Урок литературы «Лирическая история души в стихотворении "Ангел" М.Ю. Лермонтова» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 18 November 2019















Конкурсная работа

Урок разработала Шестерина Наталья Анатольевна.

Место работы, должность: МБОУ СОШ №42, учитель

Район (город, село): г.Тверь





















Тверь 2019г





Урок изучения нового материала с использованием метода развития инцидентов (кейс-технологии)

Обоснование выбора метода развития инцидентов (кейс-технология)



Кейс-технология позволяет создать на уроке благоприятную обстановку, для

того чтобы активизировать и совершенствовать теоретические знания и практический опыт, приобретенные учащимисяся ранее, для отработки навыков работы с различной информацией и справочными материалами; развивать речевые навыки, логическое мышление, творческое воображение; проектировать маршрут поиска решения проблемы на основе сотрудничества участников рабочей группы; развивать умение работать в команде, когда может раскрепоститься и выразить своё мнение даже самый стеснительный и зажатый ребёнок; воспитывать личность, способную принимать решения, обосновывать их, оценивать ход своих мыслей, признавать ошибки и находить пути их исправления.









































Тема урока: « Лирическая история души в стихотворении «Ангел» М.Ю. Лермонтова». (литература, класс 6)



1. Цель: проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» в соответствии с заявленной темой урока

2. Задачи:

-создать благоприятную атмосферу для работы учащихсяся в группах

-организовать повторение и закрепление основных литературоведческих понятий и совершенствовать навыки анализа текста

-формировать мотивацию к исследовательской деятельности

-развивать интерес к предмету посредством работы по кейс-технологии

-повышать уровень культуры общения учащихся

3.Постановка проблемы:

Слово учителя: Мы, люди, часто в своих разговорах упоминаем о душе, ссылаемся на неё. А как вы думаете, что такое душа? Попробуйте объяснить своими словами, как вы себе её представляете ( следуют ответы детей). Как вы думаете, а где она расположена в теле человека? Есть у неё своё место (сердце – в груди слева, печень – в брюшной полости справа, душа - ……)?

(следуют ответы детей). Так можем ли мы говорить, что это нечто конкретное, материальное, такое, которое можно подержать в руках, переставить, переложить, перевезти? (следуют ответы детей). Но если душу увидеть, услышать, потрогать нельзя, если это что-то необъяснимое, загадочное, эфемерное, то как же может быть у неё какая-то своя история?

(следуют ответы детей)

4. Побуждающий диалог:

Хорошо, ребята. Вы меня убедили в том, что история у души может быть. А какие же события тогда предполагаются в её основе? Что может «делать» душа? Что может случиться с ней? (следуют ответы детей). Согласна с вами: душа может болеть, петь, радоваться и т.д. Интересно, а что происходит с ней в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ангел»? Тем более что это не просто история, а лирическая (как вы понимаете это слово?) история души!!! Давайте попробуем разобраться, в чём же особенности истории лермонтовской героини, такой необычной, загадочной и таинственной.

5. Работа в группах.

Каждой группе выдаётся конверт с кейсом, который состоит из нескольких приложений:



1. вопросы для анализа текста;

2.выписки из справочных материалов;

3.методические рекомендации (как работать с кейсом);

4.перечень требований, предъявляемых к отчётной работе;

5.критерии оценки работы уч-ся;

6.памятка о правилах поведения на уроке во время дискуссии.



6.На заключительном этапе урока проходит представление результатов, анализ стратегий поиска решений, выставление и комментирование оценок.

























































Приложение №1

Вопросы для анализа текста (группа №1)



1.Какое настроение создаёт это стихотворение?

Попытайтесь объяснить, почему.

2.Каким вам представляется лирический герой стихотворения ангел?

3. Какие образные средства помогли автору показать его таким?

5. Какова роль ангела в истории души?





Приложение №1

Вопросы для анализа текста (группа №2)

1. Какое настроение создаёт это стихотворение? Попытайтесь объяснить, почему.

2. Какой вам представляется лирическая героиня стихотворения душа?

3. Какие образные средства помогли автору показать её такой?

4.Найдите в тексте глаголы и попытайтесь объяснить их роль в истории души.



Приложение №1

Вопросы для анализа текста (группа №3)

1. Какое настроение создаёт это стихотворение? Попытайтесь объяснить, почему.

2.Проанализируйте пространственные и временные отношения в тексте.

3. Каким изображается мир, куда направляются лирические герои?

Какие образные средства использовал для этого автор?

4. Какой вывод можно сделать относительно развития главного действия?





Приложение №1

Вопросы для анализа текста (группа №4)

1.Какое настроение создаёт это стихотворение? Попытайтесь объяснить, почему.

2.Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный?

Какую картину помогает нарисовать большое количество гласных

звуков? Какое образное средство использовал автор?

3.Как вы думаете, с какой ситуацией из реальной жизни сходна

история души, которую рассказал Лермонтов?

4. Почему эту историю можно назвать лирической?



















































Приложение №2

Выписки из справочных материалов



АНГЕЛ,амуж1В религии: служитель Богаисполнитель его воли и его по- сланец к  людям (изображаемый обычно крылатым отрокомюношей). Сонм ангеловАнгелы  небесныеАбожийБелый а. (добрый). Чёрный а. (злой). Ахранитель



БЕСПЛОТНЫЙ, аяое;  1Не имеющий плотибестелесныйкажущийся такимДух б.  Б ая фигура святого2КнижнЛишённый конкретного содержания,  чёткого выражениянеясныйсмутныйБ ые мечтыБобраз



 БЛАЖЕНСТВОасрПолное и невозмутимое счастьенаслаждениеБыть на верху блаженстваВечное б.(в религиозных представлениях: загробная  жизнь в раю). Толковый словарь Ожегова.



ВНИМАТЬнесовнеперех1Слушать с особым вниманием , с заинтересованностью2Принимая во внимание  чьи либо словапроявлять готовность им  следовать.  Толковый словарь Ефремовой.



 ДУХмужбестелесное существо: обитатель невещественногоа существен- ного мира;  бесплотный житель недоступного нам духовного мира.



































Приложение №3

Методические рекомендации (как работать с кейсом)

1.Знакомство с ситуацией, её особенностями;

2. Выделение основной проблемы (проблем)

3. Распределение ролей в группе

4. Разработка плана действий

5.Рассмотрение одного или нескольких вариантов исследования

6. Анализ возможных последствий принятия того или иного решения

7. Указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения

8.Участие в общей дискуссии

9.Анализ первичного варианта отчётной работы, корректирование

10.Подготовка окончательного варианта отчётной работы













































Приложение №4

Перечень требований, предъявляемых к отчётной работе.



1. Скорость выполнения задания.

2.Правильность ответов на вопросы.

3. Полнота ответов на вопросы.

4.Точность формулировок.

5. Логичность выводов и умозаключений.

6. Грамотность.

7.Соблюдение требований, предъявляемых к тексту научного стиля













































Приложение №5

Критерии оценки деятельности групп на подобных уроках разрабатываются для каждого класса с учётом его особенностей.



























































Приложение №6

Памятка о правилах поведения на уроке во время дискуссии



Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала.

Уважайте мнение любого человека. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению проблемы.

Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

Не спорьте ради спора! Подобным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.