
2 - 1 1 |
|
8 |
Итоговое занятие. Выставка детских работ. |
1 |
1 |
- |
|
|
Итого |
34 |
8 |
24 |
|