Групповое наставничество как способ непрерывного профессионального развития молодых педагогов
ГРУППОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Наставничество можно считать перспективной образовательной технологией, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») [1].
Считается, что реально помочь молодому педагогу можно только в индивидуальной работе с ним, не афишируя его профессиональные трудности. Однако у выпускников педвуза и института культуры, впервые приступивших к работе по специальности, существуют проблемы общего порядка, решить которые педагог-наставник не в состоянии. В частности, это трудности адаптации в коллективе, социализации в педагогическом сообществе, признание со стороны коллег и руководства [3].
Вместе с тем, не все, что касается молодых педагогов, представляет интерес для других, потому есть смысл собрать их отдельно. Групповое наставничество подразумевает сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы наставляемых, обладающих общим или сходным дефицитом (проблемой) [2]. Мы решили организовать групповое наставничество в форме методического объединения для молодых педагогов «Шаг вперёд», которые озабочены решением одной профессионально значимой проблемы – профессиональное развитие.
Целью объединения стало - проектирование образовательного пространства профессионального развития молодых педагогических работников.
Основными задачами группового наставничества стало:
- повысить общедидактический и методический уровень молодых педагогов;
- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;
- развить потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
Работа методического объединения «Шаг вперёд» началась с организационных мероприятий: знакомство с целями и задачами МО, анкетирование на определение потребностей и выявление педагогических затруднений и ожиданий, обсуждение и согласование плана работы на год, проведение занятие по теме «Особенности работы с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования», и повторение СанПиНов.
Цель занятия «Современное занятие в дополнительном образовании»: обобщение и структурирование знаний молодых педагогов в вопросах организации и проведения современного занятия в системе дополнительного образования. Педагоги проанализировали чем отличается занятие в дополнительном образовании от урока в школе и разобрали основные требования к современному занятию. Молодые педагоги поучаствовали в роли экспертов: они просмотрели видео конкурсного занятия, проанализировали его и дали оценку эффективности данного занятия. Представили свою разработку плана современного занятия и решили ситуационную задачу, проявив свои методические и психолого-педагогические знания поведения в непредвиденных ситуация на занятиях.
В ходе работы занятия «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе» с презентацией своего опыта применения современных образовательных технологий выступили молодые педагоги. Они рассмотрели особенности применения таких педагогических технологий как информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного и проектного обучения, игровые технологии, технологию портфолио, тайм-менеджмент, ТРИЗ технологии. По мнению молодых педагогов, данный формат мероприятия - это хорошая и интересная практика, возможность поделиться своим опытом и знаниями друг с другом. Для большинства это был первый опыт методического выступления, поэтому было решено поощрить молодых педагогов и объявить благодарность.
На итоговом заседании прошло занятие по теме «Портфолио профессиональной деятельности педагога». Участниками стали молодые и более опытные педагоги ДЮЦ «Восхождение», которые планируют впервые аттестоваться на 1 квалификационную категорию. В ходе работы педагоги:
- задумались, зачем педагогу необходимо портфолио;
- поняли, что в обязательном порядке должно входить в портфолио педагога, чтобы его профессионализм был отражен максимально полно;
- обсудили критерии оценивания портфолио педагога;
- выразили желание создать свои портфолио, максимально наполнив их материалами.
Итогом года для методического объединения молодых педагогов стал конкурс профессионального мастерства «Шаг вперёд», цель которого - создание условий для развития самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности.
Конкурс включает три испытания:
- Эссе «Я – педагог!», в котором молодые педагоги раскрыли мотивы выбора профессии, своё понимание миссии педагогического работника в современном мире, и смысла педагогической деятельности, что очень важно осознавать именно молодым педагогам.
- Педагогическое мероприятие с участниками образовательных отношений «Открытое занятие», где участники продемонстрировали свою профессиональную компетентность и практический опыт в работе с учащимися в образовательной деятельности.
- Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается», в которой педагоги проявили свою профессиональную позицию и творческий потенциал.
Благодаря участию в конкурсе молодые, начинающие педагогические работники могут заявить о себе как о профессионалах, продемонстрировать свой потенциал. Они стали более методически грамотными, готовыми анализировать профессиональную ситуацию. Наставники молодых педагогов также помогали своим подопечным в подготовке к конкурсу, что помогло укреплению взаимоотношений наставнической пары.
На итоговом педагогическом совете были подведены результаты конкурса учреждения, все наставники и наставляемые были награждены, каждый молодой педагог смог поделиться своими ощущениями от участия в конкурсе, которые были только положительными.
Хочется отметить, что за этот год молодые коллеги стали более методически грамотными, готовыми анализировать профессиональную ситуацию, стали чувствовать себя увереннее. Начинающие педагогические работники смогли заявить о себе как о профессионалах, продемонстрировать свой потенциал на различных уровнях. Так педагог-организатор стала участником очного этапа городского конкурса молодых педагогов «Шаг вперёд». Молодой педагог по изобразительной деятельности стала победителем в краевом конкурсе (с межрегиональным участием) программ профессионального развития молодого педагога в образовательной организации «Педагогический серфинг» в номинации «Стремление к профессиональному саморазвитию».
Таким образом, мы можем сказать, что большую эффективность в групповом наставничестве с молодыми педагогами имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы работы: тренинги, деловые игры, ситуационный анализ (решение кейсов), "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятия, презентация своего опыта, конкурсы и т.д. Они ускоряют процесс вхождения молодого педагога в профессиональную среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на первую квалификационную категорию.
Литература
Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4–18.
Наставничество в дополнительном образовании. Материалы секции «Наставничество в дополнительном образовании» XХXI районной научно-практической конференции «Развитие воспитания и дополнительного образования в Адмиралтейском районе. Опыт. Находки. Перспективы». – ГБУДО Дворец творчества «У Вознесенского моста», 2021
Поздеева, С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / Научно-педагогическое обозрение. - 2017. -№ 2(16). - С. 87-91.