Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 7 класса

0
0
Материал опубликован 23 October 2019

Серебрякова Татьяна Васильевна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алексейковская средняя общеобразовательная школа

Тверская область, село Алексейково

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 7 класса

Основными целями и задачами является развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательной деятельности, создание необходимых условий для поддержания одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Задания олимпиады

Комплексный анализ художественного текста (30 баллов максимум; 5 баллов за каждый ответ).

Выполните комплексный анализ сказки Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья», ответьте на вопросы (текст сказки).

В одном глухом и отдаленном от городов месте была большая гора, поросшая дремучим лесом. У подошвы горы текла река, и тут стояло селение,

где жили зажиточные рыболовы и хлебопашцы. От этого селенья шла через лес дорожка в другую деревню, а на этой дорожке в стороне на полянке стояла избушка, в которой жила бедная женщина по имени Маланья, а по прозванию "Голова баранья". Так прозвали ее потому, что считали ее глупою, а глупою ее почитали за то, что она о других больше, чем о себе, думала. Если, бывало, кто-нибудь попросит о таком, что нельзя сделать без того чтобы лишить себя каких-нибудь выгод, то такому человеку говорили:

- Оставь меня в покое; мне это не выгодно - вон там на пригорке живет Маланья-голова баранья: она не разбирает, чтоб ей выгодно и чтоб невыгодно,- ее и попроси,- она, небось, сделает.

И человек шел на пригорок и просил у Маланьи, и если она могла ему

сделать, о чем он просил,- то она делала, а если не могла, то приветит, да приласкает и добрым словом утешит,- скажет:

- Потерпи,- Христос терпел и нам велел.

У Маланьи избушка была крошечная, так что только можно было повернуться около печечки, а жили здесь с нею сухорукий мальчик Ерашка, да безногая девочка Живулечка сидела на хромом стуличке.

Оба они были не родня Маланье-голове бараньей, а чужие,- родных их разбойники в лесу закололи, а их бросили; поселяне их нашли и стали судить -

кому бы их взять? Никому не хотелось брать безрукого да безногую,- никогда

от них никакой пользы не дождешься, а Маланья услыхала и говорит:

- Это вы правду, добрые мужички, говорите: без рук, без ног ничего не обработаешь, а пить-есть надобно: давайте мне Ерашку с Живулечкой.

Случается, что мне одной есть нечего - тогда нам втроем веселей терпеть будет.

Мужички захохотали.

- Беззаботная,- говорят,- Маланья,- прямая ты голова баранья,- и отдали ей и Ерашку, и девочку Живулечку.

А Маланья их привела и оставила у себя жить.

Живут часом с квасом, а порою с водою. Маланья ночь не спит: то богатым бабам пряжу прядет, то мужикам вязенки из шерсти вяжет, и мучицы, и соль заработает, и хворосту по лесу наберет - печку затопит и хлеба спечет, и сама поест, и Ерашку с Живулечкой покормит.

Сошлись перед вечером у колодца домовитые бабы и спрашивают Маланью:

- Как ты, Маланья-голова баранья, с ребятишками прокуратничаешь?

- А все хорошо, слава Богу,- отвечает Маланья.

- Чем же хорошо? ведь они у тебя бессчастные!

- А тем, бабоньки, и хорошо, что они бессчастные,- что на их долю

немного нужно. Если бы они были посчастливее да позадачливей,- мне бы не послужить ими Господу Богу, а как они плохие да бездомные, что я им ни доспею - все это для них лучше того, как если бы я их не приняла да об них

не подумала.

Покивали бабы головами и говорят:

- А ты еще вперед-то подумала ли: что с ними будет?

- Нет,- говорит Маланья: - я об этом не думала.

- Да как же так можно? Надо всегда о переду думать!

А Маланья отвечает:

- Что пользы думать о том, чего знать невозможно, даст Бог день - даст и пищу на день, а ночью нам всем есть покой на печечке.

- И то правда,- сказали бабы,- они - плохие,- может быть, и умрут скоро

на твое счастье! А Маланья руками замотала.

- Что вы! что вы! - говорит,- зачем смерть звать: я ее к себе на порог не хочу - пусть она за дверьми присохнет.

Домовитые бабы распотешились и рассмеялись:

- Ну, Маланья,- говорят,- голова баранья,- да какая же ты удалая да смешная: саму смерть у порога засушить хочет.

Пошла Маланья к Ерашке с Живулечкой - понесла им водицы напиться дать и ее согреть в горшке, да головенки вымыть у припечка, а бабы стоят у колодца,- вслед ей смотрят и пересмеиваются. А к ним из лесу выходит старый старичок, на две клюки опирается.

- Бабоньки,- говорит,- кто у вас тут есть на селе жив человек, что пущает к себе неимущего путника?

А бабы ему отвечают:

- А ты чей человек и как тебя звать по отчеству?

Старик отвечает:

- Странник я света божьего, и имя мне Живая Душа на костыльках; приустал в пути да уснуть хочу

- Мы не знаем тебя,- отвечали бабы,- и пустить к себе без мужиков не

смеем, а мужики у нас строгие да грозные - придут, заругают нас.

- Что же, вы, видно, своих мужиков больше Бога боитесь. Бог-то, ведь,

велел принять и покормить неимущего.

Бабы отвечают:

- И то правда твоя, странничек: Божье слово помним, а человеческого

боимся.

Живая Душа покачала головой и говорит:

- А ведь это, бабоньки, по худу быть - так бы ведь вовсе не надобно. Пойду к самим мужикам: у них попрошусь.

Пошел к мужикам, и мужики его не пустили.

- Кто тебя знает,- сказали,- может быть, ты слабым прикинулся и сам

разузнать хочешь, где у нас дорогое добро лежит, да ворам открыть, а может

быть, у тебя на теле прыщи да вереды, а у нас избы чистые и полы стланные -

иди-ка по тропиночке в гору, там есть бедная избушка - в ней живет

Маланья-голова баранья, она всех пущает и тебя пустит.

- Спасибо вам, добрые хозяева,- отвечал старичок Живая Душа и пошел к Маланье.

А Маланья увидела его из окна и послала безрукого Ерашку, чтобы звать

его ужинать.

Ерашка добежал к старику и кричит:

- Иди-ко-сь, дедко: тетушка Маланья наварила горшок снытки, сольцой

посолила, зовет тебя ужинать.

Старик Живая Душа погладил Ерашку по голове.

- И то, - говорит:- к вам иду. Другие-то не пускают.

И только влез в избу,- тесно стало и сесть не чем, а Маланья говорит:

- Садись, дедушка, со ребятками ешь, а я постою. Сел дедко и поужинал, и заговорил по-учтивому и по-ласковому.

- Спасибо,- говорит,- тебе, что не спросила, откуда я и как меня звать по имени, а посадила хлеба есть. Я теперь пойду в лес - у тебя тесно - всем нам лечь негде.

- Что ты! что ты! Живая Душа божия! В лесу медведи и волки ходят -разве я тебя ночью туда выпущу! Всем место будет. Вот Ерашка на печку, а

Живулечка за печку, а ты тут протянись, где простор опростается, а мне мое

место найдется.

- Ну, будь по-твоему, - сказал старик, а сам думает "Где же это ей-то самой место будет?"

Лег, покрылся своей ветошью, да и уснул с одного вздоха от усталости, а

после третьих петухов проснулся - и видит Маланья стоит на ногах и прядет кудель, которая у нее на колочек под потолком приткнута,

Посмотрел на нее старик одним глазком и говорит:

- Да ведь это ты, тетка, должно быть, и не ложилась.

А Маланья отвечает:

- Да мне, Живая Душа, и не хотелося.

Старик покачал головой и говорит:

- Ну-ну-ну! Водил, водил меня Господь долго по свету; думал я, что позабыл он меня и покинул, а он привел меня в отрадное место и сподобил узреть любовь чистую. Скажи теперь мне за то в одно слово, что у тебя есть в желании - и тебе то у Бога и выпрошу.

А Маланья говорит-

- Что мне недостает? я и так всегда радостна, а желаю только, чтобы смерть моего порога не переступала, а если придет, так чтобы за дверью присохла.

Старик отвечает:

- Что ж, - так и будет.

Ушел старик, а смерть вот же тут и жалует; наряжена богатой казачкой в парчовом шугае с золотою пикою, юбка штофная, на боку стальная коса на золотой цепочке, чеканной на манер мертвых костей человеческих, вся рожа накрашена, черные зубы во рту белым платочком заслоняет и в избу просится.

- Покажи,- говорит,- мне детушек-голубятушек, я им принесла по медовому груздочку и по точеному яблочку.

А Маланья как взглянула на нее, так и признала ее, что это смерть,-

вскричала ей:

- Хорошо им со мной и без яблочек, а тебя бы лучше не было, и присохни ты на одном месте.

Та и присохла и не может оторвать ног от того места, где пристала, а Маланья ее сухим хворостом заслонила, чтобы не видать ее было.

И славно бы дело сделалось, да пошли от селения ужасные стоны и слезы: сильный слабого теснит и бьет без милости, и нет на злодея в жестоком сердце его никакой угрозы, и как были люди жестоки, то стали еще жесточе того, и приходят к Маланье всякий день столько несчастных, сколько она во всю свою жизнь не видала, и она уже не может помогать им, и слышит, как они плачут и смерть кличут: "Смертюшка-матушка, где ты завеялась! зачем мир покинула! приди, укрой нас от злодеев наших немилостивых - без тебя они зазнались без памяти!"

Тут Маланья ума хватилась.

- Это я,- говорит,- дура, все лихо наделала, захотела поправлять дела

Божии - чему быть, а чему не быть сотворенному. И завяла смерть, а заслонена у меня кучкой хвороста.

- Ах, спусти ее, матушка, умилосердися! Ведь вот уже сто лет у нас ни одних похорон не было, и обессердечили люди жестокие, а мы состарелись, измаялись. Спусти ее и их убрать от больших грехов, и нас - от страдания.

И пошла Маланья, развалила хворост, а смерть-то так уж не румяною казачкой глядит, а как паутиночка, и коса у ней вся заржавела.

- Иди, куда тебя Бог послал! - сказала Маланья смерти: и та колыхнулась

и поплыла к селу паутинкою по сжатому полю, и послышался вскоре погребальный звон, и перекрестились бедняки и встрепенулись богатые мужики.

- Мы, было, думали,- она навсегда кончилась, а вот она, как змея, из хворосту выскочила. Нельзя век лютовать и властвовать.

А убогие крестились и сами в гробы ложились.

- Устали,- говорят,- наши косточки - насилу дождались земли горсточки.

И обошла смерть все село за лесом и убрала все, что было нужно убрать,-а с другими вместе и Ерашку, и Живулечку, потому что было уже и безрукому, и безногой более чем по сту лет, а Маланья осталась жить и все живет, как прежде жила, и все то же делает, что и прежде делала, и все те умерли, кто звал ее "Маланьей-головой бараньей", и сама она это имя позабыла. И как смерть обойдет весь свет да придет к ней и спросит:

- Как тебя звать?

Она старается вспомнить и никак вспомнить не может и говорит:

- Не знаю - верно, мое имя переменилося. Смерть стала вопрошать; "как

имя этой женщине?" А ей в ответ и упал с неба белый, как снег, чистый камень, как сердце обточенный, и на нем огнистым золотом горит имя: "Любовь".

Увидела это смерть и сказала:

- Ты не моя,- нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает: ты

доживешь до тех пор, когда правда и милосердие встретятся, и волк ляжет с ягненком и не обидит его.


 

Чем близка сказка Лескова народным сказкам и в чем ее отличия?

Как вы понимаете название сказки? Действительно ли глупа Маланья?

Какова, по-вашему, главная мысль сказки Лескова? Выпишите слова из текста, в которых наиболее полно выражается идея произведения.

Как можно определить характер сказки: волшебная, бытовая, о животных? Ответ обоснуйте.

Почему «Маланья голова баранья» литературная, а не фольклорная сказка?

Как вы понимаете слова Лескова «Маланья осталась жить и все живет, как прежде жила, и все то же делает, что и прежде делала»? Каким новым именем живет Маланья?

Перед вами литературоведческие термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления (5 баллов за каждую группу, максимум 15 баллов).

Дактиль

Сравнение

Аллегория

Рассказ

Ямб

Басня

Роман

Анапест

Баллада

Хорей

Метафора

Поэма

Эпитет

Олицетворение

Антитеза

Гипербола

Пословица

Инверсия


 

Литературный биатлон (1 балл за правильный ответ, максимум – 5 баллов)

Жанр исторического повествования – это …

Летопись

Песня

Поэма

Роман

Назовите жанр произведения А.Н. Чехова «Толстый и тонкий»:

Повесть

Рассказ

Ода

Роман

Какой троп использует С. Есенин в выделенных словах?

«Вечер, как сажа,

Льется в окно.

Белая пряжа

Ткет полотно…»

Эпитет

Гипербола

Метафора

Сравнение

Сколько эпитетов в отрывке из стихотворения А.С. Пушкина?

А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,

1

2

3

4

Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге?

Анапест

Хорей

Дактиль

Ямб

Эрудит лото: укажите автора, названия произведения и его жанр (по 1 баллу за правильный ответ)

Жанр

Произведение

Автор

Баллада

«Дедушка»

Н.С. Лесков

Рассказ

«Левша»

М.Ю. Лермонтов

Роман

«Бежин луг»

А.С. Пушкин

Поэма

«Три пальмы»

Н.А. Некрасов

Сказ

«Дубровский»

И.С. Тургенев

Знание истории литературы.

С именами каких писателей и поэтов связаны следующие литературные места России? (по 1 баллу за правильный ответ, максимум 8 баллов).

Ясная Поляна

Архангельская губерния, Холмогорский уезд

Спасское – Лутовино

Нежин

Тарханы

Карабиха

Михайловское

Мелихово

Ответы

Н. С. Лесков «Маланья – голова баранья» (30 баллов).

Народная сказка:

Добро побеждает зло;

Добро вознаграждается;

Глупость, обернувшаяся мудростью;

Образ мудрой и доброй девы;

Образ смерти;

Образ народа (мужики и бабы).

Литературная сказка:

Христианские мотивы;

Живая Душа-Божий слуга;

«Чистый камень» с именем Любовь;

Живая душа;

Живушечка и Ерашечка;

Волк и ягненок.

Глупость Маланьи ведет к мудрости, она заключается в том, что Маланья живет не для себя, а для других, по законам добра и милосердия.

Идея сказки: человеку с добрым и чутким сердцем жить легче.

Это волшебная сказка.

Фольклорная сказка – это коллективное устное творчество, а литературное авторское книжное произведение, она сохраняет основные идеи, мотивы, образы, народной сказки (борьба добра и зла, правды и неправды, победа добра над злом, волшебное и чудесное, символика, устойчивость характеров и т.д.).

Образ Маланьи – это традиционный в творчестве Лескова образ праведницы.

 

Тропы и стилистические фигуры – эпитет, гипербола, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, антитеза, инверсия.

Стихотворные размеры – дактиль, хорей, ямб, анапест.

Литературные жанры – рассказ, роман, пословица, басня, баллада, поэма (15 баллов).

Литературный биатлон (5 баллов).

а, 2)б, 3)в, 4)г, 5)в.

Эрудит лото (5 баллов):

А.С. Пушкин «Дубровский» роман;

М.Ю. Лермонтов « Три пальмы» баллада;

И.С. Тургенев «Бежин луг» рассказ;

Н.А. Некрасов «Дедушка» поэма;

Н.С. Лесков «Левша» сказ.

Знание истории литературы (8 баллов):

Л.Н. Толстой;

М.В. Ломоносов;

И.С. Тургенев;

Н.В. Гоголь;

М.Ю. Лермонтов;

Н.А. Некрасов;

А.С. Пушкин;

А.П. Чехов.

 

Максимальная сумма баллов за олимпиаду – 53 балла.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.