12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена2578 Опыт педагогической деятельности 27 лет. 12 лет работала заместителем директора по учебной работе. Работу свою люблю.Получаю огромное удовольствие от общения с детьми. Считаю физику самым важным и нужным предметом в жизни. Россия, Нижегородская обл., Дзержинск Материал размещён в группе «Логические и занимательные задачи» |
Шифрограммы для 8 класса
Автор Борцова Елена Владимировна, учитель физики МБОУ Средняя школа №30 города Дзержинска Нижегородской области
Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую разработку образовательной головоломки.Название головоломки: « Шифрограммы физики»
Беспокоясь за первенство открытия еще со времен Галилео Галилея, ученые шифровали текст своего предположения и публиковали в таком виде до всесторонней проверки. Когда же гипотеза находила подтверждение, ученый выстраивал буквы в том порядке, который давал гениальное открытие.
В работе представлены шифровки названий тепловых явлений, физических приборов, законов постоянного тока, а также высказываний выдающихся ученых, фамилии которых упоминают авторы учебника физики для 8 класса.
Все предлагаемые головоломки рассчитаны на учащихся 8 класса с различным уровнем подготовки по физике. Данный материал учителем может использоваться как для постановки проблемной ситуации на уроке, так и для рефлексии деятельности учащихся, при проведении уроков обобщающего характера, организации игровых моментов на уроке, при проведении внеклассной работы по предмету.
Целью данного вида работы является развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, интереса к расширению и углублению физических знаний и истории науки, а также к себе как автору самообразования, создание среды богатой информацией, свободной деятельности, неформальной атмосферой, создание для каждого индивидуального маршрута, выявлять потенциальную и актуальную одаренность.
Достижение цели обеспечивается решением задач:
Приобретение учащимися знаний о физических величинах, явлениях и законах природы;
Понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека;
Развитие умения ставить проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы;
Развивать логическое мышление, интеллект, креативность, увлеченность задачей;
Находить физические термины в произвольно выбранном тексте.
Для подготовки работы использовалась следующая литература:
Учебник физики для 8 класса автор Перышкин А.В.
Кибальченко А.Я. Физика для увлеченных. Решать задачи трудНО вместе возможно/ А.Я. Кибальченко, И.А. Кибальченко. –Ростов н/Д: «Феникс», 2005
Хуторский А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М: АРКТИ, 2001
Предлагается несколько видов шифрограмм.
Шифрограмма по нумерации букв русского алфавита содержит названия различных тепловых явлений, изучаемых в 8 классе.
Шифрограмма | Название явления |
10, 19,17,1,18,6,15,13,6 | испарение |
12,10,17,6,15,10,6 | кипение |
17,1,18,16,16,2,18,1,9,16,3,1,15,10,6 | парообразование |
12,16,15,5,6,15,19,1,24,10,33 | конденсация |
17,13,1,3,13,6,15,10,6 | плавление |
12,18,10,19,20,1,13,13,10,9,1,24,10,33 | кристаллизация |
15,1,4,18,6,3,1,15,10,6 | нагревание |
16,23,13,1,8,5,6,15,10,6 | охлаждение |
Приложение к заданию:
Русский алфавит
а | 12. к | 23. х |
б | 13. л | 24. ц |
в | 14. м | 25. ч |
г | 15. н | 26. ш |
д | 16. о | 27. щ |
е | 17. п | 28. ъ |
ё | 18. р | 29. ы |
ж | 19. с | 30. ь |
з | 20. т | 31. э |
и | 21. у | 32. ю |
й | 22. ф | 33. я |
Следующая шифровка позволяет определить физические приборы, изучаемые в 8 классе. Буквы в названиях физических приборов расставлены в порядке русского алфавита, но без нумерации.
Шифровка | Название прибора |
еемморртт | термометр |
еимопррстх | психрометр |
ггеиморрт | гигрометр |
аееммпррт | амперметр |
велмортть | вольтметр |
аавгелмнорть | гальванометр |
аеорстт | реостат |
авемрттт | ваттметр |
адекнноорст | конденсатор |
аддееилнопрртхь | предохранитель |
еикоппрс | перископ |
Другая шифрограмма предлагается для разгадки законов физики. Из слов убраны согласные буквы. Слова содержат только гласные буквы, но в том порядке, в котором они стоят в словах формулировок. В качестве примера можно взять законы постоянного тока (так, как они даны в учебнике физики 8 класса).
Шифровка | Формулировка закона |
Иа оа ае еи яо ооиоаа аяеию а оа эоо уаа и оао ооиоаа ео ооиеию | Закон Ома для участка цепи: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. |
И оеоаео оеиеии иа оа юы ая еи оа и а е | При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же |
Оее ооиеие еи и оеоаео оеиеии ао уе ооией оеы ооио | Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников |
Оое аяеие еи и оеоаео оеиеии ао уе аяей а оеы уаа еи | Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи |
Аяеие а уае еи и а оа е ааео оеиёы ооио оо и о е | Напряжение на участке цепи и на концах всех параллельно соединенных проводников одно и то же |
Иа оа еаеёо еи аа уе и оо оеы ааео уе и оо оеы ааео оеиёы ооио | Сила тока в неразветвлённой цепи равна сумме сил токов отдельных параллельно соединённых проводников |
Еииа оаая оеу ооиеию еи аа уе еии, оаы ооиеия оеы ааео оеиёы уао | Величина обратная общему сопротивлению цепи равна сумме величин, обратных сопротивлениям отдельных параллельно соединённых участков |
Можно предложить ребятам самим придумать шифровку для определения автора высказываний. Например,
Высказывание | Автор |
Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю. | Архимед |
Вы должны быть готовы отказаться от самых привлекательных идей, когда эксперимент показывает, что они ошибочны. | А. Вольта |
Наука выигрывает, когда её крылья раскованы фантазией. | М. Фарадей |