Сильная красота для учащихся (4 классов) с ограниченными возможностями здоровья
Авторская программа эстетической направленности
«Сильная красота для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Для очного и дистанционного обучения
Разработала: Туисова А. В. педагог-психолог МАОУ СОШ№1 имени Героя Советского Союза В. П. Ферапонтова г. Белебея Республики Башкортостан
Возрастная категория: учащиеся 4 классов
Цель занятий по программе:
Формирование сильных сторон личности, посредством увлекательного погружения в мир искусства: литературы, музыки, живописи.
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения курса
II. Содержательный раздел
Содержание занятий
Тематический план
III. Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение (необходимые материалы, требования к помещению)
IV.Рекомендованная художественная литература
V. Музыкальные композиции для сопровождения
VI. Художественные образы: картины, иллюстрации
Приложение
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Искусство — творческая высота, необходимая ребенку для становления его личности. Всестороннее развитие детей напоминает маленькую Вселенную со своими правилами и позитивными устремлениями. Искусство ненавязчиво облагораживает мышление, формируя созидательную активность и поощряя лучшие стороны индивидуальности.
Данная программа разработана педагогом-психологом для особенных детей с ограниченными возможностями здоровья. Когнитивные трудности, эмоциональные нарушения, стойкая тревожность возвышают стены вокруг ребёнка, создавая коммуникативные барьеры, снижая учебную мотивацию и познавательную активность.
Психологическое сопровождение в обрамлении изящных искусств поможет не только в изменении детского восприятия мира Прекрасного, а направит на созидание, заложит сильные нравственные идеалы и ценности, параллельно снижая эмоциональное напряжение, повышая коммуникативные навыки, расширяя словарный запас.
Многогранность уроков развивающей направленности включает в себя сочетания самых разных видов деятельности: литературный и художественный образы, психологический импрессионизм (впечатления), занимательные творческие упражнения; изучение ролевых характеристик сказочных архетипов. Особое значение обозначено в формировании индивидуальных, положительных установок.
Наличие психологической диагностики и в сфере эстетического воспитания важно. Здесь данный аспект позволяет анализировать познавательную сферу детей и способствует коррекционно-развивающему синтезу — интеграции различных видов деятельности в области искусства. Программа занятий рассчитана на 21 час.
Важным моментом является переход с начального звена в среднее, и здесь искусство помогает познавательным занавесом, в то время как сцена —завуалированным, ненавязчивым психологическим сопровождением.
«Сильная красота» включает в себя преобладание двух основополагающих понятий:
― Сила внутреннего стержня личности;
― Эстетическая красота внутричеловекаи вокруг него.
Наблюдая за школьниками можно сделать вывод, что ближе к среднему звенумногие выбирают себе увлечение ― занятие по душе, где смогут реализовать свой энергетический потенциал, способный вовлечь способности в дело. Дополнительные направления чаще помогают ребёнку быть успешным, а родителю ― довольным. Но как отыскать свои тропинки ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, если он не может посещать секции, кружки, творческие занятия в других учреждениях по каким-либо причинам?
Данная интегрированная программа в рамках искусства ― открытая дверь для учащихся четвёртого класса в их же образовательном учреждении. Педагог-психолог, заинтересованный в искусствознании детей поможет выявить их познавательные интересы в областях живописи, литературы, музыки, мира Прекрасного в целом и преподносить дополнительные знания так аккуратно и ненавязчиво, что учащиеся и не заметят, что параллельно начинают любить книги, делать выводы, лучше воспроизводить и структурировать информацию. Это происходит само собой, словно они здоровые, напитанные сильной красотой, люди.
Эмоциональный мир ребенка — одно из самых загадочных явлений психики. Искусство влияет на эмоции, а эмоции воздействуют на мышление, воображение, мотивируют на гармоничное поведение. Психология в словах и образах человека смоделирована во всем богатстве и многообразии, а искусство — страницы бесконечной истории, связанной золотым сечением с каждым из нас.
Биографические материалы, научная литература, современная творческая и педагогическая практика свидетельствуют о том, что человек — не сумма специальных способностей, а «индивидуальная комбинация» различных личностных свойств. Наиболее высоких результатов в развитии талантов достигали те люди, которые обладали не только специальными способностями в какой-то одной области искусства, но и возможностями универсальными, благодаря которым легко осуществляется перенос в другие области творчества. Примеров более чем достаточно: Огюст Ренуар, Г. Х. Андерсен, А. Вивальди, Клод Моне. У многих этих людей тоже были неудачи, и для каждого обучающегося по данной программе будет интересно прослеживать преодоление трудностей другого человека в их возрасте.
Программа для особенных детей опирается на становлениетворческой харизмы великих имён в реальном и сказочном детстве, мотивируя, тем самым, на стремление доказать собственное мастерство, проложить свою «тропу». Верными помощниками этого направления являются: музыка, литература, изобразительная деятельность и природа. Один из великих писателей сказал: «Чтобы отыскать свое место в искусстве, необходимо изучить самые красивые его стороны, а затем признать, что они отражают твою сущность».
К универсальным лабиринтам «Искусствознания» относятся:
— Эстетическая эмпатия;
— Чувство Прекрасного;
— Анализ и синтез;
— Самопрезентация.
Творческие занятия в рамках искусства в трёх измерениях: литература, музыка, живопись обладают по-настоящему волшебными свойствами, помогающими ребенку думать, общаться, мечтать и чувствовать себя свободным.Призвание психологии искусства — воспитывать человека, прививая ему высшие нравственные ценности.
Срок реализации занятий в рамках программы: шесть месяцев
Возрастная категория:учащиеся четвёртого класса
Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.
Подходит для очного и дистанционного обучения.
Формы обучения:
Индивидуальная форма
Данная форма обучения позволяет больше внимания уделить ребёнку, его трудностям и возможностям.
Групповая форма
Здесь учащиеся, которые могут работать в группе. Коммуникативная среда, творческая организация микросоциума.
В группе ― 5-6 участников
Основные методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
― Диагностический
Проведение авторской диагностики «В долине искусства» на первом занятии позволит определить уровень знаний в области искусства трёх измерений: Живопись, Литература, Музыка
Диагностика «Жёлудь», проведённая на двадцать первом занятии позволит определить качество усвоенного материала. Сколько правильных ответов, столько желудей учащийся посадил. Желуди превращаются в могучие дубы ― сильную красоту
―Словесный,историотерапевтический
Педагог-психолог рассказывает реальную историю о детстве значимого человека в искусстве. Или сказочную историю, которую создал значимый человек в искусстве.
Метод предполагает объяснение, беседу, построение выводов, формирование положительных установок учащихся, заложение нравственного фундамента.
― Наглядный
Демонстрационный материал сферы искусства: картины, иллюстрации и работа с ними. В просмотр зрительного образа аккуратно вплетаются творческие задания. Образ вводит ребёнка в красоту, вызывая в нём положительную и высокую обратную связь, отражая личность и чувства.
― Практический
Творческие упражнения на закрепление материала, анализ и синтез информации. Направленность на создание выводов и собственного мнения учащихся. Самопрезентации для преодоления коммуникативных барьеров, повышения стрессоустойчивости, театрализованных интонационных характеристик.
В практический блок включены музыкальные композиции композиторов-классиков с целью ознакомления с эстетической, многогранной средой, несущей в себе оздоравливающую, антистрессовую функцию. Грамотно подобранные музыкальные композиции важны для любого человека, а особенно для детей со зрительными нарушениями, неврозоподобными расстройствами, расстройствами поведения.
Цель занятий:
Формирование сильных сторон личности, посредством увлекательного погружения в мир искусства: литературы, музыки, живописи.
Задачи:
Посредством первичной диагностики выявитьуровень знаний в области искусства трёх измерений: Живопись, Литература, Музыка
Создать условия для творческого самовыражения детей;
Способствовать познавательной активности учащихся;
Формировать положительное отношение учащихся к себе;
Научить учащихся делать выводы, синтезируя информацию;
Формировать кругозор учащихся, развиваяэстетическуюэмпатию;
Занятия представляют собой терапевтические истории: реальные и сказочные, творческие упражнения под музыкальное сопровождение,положительно воздействующие на учащихся.
Занятия курса проводятся еженедельно (по 1 уроку в неделю).
2. Планируемые результаты освоения курса
1. Повышение познавательной активности;
2. Нормализация самооценки учащихся;
3. Приобретение коммуникативной уверенности;
4. Повышение уровня адаптации;
5. Развитое чувство Прекрасного;
6. Умение анализировать и синтезировать информацию;
7. Знание учащимися своих сильных сторон;
8. Направленность на положительные установки;
9. Интерес к сфере искусства;
10. Нормализация стрессоустойчивости;
11. Положительное отношение к людям и книгам;
12. Умение грамотно выстраивать свою речь и делать выводы
По итогам занятий дети научатся слушать, отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать и синтезировать информацию.
Хороший уровень познавательной активности позволит учащимся работать с любой учебной информацией, выявить особенности окружающего мира и собственной личности, направить энергию, волю в созидательное русло.
Акценты на общих успехах учащихся, их практических самопрезентациях под музыкальное сопровождение позволят привести самооценку в норму, снизить школьную коммуникативную тревожность и эмоциональное напряжение.
Эстетическая направленность поможет учащимся встать на путь созидания, замечать особенности красоты в себе и вокруг себя, ориентироваться на Прекрасное, меньше конфликтовать друг с другом, чувствовать себя значимым и самодостаточным человеком.
Музыкальный компонент осуществляет вспомогательную функцию антистрессовой релаксации, направленной на созидание творческой свободы личности. Участвует в укреплении мотивации на работу в рамках искусства, оптимистичного взгляда в будущее.
Цветовые решения художественных полотен великих мастеров оказывают благотворное влияние на восприятие и силу духа людей. Правильный диалог созидания и человека проходят радугой сквозь творчество мастера и ребёнка, помогая ему вырасти в собственных глазах, а значит, и в глазах окружающих.
Учащийся словно попадает в сердце искусства, слушая его свободный ритм, способный преодолевать всё, даже самое сложное. Дети обретают веру в себя, одеваются в одежды высокого художественного смысла, выковывают свою волю, корректируют установки и мыслеобразы.
Всё вышеперечисленное поможет детям успешнее реализовывать свои знания и навыкив образовательной среде, расставить приоритеты, поставить перед собой новыеучебные цели и задачи, с уверенностью достигать результатов в школе и жизни.
Содержательный раздел
Содержание занятий
Занятия включает в себя три ведущих блока:
Историотерапевтический
Педагог-психолог рассказывает историю, основанную на реальных событиях либо сказочную, созданную значимым, известным человеком.
Работа с одной историей может занять несколько занятий, предоставляявозможность ребёнку обдумать содержание, задать вопросы, сделать выводы.
Историю учащийся слушает, ведь восприятие на слух крайне важно для развития смысловой обработки услышанной информации.
На основе занимательной информации учащиеся учат отличать и находить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и доказывать что-либо, опираясь на собственное мнение.
Развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации позволяет детям делать по-возможности заметки, наброски со слов учителя.
Развитие словесно-логического мышления позволяет детям углубляться в вербальные формы работы, размышлять, сопоставлять, рассуждать, сравнивать, решать, находить ответы.
Самой лучшей возможностью узнать подробную историю жизни человека искусства является чтение монографий о нём. Конечно, чтобы рассказать историю кратко, выкладывая самые интересные вехи, нужно знать много. Но для этого мы и педагоги. Закаляем себя особенными книгами, учебниками, институтами, истинами. Чтобы жить и работать достойно, быть нужными, светлыми людьми, одержимыми желанием помочь, направить в созидательное русло, поверить в детей и взрослых, которые обращаются к нам за помощью.
Г. Х. Андерсен был бы удивлён, зная, что его сказки лучшие в мире. Он очень страдал. И наверно, если бы одна женщина не предсказала ему по кофейной гуще его судьбу, он бы так и не отправился в столицу Дании ― Копенгаген. Но самая настоящая сказка датского классика ― его собственная. Он писал её, проживая: плача в чуланах, мечтая о сцене, переживая от отсутствия друзей с детства. Ганс так любил жизнь, что всю свою любовь подарил нам.
Направленность на чтение или прослушивание книг проходит невидимой лентой и несёт в себе защитную функцию. Посредством слова и образа учащиеся открывают для себя новые, глубокие миры знаний, в которых они могут быть главными героями. Ориентированность на книги помогает детям лучше работать с учебниками, чаще поднимать руку, отвечая на сложные, дополнительные вопросы, не бояться высказывать собственное мнение, создавать творческие шедевры самому, подчиняясь вдохновению и внутренним установкам.
История про Бастиана Михаэля Энде и Поллианна Элинор Портер учат одному и тому же ― не бояться жизни, стремиться вперёд, а падая, подниматься. Создавать свет искусством сложнее, чем в комнате. Жизнь ― это не комната, а безграничное пространство, в котором мы можем печалиться и побеждать печаль, надеяться и помогать другим, делиться и писать, чертить, творить, быть на своей высоте! Никого не обижая, не отчаиваясь, не пытаясь сдаваться. Мы просто слушаем концерт F-dur, G-moll Вивальди и чувствуем, что в этот момент он жив.
Работа с образом
Демонстрационный материал, расширяя представление учащихся о красоте, помогает находить ответы на простые и сложные вопросы. Являясь чётким профилем искусства, он смотрит на ребёнка без оценки, а с удовольствием. Не критикует, а принимает. Не говорит, но понимает. Приучает к безграничной красоте, направляя на созидание, сглаживая острые углы детских обид и комплексов.
Наряду с собственной личностью и домом, где можно укрыться от детских проблем, учащийся находит новый палаццо, где оживают все стороны и грани сильного духом времени. Образ помогает подниматься по ступенькам искусства осторожно, не запинаясь, а открывая одну дверь за другой, где палитра и слово переплетаются друг с другом, оживая на холстах обычных, но уже великих людей.
Автор выбрала картины О. Ренуара неслучайно. Сочетания голубого, зелёного, оранжевого, красного пронизаны такой силой, что их не сможет одолеть ничего. Огюсту было так сложно учиться в школе, даже приходилось стоять у стены, придерживая на голове особый колпак в знак наказания, но он никогда не сдавался. Возможно, потому что не хотел всю жизнь вылущивать зелёный горошек, как отец. А может, устал рисовать по две тысячи профилей королевы на фарфоровых тарелках обычной лавки.
Образы кратки, но безграничны. Спокойны, но живы. Светлы, но не без тени. Чистота образа дарит свою многоликость просто так, проживая настоящее каждого из нас по-новому, будто мы перешагнули через сложности и вышли благодарными победителями. Тем самым доказывая бессмертность подвигов и триумф над временем всех, кто творил добро во имя его. Всех, кто звучал на полотнах своей судьбы словом ли кистью, танцем ли мыслей или их продолжением. Великолепие лучшего концентрирует внимание на себе, точно является лучшим другом, собеседником, советником, хоть и невидимым.
Эстетическаясамопрезентация в музыкальном сопровождении.
Упражнения, тренирующие ответы рёбёнка в эстетической среде.Поэтический, прозаический образы прививают ребёнку навыки самопрезентации и положительное отношение к ней. В качестве помощника работает и музыка. Направляя на красоту и созидание, музыка несёт в себе волшебную, защитную функцию, оберегающую, оздоравливающую, обогащающую.
Поэзия отлично стирает шаблонность мышления читающего, рассказывающего, пишущего. Проза не выискивает недостатки, не является критиком. Проза ― творец повествовательный, в то время. Как поэт ― мыслитель, перебирающий струны золотой лиры вне времени, сквозь пространство, переступающий через самые высокие пороги и обозначающий высоту нравственного идеала.
Участник искусства учится мыслить, проходя сквозь красоту и созидание. Три измерения искусства: живопись, литература, музыка ― это сильный дом, без щелей, ветра, зябкого холода и преград. Будучи светом, он побеждает тьму даже самым первым лучом в мире человека.
Музыка не бывает простой. Каждая композиция ― чья-то жизнь. Здесь симфонические истории Г. Малера и С. Рахманинова. При прослушивании их даров человек становится крепче, мудрее, выносливее. Он взмывает выше, к солнцу, а там где солнце холодно не бывает. Сказочно-небесные силы в музыке Мориса Равеля открывают кукольные домики, где обитают все сказки наяву. М. Равель любил детей, заводные игрушки, мир. Он очень болел, но несмотря на это творил высшую красоту.
Аквариум Камиля Сен-Санса бескрайний. Здесь рыбки не поедают друг друга. Они счастливы и свободны. И. С. Бах, обладая тонким слухом и талантливым восприятием, он плохо видел. Рано потеряв родителей, все свои музыкальные миры посвящал небу. Музыка таит в себе всё, и он это видел и понимал уже с четырёх лет. Обладая синестезией, Н. А. Римский-Корсаков чувствовал звуки, мелодии, по-своему и писал особенно широко, безгранично, оживляяШахерезаду, точно возвращая её на землю с самых первых нот.
Г. Свиридов вплёл в «Метель» А. С. Пушкина всего себя и остался там. Поэтому мы любим его «Пастораль», «Весну», «Тройку», «Зимнюю дорогу» и присутствуем на «Венчании» каждый раз, когда получаем от него приглашение.
Учащиеся ориентированы на красоту и замечают её вокруг себя. Ориентация на созидание, а не на разрушение помогает детям грамотно выстраивать межличностные отношения и чувствовать себя комфортно в социуме.
Тематический план и содержание занятий (см. Приложение)
№ | Тема | Содержание | Количество часов |
1. | «В долине искусства» | Психологическая диагностика «В долине искусства» | 1 |
2. | Бесконечная история | ― Знакомство с книгой Михаэля Энде «Бесконечная книга» (см. рекомендлит-ру): Главный герой Бастиан прячется в книжной лавке; Дядюшка Кориандр; Таинственная книга; Скелеты на пыльном чердаке ― Иллюстрация: Обложка книги с двумя змеями на обложке. Бастиан и Везучий дракон (См. Приложение) ― Вопросы (См. Приложение) | 1 |
3. | Везучий дракон | Музыкальное сопровождение: Густав Малер, симфония №5, адажиетто. Продолжение истории Михаэля Энде на фоне музыкальной композиции: Бастиан попадает в книгу; Детская королева; Помощь Артрею; Везучий дракон; Преодоление препятствий; Возвращение домой; Иллюстрацию учащийся создаёт сам во время прослушивания истории. Название иллюстрации: «Я и Везучий дракон». ― Вопросы (См. Приложение) | 1 |
4. | Амулет | Фрагмент для чтения (М.Энде, «Бесконечная книга») Учащийся читает, соблюдая разные интонационные характеристики под музыкальное сопровождение: Л. Бетховен «Лунная соната». Учащийся создаёт амулет на листе в виде круга и пишет в нём самые сильные и красивые слова, которые запомнились ему из «Бесконечной книги». | 1 |
5. | В роли волшебника | Учащийся рассматривает картины с изображением волшебников. Игра «Запомни и опиши» (См. Приложение) Ответы на вопросы. Учащемуся предлагается побыть в роли волшебника в остроконечной шляпе перед зеркалом. Самопрезентация - импровизация «История волшебника» под музыкальную композицию: И. С. Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3. | 1 |
6. | Зелёный горошек и фарфоровые тарелки знаменитого Огюста | История становления художника Огюста Ренуара: Париж, два берега Сены и бабушка; Оперный талант и три тысячи труб органа Школа и колпак Фарфоровые тарелки с изображением королевы Холсты на природе Нападение хулиганов Знакомство с художником, контуженным на войне в Булонском лесу. Неприятие чёрного цвета (См. рекомен. лит-ру) Просмотр картин (См. Приложение) и ответы на вопросы под музыкальное сопровождение: М.Равель, «Таинственный сад» из сборника «Сказки матушки Гусыни» М. Равель, «Павана спящей красавицы» М. Равель, «Игра воды» | 2 |
Волшебные цвета художника | Рассказ учащегося о становлении художника О. Ренуара и его любимые цвета в работе под музыкальное сопровождение: С. Рахманинов, концерт № 2, часть 2. Творческое задание (См. Приложение) Под музыкальное сопровождение: С. Рахманинов, симфония № 2, часть 3 | 2 | |
8. | Поэтическая самопрезентация | Творческий экспромт: чтение стихотворения К. Бальмонта «Золотая рыбка» под разное музыкальное сопровождение: Камиль Сен-Санс, «Аквариум». Н. А. Римский – Корсаков, тема моря из сюиты «Шехерезада» Рассказ по картинам В. Низовцева и Генри Хаббела. Нарисовать море под музыкальное сопровождение: Ф. Шопен, Фантазия-экспромт. | 2 |
9. | Прозаическая самопрезентация | Творческий экспромт: Интонационное чтение прозаического фрагмента №1 под музыкальное сопровождение: Д. КаччиниAveMaria. Чтение прозаического фрагмента №2 под музыкальное сопровождение: Г.Свиридов, Пастораль (из цикла музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель») Пересказ прочитанного и создание иллюстраций на оба фрагмента: ― Жар-птица ― Агат спасает кузнечика Лютика Ответы на вопросы по фрагментам | 2 |
10. | Мальчик в деревянных башмаках | Картины по сказкам Г. Х. Андерсена. История становления писателя Г. Х. Андерсена: Странный верстак; Кукольный театр отца; Гадалка; С узелком в Копенгаген Истории для детей. Творческое задание Придумай и напиши пятнадцать слов, которые могут расколдовать любые злые чары. | 1 |
11.. | Экспромт «Прекрасный сад» | Творческое задание Внимательно рассмотри три картины: ― М. Врубель «Роза» ―К.Моне «Одуванчики» ― К. Моне «Ирисы в Живерни» Придумай и напиши историю о том, как роза и одуванчики попали в Прекрасный сад мальчика Клода. Музыкальное сопровождение: А. Бородин, « Ноктюрн» Самопрезентация истории «Прекрасный сад» Музыкальное сопровождение: Танец часов из оперы Понкьелли «Джоконда». | 1 |
12. | Мальчик и скрипочка | История становления композитора А. Вивальди: Венеция Землетрясение Спасение мальчика Золотой колокольчик Янтарная скрипочка Музыкальные выдумки на полу Новый дом в центре Венеции Создание «Времена года: моя сила» под музыкальное сопровождение: Вивальди «Осень», «Зима», «Весна. Аллегро», «Лето.Шторм» (См. Приложение) | 2 |
13. | Игра в радость | История детства Поллианны― девочки из приюта: Путешествие на поезде Хмурая тётушка Жаркий чердак Мухи Игра в радость Чтение фрагмента «Поллианна», Элинор Портер. Творческое задание «Игра в радость» (См. Приложение) | 2 |
14. | Золотые коньки | Просмотр двух картин: Дона Гелсингер, изображение девочки с коньками Клод Моне «Сорока» Работа с просмотром картин. Поэтическая самопрезентация (Автор:Туисова Анна): «Золотые коньки» «Моя бабушка любит птиц» Музыкальное сопровождение: Ф. Шопен, ноктюрн № 19, ми-минор | 1 |
15 | Психологическая диагностика «Жёлудь» | Проведение психологической диагностики «Жёлудь» по изученному материалу (См. Приложение) | 1 |
Итого часов: | 21 |
III.Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение:
Класс для проведения занятий;
Доска для демонстрации задания;
Бумага;
Канцелярские принадлежности;
Список рекомендованной художественнойлитературы:
Боккарди В. Вивальди - Жизнь замечательных людей / Т. 1085. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 272с.
Брауде Л. Ю. Жизнь и творчество ХансаКристиана Андерсена. Л, 2001
К.Бальмонт, Золотая рыбка https://rustih.ru/konstantin-balmont-zolotaya-rybka/
Михаэль Энде. Бесконечная книга с рисунками от А до Я: [Пересказ с нем. Т. Набатниковой; Худож.Е. Р. Соколов]. — М.: Знаменитая книга, 1992. — 351 с.
Портер Э. Поллианна. ― Москва: АСТ, 2017. ― 303с.
Ренуар, Жан. Огюст Ренуар — М.: Искусство, 1970. — 361 с. — (Жизнь в искусстве).
Туисова А. В. Дивокрыл. https://litnet.com/account/novels/view?id=183475
Туисова А. В. Стихи. https://stihi.ru/avtor/homiachok20041
Музыкальные композиции для сопровождения
Бах И. С.,«Ария» из оркестровой сюиты № 3
Бородин А. П.,«Ноктюрн»
Бетховен Людвиг ван.,«Лунная соната»
Вивальди Антонио, «Весна»
Вивальди Антонио,«Лето»
Вивальди Антонио,«Осень»
Вивальди Антонио,«Зима»
Каччини. Д.,«Аве Мария»
Малер Густав, симфония №5, адажиетто
Понкьели, «Танец Часов» из оперы «Джоконда»
Равель Морис, «Таинственный сад»
Равель Морис, «Павана спящей красавицы»
Равель Морис, «Игра воды»
Рахманинов С., Концерт № 2, часть 2
Рахманинов С., Симфония № 2, часть 3
Римский-Корсаков Н, А., тема моря «Шехерезада»
Свиридов Г. «Пастораль» из цикла музыкальных иллюстраций к произведению «Метель» А. С. Пушкина
Сен-Санс Камиль, «Аквариум»
VI. Художественные образы: картины, иллюстрации
Врубель М.,«Роза»
Гелсингер Д., Изображение девочки с коньками
Ерко В.,«Огниво»
Ерко В., Две иллюстрации к «Снежной королеве»
Иллюстрации обложки «Бесконечной книги»
Иллюстрации к книге «Поллианна»
Клименко А., Изображение волшебника
Моне Клод, «Ирисы в Живерни»
Моне Клод, «Сорока»
Моне Клод,«Одуванчики»
Низовцев В., Изображение золотой рыбки
Ренуар Оскар,«Девочка с лейкой»
Ренуар Оскар,«Лодка»
Ренуар Оскар,«На терассе»
Столбова А. Изображение волшебника
Хаббер Генри СалемИзображение девочки и аквариума
Приложение
Занятие №1
Авторская психологическая диагностика «В долине искусства»
Цель: выявить знания учащегося о мире искусства в трёх измерениях: живопись, литература, музыка
Инструкция: педагог-психолог предлагает детям ответить на вопросы.
Блок «Живопись»
Вопрос | Ответ |
Что такое палитра? | |
Когда человека называют художником? | |
Каких художников знаешь? | |
Почему набросок делают простым карандашом? | |
Художниками рождаются или становятся? Нужное подчеркнуть | Рождаются Становятся |
Подчеркни фамилии художников | А. Саврасов А. С. Пушкин И. Репин С. Есенин Л. Н. Толстой |
Блок «Литература»
Вопрос | Ответ |
«Сказка о рыбаке и рыбке» написал (Нужное подчеркни) | А. С. Пушкин К. Чуковский |
Люди пишут книги, чтобы… Напиши ответ | |
Кто такие музы и почему их все любят? | |
Почему раньше писали пером да чернилами? | |
Сочинял ли ты когда-нибудь свою историю? Нужное подчеркни | Да Нет |
Любишь читать Нужное подчеркни | Да Нет |
Блок «Музыка»
Вопрос | Ответ |
Кто из перечисленных композитор: Нужное подчеркни | В. Моцарт А. Вивальди Г. Х. Андерсен |
Музыка влияет на настроение человека? Нужное подчеркни | Да Нет |
Люблю музыку Нужное подчеркни | Да Нет |
Напиши три музыкальных инструмента | |
В моём доме звучит музыка? Нужное подчеркни | Да Нет |
Для чего нужны колыбельные? | |
Обработка данных
Подсчитывается количество смысловых ответов, приближённых к правильным. Более 50% верных ответов в определённых блоках говорит о среднем уровне первичных знаний в области искусства и положительном отношении к нему. Чем больше правильных ответов, тем шире и красивее долина искусства. Педагог-психолог отмечает для себя ход мыслей учащегося в ответах на вопросы открытого типа, какие вопросы ребёнку показались легкими, а какие сложнее.
По окончании проведения методики педагог-психолог задаёт учащимся домашнее задание: нарисовать свою долину искусства на альбомном листе.
Обложки «Бесконечной книги»
Занятие № 2
― Вопросы по «Бесконечной книге»:
Почему некоторые писатели думают, что они волшебники?
Кто главный герой «Бесконечной книги»?
Почему Бастиан боялся быть главным героем?
Какие скрытые силы живут в главном герое и почему он их пока не замечает?
Скрытые силы в тебе?
Что нравится тебе в этой истории?
Занятие №3
― Вопросы по «Бесконечной книге»:
Дружит ли с тобой Везучий дракон?
Почему?
Какие трудности ты уже смог преодолеть?
Как поверить в себя?
Кто гордится тобой?
Кто уважает тебя?
Дружил бы ты с Бастианом. Почему?
Занятие № 4
Фрагмент для чтения (М. Энде, «Бесконечная книга»):
«— Я хочу тебе кое-что показать, Бастиан. Посмотри мне в глаза! Бастиан сделал это, хотя сердце у него колотилось, и кружилась голова. И он увидел в золотых зеркалах её глаз маленькую фигурку, которая затем становилась всё ближе и яснее. Это был мальчик примерно его лет, но стройный и дивной красоты. Его осанка была гордой, лицо благородным, тонким и мужественным. Он выглядел как юный принц из восточной страны. На голове красовался тюрбан из голубого шелка, на ногах красные сапоги с загнутыми носками, поверх парчового одеяния серебрился плащ. Но самым великолепным в этом мальчике были руки — с тонкими, благородными и одновременно сильными пальцами.
Бастиан как раз собирался спросить, кто этот юный царевич, как вдруг молнией пронеслась в его голове догадка: да ведь это он сам!
Это было его собственное отражение в глазах Лунианы.Он перевёл взгляд на свои руки и ноги и действительно увидел и красные сапоги, и серебряный плащ, он долго и удивлённо рассматривал всё это, а потом повернулся к Луниане.Её больше не было!Он стоял один в круглом гроте, образованном светящимися растениями.
— Луниана! — звал он, поворачиваясь во все стороны. — Луниана!
Но не получал ответа. Что же делать? Почему она оставила его одного? Куда ему теперь идти? А вдруг он вообще попался в ловушку?
Пока он пытался понять, что затеяла Луниана, оставив его одного, ничего не объяснив и не простившись, пальцы стали машинально играть золотым амулетом, который висел у него на шее.
Он поглядел на него и удивленно ахнул. Это был АУРИН, знак Детской Королевы, который делал его полномочным её представителем. Луниана передала ему власть над всей Фантазией. И пока он носит этот знак, всё будет так, будто она неотлучно рядом с ним.
Бастиан долго разглядывал двух змей, светлую и тёмную, заглотивших хвосты друг друга и образовавших овал. Потом перевернул медальон обратной стороной и к своему удивлению обнаружил там надпись — три коротких слова: ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ. В Бесконечной Книге ничего не говорилось про эту надпись. Разве Атрей не заметил её? Это были слова разрешения — нет, повеления: делать, что душе угодно».
Занятие №5
1. Картина художника Анастасии Столбовой
2. Картина Андрея Клименко
Игра «Запомни и опиши»
Учащемуся предлагается рассмотреть внимательно каждую картину (А.Столбовой и А. Клименко) по очереди. Затем педагог-психолог убирает картины, и учащийся по памяти отвечает:
1.На первой картине изображён волшебник в окружении…
2. На второй картине изображён волшебник в окружении…
3. Цвета первой картины
4. Цвета второй картины
5. Какая картина понравилась больше. Почему?
Самопрезентация «История Волшебника». Учащийся в волшебной шляпе рассказывает свою автобиографию, смотря в зеркало на своё отражение.
Занятие № 6
«Девочка с лейкой», Огюст Ренуар
Вопросы по картине «Девочка с лейкой»
Опиши главную фигуру на картине;
Где находится девочка?
О чём может думать девочка?
Если волшебник оживит её, что она нам о себе расскажет?
Какие игрушки девочке понравятся?
Какие сказки у девочки могут быть любимыми?
В её лейке есть вода или она уже полила цветы?
Картина «Лодка», Огюста Ренуара
Вопросы по картине:
Какое время года на картине?
Какое время суток на картине?
Изображены река или озеро?
Чем отличается река от озера?
Как думаешь, почему художник изобразил лодку золотого цвета?
О чём могут беседовать девушки в лодке?
Куда плывут девушки в лодке?
Кто из них замечает красоту вокруг, а кто в себе?
Картина «На терассе», Огюст Ренуар
Вопросы по картине:
Кто изображён на картине?
Какое настроение у персонажей?
Чем наполнена корзина?
О чём задумалась мама?
О чём думает дочка?
У них счастливая семья?
Занятие №7
Творческое задание
«Напиши красивые слова похожие на картины художника Огюста Ренуара»
Занятие № 8
Стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка» для творческойсамопрезентации
В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.
Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду —
Золотая рыбка.
Картина В. Низовцева
Художник Генри СалемХаббел
Занятие № 9
Фрагмент №1, Сказочная повесть «Дивокрыл». Автор: Анна Туисова
«Небо так всматривалось сквозь туман, что не заметило высоко летящую Жар-птицу. Птица торопилась по своим делам и находилась совсем рядом, а ее чудесный разноцветный хвост распушил утренний ветер.
Жар-птица улыбнулась и, заметив облако неподалеку, присела на него. Свесив длинные ноги в полосатых носках, она шевелит пальцами ног. На голове уже по-новому собраны перья. Они перехвачены розовой лентой, но туман, заволакивающий все вокруг, постепенно гасит яркость ленты, да и все удивительные огни тоже.
— Квили-квили-квили-пу! Квили-квили-квили-пу! — поет Жар-птица, сидя на облаке и болтая тонкими ножками. — Какой туман сегодня! Почти ничего не видно! Вот странное утро!
Жар-птица достает из сумочки очки для завтрака, очки для прогулки, очки для полетов, очки для работы, и, наконец, обнаруживает очки для сна. Надевает их через голову, закрепляя над красным клювом, и удобно устраивается на облаке, чтобы вздремнуть. Жар-птица любит дремать по утрам, когда внизу только просыпается жизнь.
Выдернув из хвоста голубое перо, птица накрывается им, и через мгновение перо превращается в легкое и теплое одеяло. Одеяло накрывает Жар-птицу до клюва. Тонкая ручка птицы показывается из-под одеяла всего лишь на миг, чтобы включить маленькую, почти незаметную кнопочку, спрятанную в самом центре очков для сна — кнопку под названием «Сон».
Не проходит и секунды, как птица с улыбкой засыпает, а пушистое и мягкое облако медленно покачивается на небосводе. Через две минуты облако вместе с птицей скрывается из виду. Оно никуда не девается, просто туман спрятал его на время, вместе с небом, лесом и озером.
Наклонившись, Агат находит странный предмет. В тумане видно, что предмет длинный и сквозь пелену дымки проглядывают яркие линии небесных звезд. Агат нагибается, поднимает крыльями предмет и подносит его к глазам.
Восхищенные синие глаза Агата удивляются — предмет выглядит ярким и странным. Странность трубы в том, что она почти ростом с Агата, а такая легкая, что ее можно свободно держать крыльями и даже рассматривать, переворачивая в разные стороны.
Мальчик удивленно разглядывает трубу Неба. Теперь лучше видны золотые звезды. Они просто мерцают. Звезды без запаха, но выглядят великолепно.
Агат понимает, что через трубу можно смотреть. Он вглядывается в темноту внутри трубы, пытаясь угадать, что там внутри. Вдруг слышит веселые песни над своей головой. Мальчик автоматически направляет трубу вверх и видит ворону с корзиной.
Ворона держит в клюве целую корзину червей — собирается подарить их на завтрак своим маленьким птенцам. Червяки во все горло распевают веселые, громкие песни и размахивают в воздухе своими шляпами.
Ворона не слушает песни и спокойно держит в клюве корзинку. Агат удивился — нет, не поющим червям. Просто труба показывает всё, что происходит вокруг. Он радостно воскликнул, рассматривая облака над вороной. На одном из облаков спит странная цветная птица под одеялом.
— Вот это да! — удивился мальчик.
Ворона услышала возглас Агата и каркнула в ответ. Корзинка из её клюва вылетела и принялась падать вниз.
Корзинка летела, а испуганные червяки, вцепившись тонкими ручками за корзину, зажмурили глаза от страха. Вдруг над корзинкой раскрылись три маленьких парашюта — один за другим, и испуганные червяки в шляпах, плавно поплыли в корзине над лесом, под защитой воздушных крыш. Когда они поняли, что не упадут вместе с корзиной — начали петь вновь. Песня червяков зазвучала еще громче. Счастливые голоса их, похожие на перезвоны колокольчиков, еще долго слышал таинственный лес, окутанный туманом».
Фрагмент №1, Сказочная повесть «Дивокрыл». Автор: Анна Туисова
«— С тобой кто-то есть? — промолвил Агат и если бы у него были длинные волосы на голове, то они бы поднялись дыбом от кошмара, что творился перед ним.
— А ты кто? Почему я должен тебе отвечать?! — кузнечик был раздражен и явно видел кого-то рядом.
— Я тебя спас, — промолвил Агат и протянул крыло Лютику. — Нам следует уйти.
— Зачем? — туманно поинтересовался Лютик, словно решил жить в норе.
— Сейчас проснется личинка в сумке и съест нас обоих, — сказал правду Агат.
— Пооснется? — переспросил кузнечик. Он не выговаривал букву «Р».
— Да, — набрался терпения Агат. — Его начал раздражать Лютик, но раз он твердо решил вытащить его отсюда, то непременно так и поступит. Иначе Агат окажется совсем слабым, как говорила предательница Альбинесса.
— Где она? — кузнечик решил размять ноги. Левая нога не хотела превращаться в ухо, поэтому Лютик плохо слышал. — Где личинка? — спросил он.
— За сумкой, — вздохнул Агат.
— А где она, сумка? — спросил кузнечик.
— Напротив тебя, — взглянул на сумку Агат.
— Напотив? — переспросил кузнечик и вдруг стал слышать лучше.
— Да, — ответил Агат.
— Напотив меня только чоное существо, которое имеет кыылья и зовет меня куда-то, — признался кузнечик и даже помахал кому-то, кого видел только он.
Агат схватился за голову.
— Болеешь? — спросил Лютик и улыбнулся. У него не оказалось двух передних зубов.
— А этот черный он тебя куда зовет? — спросил Агат.
— Он не чоный, а уже сеыый и зовет меня в сеуую даль, — пояснил кузнечик.
— Плюнь на него, и пойдем к твоей маме, — почти приказал Агат.
— Зачем? — невинно спросил Лютик. — Плевать на сеого нельзя, сеыйаазозлится!
— Тьфу ты, жук тебя побери! — разозлился Агат. — Он хочет тебя забрать с собой, навсегда.
— Зачем? — снова спросил Лютик.
—Играет, — пояснил Агат и сжал крылья в кулаки, приготовившись сражаться с тем, кого видел только Лютик.
— Ой! — сказал Лютик. — Сеыый ушел. Зачем приходил?! Жук тебя побеии! — он встал и подошел к Агату. Тому стало неудобно, что кузнечик от него научился такому плохому выражению про жука, и растерянно улыбнулся Лютику.
— А мы еще сюда веенёмся? — спросил Лютик.
— Зачем? — не понял Агат.
— В этой ноое необыкновенные темные цвета: чооный, сеыый и кооичневый. Меня Лютиком звать. Я — художник. Иисую, понимаешь?
Агат кивнул и заплакал от счастья — он, Агат, спас кузнечика, может быть даже лучшего художника! Лютик, понимая и радуясь, что остался жив, похлопал его по плечу и первым направился к выходу.
Он шел на свет и лучи солнца, словно проникали сквозь него. Агату все время казалось, что Лютик исчезнет, и сердце его тревожно билось. Поэтому он догнал Лютика и взял его за руку. Лютик посмотрел на него и улыбнулся своей беззубой улыбкой. Что-то неземное выглядывало из-за простоты кузнечика, как будто он необычный.
Так они вышли из норы вместе: бледный Агат и долговязый кузнечик Лютик. А кусочек солнца попал на сумку, которая стояла в норе и от этого из сумки стали доноситься странные звуки: плевательные, гудящие и жужжательные».
Вопросы по фрагментам:
Почему Жар-птица ― разноцветная?
Какие чудеса случались с тобой?
Часто ли ты помогаешь другим?
Кто помогает тебе?
Когда ты уважаешь себя?
Кто в твоей семье похож на Жар-птицу?
Занятие № 10.
Картина В. Ерко к сказке Г. Х. Андерсена «Огниво»
Картины-иллюстрации В. Ерко к сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Занятие № 11
М. Врубель «Роза» К. Моне, «Одуванчики»
К. Моне «Ирисы в Живерни»
Занятие № 12
Методика «Времена года: моя сила». Автор: Туисова А. В.
Альбомный лист названный «Моя сила» разделён на четыре сектора: осень, зима, весна, лето.
В каждом секторе учащийся описывает любимое в данном времени года по желанию: словами или картинками. Под музыку «Времена года» А. Вивальди соответственно.
В нижней части каждого сектора вывод: Моя сила в… (учащийся дописывает)
Занятие № 13
Иллюстрация к книге «Поллианна»
Фрагмент «Поллианна», Элинор Портер
«А тебя, Поллианна, прошу вести себя, как принято. Встань, пожалуйста, я даже не успела тебя, как следует разглядеть.
Издав нервный смешок, Поллианна тут же вскочила на ноги.
— Ну да, да, вы же меня никогда не видели, тетя, — затараторила она, — но во мне нет ничего особенного. Лицо у меня все в веснушках… Ой, мне ведь нужно объяснить вам еще про клетчатое платье, и про черный верх. Я уже рассказала Нэнси, как папа сказал…
— Да, да, дорогая, — перебила ее тетя Полли. — Для меня не имеет значения, что сказал твой отец. Полагаю, у тебя есть чемодан?
— Ну, конечно, тетя Полли. У меня прекрасный чемодан. Мне подарила его Женская помощь. Правда, он почти пустой, а моих вещей там совсем мало. Понимаете, среди последних пожертвований почти не было одежды для девочек. Но в чемодане есть папины книги. Миссис Уайт решила, что я должна взять их с собой. Мой папа…
— Поллианна, — снова перебила ее мисс
Полли, и голос ее прозвучал резче прежнего. — Я думаю, что будет лучше, если ты сразу поймешь: я не хочу, чтобы ты говорила при мне о своем отце. Прошу тебя впредь этого не делать. Девочка судорожно вздохнула.
— Но, тетя Полли, значит вы хотите… хотите…
— Сейчас мы поднимемся в твою комнату, — воспользовалась паузой мисс Полли. — Полагаю, твой чемодан уже там. Я еще перед отъездом велела Тимоти, чтобы он сразу поднял твой багаж, если он вообще у тебя окажется. Иди за мной, Поллианна.
Поллианна послушно засеменила вслед за тетей. Она едва сдерживалась, чтобы не разрыдаться, и в глазах ее стояли слезы. Однако секунду спустя она уже вновь гордо подняла голову. «Все-таки я рада, что тетя запретила говорить о папе, — подумала она. — Наверное, мне самой будет легче, если я перестану о нем говорить. Может быть, тетя потому и запретила мне?» Убедив себя таким образом, что тетя Полли печется только о ее благе, Поллианна смахнула слезы и принялась с любопытством оглядываться вокруг.
Они поднимались по лестнице на второй этаж. Тетя Полли шла впереди, и ее величественную поступь сопровождало шуршание шелковой юбки. Вдали, за тетей Полли виднелась раскрытая дверь, и Поллианна успела заметить светлые ковровые дорожки на полу и обитую атласом мебель. Ковер на ступеньках пружинил под ногами Поллианны, мягкостью и цветом он напоминал лесной мох, на стенах висели картины в массивных золоченых рамах, а ослепительный солнечный свет струился сквозь кружевные занавески.
— Ой, тетя Полли, тетя Полли! — восторженно прошептала девочка. — Какой же у вас удивительный дом! Наверное, вы очень рады, что вы такая богатая.
— Поллианна! — возмущенно воскликнула тетя, резко оборачиваясь к племяннице. — Ты просто ужасаешь меня! Как тебе такое только в голову пришло?
— Но что я такого сказала? — спросила девочка, которой и впрямь было невдомек, что оскорбительного нашла тетя в ее словах. — Разве вы не рады, тетя Полли?
— Разумеется нет, Поллианна. Надеюсь, я никогда не впаду в грех гордыни до такой степени. Как я могу гордиться тем, что дал мне Бог? И запомни, моя дорогая, самое последнее дело гордиться богатством, — с постным видом заявила почтенная леди.
Затем она отвернулась и продолжила путь. Они миновали холл и подошли к двери, которая выходила на другую лестницу. Мисс Полли еще раз похвалила себя за разумное решение. Первоначально она определила племянницу на чердак из двух соображений: ей хотелось по возможности отдалиться от общества ребенка и, одновременно, уберечь богатую обстановку: уж она-то была наслышана, как плохо обращаются дети с хорошими вещами. Но после того, как Поллианна проявила интерес к роскоши, мисс Полли решила, что она права вдвойне, и аскетическая обстановка скромного жилища на чердаке «убережет девочку от пагубного тщеславия».
Как ни старалась Поллианна не отстать от тети, ее огромные голубые глаза все же успевали отметить множество восхитительных подробностей, и дом ей нравился все больше и больше. Она с замиранием сердца ждала, за какой из этих дверей окажется ее собственная комната. Она уже почти представляла ее себе — полную ковров, картин, с красивыми занавесками на окнах. Комнату, которая будет принадлежать только ей! И вот, наконец, тетя Полли, остановилась перед дверью.
За дверью оказалась еще одна лестница. Но, к некоторому разочарованию Поллианны, тут не было ничего интересного. Они поднимались вдоль совершенно голых стен. Лестница вывела их на сумеречную площадку, по углам которой крыша смыкалась с полом. Там виднелись бесчисленные сундуки и коробки.
Воздух тут стоял такой спертый, что Поллианна инстинктивно задрала голову повыше. Пройдя несколько шагов, тетя отворила еще одну дверь.
— Вот твоя комната, Поллианна, — сказала она. — И чемодан твой уже здесь. Ключ у тебя с собой?
Поллианна, не сводя с тети испуганных глаз, молча, кивнула. Тетя нахмурилась:
— Когда я что-то спрашиваю, Поллианна, я бы хотела, чтобы ты отвечала мне вслух, а не просто кивала головой.
— Хорошо, тетя Полли. Ключ у меня с собой».
Творческое задание «Игра в радость»
Перечисли все твои радости за сегодняшний день?
Перечисли печальное, в котором можно отыскать положительное?
Что тебе нравится в главной героине?
Как игра в радость может помочь твоей семье?
Занятие № 14
Дона Гелсингер, изображение девочки с коньками
Клод Моне «Сорока»
Работа с просмотром картин:
Что общего на картинах?
Где зима выглядит теплее почему?
Самое счастливое событие зимой для тебя?
Охарактеризуй картины тремя словами.
Поэтическая самопрезентация:
«Золотые коньки», Туисова Анна
Выхожу я на лёд,
А вокруг тишина,
Только ангел со мной,
Звезды, небо, луна.
Чудеса, волшебство
И мерцанье огней,
Я стремлюсь и лечу
В мире из фонарей!
Надо мною кружат
Серебра лепестки,
Рассекают свет льда
Золотые коньки.
«Моя бабушка любит птиц», Туисова Анна
Моя бабушка любит птиц,
Они в книгах ее живут.
Много рядом проходят лиц,
Но для бабушки птицы поют.
Она кормит их у дверей,
Птицы видят ее с небес;
Моя бабушка любит зверей
И их домик — сосновый лес.
Я хочу быть таким, как она,
Шевелить мир своей добротой,
Говорить не простые слова,
А лишь те, что звучат красотой.
Занятие №15
Авторская психологическая диагностика «Жёлудь»
Методика составлена из вопросов по изученному материалу.
Цель: Выявить качество усвоенного материала в рамках программы «Сильная красота» и наличие осознанности собственных личностных сил учащегося.
Как звали продавца книжной лавки в «Бесконечной книге»?
Почему мы ощущаем себя сильнее после знакомства с «Бесконечной книгой»?
Каждый ли человек может быть волшебником?
Волшебник ли ты? Почему?
Какого цвета лодка на одноимённой картине Огюста Ренуара? Почему художник выбрал такой цвет?
Сколько роз на известной картине М. Врубеля?
Какого цвета ирисы на картине Клода Моне в Живерни?
Что ты чувствуешь, когда уверенно читаешь стихи перед зеркалом?
Какие успехи у тебя уже есть?
В какую игру играла девочка Поллианна?
Интерпретация:
Педагог-психолог подсчитывает количество правильных ответов. Внимание! За один полный, положительный ответ учащегося о собственной индивидуальности насчитывается три балла. Таким образом, максимальное количество баллов: 18.
Сколько правильных ответов, столько желудей набирает учащийся, чтобы посадить и вырастить крепкие, могучие дубы ― сильную красоту.
Потамошнева Наталья Алексеевна