Шарль Перро «Красная Шапочка» (Чтение, 2 класс)

9
0
Материал опубликован 5 June 2023 в группе

Технологическая карта занятия по литературному чтению

с использованием техники арт-терапии (сказкотерапия)

Выполнила: Кудашкина Марина Юрьевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 237 Санкт-Петербурга

Тема занятия: Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка».

УМК «Школа России». 2 класс.

Тип занятия: ознакомление с новыми знаниями.

Возраст участников: 8-9 лет.

Цель занятия: создать условия для социально-личностного развития обучающихся через усвоение правил безопасного взаимодействия в интернет-пространстве на основе анализа сказки «Красная Шапочка».

Задачи

Образовательные: научиться составлять пьесу на основе сказки; уметь анализировать произведение, давать характеристику героям.

Развивающие: развивать мышление (сравнение, анализ, перенос действия, умозаключение по аналогии), речь, воображение; социально-личностное развитие.

Воспитательные: совершенствовать взаимодействие с окружающим миром, обогащать нравственный опыт, профилактика нарушения правил безопасности в интернет-пространстве.

Педагогические технологии, методы и приёмы: сказкотерапия - практико-ориентированный метод арт-терапии, профилактическая работа, системно-деятельностный метод, пробемно-поисковый метод.

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомить с биографией Ш. Перро; называть основные признаки сказки; познакомиться с особенностями пьесы; составлять характеристику героев сказки.


Метапредметные:

Развивать устную речь, расширять кругозор, обогащать словарный запас.


Личностные:

Оценивать собственную деятельность; формулировать собственное мнение; прогнозировать результат собственной деятельности.

Ресурсы урока: мультимедийное оборудование, учебник «Литературное чтение. 2 класс» с.128, с.143 УМК «Школа России», рабочая тетрадь, цветные карандаши, лист для работы в группе (5 шт.), карточки-смайлики (для каждого учащегося).

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Мотивация к деятельности

Внешняя мотивация. Учитель звонит в маленький колокольчик и спрашивает детей, о чём им говорит этот звоночек?

Загадывает загадку:

Шапочку надела и гуляет смело,

Песенку поёт, к бабушке идёт.


Дети знают, что так начинается урок по сказке.





Отгадывают загадку- это Красная Шапочка.

2.Актуализация необходимых знаний

Предлагает:

- Сформулировать тему и задачи урока.

- Проверить себя по учебнику.

- Подробнее узнать об авторе. (Прил.2. Дополнительный материал. + Прил.3. Презентация. Слайды 1-4).

- Восстановить сюжет сказки по иллюстрациям. (Прил.3. Слайды 5-8).

Формулируют тему и задачи урока.



Рассматривают иллюстрацию в учебнике на с.143. (Прил.1. Фото страницы), подтверждают вывод.

Просматривают презентацию, вспоминают героев других произведений Ш. Перро.

Восстанавливают содержание сказки. Радуются, что всё закончилось хорошо.

Организация познавательной деятельности

Учитель определяет проблему: почему мама разрешила дочке идти самостоятельно к бабушке, если это так опасно?


Почему же с девочкой случились такие неприятности? Ответьте, пожалуйста, на вопрос 2 с.143.







Предлагает изменить сказку так, чтобы злой волк не смог никого обмануть:

- По мотивам этой сказки созданы мультипликационные и художественные фильмы, написаны пьесы. Прочитайте на с.143 учебную задачу



Вспомните, что такое пьеса, проверьте себя по с.128 учебника. (Прил.4. Фото с.128 учебника).



Предлагает коллективно обсудить героев и порядок сцен пьесы. Уточняет задачу и мотивирует на выполнение:

- Не забудьте, что волку не удалось обмануть Красную Шапочку. Вы уже выполняли похожую задачу к произведению В. Драгунского «Тайное становится явным», у вас тогда замечательно всё получилось.





Учитель предлагает работу в группах по подготовке к инсценировке пьесы.

Учитель предлагает выступление. Раздаёт героям реквизит.

Учитель хвалит детей, подводит итог этапа работы:

- Чему учит эта сказка? Какие правила общения вы можете сформулировать, чтобы не случилось беды? Поработайте в группе, нарисуйте эти правила в виде знаков на листочках.



Учитель переносит ситуацию на общение в интернет-пространстве:

- Представьте, ребята, что Красная Шапочка в современном мире отправилась бы в путешествие по интернет-пространству. Как вы думаете, надо ли ей соблюдать определённые правила при общении в интернете, чтобы не попасться злому волку?

















10. Учитель переводит проблему в жизненную ситуацию детей:

- Ребята, кому из вас родители доверяют самостоятельно искать информацию в интернет-пространстве? Пригодятся ли эти правила нашим ребятам?

Дети предполагают, что девочка уже ходила сама, но в этот раз не послушалась и пошла по другой, малознакомой тропинке.



Отвечают на вопрос 2 с.143.

Дети перечисляют, какие правила общения нарушила Красная Шапочка: рассказала волку все сведения о себе, о своей бабушке, даже назвала адрес дома.













Дети читают учебную задачу на с.143. и определяют, что нужно составить пьесу на основе этой сказки.

Называют признаки пьесы (части произведения – сцены, диалог героев, пояснения автора). Читают определение на с.128 и называют особенности пьесы.

Перечисляют героев. Дают им характеристику.

Коллективно определяют сцены пьесы и записывают в тетрадь.

Сцена 1. Мама отправляет Красную Шапочку к бабушке.

Сцена 2. Красная Шапочка встречает волка.

Сцена 3. Волк в домике бабушки.

Сцена 4. Встреча Красной Шапочки и волка в домике бабушки.

Сцена 5. Помощь охотника.

Дети делятся на группы и распределяют роли по сценарию. Репетируют диалоги.

Обыгрывают сказку соответственно собственному сценарию. (Прил.5. Примерный сценарий пьесы.)





Дети закрепляют правила общения с помощью рисунков – знаков. Отвечают по очереди представители групп.

(Не вступай в разговоры с незнакомыми людьми. Слушай советы своих близких. Не рассказывай о себе незнакомым людям. Не рассказывай о своей семье и т.п.)

Дети формулируют правила общения в интернет-пространстве по аналогии с уже составленными правилами общения, поясняют необходимость выполнения этих правил: чем может быть чревато нарушение правил для Красной Шапочки.

Например, волк может создать сайт от имени зайчика и пригласить Красную Шапочку в гости, обмануть и съесть её. Красна Шапочка нажала на другую ссылку, а не на рекомендованную, волк украл её пароль и узнал, где живёт бабушка. Рассматриваются и обсуждаются все варианты детей.





Дети поднимают руки.

Дети соглашаются, что эти правила для всех детей важны и для общения в интернет-пространстве.

Рефлексия деятельности

- Давайте, подведём итог, чем полезно нам было сегодняшнее занятие, чему вы сегодня научились, что узнали.





Учитель предлагает поиграть и по картинкам сформулировать правила общения в интернет-пространстве.

(Прил. 6. https://learningapps.org/display?v=pfe8yq0k52

Интерактивное задание: соотнести картинки и правила.)



Учитель предлагает обсудить дома с родителями правила общения в Интернет-пространстве и прочитать отрывок пьесы с.144-145 учебника, ответить на вопросы 1, 2, 4 и выполнить задание 5 с.145.

Для расслабления и рефлексии предлагает нарисовать иллюстрацию к сказке (или пьесе).

Учитель предлагает поднять смайлик, соответствующий настроению ученика.

Дети высказываются о результатах своей работы:

Я научился составлять пьесу.

Я научился изменять интонацию под разных героев.

Я запомнил, что сказку написал французский писатель Ш. Перро.

Я запомнил правила общения с незнакомыми людьми в интернете.











Записывают домашнее задание.











Рисуют иллюстрацию в тетрадь, подписывают необходимый текст-пояснение.

Поднимают соответствующую настроению карточку – смайлик.

























Приложение 1. С.143 Учебник «Литературное чтение. 2 класс»

t1685993922aa.gif



Приложение 2. Дополнительный материал. Биография писателя Шарля Перро.

Шарль Перро (1628–1703) — французский поэт и писатель.

Шарль Перро родился 12 января 1628 года в Париже в семье адвоката. Шарль был младшим из пяти братьев. Его образованием занималась мать, она научила мальчика писать и читать. Когда ему исполнилось восемь, он начал учиться в университетском колледже Бовэ на факультете искусств, но бросил учёбу из-за конфликта с преподавателем и занялся самообразованием. Самостоятельно выучил греческий и латынь.

Литературой писатель начал заниматься ещё во время обучения, но первое своё произведение опубликовал только в 1653 году. В 1694 году Шарль Перро пишет сказки «Ослиная шкура» и «Смешные желания», а спустя ещё два года выходит сказка «Спящая красавица». Всемирную известность писателю принесли его произведения «Золушка», «Красная Шапочка» и «Кот в сапогах».

Шарль Перро — автор большого количества сказок для детей.
Некоторые сказки Шарля Перро:

«Спящая красавица»

«Кот в сапогах»

«Красная Шапочка»

«Подарки феи»

«Красавица и Чудовище»

«Золушка»

«Мальчик-с-пальчик»

«Пряничный домик»

Первое произведение Шарль Перро написал, когда ему было 15 лет.

Прототипом Красной Шапочки выступила дочь писателя.

Многие свои сказки Шарль Перро придумал не сам. Он пересказал истории, которые слышал в детстве от няни, и те, что услышал в течение жизни.

У писателя было интересное хобби — вышивание.

Приложение 3. Презентация.

Слайд 1. Годы жизни Ш. Перро.

t1685993922ab.png

Слайд 2. Ш. Перро в детстве.

t1685993922ac.png

Слайд 3. Произведения Ш. Перро.

t1685993922ad.png

Слайд 4. Иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»

t1685993922ae.png

Слайд 5. Иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»

t1685993922af.png

Слайд 6. Иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»

t1685993922ag.png







Приложение 4. С.128 Учебник «Литературное чтение. 2 класс»



t1685993922ah.gif

Приложение 5. Пьеса по сказке «Красная Шапочка» (примерный текст)

Действующие лица: Мама, Бабушка, Волк, Красная Шапочка, Охотник.

Сцена 1. Мама отправляет Красную Шапочку к бабушке.

Мама (надевает на дочку красную шапочку и подаёт корзинку). Доченька, пора навестить бабушку, отнести ей пирожок и маслице. Иди, пожалуйста, по знакомой тропинке, никуда не сворачивай!

Красная Шапочка (весело). Конечно, мамочка! (Убегает, напевая песенку).

Сцена 2. Красная Шапочка встречает Волка.

Волк (хитро). Здравствуйте! Откуда и куда такая красивая девочка торопится?

Красная Шапочка (не останавливаясь): Здравствуйте! Гуляем с родителями.

Волк (оглядываясь по сторонам). Что-то не вижу никого!

Красная Шапочка (бодро и весело). Родители отстали чуть-чуть, слышишь – разговаривают.

Волк (Прислушивается - ничего не слышит, но решает понаблюдать за девочкой). Ну-ну! Сам всё узнаю, хитрая девчонка!

Сцена 3. Волк в домике Бабушки.

Волк (Опередил девочку и первым прибежал к двери. Дёрнул дверь – закрыто. Стучит в дверь.) Открой, Бабушка!

Бабушка (Из комнаты, не вставая с постели). Кто там?

Волк. Это я, твоя внучка, Красная Шапочка!

Бабушка. Постучи, внученька, как мы с тобой договаривались.

Волк (Удивляясь). А как?

Бабушка. Моя внучка знает как.

Волк (Стучит разными способами, но всё не так). Вредная старуха!

Сцена 4. Встреча Красной Шапочки и Волка в домике Бабушки.

Красная Шапочка (удивлённо). Что вы здесь делаете, Волк?

Волк (сердито). Хотел съесть твою Бабушку, но не смог открыть дверь. Значит, съем тебя! (Набрасывается на девочку).

Красная Шапочка (кричит во весь голос). Пожар! Горим!

Волк (Отпрыгивая от неожиданности). Где пожар? Где горим?

Красная Шапочка (Снимает с себя шапочку и машет ей, отпугивая Волка). Горим!

Сцена 5. Помощь Охотника.

Охотник (Выскакивает из-за деревьев). Что горит? Где горит?

Красная Шапочка. Нигде не горит. Злой Волк хотел нас с Бабушкой съесть!

Охотник (Прогоняя Волка). А ну, уходи, злой обманщик, и чтобы я тебя больше в нашем лесу не видел!

Волк убегает. Внучка стучит ритм песенки в дверь.

Бабушка (Открывает дверь). Как хорошо, что прогнали Волка. А я вас на чай приглашаю. Вот внученька и пирог принесла.

Все радостные уходят в домик.

Приложение 6. Интерактивное задание.

Соотнеси картинки и правила общения в интернет – пространстве.

https://learningapps.org/display?v=pfe8yq0k523

t1685993922ai.png



10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.