Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (9 класс)
Рекомендации для проведения и проверки школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике 2015-2016 год
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Время выполнения:
- 60 мин –7, 8 классы – 4 задания;
- 1 час 30 мин – 9 классы – 4 задания
- 2 часа – 10,11 классы – 5 заданий.
Олимпиада проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополнительный устный опрос не допускается.
Для выполнения заданий учащимся рекомендуем пользоваться калькулятором и набором таблиц. Для успешного выполнения работы в 9 классе необходимо выдать учащимся таблицу теплоемкостей и удельной теплоты плавления.
Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе. Итоговый балл за задачу ставится в конце решения. Член жюри заносит балл в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись.
В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела.
Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.
Максимальное количество баллов при правильном решении задачи для 7 – 9 классов- 5 баллов.
Проверка работ осуществляется согласно стандартной методике оценивания решений:
Баллы |
Правильность (ошибочность) решения |
5 |
Полное верное решение |
4 |
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
3 |
Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические). |
3 |
Найдено решение одного из двух возможных случаев. |
2 |
Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение. |
1 |
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
0 |
Решение неверное, или отсутствует. |
Максимальное количество баллов для 7, 8, 9 классов – 20, для 10, 11 классов –25 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по физике.
Школьный этап. 2015-2016 учебный год.
9 класс
В мультфильме «Ну, погоди!» волк проглотил воздушный шарик и поднялся в воздух. Каким должен был стать объем волка, чтобы такое могло произойти? Считайте, что масса волка равна 30 кг. Плотность воздуха 1.29 кг/м3.
Тело движется по оси x. По графику зависимости проекции скорости тела x от времени t Установите, какой путь прошло тело за время от t1 = 0 до t2 = 4 c.
В большой льдине с температурой t0=0 0C, сделано углубление объемом V=160 см3. В него налили m=60 г воды с температурой t1=75 0C. Какой объем будет иметь свободное от воды углубление после остывания воды? Удельная теплоемкость воды , удельная теплота плавления льда плотность льда
Электрическая цепь состоит из пяти одинаковых резисторов, соединенных последовательно. Параллельно одному из резисторов подсоединили еще один такой же резистор. Во сколько раз изменилось сопротивление электрической цепи?
Всероссийская олимпиада школьников по физике.
Школьный этап.
2015-2016 учебный год.
Ответы и краткие решения
9 класс
Решение: Для того, чтобы такое могло произойти, средняя плотность волка (масса волка – m=30кг), проглотившего воздушный шарик, должна быть не больше плотности воздуха , что приводит к условию на объем волка . Ответ: примерно 23.3м3.
Ответ: 20м
Решение: начальный объем полости V=160 см3. Объем налитой воды V1=60 см3. Остывая до 00С, вода отдает льдине количество тепла , остывая до t0=00C. Ясно, что часть льда расплавится, а конечная температура системы будет t0=00C. Масса льда, превратившегося в воду . При этом он освободит объем . Однако, полученная из него вода займет объем . В итоге, свободная часть полости будет иметь объем V-V1+V2-V3=160-60+61.7-55.5=106.2 см3. Ответ: 106.2 см3.