Шифрограммы для 8 класса

4
1
Материал опубликован 12 April 2019 в группе

Автор Борцова Елена Владимировна, учитель физики МБОУ Средняя школа №30 города Дзержинска Нижегородской области

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую разработку образовательной головоломки.

Название головоломки: « Шифрограммы физики»

Беспокоясь за первенство открытия еще со времен Галилео Галилея, ученые шифровали текст своего предположения и публиковали в таком виде до всесторонней проверки. Когда же гипотеза находила подтверждение, ученый выстраивал буквы в том порядке, который давал гениальное открытие.

В работе представлены шифровки названий тепловых явлений, физических приборов, законов постоянного тока, а также высказываний выдающихся ученых, фамилии которых упоминают авторы учебника физики для 8 класса.

Все предлагаемые головоломки рассчитаны на учащихся 8 класса с различным уровнем подготовки по физике. Данный материал учителем может использоваться как для постановки проблемной ситуации на уроке, так и для рефлексии деятельности учащихся, при проведении уроков обобщающего характера, организации игровых моментов на уроке, при проведении внеклассной работы по предмету.

Целью данного вида работы является развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, интереса к расширению и углублению физических знаний и истории науки, а также к себе как автору самообразования, создание среды богатой информацией, свободной деятельности, неформальной атмосферой, создание для каждого индивидуального маршрута, выявлять потенциальную и актуальную одаренность.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

Приобретение учащимися знаний о физических величинах, явлениях и законах природы;

Понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека;

Развитие умения ставить проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы;

Развивать логическое мышление, интеллект, креативность, увлеченность задачей;

Находить физические термины в произвольно выбранном тексте.

Для подготовки работы использовалась следующая литература:

Учебник физики для 8 класса автор Перышкин А.В.

Кибальченко А.Я. Физика для увлеченных. Решать задачи трудНО вместе возможно/ А.Я. Кибальченко, И.А. Кибальченко. –Ростов н/Д: «Феникс», 2005

Хуторский А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М: АРКТИ, 2001

Предлагается несколько видов шифрограмм.

Шифрограмма по нумерации букв русского алфавита содержит названия различных тепловых явлений, изучаемых в 8 классе.


 

Шифрограмма

Название явления

10, 19,17,1,18,6,15,13,6

испарение

12,10,17,6,15,10,6

кипение

17,1,18,16,16,2,18,1,9,16,3,1,15,10,6

парообразование

12,16,15,5,6,15,19,1,24,10,33

конденсация

17,13,1,3,13,6,15,10,6

плавление

12,18,10,19,20,1,13,13,10,9,1,24,10,33

кристаллизация

15,1,4,18,6,3,1,15,10,6

нагревание

16,23,13,1,8,5,6,15,10,6

охлаждение


 

Приложение к заданию:

Русский алфавит

а

12. к

23. х

б

13. л

24. ц

в

14. м

25. ч

г

15. н

26. ш

д

16. о

27. щ

е

17. п

28. ъ

ё

18. р

29. ы

ж

19. с

30. ь

з

20. т

31. э

и

21. у

32. ю

й

22. ф

33. я


 

Следующая шифровка позволяет определить физические приборы, изучаемые в 8 классе. Буквы в названиях физических приборов расставлены в порядке русского алфавита, но без нумерации.

Шифровка

Название прибора

еемморртт

термометр

еимопррстх

психрометр

ггеиморрт

гигрометр

аееммпррт

амперметр

велмортть

вольтметр

аавгелмнорть

гальванометр

аеорстт

реостат

авемрттт

ваттметр

адекнноорст

конденсатор

аддееилнопрртхь

предохранитель

еикоппрс

перископ


 

Другая шифрограмма предлагается для разгадки законов физики. Из слов убраны согласные буквы. Слова содержат только гласные буквы, но в том порядке, в котором они стоят в словах формулировок. В качестве примера можно взять законы постоянного тока (так, как они даны в учебнике физики 8 класса).


 

Шифровка

Формулировка закона

Иа оа ае еи яо ооиоаа аяеию а оа эоо уаа и оао ооиоаа ео ооиеию

Закон Ома для участка цепи:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

И оеоаео оеиеии иа оа юы ая еи оа и а е

При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же

Оее ооиеие еи и оеоаео оеиеии ао уе ооией оеы ооио

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников

Оое аяеие еи и оеоаео оеиеии ао уе аяей а оеы уаа еи

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи

Аяеие а уае еи и а оа е ааео оеиёы ооио оо и о е

Напряжение на участке цепи и на концах всех параллельно соединенных проводников одно и то же

Иа оа еаеёо еи аа уе и оо оеы ааео уе и оо оеы ааео оеиёы ооио

Сила тока в неразветвлённой цепи равна сумме сил токов отдельных параллельно соединённых проводников

Еииа оаая оеу ооиеию еи аа уе еии, оаы ооиеия оеы ааео оеиёы уао

Величина обратная общему сопротивлению цепи равна сумме величин, обратных сопротивлениям отдельных параллельно соединённых участков

Можно предложить ребятам самим придумать шифровку для определения автора высказываний. Например,

Высказывание

Автор

Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю.

Архимед

Вы должны быть готовы отказаться от самых привлекательных идей, когда эксперимент показывает, что они ошибочны.

А. Вольта

Наука выигрывает, когда её крылья раскованы фантазией.

М. Фарадей
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличные задания! Спасибо!!!

31 July 2019