План-конспект открытого занятия по теме «Шахматные фигуры» (1–5 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. К.Х.Пагиева»
Алагирского района РСО – Алания
Разработчик:
Габуев О.Х.
педагог дополнительного образования
План – конспект открытого занятия
Тема: Шахматные фигуры.
Решаемая проблема: Приобщить обучающихся детей к интеллектуально-
спортивным играм.
Цели урока: познакомить с чёрными и белыми шахматными фигурами, их
названием, повторить и закрепить основные понятия шахмат, связанные с шахматной
доской.
Задачи:
Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания
о шахматной доске.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое
решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как
определить ценность шахматных фигур.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;
умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных
ситуаций; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать свои действия; умение
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество, разрешать
конфликтные ситуации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои
мысли в соответствии с поставленными задачами.
Предметные УУД: через игру узнать ценность шахматных фигур, использовать
полученные знания в практической деятельности.
Основные понятия: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король, белые и чёрные
фигуры.
Межпредметные связи: Математика, окружающий мир.
Ресурсы: Компьютер, проектор, магнитные доска и шахматные фигуры,
Презентация «Шахматные фигуры», демонстрационный материал, карточки с заданиями,
индивидуальные шахматные доски.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Цель этапа: Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.
- Ну что ребята, отправляемся в путь? (Да).
Прежде чем отправиться в путь, давайте выберем слова, которые будут помогать
нам в течении всего занятия.
На доске запись: Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта,
трудолюбие.
-Прочитайте их и скажите, какие слова оставим нам в помощники. Почему вы так
думаете, объясните?
Трудолюбие- любовь к труду, к учебе, усердие старание в учебе.
Доброта- душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Любознательность- склонность к приобретению новых знаний.
(учитель убирает ненужные слова, оставляя те, которые станут девизом для урока)
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.
- И, так, друзья, в путь!
- Продолжаем наше путешествие в «Шахматную Страну», но перед этим повторим
какие тайны этой страны мы открыли на предыдущих занятиях.
-Где находится «Шахматная страна»? (На шахматной доске)
- Что больше поле или шахматная доска? Как называются дорожки на шахматной
доске? (Горизонталь, вертикаль, диагональ)
-Раскройте эти понятия. (Ответы детей)
-Положите перед собой шахматную доску.
-У доски есть один секрет. Кто его знает? (Доска должна лежать так, чтобы правое
нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1).
- Покажите на доске горизонталь, вертикаль, самую длинную белую диагональ и самую
длинную черную диагональ.
В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,
Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.
А с угла на угол, вдаль нас ведет ДИАГОНАЛЬ.
-И так, проверим, кто самый внимательный. Для этого проведем блиц-опрос:
1. Как называют людей, играющих в шахматы? (Партнеры, противники.)
2. Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)
3. Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)
4. Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)
5. Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)
6. Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)
7. Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)
8. Сколько полей в каждой вертикали? (8.)
9. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
10. Сколько на шахматной доске всех полей? (64.)
-Чтобы в шахматы играть, надо все законы знать:
Как поставить доску нам, по каким ходить полям…
III. Введение в тему занятия. Постановка проблемы.
Цель этапа: умение определять и формулировать тему и цель деятельности.
- Как зовут жителей «Шахматной Страны»? (шахматные фигуры)
-Названия каких фигур вам уже известны? Что можете о них рассказать?
-Вам достаточно этих знаний, чтобы начать играть в шахматы?
-Определите цель нашего занятия.
IV. Открытие новых знаний.
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и
средств их реализации.
- Скоро бой. И ждет войска деревянная доска. И так, начнём знакомство.
- В «Шахматной Стране» живет два королевства Белое и Черное. Они постоянно
враждуют.
1. Игра «Волшебный сундучок» (учитель вынимает фигуры из сундучка в
определенном порядке. После комментариев каждую фигуру помещает на
демонстрационную шахматную доску.)
- Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках, а нам уже не терпится с ними
познакомиться. Отнесемся к ним с большим уважением. Шахматы играют особыми
шахматными фигурами. Это не игрушки. Среди ваших будущих друзей есть царские
особы.
- Вот его величество - КОРОЛЬ! (в руках два Короля белого и черного цвета)
-Найдите у себя Королей белого и черного. Рассмотрите и покажите эти фигуры.
- Опишите, найдите отличия.
Запомни!
Основную роль играет в шахматах Король.
Король бесценен-так и знай.
Погиб Король- игру ты сдай.
Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый
заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на
голове в виде пики или креста.
В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному:
чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами
называться.
- А вот Ферзь-преданный защитник и помощник Короля, поэтому стоит всегда рядом с
ним на поле своего цвета. Другое его название- Королева. (Демонстрирует две фигуры
белого и черного цвета)
- Отыщите ферзя на шахматной доске, сравните с Королем, найдите отличия.
- В каждом войске по одному Ферзю.
Самый сильный это Ферзь
С ним в бой ты зря не лезь!
Он бьёт по многим клеткам,
Стремительно и метко!
Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на
голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной
шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными
зубцами.
Ферзь выбирает свой собственный цвет —
белый на белом квадрате стоит,
чёрному чёрный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
путать ферзей с королями нельзя!
- Фигуру вам представлю я с красивым именем - ЛАДЬЯ.
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали и диагонали.
В начале игры углы сторожит
От мощи тяжёлой их, войско дрожит.
Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную
башню. Ладей в каждом войске по две.
- Посмотрите внимательно и найдите у себя такую фигуру. Сколько таких фигур в каждом
войске? (по две)
- Особая фигура – СЛОН.
- В древнерусских шахматах слон называется также «офицер». В начале партии у каждого
игрока в распоряжении два слона.
Если слон на белом поле
встал вначале (не забудь!),
он другой не хочет доли —
знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
слон стоит, вступая в бой,
ходит, правилам покорный,
чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
цвету одному верны. Что отличает Слона от других фигур?
КОНЬ - Ещё одно животное на поле. (Педагог показывает белого и черного коня).
- Как назовем фигуру? (Конь)
Скачут наши кони умело и поле меняют смело.
Знает маленький игрок буквой «Г» у них скачок!
Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с чем не перепутаешь. Шахматных
коней у противников по два.
Не мила коню неволя,
перед ним простор широк,
очень ловко на два поля
совершает конь прыжок,
замечательный прыжок:
поле — прямо, поле — вбок!
Ну, а если угрожает
окружения заслон,
через тех, кто окружает,
перепрыгивает он,
совершает конь прыжок:
поле — прямо, поле — вбок.
Замечательный прыжок:
поле — прямо, поле — вбок!
- Без труда вы найдете эту фигуру. Сколько их на шахматном поле?
- Как же называется самая маленькая фигура? Правильно- это ПЕШКА.
Пешка – маленький солдат, всегда команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Шахматные пешки
ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Пешек в
каждой армии больше всего – по восемь.
Пешка, маленький солдат,
лишь команды ждёт,
чтоб с квадрата на квадрат
двинуться вперёд.
На войну, не на парад,
пешка держит путь,
ей нельзя пойти назад,
в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
в рукопашный бой,
первым ходом можно ей
сделать шаг двойной.
А потом — вперёд, вперёд,
за шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.
Всю доску пройти должна
пешка до конца –
превратится там она
в грозного бойца.
Кем ей стать – ферзем, ладьей?
Может быть, конем?
Как решить вопрос такой,
Мы потом поймем.
- Посчитайте, сколько пешек в каждой армии? (по 8)
- Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами.
- Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)
Издавна известны шахматные наборы, в которых фигуры представляют собой
настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-
пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов
(слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях.
Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих
материалов (например, слоновой кости). Естественно они были редки и дороги. При
создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно
упрощёнными (чтобы легко опознать). Но независимо от внешнего вида все фигуры
подчиняются одним и тем же шахматным правилам.
2. Работа с учебником. Шахматы первый год или «Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны».
Дети рассматривают учебник на с. 18, там изображены все шахматные фигуры. На
шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом
деле. Рассматривая с. 18 учебника, дети видят эти различия.
V. Физминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь-все на зарядку!
Руки вверх- по вертикали,
В стороны - по горизонтали.
А теперь - по диагонали,
Руки вниз - по вертикали.
Раз- присели, встали-два,
Отдохнула голова.
И по шахматным дорожкам
Побежали наши ножки.
-Как вы думаете, что мы сейчас изображали? (Движение фигур по шахматному полю)
VI. Первичное закрепление. Игровая практика.
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор
способа и средств их реализации.
- Итак, все шахматное войско перед вами. Хорошо ли запомнили этих воинов? Проверим.
Дидактическая игра «Угадай-ка». (Учитель загадывает загадку, ребята молча
отгадывают и поднимают фигуру, доказывают свой выбор).
Маленькая, удаленькая,
Все поле пройдет
И награду найдет… (Пешка)
Стою на самом краю,
путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
как зовут – не скажу. (Ладья)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это?
Это…(конь)
Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (король)
VII. Применение знаний и способов действий.
Цель этапа: привести новый материал, пройденный материал и игровую практику в
единую систему для нахождения пути решения для поставленной задачи.
1. Выполним задания № 1,2,3,4 стр. 10 в рабочей тетради.
2. Задание «Найди имя». (работа в парах)
- Соедините стрелками на карточках название фигуры и ее графическое изображение.
(Проверка результатов)
3.Шахматная викторина. Вопросы из «Шахматной шкатулки»
1.Какая фигура похожа на лошадь? На башню? (Конь. Ладья.)
2.Какая фигура выше: ферзь или король? (Король.)
3. Какая фигура ниже: слон или пешка? (Пешка.)
4. Что такое белые? Черные? (Армия светлых фигур. Армия темных фигур.)
5. Какие фигуры спрятались в словах: коньки, заслонка, спешка, оладьи? (Конь, слон,
пешка, ладьи)
6.У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
7.Какой король не умеет говорить? (Шахматный.)
8. Что это за чудо клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (Шахматное поле.)
VII. Подведение итогов, рефлексия.
Цель этапа: Умение анализировать свою деятельность и делать выводы.
Ученики подводят итог урока.
-Удалось ли нам достичь поставленные цели?
-Что помогло вам в достижение успеха?
-Какие для себя сделали новые открытия?
Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что шахматы – сложная игра.
Но мы сегодня увидели, что она может быть интересной, увлекательной и принести тысячи
радостей. Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!